...
Фото: prav.tatarstan.ru

«НОРМАЛЬНОГО ВИДЕНИЯ СУДЬБЫ НЕФТЕХИМИИ У ГОСУДАРСТВА ПРОСТО НЕТ»

Утром, поднимаясь по ступеням к Дому правительства Татарстана, корреспондент «БИЗНЕС Online» невольно столкнулся с целой группой гостей, разговаривающих на итальянском языке. Сегодня в кабмине РТ проходило очередное заседание совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» (ТНХИ-Х) с участием президента РТ Рустама Минниханова. В повестке заседания как раз значился пункт о перспективах сотрудничества республики с итальянскими компаниями — очевидно, мужчины в презентабельных пиджаках и со стильными портфелями в руках спешили на эту встречу. В повестке дня оказалось еще два любопытных вопроса: ядерно-водородные комплексы в условиях перехода к декарбонизированной энергетике и тенденции развития мировой нефтехимической промышленности, а также внутренние вопросы ТНХИ-Х.

Заседание совета директоров начали с глобального — мировых тенденций нефтехимии. С докладом на эту тему выступил перед собравшимися управляющий директор ООО «ВЫГОН Консалтинг» Григорий Выгон, который, по его словам, уже давно работает с «Татнефтью». Докладчик с первых же секунд своего выступления суровым видом дал понять, что разговор будет построен не на оптимистичных нотах.

«План развития газонефтехимии (России) до 2030 года, который был разработан и утвержден, абсолютно не выполнен. То есть не выполнено фактически ни одно решение, которое было запланировано. Два живых проекта, касающихся „Нижнекамскнефтехима“, будет реализовано в среднесрочной перспективе. Пара проектов ВНХК и Амурского ГХК сдвигаются по срокам, и даже они под вопросом! Большинство проектов в принципе сегодня к реализации сегодня не планируется. Если посмотреть на российскую нефтехимию в мировом масштабе, то мы, конечно, несмотря на колоссальный ресурсный потенциал, на значительные объемы углеводородного сырья, находимся вообще в хвосте. На сегодняшний день мы уступаем странам-потребителям, не имеющим собственного сырья, и производителям Саудовской Аравии и США! Даже если бы план развития реализовался к 30-му году, то в этом случае мы бы даже близко не подошли к тому, что сегодня есть в Китае, Саудовской Аравии и США. Учитывая их планы по развитию, мы вообще никаких шансов сегодня догнать их не имеем!» — доложил Выгон.

По его словам, в России есть лишь одно преимущество — значительные объемы дешевого сырья, а зарубежные конкуренты лидируют за счет технологического превосходства. Тема «сырьевой иглы» не нова, но Выгон рассказал о проведенном анализе — о том, как можно выбраться из этой ямы.

Например, многие нефтегазодобывающие страны (например, Саудовская Аравия или Иран) субсидируют нефтехимию через регулирование цен на сырье, чего нет в России. Зато есть ТОСЭРы и СПИКи (специальные инвестконтракты), в скором времени может появиться еще один инструмент — инфраструктурные ипотеки. Субсидии для нефтехимии не возникают сами собой — только за счет разницы между таможенными пошлинами и акцизами. Например, с 2014 года, когда были еще более-менее высокие цены на нефть, после их падения вдвое сократились и субсидии для нефтехимии. «Есть мнение, что налоговый маневр крайне негативно отразился на нефтехимии. Это миф!» — заявил Выгон, переходя плавно к сценариям развития отрасли. Самый маловероятный сценарий — это обнуление пошлин со следующего года, за что так ратует минфин РФ и чему противятся компании с минэнерго РФ. «Наиболее вероятный сценарий — постепенный отказ от таможенных пошлин с введением компенсирующих механизмов. Эти механизмы сейчас отрабатываются. Можно подобрать такие механизмы, которые почти полностью нивелируют потери... Но минфин — ведомство непредсказуемое», — отметил докладчик.

...
Фото: prav.tatarstan.ru

В завершение своего выступления директор ООО «ВЫГОН Консалтинг» прошелся галопом по этановой химии, инструментов развивать которую в стране, по его мнению, нет. В Канаде, например, используют налоговые кредиты, на Ближнем Востоке есть обязательства по регулированию цен. Выгон признал, что это не совсем рыночные механизмы, зато они прекрасно себя зарекомендовали. По его словам, введение инфраструктурных льгот может решить множество проблем в российской нефтехимии, например, снять камень преткновения между «Сибуром» и «Газпромом» из-за цен на этан.

Наконец, Выгон призвал ТНХИ-Х присоединиться к формированию «нормального видения судьбы нефтехимии, которого у государства, как мы видели по реализации план нефтехимии, газонефтехимии, просто нет».

«На самом деле это касается и нас, тема нас очень волнует. Сказать, что мы ничего не делаем, тоже неправильно. Недавно по моей инициативе, просьбе был у нас министр финансов Антон Силуанов. Мы провели совещание, рассказали о тех механизмах, которые будут включены в СПИК 2.0. Если я не ошибаюсь, то материал ушел», — подключился к обсуждению доклада Минниханов. Ему доложили, что проект СПИК 2.0 «застрял» пока в Совете Федерации. «Вот видите, у нас есть неопределенность на федеральном уровне. Вообще, мы считаем, что сильно отстаем. Тот потенциал, который есть в нашей стране, пока не реализован», — добавил президент РТ, поручая главе «Татнефти» Наилю Маганову и гендиректору ОАО «ТАИФ» Альберту Шигабутдинову подключиться к этой теме.

«Чудес не бывает. Это такой... Ну некоторые наши чиновники думают, что каким-то лишением можно достичь благоприятных условий для бюджета. Да, можем достичь, но если не будем развивать нефтепереработку и нефтехимию и дальнейшую глубокую переработку, если не будет этих стимулов, то ту задачу, которую поставил президент в своем послании, — обеспечить рост ВВП страны — выполнить будет невозможно», — подчеркнул Минниханов, предложив гендиректору ТНХИ-Х Рафинату Яруллину активнее «поработать с коллегами».

...
Фото: prav.tatarstan.ru

«ВОДОРОД НАМ НУЖЕН. БЕЗ ВОДОРОДА МЫ НЕ МОЖЕМ»

Следом к трибуне поспешил директор производственно-технического департамента московского ООО «С+» (НИИграфит) Алексей Нагорянский со своим «водородным» докладом. Он, в отличие от предыдущего спикера, придерживался более позитивной манеры повествования. По его словам, сегодня в России производится порядка 90–95% промышленного технического водорода, который используется для дальнейшего производства другого сырья. А вот товарного водорода, то есть особо чистого, пригодного для экспорта и использования в качестве топлива, пока в России нет. Этим обстоятельством и обеспокоились в «Росатоме», который принял концепцию развития водородной темы.

Нагорянский во время своего выступления то и дело просил обратить присутствующих на подготовленные красочные слайды. На одном из них, например, он сравнивал грузовик на водородном топливе с точно таким же, но на литиевых батареях. Энергетическая плотность в последнем случае составляет 0,19 кВтч/кг, а при использовании водорода — 33 кВтч/кг, что также в несколько раз больше угля и бензина. Одна красочная картинка, где рядом были изображены грузовик с 3–4 баллонами водорода и тягач с 3,5 т аккумуляторов, должна была развеять в зале все сомнения о преимуществах водородного топлива, особенно в свете «борьбы „Росатома“ с парниковым эффектом» — использование водорода, как известно, резко снижает выбросы углекислого газа в воздух.

По этой причине Нагорянский просил всех обратить внимание на данную тему с точки зрения оценки потенциала их предприятий для производства и использования водорода. Рынок этот, по словам докладчика, постоянно растет в мире, от чего не следовало бы отставать и российским производителям. «Если коснуться Татарстана, то он уже на сегодняшний момент имеет достаточно большой объем производства именно промышленного водорода: это переработка нефтехимии, переработка углеводородов и потребление данного продукта в виде производства химических компонентов. В производстве аммиака достаточно много используется водорода. В дальнейшем, если создавать подобную инфраструктуру, на площадке Татарстана есть практически все отрасли, которые могут участвовать в этой теме», — отметил директор производственно-технического департамента московского ООО «С+».

Он также сообщил, что США сегодня проводят серьезную экспансию водородных технологий. Вместе с ними — ЕС и Япония, где переход на водород обильно спонсируется правительствами. В Японии, например, анонсировали выход на рынок водородной Toyota Mirai, которая должна вытеснить Tesla model S. В России тоже есть проекты по развитию водородной темы — например, у «Норильского никеля» и «РусГидро». «Росатом», по словам Нагорянского, планирует использовать атомные станции для получения товарного водорода с дальнейшей поставкой его в Европу, чтобы зарабатывать на этом. По словам докладчика, компания уже готовит проекты по созданию полных комплектов заправочных станций для авто.

— Мы из природного газа электролизом можем его производить? — живо поинтересовался Минниханов после доклада.

— Можем. Попутный природный газ, метан, метанолы все эти, — отвечал Нагорянский.

— А стоимость?

— В 4 раза дешевле из-за метана, — подключился Яруллин.

Но прагматичный президент настаивал на своем — сколько это будет стоить. Нагорянский ему ответил, что от 4 до 7 евро за килограмм водорода, из метана — 3,5–6 евро за килограмм. «Двигатель внутреннего сгорания, который делает меньше выбросов... Нам же надо „дизельку“, бензин продавать», — заметил Минниханов. На это Нагорянский сообщил, что водород можно использовать и как компонент топлива, то есть в смеси с бензином или соляркой. «А требования безопасности? Вот в сосуде с водородом какое давление? Это же тоже бомба! Ездить на этой бомбе не очень комфортно», — продолжал пытать докладчика президент РТ. Его успокоил глава ТНХИ-Х, заверив, что это безопасно, так как водород в несколько раз легче воздуха.

«Мир стоит на таком перепутье — будут ли аккумуляторные батареи или топливные элементы. Это же тоже электромобиль. Топливный элемент вырабатывает электроэнергию. То есть электромобили какими источниками будут пользоваться — аккумуляторными или топливными элементами? Года три-четыре назад, когда я в США был, очень активно говорили, что перспективны топливные элементы. В Германии были, я проехал на этой машине, в Японии видел... Но такого масштабного... Там же инфраструктура нужна под это дело... Но водород нам нужен. Вся наша нефтехимия, нефтепереработка на водород [ориентирована]. Без водорода мы не можем», — подчеркнул Минниханов. Яруллин лишь добавил, что сегодня прорабатывает этот вопрос с «РариТЭКом», где хотят приобрести на пробу небольшие баллоны с водородом: «Перспектива все равно за водородом. У топливных элементов есть своя ниша. А водород все равно зайдет...»

...
Фото: prav.tatarstan.ru

НОВЫЙ ЗАВОД МЕЛАМИНА ДЛЯ «АММОНИЯ»

На десерт заседания оставили третий вопрос повестки дня — о перспективах сотрудничества итальянских компаний с Татарстаном. Право выступить на эту тему дали директору по развитию бизнеса «Кодест Интернешнл» Эльшаду Мамедзаде.

Первым делом он напомнил, что в декабре 2017 года Минниханов встречался с группой итальянских компаний во время своего рабочего визита в Италию. Во время этой встречи компании «Сайпем С.п.А», «Кодест Интернешнл С.р.л», «САЧЕ С.п.А» выразили готовность активно участвовать в реализации инвестиционных проектов татарстанских предприятий. Президент РТ, по словам Мамедзаде, тогда дал поручение проработать конкретные предложения по сотрудничеству. И на сегодняшний день такие предложения были выработаны сторонами. Например, эти итальянские компании подготовили технико-коммерческое предложение по строительству на территории АО «Аммоний» нового завода по производству меламина производительностью 40 тыс. т в год, а также по модификации существующих мощностей производства карбамида на «Аммонии». Для этого технико-коммерческого предложения компании привлекли итальянское экспертно-кредитное агентство «Саче», экспертный банк CDP и банк «Интеза Санпаоло», которые, по словам директора по развитию бизнеса «Кодест Интернешнл», проявили интерес к тому, чтобы рассмотреть данную транзакцию по заводу меламина. В общем, все эти наработки по новому заводу были объединены в меморандум о взаимопонимании между Татарстаном и итальянскими компаниями.

Кроме завода меламина Татарстану предлагались проекты по строительству комплекса олефинов и их производных, а также по производству технического углерода. Рассматривался и перспективный проект в сфере энергетики, а именно реконструкция крупнейшей тепловой электростанции РТ — Заинской ГРЭС. А в сфере развития инфраструктуры рассматривались ВСМ Москва – Казань и проекты по строительству новых автодорог вокруг столицы РТ. Но пилотным проектом все-таки должен стать именно завод меламина.


Предполагается, что новое предприятие будет полностью интегрировано в существующее производство карбамида. По словам докладчика, ожидается, что при минимальных затратах модификация завода позволит производить 2050 т гранул карбамида и 120 т меламина в день. Директор по развитию бизнеса «Кодест Интернешнл» также сообщил, что подготовлено кредитное предложение для строительства завода от итальянского банка «Интеза». Заемщиком выступит АО «Аммоний», а поручителем — Внешэкономбанк. Ранее министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов сообщал, что проект меламинового завода (судя по обозначенным мощностям, речь идет именно об итальянском проекте) оценивается в 153 млн евро (10,7 млрд рублей по текущему курсу), а инвестиции должны окупиться за пять лет. Меламин применяется в производстве древесных плит и покрытий, а также в автомобилестроении.

«Меламин нам, конечно же, нужен. Но у нас и другие нефтехимические проекты... У нас опыт работы с „Саче“ есть. Значит, будем и дальше работать!» — прокомментировал Минниханов выступление Мамедзаде. После этого Яруллина попросили встать, чтобы на его место поближе к президенту РТ мог подсесть президент компании «Кодест Интернешнл» Клаудио де Экер. Вместе они подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с итальянскими компаниями и правительством республики.

Завершающим моментом мероприятия стало утверждение повестки заседания совета директоров ТНХИ-Х по итогам 2017 года. Одним из вопросов повестки этой встречи в конце весны станет тема распределения полученной ТНХИ-Х прибыли за прошлый год, которая, по словам начальника отдела ценных бумаг компании Игоря Гурьянова, составила довольно внушительную сумму — 542,3 млн рублей.