. Руководство фонда «Возрождение», который в этом году завершает свою миссию по возрождению Болгара и Свияжска, сегодня в казанском Кремле отчиталось о деятельности в 2017 году
Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«ВАЖНЕЙШИМ СОБЫТИЕМ ГОДА СТАЛО ВНЕСЕНИЕ В СПИСОК ЮНЕСКО УСПЕНСКОГО СОБОРА»

Руководство фонда «Возрождение», который в этом году завершает свою миссию по возрождению Болгара и Свияжска, сегодня в казанском Кремле отчиталось о деятельности в 2017 году, который стал последним «бюджетным» годом. Перед началом мероприятия гостей, как обычно, ждало чаепитие со вкусностями, так что их пришлось долго зазывать в зал совещаний.

«Вы чувствуете, как красиво март сдает свои позиции?» — нестандартно, как и всегда, начал свое приветственное слово председатель попечительского совета фонда «Возрождение» Минтимер Шаймиев. «Так, Марат Готович? — обратился он к министру сельского хозяйств РТ Марату Ахметову, у которого на носу горячая посевная пора. — Но мы позиций не сдаем!»

Помимо завсегдатаев подобных собраний — вице-спикера Госсовета РТ Юрия Камалтынова, вице-премьера РТ Шамиля Гафарова, главы администрации президента РТ Асгата Сафарова и исполнительного директора фонда «Возрождение» Татьяны Ларионовой, Шаймиев пригласил в президиум ответственного секретаря комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григория Орджоникидзе. В самом конце встречи Орджоникидзе высказал целый ряд предложений на тему того, чем мог бы заняться шаймиевский фонд после завершения своей миссии в Болгаре и Свияжске. Но обо всем по порядку.

«Важнейшим событием года стало внесение в список всемирного наследия ЮНЕСКО Успенского собора и монастыря на острове-граде Свияжске», — обозначил Шаймиев основные исторические вехи работы фонда в 2017 году. Он вспомнил, как теперь уже бывший гендиректор ЮНЕСКО Ирина Бокова чуть ли не лично прикрепляла соответствующий знак к стенам монастыря.

«Этот памятник стал 29-м объектом ЮНЕСКО в России. Все три объекта, внесенные в ЮНЕСКО за последние годы, — из республики, это заслуга всех нас», — благодарил Шаймиев, но обещал на время остановиться, чтобы дать возможность и другие регионам страны заявить свои объекты в престижную международную организацию.

Далее Минтимер Шарипович долго и по-дружески благодарил всех тех, кто приложил руки и душу к восстановлению татарстанских памятников истории и культуры. «Рафаэль Валеев здесь?» — обратился он к залу, имея в виду проректора Института культуры и вице-президента российского комитета ИКОМОС, который принял активное участие в составление заявок по объектам РТ в ЮНЕСКО. «Он уже у нас российский икомосовец. До кого ты там дошел — генерал-полковника? Ну если нам доверие окажут, то можно мечтать и о маршале», — дружески шутил Шаймиев.

«Фарида (Забирова — заместитель председателя ТРО ВООПИиК прим. ред.), вам огромное спасибо. Скромно так сидит,  — комментировал Шаймиев. — Самые сильные люди становятся на время слабыми, когда их хвалишь».

Благодарил Минтимер Шарипович, словно прощаясь, и министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина, и ректора КФУ Ильшата Гафурова, и директора Института истории им. Марджани Рафаэля Хакимова, и многих-многих других. От души он радовался и заработавшей в прошлом году Болгарской исламской академии, и воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери, который уже дорос до высоты в 40 метров.

Напоследок Шаймиев поднял с места главу госкомитета по туризму Сергея Иванова, поручив ему наполнить восстановленные и воссозданные святыни толпами туристов. «Надо искать пути, много работы предстоит. Это станет одним из показателей вашей работы — как удается комитету в непростых условиях привлекать туристов [в Болгары и Свияжск]. Борьба за туристов идет по всему миру», — наставлял глава фонда.

. Татьяна Ларионова рассказала о том, на что были потрачены средства благотворителей Фото: shaimiev.tatarstan.ru

МУЗЕЙ ДЕРЕВА, ГОСТИНИЦА «КУЛ ГАЛИ», ЛАПИДАРИЙ

Закончив свое «коротенькое» 40-минутное вступительное слово, он передал слово Ларионовой. Она в более динамичном темпе доложила о том, чего фонду удалось достичь в 2017 году. Напомним, он стал последним годом работы госпрограммы, по которой средства в фонд поступали как из федерального, так и из республиканского бюджетов. В Болгаре продолжается благоустройство набережной реки Волги.

«Концепция набережной Волги в Болгаре уникальна: это не только рекреационная зона, но и презентация наследия Болгара в новом, интерактивном формате. На пеший маршрут от речного вокзала буквально нанизаны исторические события и фигуры, археологические артефакты, „Тропа правителей Болгара“, „Тропа болгарских поэтов“,  археологический лабиринт, площадка болгарских игр», — перечисляла локации набережной Ларионова. В музейном квартале Болгара открыты музей дворянства Спасского уезда и музей болгарского чаепития.

В Свияжске открыт музей художника Геннадия Архиреева. В здании бывшего ремесленного училища была открыта художественная галерея. В здании пожарного обоза с каланчой был открыт визит-центр с выставочным залом.

«Каждый желающий может подняться и на смотровую каланчу высотой 20 метров, с которой открывается прекрасный вид на остров и водное пространство», — расписывала островные красоты Татьяна Петровна. Открыт музей Успенского собора, ведется строительство гостиницы для паломников свияжских монастырей.

В 2018 году в Болгаре и Свияжске будет открыто еще по три музея. Так, в Болгаре появится музей татарского писателя и поэта Абдуллы Алиша, который родился и вырос в Спасском районе. Также планируется открыть лапидарий — это экспозиция старинной письменности, выполненной на каменных плитах. Третьим станет музей «Город на реке».

В Свияжске самым крупным из трех новых музеев станет музей археологии дерева. «В ходе археологических исследований были обнаружены останки строений и улиц татарской слободки», — рассказывала исполнительный директор фонда. Было обнаружено около 40 деревянных построек и артефактов — всего 140 тыс. предметов. «Это нужно показывать людям, это богатство. В России таких музеев нет, аналоги имеются в западных странах», — восхищалась находками Ларионова.

Также на острове-граде в этом году откроется музей иконописи, где будут выставлены иконы, которые хранятся в запасниках музея изобразительных искусств в Казани. Наконец, завершаются ремонтные работы в помещении бывшего Ольгинского детского приюта. В здании XIX века, построенного по традициям народного творчества, расскажут о традициях благотворительности. Кроме того, в Болгаре в этом году планируется открытие гостиничного комплекса «Кул Гали», управление которым поручено компании экс-главы ПФР по РТ Марселя Имамова.

Продолжаются работы и за пределами Болгара и Свияжска. К 4 ноября 2018 года (дата подписания президентом РТ указа о воссоздании собора и Болгарской академии) планируется завершить фасадные работы на строительстве собора Казанской иконы Божией Матери.

«Сегодня собор вырос до отметки 40 метров, основные общестроительные работы, в том числе и по пещерному храму, практически завершены. Сегодня строители приступили и к внутренним работам», —  рассказала Ларионова. Гостям показали снимки таинственного пещерного храма, который был обнаружен под землей, — сейчас над ним воздвигнута основная конструкция собора. Шаймиев вспоминал, как страшно было строить на этом месте, получится ли, выдержит ли фундамент, но благодарил проектировщиков и строителей, которые с успехом справились с задачей.

.
Фото: shaimiev.tatarstan.ru

БОЛГАРЫ + СВИЯЖСК = 1 МЛН ТУРИСТОВ

Далее Ларионова перешла к туристической составляющей вверенных ей объектов. Она сравнила: если в 2010 году Болгар посетили только 50 тыс. человек, а Свияжск — всего 7 тыс., то в 2017 году в Болгаре побывали уже 540 тыс. туристов, а на острове-граде — 491 тыс. человек. Ларионова считает, что росту турпотока способствуют получение статуса объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, а также многочисленные событийные мероприятия.

Растет количество туристов, прибывающих по воде, — для этого были проведены дноуглубительные работы. Теперь к причальным стенкам в Болгаре и Свияжске могут пристать суда любого размера. И действительно, теплоходы с туристами стали чаще заглядывать на огонек.  В 2017 году Болгар принял 128 судозаходов, что в четыре раза больше, чем в 2016-м. Свияжск впервые в прошлом году начал прием больших речных судов — осуществлено 82 судозахода.

Минтимер Шарипович анонсировал, что в 2018 году на водных маршрутах из Казани в Болгар и Свияжск добавится еще два метеора. «Увеличится ли туристический поток?» — строго спросил Шаймиев у Иванова. Глава комитета поспешил заверить, что поток отдыхающих на этих исторических объектах в 2018 году обязательно увеличится.

Позже замдиректора Болгарского музея-заповедника Лилия Сафина пожаловалась, что имеющиеся на причале устройства не регулируются с учетом уровня воды в реке. «Именно из-за этой проблемы в 2017 году мы не смогли принять 15 заявленных теплоходов», — говорит она.

«Я в первый раз об этом слышу, — признался Шаймиев и добавил. — У нас с вами прямой телефон должен быть». Он тут же взялся выяснять, чья задача. Ларионова призналась, что знает о проблеме и что по поручению минтранса ее должен решить «Татфлот». Но вот решит ли до начала навигации? «Просьба такая — чтобы безупречно все это работало», — обратился Шаймиев к сидящим в зале ответственным чиновникам, по ходу знакомя с ними Сафину.

Председатель попечительского совета фонда «Возрождение» напомнил, что в этом году предстоит оформить все бумаги на построенные объекты и передать их органам госвласти. «Фонд построил, сдал — все!» — отрезал он. Ларионова недвусмысленно намекала собравшимся чиновникам на то, чтобы не было волокиты. Орджоникидзе обратил особое внимание на дальнейшую эксплуатацию юнесковских объектов, попросив фонд  взять на себя миссию по ежегодному составлению отчетов о состоянии Болгара и Свияжска.

. Строительство гостиничного комплекса «Кул Гали» началось в 2015 году. Комплекс расположен за пределами границы исторической части древнего городища Болгара Фото: shaimiev.tatarstan.ru

Напоследок Ларионова рассказала о том, на что были потрачены средства благотворителей. По ее словам, деньги дарителей были направлены на строительство Болгарской исламской академии и гостиничного комплекса «Кул Гали», на продолжение работ по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери, на оснащение церковной лавки Никольской церкви Успенского монастыря на острове Свияжске, на приобретение малых архитектурных форм для благоустройства набережной Волги в Болгаре и прочие нужды. Однако цифр она называть не стала ни с трибуны, ни после окончания совещания, когда корреспондент «БИЗНЕС Online» попросила ее озвучить сумму собранных благотворительных средств.

Чтобы увеличить, нажмите

Впрочем, на сайте «Возрождения» уже опубликован отчет о расходовании средств фонда в 2017 году. К примеру, указано, что из федерального и республиканского бюджета на реализацию комплексного проекта «Остров-град Свияжск и Древний город Болгар» было потрачено 745 млн 198 тыс. рублей. 2 млн 175 тыс. рублей было потрачено на ведение уставной деятельности — из средств, полученных от российских организаций и граждан РФ. Еще 13 млн 149 тыс. рублей было потрачено на содержание исполнительной дирекции фонда — из средств, «в том числе полученных от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг». Кроме того, фондом используются автомобиль Ford Explorer и оргтехника, поступившие от неких российских организаций и граждан.

«НУЖНО ПРЕКРАТИТЬ ХАОС ЛАВОЧНИКОВ В СВИЯЖСКЕ»

С небес на грешную землю спустил всех присутствующих глава Зеленодольского района РТ Александр Тыгин. Он честно признался, что не представляет остров Свияжск без поддержки фонда.

«Статус объекта ЮНЕСКО не решает массы повседневных проблем коренного населения острова, — начал он о проблемах. — Свияжск — это не только место силы, но еще и сложный организм, главной частью которого являются люди. И здесь мы не можем обойти стороной проблемы, за которые люди высказывают в наш адрес справедливую критику».

. Александр Тыгин: «Наша позиция твердая — все незаконно возведенные объекты будут снесены»
Фото: «БИЗНЕС Online»

Он поведал, что с ростом турпотока местное население активно включилось в развитие туристической индустрии. Кто-то открыл сувенирную лавку, кто-то — точку общепита. Но у начинающих предпринимателей появляется масса вопросов. Тыгин предложил на базе поселкового совета создать своего рода МФЦ, где бизнесмены смогли бы оформить все бумаги и поучиться предпринимательскому ремеслу. Также, по его словам, для всех поселковых властей и служб необходимо приобрести отдельное здание. А вот по созданию ФАПа, как выяснилось, уже принято положительное решение.

«При этом мы уже столкнулись с неправомерной самодеятельностью», — жаловался глава района. По его словам, по трем объектам — кафе «Елки» и двум торговым павильонам, которые вызывают нарекания горожан, — вопрос будет решаться в суде. Надо сказать, что в это время на экране демонстрировались неприглядного вида домики-«курятники». После совещания Тыгин пояснил, что их владельцы не имеют полного комплекта документов.

«Наша позиция твердая — все незаконно возведенные объекты будут снесены», —  заявил глава района. Мол, впредь нужно учитывать, что внешний вид объектов недвижимости в Свияжске подлежит согласованию с министерством культуры. Что касается торговых павильонов, то он считает, что должен быть разработан их единый вид. «Нужно прекратить хаос лавочников, иначе он не только испортит внешний колорит острова, но и перечеркнет такое понятие, как культура оказания услуги», — высокопарно продолжал свою речь Тыгин.

Далее он начал намекать уже вышестоящим чиновникам, что сохранение такой жемчужины, как Свияжск, требует повышенного финансирования на содержание благоустройства территории.

«Бюджетное финансирование составляет 5 миллионов рублей в год, и этой суммы, очевидно, недостаточно для поддержания красоты на том эталонном уровне, на которой она сформирована фондом», — переживал глава района. Он обещал в этом году перейти к благоустройству рекреационных зон и так называемых диких пляжей.

«500 тысяч туристов посещают остров, как не может быть ФАПа? Неважно ведь, турист или не турист, жизнь есть жизнь», — поддержал начинание Шаймиев, который внимательно выслушал доклад. Но он по-отечески наставил главу местного самоуправления, чтобы тот не переборщил с насаждением новых порядков.

«Терпеливое отношение к людям, начальство должно любить людей... Я знаю это не с чужих слов. Когда там был закон в Свияжске? Никогда его не было. Там же ГУЛАГ был — какой там мог быть закон?  — вспоминал невеселые страницы истории острова Шаймиев и посоветовал. — Это особое место. Мы восстанавливаем там духовность, не нужно озлоблять людей».

Сафина озвучила насущные нужды Болгара — попросила заасфальтировать улицу Братьев Назаровых, по которой толпами ходят туристы, но в весенне-осеннюю пору она «раскисает», туристам-инвалидам по такой дорожке и вовсе не проехать.

«ЕСТЬ НАДЕЖДА, ЧТО ГОСПОДЬ НАМ ЕЕ СНОВА ЯВИТ»

Главный специалист Российского государственного исторического архива Санкт-Петербурга Никита Крылов поделился своим исследованием истории Казанской иконы Божией Матери. Во-первых, опираясь на исследованные им документы, архивист предположил, что место обретения иконы — это все же не пещерный храм, на основании которого строится сейчас собор, а примерно в 9 метрах от него. 

«Что ни в коей мере не умаляет ценности самого пещерного храма», — поспешил оговориться Крылов. 

Вторым же откровением стало то, что сама икона, возможно, не утеряна, есть надежда, что рано или поздно она будет явлена людям. По его словам, в 1909 году начальник Московской сыскной полиции Аркадий Францевич Кошко, которого назвали русским Шерлоком Холмсом, тайно приехал в Казань, расследуя версию о том, что похититель иконы, Варфоломей Чайкин, не уничтожил ее, как он сказал, а передал ее в руки «заказчицы» преступления — казанской купчихи-раскольницы Аграфены Шамовой. 

Также Крылов рассказал, что монахиня Варвара подробно описала саму икону. Например, есть такие точные приметы: «Левый верхний угол ее вместе с деревом отломан, что хорошо видно, на левой щеке, над левым глазом и посредине лба видны были белые царапины вполне заметные. Для прикладывания к иконе было вырезано в ризе особое место в виде небольшого квадрата, место это было защищено слюдой, которая от времени, массовых прикладываний и теплоты сварилась с краской иконы, так что без повреждения краски снять слюду невозможно». 

Также указаны размеры иконы и прочие ее особенности, например, то, что она написана на липовой доске. Как считает Крылов, если икона когда-то будет обнаружена, ее подлинность легко будет определить по этим приметам. «Если икона была не уничтожена, а сокрыта местными старообрядцами, то есть надежда, что Господь нам ее снова явит», — верит Крылов.

«Это очень интересно, спасибо за эту ценную информацию», — поблагодарил его Шаймиев.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЮНЕСКО: ОБЪЕКТЫ МОГУТ И НЕ ВЫДЕРЖАТЬ НАПЛЫВА ТУРИСТОВ

В конце заседания взял слово Орджоникидзе. Он похвалил экспертов из Татарстана, которые уже стали консультантами по части составления заявок в ЮНЕСКО. Орджоникидже казался очень довольным от всего того, что происходит сегодня в Болгаре и Свияжске. Но если чиновники всеми правдами и неправдами стараются увеличить потоки туристов, то он даже запереживал по поводу возрастающего антропогенного воздействия на объекты. Мол, полмиллиона туристов — это уже очень много. «Объекты могут и не выдержать», — обеспокоенно заявлял представитель ЮНЕСКО, советуя придерживаться правил регулируемого туризма. 

Далее он высказал свои предложения, чем бы мог заняться фонд «Возрождение» после того, как завершит все в Болгаре и в Свияжске. По его мнению, одним из путей могло бы стать создание геологического парка или создание проекта «Великий Волжский путь». Шаймиев очень заинтересовался и с ходу стал строить планы, где можно было бы все это осуществить. Правда, Минтимер Шарипович оговорился, что в Татарстане давно вынашивается проект «Великий Шелковый путь», и попросил у представителя ЮНЕСКО дополнительных консультаций по поводу этого вопроса.