До 25 мая будут определены предприятия Казани, которые могут приостановить работу в связи с проведением Чемпионата мира по футболу До 25 мая будут определены предприятия Казани, которые могут приостановить работу в связи с проведением чемпионата мира по футболу Фото: technadzor.tatarstan.ru

«ЕСЛИ ПРЕДПРИЯТИЕ МОЖЕТ ПРИОСТАНОВИТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — МЫ ТОЛЬКО ЗА»

Традиционные весенние тезисы огласило накануне в Казани руководство Приволжского управления Ростехнадзора (точно это называется обсуждением правоприменительной практики по итогам 2017 года). Перед началом мероприятия журналисты «набросились» на заместителя руководителя управления Алмаза Гимадиева с вопросами о проверке торговых центров после пожара в Кемерове. «Это не совсем опасные производственные объекты и не совсем под надзором нашей структуры, поэтому что-либо комментировать по этому поводу не могу», — ответил чиновник.

Журналисты «набросились» на Алмаза Гимадиева с вопросами о проверке торговых центров после пожара в КемеровеФото: technadzor.tatarstan.ru

Зато он прояснил вопрос о возможном закрытии на время ЧМ-2018 казанских промышленных предприятий. Напомним, в январе появились сообщения о том, что ФСБ разослала ряду предприятий в регионах, где пройдет чемпионат мира по футболу, предписания о необходимости приостановки работы на время проведения спортивных соревнований: «У нас есть региональный штаб, который рассматривает все вопросы, связанные с приостановкой опасных производственных объектов — предприятий, которые перерабатывают химические и биологические вещества. Мы ни в коем случае не за то, чтобы прерывалась экономика, но есть соответствующие указания, и если предприятие считает, что оно может приостановить свою деятельность, то мы только за. Если не может, должны быть разработаны соответствующие мероприятия». Какие именно, представитель Ростехнадзора уточнить не смог, но подчеркнул, что все процедуры должны быть пройдены до 25 мая и они касаются только опасных объектов Казани.

«Настаивать [на остановке производства] мы, конечно, будем, потому что указ президента нужно исполнять, но есть правила, в которых прописано, что при наличии безопасных условий и разработанных мероприятий есть возможность работать в таком же режиме», — еще раз повторил Гимадиев, дав понять, что принимать окончательное решение будут все-таки на самом предприятии.

15 марта началась проверка на готовность объектов к приему и пропуску талых вод. Насколько опасным будет паводок, говорить пока рано 15 марта началась проверка на готовность объектов к приему и пропуску талых вод. Насколько опасным будет паводок, говорить пока рано Фото: pixabay.com/ru

ПО ПАВОДКУ  — НЕ ПАНИКОВАТЬ

Если в прошлом году на аналогичном заседании руководители Ростехнадзора дотошно разбирали едва ли не каждую ошибку татарстанских промышленников, то на этот раз все прошло в спокойном «чиновничьем» тоне. Гимадиев прежде всего похвастался, что по результатам проведенных опросов предпринимательского сообщества работа его управления «воспринимается позитивно». Он напомнил, что самая высокая концентрация опасных производственных объектов — в Казани (1530 предприятий), Набережных Челнах (638) и Альметьевске (635).

Другой заместитель руководителя управления — Алмаз Насыбуллин — остановился на энергетических и гидротехнических объектах. Он подчеркнул, что в Татарстане в 2017 году выработано 21,6 млрд кВт⋅ч электроэнергии, при потреблении почти 29 млрд киловатт-часов. Чиновник припомнил осеннюю подготовку к отопительному сезону, в частности низкий уровень знаний персонала.

Алмаз Насыбуллин подчеркнул, что в Татарстане в 2017 году выработано 21,6 млрд кВт⋅ч электроэнергии, при потреблении почти 29 млрд киловатт-часовФото: technadzor.tatarstan.ru

Более острым получился доклад о гидротехнических сооружениях (ГТС) — 15 марта началась проверка на готовность объектов к приему и пропуску талых вод. Насколько опасным будет паводок, говорить пока рано. «Паниковать не нужно — необходимые мероприятия проводятся», — заверил Гимадиев. «К промышленности больших вопросов не возникает, основные вопросы у нас к малым гидротехническим сооружениям, — отметил Насыбуллин. — И при этом у малых объектов даже есть возможность уйти от сезонных проверок, которые проводятся каждую весну и осень, — достаточно собрать несколько документов, но пока такую инициативу мало кто проявляет».

По словам чиновника, в Татарстане, наконец, «раскачалась» ситуация по финансированию капитального ремонта гидротехнических объектов. Из презентации Насыбуллина было видно, что начиная с 2015 года суммы, выделяемые на эти цели, выросли в два раза: вместо 177,6 млн рублей три года назад бюджет РТ в 2017-м выдал 356 миллионов. «Эту ситуацию мы уже лет пять пытались раскачивать — что необходимо выделять средства на восстановление и приведение в нормативное состояние гидротехнических сооружений, ситуация немного раскачалась... Поэтому говорить о том, что на что-то нет средств, уже неразумно», —  сразу предупредил Насыбуллин.

«ОСТАНОВКА ПРОИЗВОДСТВА — ЭТО ВСЕГДА РИСКИ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что особый режим безопасности во время проведения чемпионата мира по футболу в Казани — это напряженная, но привычная для предприятий работа. В то же время останавливать производство ни в коем случае нельзя.

Игорь Рассман — заместитель генерального директора ассоциации предприятий и промышленников РТ:

— Введение особого режима работы во время проведения чемпионата мира по футболу в Казани — ожидаемая мера. Предприятия, которых эти ограничения касаются, готовы к ним, потому что еще с советских времен накладывались подобные ограничения на работу в период проведения определенных мероприятий. В свое время особый режим вводился даже, например, в связи с приездом иностранных гостей, не говоря уже о таких серьезных мероприятиях, как мировое спортивное событие. Это нужно для того, чтобы максимально снизить возможность каких-либо неприятных инцидентов на производствах, которые могут испортить впечатления от мероприятия и от города. Это всегда определенные неудобства, но предприятия чаще всего готовы к таким ограничениям.

Павел Шацких — генеральный директор ОАО «Казанский завод „Электроприбор“»:

— От Ростехнадзора к нам обращений не поступало — только от администрации района и министерства промышленности Татарстана, но они касались противотеррористической защищенности. Что касается особого режима безопасности, то «Электроприбор» неоднократно становился призером конкурса «Эколидер». Мы осознаем особую ответственность от нахождения в центре города, особенно во время проведения чемпионатов, универсиады и других мероприятий. Мы всегда под пристальным надзором. Что касается остановки производств, то я имею представление об определенных технологических процессах и знаю, что остановить, скажем, литейное производство очень сложно. Вообще, остановка непрерывных производственных процессов, которые происходят, например, на Казаньоргсинтезе, нежелательна. Их последующий запуск будет связан с определенными рисками. Я бы сам лично больше настаивал на уменьшении мощности, но не останавливал производства.

Александр Лившиц — генеральный директор ФКП «Казанский пороховой завод»:

— Мы отправили в Ростехнадзор документы о том, какие фазы мы ограничиваем, например перевозку опасных грузов, — список на десяти листах. Нет, это ни в коем случае не сокращение объема производства на время чемпионата — такого не может быть. Правильно сформулировать так: ограничения по проведению опасных операций.