«ЭТО ЭЛИТА, ПО СУЩЕСТВУ, СТРАНЫ»

Сегодня Владимир Путин в Кремле провел встречу со своими доверенными лицами — сопредседателями избирательного штаба: гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным, гендиректором Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева Александром Румянцевым и руководителем образовательного фонда «Талант и успех» Еленой Шмелевой. Путин довольно неожиданно выразил надежду «на то, что мы и дальше, не будучи формализованными в какой-то конкретной организационно-правовой форме, все-таки продолжим совместную работу». Румянцев тут же развил идею, предложив сохранить и саму структуру региональных штабов, в которых были задействованы порядка 500 человек. «Это элита, по существу, страны», — заметил он.

Региональный избирательный штаб Путина был сформирован в Татарстане во второй половине января 2018 года. Его сопредседателями стали доверенные лица кандидата — госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, главный тренер волейбольного клуба «Зенит» Владимир Алекно, зампредседателя Общественной палаты Татарстана Тимур Халиков, руководитель гоночной команды «КАМАЗ-Мастер» Владимир Чагин, гендиректор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко, руководитель департамента организации программы «Посетитель» АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов» Анна Захматова, председатель молодежной ассамблеи Татарстана Тимур Кадыров. Заместителями руководителя штаба стали глава исполкома регионального отделения «Единой России» Андрей Кондратьев и первый проректор казанского Института экономики, управления и права Игорь Бикеев. Также в штаб вошла глава татарстанского отделения «Справедливой России» Рушания Бильгильдеева. В качестве юриста штаба работала Гульнара Сергеева, экс-глава Росимущества по РТ.

Получается, теперь Когогин и компания войдут в некий клуб неформальных советников Путина, который будет конкурировать с ОНФ за право донести до первого лица народные чаяния? Пока это загадка.

Сергей Когогин Сергей Когогин: «Сам весь прошлый год учился. В январе закончил обучение всех топов своих. Что я могу подчеркнуть, что я увидел со своей кафедры промышленника, сейчас вопрос №1 — это дефицит рабочих сил» Фото: kremlin.ru

«100 ТЫСЯЧ — ЭТО ЖЕ ГОРОД СРЕДНЕГО РАЗМЕРА!»

Для Татарстана наиболее интригующее прозвучал диалог Путина с Когогиным. Рулевой автогиганта неожиданно поднял такую насущную для КАМАЗа проблему, как дефицит высококвалифицированных рабочих сил.

«Вы в послании обозначили технологический рывок, — без обиняков начал Когогин, — но он не делается просто так. Я вот Елену [Шмелеву] мучил вопросами: ты детей готовишь в университет, что дальше с ними делать, как мы должны интегрировать их в промышленность? Я сам начал этим заниматься, 5–6 лет уже над этим работаем, потому что данные задачи сегодня и перед КАМАЗом стоят. Мне с НТЦ надо с полутора тысяч [работников] до 5 минимум [довести], а лучше 10 тысяч иметь. А это невозможно».

Рулевой автогиганта рассказал, что в этом вопросе стал ориентироваться на вузы Санкт-Петербурга, Татарстана, Урала и Сибири. «Раздали работу. То есть и научный потенциал вузов поднимается, и мы своих издержек лишних не берем. Каша варится, и студент сразу попадает в ту [среду]. И основной вопрос сегодня — это, с моей точки зрения, подготовить специалистов, которые должны быть готовы к этой технологической революции, потому что здесь у нас поле непаханое. Я вот сам весь прошлый год учился. В январе закончил обучение всех топов своих. Что я могу подчеркнуть, что я увидел со своей кафедры промышленника, сейчас вопрос №1 — это дефицит рабочих сил. Везде, повсеместно, куда бы я ни приезжал, это происходит. Честно говоря, я Минниханову уже вопрос задал сначала устно, а потом и письменно, официально: „Вот ты должен увеличить численно население города Набережные Челны на 100 тысяч человек“», — рассказал Когогин.

Путин на это заметил, что в Татарстане уже занимаются данной темой. «Да, занимаются, — парировал Когогин, — но представьте 100 тысяч — это же город среднего размера. В противном случае интенсивность развития, которая идет на территории города, просто будет не обеспечена рабочей силой. Цифровая экономика — это единственный способ сегодня опять выйти на новый уровень повышения производительности труда. Традиционными способами мы уже уперлись в потолок, дальше только цифра. Совершенно новые специалисты, математики, программисты», — отметил Когогин и похвалил Путина за то, что он поднял этот вопрос в послании.

«Будем вместе с вами двигаться по этой повестке дня», — подвел черту Владимир Владимирович.

Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев пояснил «БИЗНЕС» Online, что речь, безусловно, не шла о 100 тыс. рабочих мест, а приблизительно о 30–40 тыс., но, вероятнее всего, вместе с семьями. «На данный момент персонал автогиганта еще соответствует трудовым потребностям компании, но в перспективе 5–10 лет на КАМАЗе начнется нехватка персонала, в первую очередь квалифицированного, а не абы какого. И Сергей Анатольевич Когогин еще несколько лет назад поднимал этот вопрос о том, что численность города нужно увеличивать. При развитии новых технологий, которые мы будем внедрять, мы будем переучивать имеющийся персонал на новые производства, которые будут появляться и уже появляются. Так что наши работники в стороне не останутся. Но уже сейчас КАМАЗу очень нужны программисты, специалисты, которые будут работать с робототехникой. И надо понимать, что параллельно будут развиваться сопутствующие производства в городе. И это не обязательно камазовские места. Это и ТОСЭР, и Haier — для них нужны будут люди. Только на новое производство Haier 5 тысяч человек понадобится», — подчеркнул Афанасьев.

... В планах — расширение границ Челнов, а есть и совсем экзотическая идея — намыв искусственных островов на Каме Фото: Олег Спиридонов

АРЕНДНОЕ ЖИЛЬЕ, РЕНОВАЦИЯ И ИСКУССТВЕННЫЕ ОСТРОВА

Отток талантливой молодежи и нехватка квалифицированных кадров — давняя проблема Челнов. На последней отчетной сессии горсовета финансовый директор ПАО «КАМАЗ» Андрей Максимов заявил, что челнинские предприятия начали сталкиваться с дефицитом квалифицированного персонала. А дальше будет только хуже, прогнозируют на КАМАЗе, так как Россия начала испытывать последствия демографической ямы 90-х годов. «Соотношения спроса на рабсилу и предложения в городе равно 0,2 человека на одну вакансию. Поэтому мы просим объединить усилия Татарстана, города и предпринимательского сообщества, чтобы создать условия для молодежи и оставить ее в городе», — призвал Максимов во время своего выступления.

Наиль Магдеев Наиль Магдеев: «Предприятиям нужно думать, как выстраивать политику в части привлечения трудовых ресурсов. Рецепт один: создавать лучшие условия для работающих» Фото: Олег Спиридонов

Всем уже известно, что из Челнов уезжают более 70% выпускников. Власти объясняют это отсутствием выбора в получении высшего образования. За разнообразием выпускники автограда едут в вузы Казани, Москвы и Санкт-Петербурга. Как следствие, экономика города теряет будущие профессиональные кадры. Решать проблему подумывают при помощи создания некоего образовательного центра на базе имеющегося в Челнах филиала КФУ. Мэр Челнов Наиль Магдеев полон энтузиазма и ожидает миграции в город из районов Татарстана, а также из соседних Башкортостана, Удмуртии, Кировской области и т. д. На предновогодней встрече с редакторами местных СМИ Магдеев заявил, что население Челнов в ближайшие 5–10 лет может увеличиться до 600 тыс. человек, а то и до 700 тысяч. При этом конкуренция с соседями Нижнекамском и Елабугой мэра не пугает. Для новых челнинцев в городе планируют построить арендное жилье, так как город испытывает проблемы с местами под будущую жилищную застройку. В планах и расширение границ города, а также реновация по типу московской — снести пятиэтажные хрущевки и построить на их месте высотки. Есть и совсем экзотическая идея — намыв искусственных островов на Каме.

Напомним, что в настоящее время население автограда насчитывает 529 тыс. человек. Но Магдеев придерживается иного мнения. «По факту такая численность [600 тысяч] у нас в городе есть. За проспектом Яшьлек начинается территория Тукаевского района. Давайте честно говорить: 600 тысяч у нас уже есть. Просто они живут по ту сторону проспекта Яшьлек», — заявил он во время интернет-конференции «БИЗНЕС Online». В этом же интервью глава города рассказал и свой рецепт того, как решить вопрос дефицита специалистов. «Предприятиям нужно думать, как выстраивать политику в части привлечения трудовых ресурсов. Рецепт один: создавать лучшие условия для работающих: условия труда и зарплата должны быть достойными, а работа — привлекательной. Надо успевать за потребностями людей. Если сотрудник зарплатой не удовлетворен, но при этом он профессионал, ты узнай, почему он собирается уходить. За хорошего специалиста надо держаться», — сказал мэр.

... Решать проблему власти подумывают при помощи создания некоего образовательного центра на базе имеющегося в Челнах филиала КФУ Фото: Олег Спиридонов

«ДЛЯ НАЧАЛА, КОНЕЧНО, НУЖНО ПОДНЯТЬ ПРЕСТИЖ КАМАЗА, ЧТОБЫ ЛЮДИ В КАМАЗ ПОВЕРИЛИ»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов, считают ли они возможным увеличить на 100 тыс. население города, из которого уже сейчас уезжают 73% выпускников, и каким образом все же можно интегрировать одаренных детей в промышленность.

Вадим Хоменко — вице-президент Академии наук РТ, доктор экономических наук:

— Если я правильно понимаю, речь идет о людях, которых предполагается занять на рабочих специальностях. Для того чтобы это удалось сделать, у людей должна быть реально оплачиваемая работа. Люди не уезжают оттуда, где есть достойная и хорошо оплачиваемая работа, которая отвечает их ожиданиям. В этом отношении КАМАЗ достаточно долго оставался проблемным предприятием с точки зрения занятости. Мы все прекрасно знаем объемы выпуска, под которые проектировался завод, и то, сколько реально большегрузов он выпускает в настоящее время. В связи с этим люди и уходили на другие производства и даже уезжали в другие регионы, где находили себя в сфере инженерных специальностей. Возникает вопрос: а на что собираются ориентировать новых специалистов, которых планируют привлекать в Челны? Для этого КАМАЗ должен существенно повысить уровень оплаты труда своим работникам, сегодня им предлагают не тот уровень оплаты, который они хотели бы видеть. И второе: приходится констатировать, что в настоящее время утерян престиж рабочих специальностей. Нужна соответствующая подготовка специалистов, но сейчас во многом из-за слишком долгого простаивания производства утеряны кадры старые, а новые еще не сформировались. Поэтому данную задачу нужно решать сразу в двух плоскостях — дать людям высокооплачиваемую и стабильную работу и обеспечить систему подготовки кадров, причем на очень высоком уровне, потому как речь идет о специальностях, требующих высокого уровня подготовки. Современные производства требуют именно таких.

Возить вахтовым методом рабочих на свои заводы — это не лучший вариант и не решение проблемы. Вечно ездить так они не будут. Люди все-таки должны жить там, где они и работают. Челны должны стать не просто центром производства и жилья, а центром подготовки кадров. В городе сформирована система соответствующих образовательных учреждений, они должны работать, надо задействовать то, что есть. Если это не будет реализовано, значит, задача не будет решена.

Выпускники школ из Челнов уезжают, потому что не видят особых перспектив для себя в работе на КАМАЗе. Но если автогигант четко ориентируется на увеличение своих мощностей на основе модернизации производства, если будут создаваться учебные заведения, если будет работа, если для них будут просматриваться перспективы, они не уедут. Сейчас выпускники школ в рамках тех специальностей, которые есть, просто не видят себя на КАМАЗе, поэтому и не хотят быть задействованы в автомобильной промышленности. А они должны видеть для себя перспективу — работы на КАМАЗе. Автогигант должен заявиться со своим проектом развития, с проектом модернизации производства, убедить их в перспективности своего производства, словом, сделать так, чтобы в завод поверили. Поэтому, не решив проблемы самого КАМАЗа, не решив проблемы развития данного предприятия, сдержать отток населения будет невозможно. Одновременно с этим нужно будет усиливать подготовку кадров на месте. Но для начала, конечно, нужно поднять престиж КАМАЗа, чтобы люди в него поверили.

Василий Маньковский — председатель совета директоров ГК «КОМ»:

— Чтобы молодые люди не уезжали из города, их нужно заинтересовать. В этом направлении, я считаю, в городе должна вестись какая-то содержательная работа. По всей видимости, люди, которые умеют гайки крутить, есть, а вот людей, которые могут решать какие-то сложные задачи творческого характера, не очень много. Вахтовый метод работы, который сейчас используют на КАМАЗе, вряд ли даст положительные результаты. Надо закреплять в городе тех, кто сейчас уезжает. Нужно, чтобы у людей была какая-то мотивация остаться, чтобы выпускник школы знал, что, если он останется и к тому же является амбициозным человеком, он сможет удовлетворить свои амбиции — выучится, затем будет заниматься какой-то высокоинтеллектуальной работой или займет в конце концов какую-то руководящую должность. Это очень многоплановый вопрос, этим просто нужно заниматься. У нас, к сожалению этим не занимаются. Уже с пятого класса нужно проводить серьезную профориентацию. Я был на японских заводах — там этим делом занимаются со школьной скамьи. Вопросы профориентации у нас находятся на довольно низком уровне. И тратить деньги на данные цели надо, не оглядываясь и не особо считая деньги. Да, может быть, будут какие-то потери, может быть, что-то из того, что было куплено, не будет востребовано. Но то, что будет востребовано, во сто крат окупит вложения.

Сегодня в преподаватели у нас идут в основном троечники. А чему школьника может научить человек, который в школе тоже учился не очень хорошо? Учить и лечить должны люди одаренные — те, которые заканчивали вузы с красными дипломами или, по крайней мере, с высокими оценками. А на сегодня это, к сожалению, не так. Собака зарыта здесь. Если у наших руководителей хватит ума и фантазии найти таких увлеченных людей и сделать так, чтобы эти увлеченные люди увлекали других, это будет дело. Необходимо возобновить систему наставничества. Должна быть какая-то система отбора таких людей и система, которая позволит по социальному лифту таких людей продвигать.

Алексей Пантелеев (Пан Алекс) — индивидуальный предприниматель, активный комментатор «БИЗНЕС Online»:

— Увеличить население Челнов на 100 тысяч человек нереально, хотя рецепт очень прост. Повысьте зарплаты — люди сами приедут. Повсеместно, по всей России, зарплаты в машиностроительной отрасли выше, чем на КАМАЗе. Даже на проблемных предприятиях, в том же Тольятти, зарплаты выше. Если сравнить с Подмосковьем, со Всеволожском, например (производство Ford-Sollers прим. ред.), так у них зарплата не ниже 60 тысяч на тех позициях, на которых у нас — 20–30 тысяч. Откуда же браться квалифицированным кадрам? У нас в районах люди получают сейчас, зимой, по 5–10 тысяч. Они знакомы с техникой, хотя и сельскохозяйственной, — могут прийти на КАМАЗ. Предложите им 30–50 тысяч, они моментально сдернутся со своих сел. Если говорить об инженерных кадрах, то у них зарплаты не настолько малы, однако дефицит молодых специалистов огромен, хорошие специалисты тоже едут туда, где лучше платят. В то же время возьмем другой пример — Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат. У него не бывает проблем с кадрами. Люди годами стоят в очереди, чтобы туда попасть. Предложи камазовцу работу на КБК — убежит, не раздумывая.