«Пусть в Боровых строят, где дачи себе отгрохали!» — возмущались накануне сотни жителей «Салават Купере», пришедших на собрание по вопросу строительства мусоросжигательного завода. Пока в подмосковном Волоколамске жители задыхаются от смрада со свалки, а проекты «Ростеха» по «термическому обезвреживанию» начинают восприниматься как избавление, в Казани согласия нет и близко. О том, насколько горяча эта тема и как на ней в очередной раз «погрелись» коммунисты, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Мы против мусоросжигательного завода!» — такими словами встретили накануне корреспондента «БИЗНЕС Online» на импровизированном стихийном собрании местных жителей в ЖК «Салават Купере»
«Я ВЫРАЖАЮ СВОЕ НЕСОГЛАСИЕ С ПЛАНАМИ СТРОИТЕЛЬСТВА В РФ МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНЫХ ЗАВОДОВ...»
«Мы против мусоросжигательного завода (МСЗ — прим. ред.)!» — такими словами встретили накануне корреспондента «БИЗНЕС Online» на импровизированном стихийном собрании местных жителей в ЖК «Салават Купере». Мероприятие прошло на заснеженной площадке у новогодней елки на улице Нурихана Фаттаха, между жилыми домами №21/1 и №11/3. Придя на место к назначенному времени, можно было увидеть, как несколько жителей, вооружившись лопатами для снега, расчищали площадку для ожидающегося столпотворения. Несколько женщин старательно вытаптывали вокруг на снегу, словно призыв к жителям соседних домов, наблюдавших за происходящих из окон, надпись «Нет МСЗ». Чуть поодаль, через сугробы снега, уже дежурила машина полиции, что было неудивительно — через улицу расположился недавно перенесенный сюда ОП «Юдино».
«Мы хотим дышать свежим воздухом! Мы не хотим дышать этими диоксинами! Мы будем отстаивать свои права. Если надо будет, пойдем на митинги и перекрывать М7. В планах у нас и такое есть. По-другому нас не слышат, не хотят слышать», — рассказала одна из местных жительниц, Антонина Серебрякова. По ее словам, мероприятие, для которого она старательно лопатой расчищала снег, нельзя было считать ни митингом, ни сходом граждан, это просто собрание. Видимо, именно такую формулировку выбрали организаторы, дабы избежать санкций за несогласованное мероприятие. К началу встречи жителей, в 13:00, на площадке появились и правоохранители, которые на вопрос корреспондента, разгонять или охранять они пришли, выбрали последний вариант и в итоге лишь молча наблюдали за происходящим со стороны.
Несколько женщин старательно вытаптывали на снегу надпись «Нет МСЗ»
К старту мероприятия на площадке уже собрались порядка 200 человек — они вереницей шли из соседних домов и с парковок. Вместе с ними появились и несколько сборщиков подписей, ходивших между рядами с просьбами ставить автографы под петицией и обращениями президенту России Владимиру Путину. «Мы распечатали 1000 экземпляров к митингу (который проходил в начале месяца — прим. ред.), там было... около 150 подписей. То есть осталось штук 700–800, наверное», — пояснила нашему изданию одна из активисток, Вера Керпель, держащая стопку подписанных обращений в адрес Путина. Заготовленные образцы обращений разошлись с первых же минут как горячие пирожки — люди с удовольствием их подписывали, прикладывая листки на спины друг другу. Уже через полчаса жители беспокойно ходили по рядам, спрашивая, у кого можно получить бланк обращения — они быстро закончились.
«Я выражаю свое несогласие с планами строительства в РФ мусоросжигательных заводов», — жирными буквами декларировалось в подписываемых обращениях на имя президента РФ, в которых значилось всего 13 пунктов требований. В самом первом пункте говорилось о необходимости признать незаконным проект «Чистая страна», предполагающий термическое обезвреживание отходов. Во втором пункте призывалось признать незаконной и отправить на доработку территориальную схему обращения с отходами. И самый главный, третий, пункт снова был напечатан жирными буквами: «Требую отменить строительство мусоросжигательного завода мощностью 550 тыс. тонн в год в Казани / в пригородах Казани и во всей Республике Татарстан». Среди этого списка было и требование отменить строительство четырех других МСЗ в Московской области. Особое место в обращении было уделено теме раздельного сбора мусора и его переработке иными способами, главное, не путем сжигания. Складывалось впечатление, что форма распечатанных обращений была подготовлена еще в прошлом году — по крайней мере, в графе «Даты» значился 2017 год.
Кроме этих воззваний к Путину по рядам ходили и петиции, в которых говорилось о несогласии с планами строительства МСЗ в республике, политикой правительств РФ и РТ в области экологии, а также о том, что их никто и никогда не приглашал на положенные публичные слушания по этому вопросу. Впрочем, таковых еще и не проводилось — они запланированы на середину июня этого года. Там же подписавшиеся давали согласие на представление их интересов общественному движению «Против мусоросжигательного завода. За внедрение системы раздельного сбора мусора». Через несколько минут под каждым из экземпляров уже накопилось десятки подписей, среди них были жители ЖК «Радужный», «Салават Купере», Юдино, Залесного, Васильево, Зеленодольска, Казани и, конечно, Осиново, где и планируется строить «мусорный завод».
«Я выражаю свое несогласие с планами строительства в РФ мусоросжигательных заводов», — жирными буквами декларировалось в подписываемых обращениях на имя президента РФ, в которых значилось всего 13 пунктов требований
«ЛЮДИ ГОТОВЫ ПОД ТЕХНИКУ БРОСАТЬСЯ, ГОТОВЫ ТРАССЫ ПЕРЕКРЫВАТЬ, ВДОЛЬ УЛИЦ С ПЛАКАТАМИ СТОЯТЬ!»
«Просто перед выборами не хотели наводить этот кипиш, — уверена Серебрякова, объясняя причины того, почему окончательное месторасположение будущего МСЗ правительство РТ объявило лишь на прошлой неделе. — Пусть в Боровых строят, где дачи себе отгрохали! Если это не вредно, то почему бы и нет? Здесь у нас и так „Оргсинтез“, птицефабрика. Бывают выбросы и без этого. Сюда (в „Салават Купере“ — прим. ред.) нагнали учителей, врачей, то есть всех из бюджетных организаций. Молодежи тут много. Я считаю, что это неправильно — строить такой район, а рядом с ним потом такую вредную штуку... Мы против!»
По словам все той же Керпель, подписные листы и все обращения, в том числе индивидуальные, будут переданы в приемную президента РФ. В общей сложности, как отметила собеседница нашего издания, уже собрано порядка 10 тыс. обращений. К тому времени на площадке собрались несколько сотен человек. Всего же, по оценке корреспондента «БИЗНЕС Online», одномоментно на собрании находились не более 650 человек. По оценке сотрудника полиции, дежурившего рядом, количество участников встречи не превысило 500 человек. Но, по словам организаторов акции, их было намного больше — например, в комментариях к новости о собрании на сайте нашей газеты Игорь Елисеев написал, что лично присутствовал на мероприятии и насчитал 1,2 тыс. человек.
«Я слышала, что люди готовы под технику бросаться, готовы трассы перекрывать, вдоль улиц с плакатами стоять. Тут построили дома, десятки тысяч людей будут жить с маленькими детьми. Что? Потом все должны этим всем дышать? Люди на многое способны. Все же видят, как в Подмосковье люди задыхаются. В Волоколамске тоже люди уже отравились», — поделилась своими рассуждениями Керпель, ставя, таким образом, для себя знак равенства между МЗС и обычными свалками.
«Все говорят, что он там будет экологически чистым, что там ничего нет... Но это же все просто неправда! Нам говорят, что мусор исчезнет. Они, видимо, физику не знают. Есть закон сохранения вещества, который гласит, что ничего не берется из ниоткуда и не уходит в никуда. То, что они сожгут, — это не значит, что мусора не станет, мусор перейдет в другую форму. Часть перейдет в газ, останется токсичный шлак. Мы из относительно безопасных отходов делаем куда более опасные. А этот воздух — его фильтруй, не фильтруй, там все равно что-то останется. Все отфильтровать невозможно. В Европе действуют заводы, так там не сжигают все подряд. Там раздельный сбор мусора, там только остатки сжигают. А у нас все, что выбросят в контейнер, — все пойдет на завод: все батарейки, ртутные лампочки, градусники, аккумуляторы. У нас нет системы сбора отходов, опасных отходов. У нас в Казани нет ни одного пункта приема лакокрасочных материалов от физлиц!» — отметила собеседница «БИЗНЕС Online». В этот момент кто-то выкрикнул в толпе: «Приехал кто, нет? Из города-то?» Однако никто ни от властей, ни тем более от «РТ-Инвест» поговорить с людьми не приехал.
«Чиновники себе по 12–20 миллионов возьмут, плевать они на нас хотели! Если мы хотя бы на один день школы и садики не закроем и не перекроем эти дороги, чтобы нас слышали, то наверняка ни один „Эфир“ или Первый канал это не покажет. Все хотят на рабочих местах оставаться, все боятся. Если мы таких мер не будем предпринимать, то ничего не изменится! — возмущалась местная жительница Татьяна Кузнецова, которая наравне со всеми грозилась грудью перекрыть федеральную трассу. — Надо бороться! Вот две лягушки — одна умерла в молоке, а другая масло взбила. Мы это так не оставим! Мы закроем дороги все равно!»
«ЕСЛИ ОН ТАК НУЖЕН, ТО ПОСТРОЙТЕ ТАМ, ГДЕ ОН НЕ БУДЕТ УГРОЖАТЬ ЛЮДЯМ!»
Спустя полчаса народ внезапно начал скандировать: «Против! Против! Против!» Одна из активисток начала качать толпу, задавая всем простые вопросы вроде: «Это наш город? Нет мусоросжигательному заводу?» А участники так же односложно скандировали в ответ. Чуть поодаль, под елочкой, корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил депутата Госсовета РТ от КПРФ Артема Прокофьева, который снимал все происходящее на телефон. Позже, сделав необходимые кадры возбужденной толпы, он продвинулся к выступающим и молча наблюдал за происходящим.
В это время одна из женщин зачитала и поставила на голосование протокол общего собрания собственников помещений дома №21/1 по улице Нурихана Фаттаха. Какой был смысл заполнения этого документа, неясно, ведь мероприятие по факту уже давно вышло за рамки простого собрания собственников жилых помещений, постепенно превращаясь в полноценный митинг. Не хватало только микрофонов. Тем не менее в этом протоколе был озвучен еще один вопрос помимо МСЗ — о необходимости благоустройства зон отдыха на территории «Салават Купере» (кафе, ресторана, кинотеатра), строительства детской поликлиники и дополнительных детских садов и школ. И тут толпа снова взорвалась — оказалось, что и в этой части у местных жителей полно вопросов.
«Как сюда добираться? Как здесь людям жить? Завод свой стройте где-нибудь, где сказал Владимир Владимирович Путин! Вот два вопроса — пусть ответят нам! Нужны кафе, аптека... Столько тысяч населения — и ничего нет! Людей загнали, и мы должны молиться и говорить рэхмэт. Так вы сделайте сначала, чтобы мы вам сказали рэхмэт. Абсолютно ничего не делается! В Казань едешь, так полчаса стоишь в пробках. Как нам работать? Вы нас сослали, что ли? Вот вопросы, которые надо задавать конкретным людям, которые нас сюда прислали!» — негодовал активист Шамиль Назыпов, на каждое слово которого разгоряченный народ одобрительно кивал головами.
Как только атмосфера накалилась до предела, слово взял Прокофьев, прибывший на окраину города то ли по приглашению, то ли за политическими очками. Он напомнил, что еще в прошлом году в Госсовет РТ был внесен законопроект по запрету на строительство мусоросжигательного завода, но документ застрял в парламенте, и ему не дают хода. «Надеюсь, что после этого собрания... Депутаты обязаны в апреле рассмотреть этот законопроект и принять его. Главная проблема в том, что людей просто не слышит власть! Нет обратной связи! Я ехал сюда сейчас и увидел эту пробку, хотя сегодня выходной день. Я считаю, что руководителя комитета по транспорту Казани надо переселить сюда, в „Салават Купере“. Он нам рассказывает, что у нас лучшая транспортная система в Казани! Пускай он каждый день из этой лучшей транспортной системы выезжает отсюда! — заявил коммунист, высказывая свое мнение по поводу МСЗ. — Если завод так нужен, то постройте там, где он не будет угрожать людям! Почему он строится так, чтобы была угроза жизни людей?»
«Почему он строится так, чтобы была угроза жизни людей?» — заявил Артем Прокофьев, высказывая свое мнение по поводу МСЗ
С ним был согласен и его «младший» коллега, депутат Казгордумы Алексей Серов, приехавший с Прокофьевым за компанию. Он еще прошелся галопом по всем проблемам «Салават Купере», в том числе и постройки МСЗ. Муниципальный депутат раскритиковал своих коллег из «Единой России» за отсутствие собственного мнения. «Если как люди они могут и понимать всю пагубность этого проекта, но, пользуясь партийной дисциплиной, руководство говорит им, как нужно...» — обвинял Серов коллег. Прокофьев призвал всех собравшихся обратиться к другим депутатам, не приехавшим на собрание, и активнее принимать участие в предстоящих митингах. Вот только предложил он не обычную площадку КПРФ у памятника Вахитову в центре Казани, а прямо в «Салават Купере». «Власти всегда будут за деньги. Зачем нужен завод? Для денег! Чтобы распилить бюджет! А нам что нужно? Здоровье, соблюдение законов. Видите, есть законодатели, но их не слышат. Мы должны быть активны!» — призвала собравшихся активистка движения «Волга и народ против» Гульнара Гилязова, которую, по ее словам, пригласили специально, чтобы она поделилась опытом в протестных движениях.
Через полтора часа после начала собрания на площадке от сотен людей практически не осталось и следа. Самые заинтересованные разбирали информационные буклеты о движении против МСЗ, а также обменивались номерами телефонов, чтобы быть на связи и в курсе последних новостей.
«ЗАВОДУ БЫТЬ, И БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО»
Тема строительства мусоросжигательного завода в Татарстане звучит в публичной плоскости уже не первый год. Корни конфликта между сторонниками и противниками отправки мусора в печь уходят еще в 2016 год, когда был утвержден паспорт проекта «Чистая страна». Согласно этому документу, планируется построить пять заводов по термическому обезвреживанию твердых отходов: четыре — в Московской области, один — в Татарстане. Проект реализует дочерняя компания госкорпорации «Ростех» — «РТ-Инвест».
В начале текущего года входящее в группу этой компании ООО «Альтернативная генерирующая компания-2» получило в собственность участок у Осиновского сельского поселения Зеленодольского района, по соседству с птицефабрикой «Пестречинка» и теплицами «Майского». На заседании Госсовета РТ на прошлой неделе премьер-министр РТ Алексей Песошин объявил, что участок для мусоросжигательного завода в Татарстане уже окончательно определен и сейчас ведутся работы по его планировке. Министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин подтвердил, что речь идет именно о том участке, что расположен в Осиново.
«Мусоросжигательному заводу быть, и быть обязательно», — веско выразил премьер позицию властей. Правительство республики и раньше выступало за МЗС, однако при этом всегда делались оговорки, что окончательное решение будет принято по результатам независимой экологической экспертизы проекта и публичных слушаний.
Строительство завода оценивается примерно в 20,8 млрд рублей, значительная часть которых — заемные средства. Ожидается, что, когда МСЗ мощностью 550 тыс. т отходов будет построен, в городе будет образовываться порядка 650 тыс. т мусора в год. Пятая их часть будет отправляться на вторсырье, а все оставшееся пойдет в гигантскую печь для выработки электроэнергии. Оставшийся от термической обработки шлак хотят частично захоранивать, частично пускать на строительство дорог. Мощность такой тепловой электростанции составит 55 МВт, а авторы проекта обещают, что превратят 90% мусора в электричество и стройматериалы. При этом представители инвестора в лице «РТ-Инвест» не раз заявляли о полной экологической безопасности предприятия, приводя в пример многочисленные аналогичные заводы в Европе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 691