Наиль Магдеев: «Мы смогли создать с нуля 2500 новых рабочих мест и привлечь 14 с лишним миллиардов рублей инвестиций. Вот что нам дал статус моногорода» Наиль Магдеев: «Мы смогли создать с нуля 2500 новых рабочих мест и привлечь 14 с лишним миллиардов рублей инвестиций. Вот что нам дал статус моногорода» Фото: Олег Спиридонов

«МЫ ЗАСТЫЛИ НА ДОЛЕ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ В 30 ПРОЦЕНТОВ»

— Наиль Гамбарович, мы хотели бы начать нашу интернет-конференцию с вопроса, который прислал наш читатель по имени Борис: какие вызовы вы считаете наиболее опасными для Челнов, каковы факторы риска в ближайшие 5–10 лет для экономики города и социальной сферы?

— Наиболее важную роль в судьбе города играет деятельность КАМАЗа. На 50 процентов экономика Челнов зависима от автогиганта, а с учетом малого бизнеса, который около КАМАЗа, — и того больше. Одно рабочее место на КАМАЗе дает 7 дополнительных рабочих мест в городе, поэтому должен как минимум сохраняться спрос на грузовые автомобили. Если обстоятельства вдруг изменятся не в лучшую сторону, это сразу отразится на доходах челнинцев. Если КАМАЗ будет работать, то и другие отрасли будут поддерживаться высоким спросом: на услуги, продукты питания, различные сферы деятельности. Важно и дальше развивать территорию опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и все, что не связано с автомобильным направлением, чтобы форс-мажорные обстоятельства, если они вдруг наступят, по нам сильно не ударили. На отчетной сессии с участием Рустама Нургалиевича Минниханова нам четко была поставлена задача — продолжать развивать малый бизнес. У нас здесь тоже резервы есть, мы застыли на доле в малом и среднем бизнесе в 30 с небольшим процентов. Но КАМАЗ в объемах растет, соответственно, не увеличивается и доля малого бизнеса.

На какой уровень надо выйти в ближайшие год – пять лет?

— Надо и дальше расти в объемах. Но для этого необходимо выполнение нескольких условий и на федеральном уровне: дешевые кредиты, более лояльное к малому бизнесу российское законодательство. У нас ведь по-прежнему много барьеров на федеральном и муниципальном уровнях. Те же самые проверки. Давайте будем откровенными: из всего количества проверок 70 процентов — федерального уровня, 20 процентов — республиканского, только 10 процентов — муниципального уровня. Нам часто говорят: «Вы там на местах с проверками разберитесь!» Мы воздействовать можем только на муниципальное управление административно-технической инспекции. Поставили задачу, чтобы сначала предпринимателей предупреждать, а не штрафовать сразу. Результаты есть уже: если в 2016 году было проведено около 5,5 тысяч проверок и составлено 2708 протоколов, то в 2017-м — около 3,2 тысячи проверок и 1054 протокола. В 2016 году штрафов было наложено на 18,2 миллиона рублей, а в 2017 году — только на 10,2 миллиона рублей. Но надо задать вопросы и федеральным, и республиканским органам надзора: стали ли они лояльнее относиться к малому бизнесу? Если все уровни власти будут в этом направлении работать, то бизнесу станет легче.

Когда говорят «моногород», в плане имиджа как-то сразу представляется какой-то промышленный город, в котором ничего нет. Это, конечно, в основном имиджевый момент. Но, наверное, на данном этапе Челнам выгодно быть моногородом? Что нам дает этот статус сейчас и что даст в будущем? И как долго мы еще сможем его удерживать?

— Статус моногорода дал нам возможность получить статус территории опережающего социально-экономического развития. Это возможность налоговых преференций для вновь открывающихся предприятий в городе, их уже 21. Мы смогли создать с нуля 2500 новых рабочих мест и привлечь 14 с лишним миллиардов рублей инвестиций. Вот что нам дал статус моногорода. Многие моногорода с трудом пытаются стать ТОСЭРами, но Набережным Челнам это удалось благодаря усилиям лично президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова. Понятно, что мы были рядом, но главным, как говорят, закоперщиком был он. Это, естественно, дает определенные преференции перед экономиками других моногородов Российской Федерации.

Но мы уже видим, что возникло еще несколько аналогичных территорий в Татарстане и между ними началась конкуренция. Не слишком ли много ТОСЭРов в республике стало? Например, Менделеевск недавно заявил о заявке на присвоение такого же статуса.

— Законодательство позволяет им быть моногородами. Понятно, что конкуренция подстегивает нас более активно работать, поэтому, думаю, определенные коррективы в работу по привлечению инвесторов появление новых ТОСЭРов внесет.

Сколько средств позволил Челнам привлечь статус моногорода — бюджетных, льготных кредитов, инвестиций?

— Этот счет идет на несколько миллиардов рублей. По программе фонда моногородов сумма составляет более 2,2 миллиарда рублей за два года. Это, как я уже сказал, приведение дорог в нормативное состояние, проведение реконструкции шестой очереди КИП «Мастер». Кроме того, мы работаем и по программам фонда развития промышленности, корпорации МСП. Там тоже моногородам дан приоритет. По линии корпорации МСП мы также более 2 миллиардов рублей привлекли, по программам фонда развития промышленности профинансировано пять проектов на сумму 387 миллионов рублей и одобрено еще два проекта на сумму 400 миллионов рублей. Все это складывается в достаточно серьезную сумму в размере около 4–5 миллиардов рублей. По сути, это практически равносильно бюджету Челнов.

///Фото: «БИЗНЕС Online» «50-летие КАМАЗа может решить определенные вопросы, связанные с дальнейшим развитием городской инфраструктуры. Но и без юбилеев Челны используют все возможности для того, чтобы попасть во многие федеральные проекты»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЖАЛОВАТЬСЯ НА ТО, ЧТО У СОСЕДА ЯБЛОКИ СЛАЩЕ, — ЭТО ПУТЬ В НИКУДА»

Вы упомянули, что у нас в ТОСЭР действует 21 резидент, создано 2,5 тысячи рабочих мест, вложено 14 миллиардов рублей. На старте, когда мы только получили этот статус, заявлялось о том, что резидентами готово стать более 40 компаний, а в целом выражалась уверенность, что их будет более 100. Но вот пока у нас только 21 резидент — где эта золотая сотня?

— 21 резидент в Челнах — это 20 процентов всех резидентов ТОСЭРа в стране. Челны на самом деле одна из лучших площадок ТОСЭРа в России — это во-первых. Так что у нас не еще, а уже 21 компания. Второй момент — условия в экономике меняются в части привлечения резидентов. К сожалению, сегодня они не лучше, чем были вчера. Санкции против нашей страны ужесточаются, что ведет к закрытию доступа к дешевым финансовым ресурсам. Это повлияло на инвестиционную активность всего российского бизнеса. Но это, разумеется, не должно останавливать нас в плане привлечения резидентов. Сегодня в заявочном листе 15–20 потенциальных резидентов, они занимаются проработкой бизнес-планов. Мы себе ставим высокую планку — хотим, чтобы резидентов и рабочих мест было больше. Принимаем участие во всех бизнес-миссиях, выставках, встречаемся, предлагаем, рассказываем.

Вот наши китайские партнеры — компания Haier — почувствовали, что их бизнес неплохо складывается в Набережных Челнах. Число в данном случае не так важно, речь нужно вести о сумме привлеченных инвестиций. Если только один резидент ТОСЭРа покроет все показатели, которые мы планируем для 10 или 15 резидентов, создаст 5 тысяч новых рабочих мест и вложит 60 миллиардов рублей, так ли важна цифра 40? Для нас же главное — занятость челнинцев, поэтому высокую планку, которую мы для себя обозначаем, снижать не собираемся.

Эти 15–20 потенциальных резидентов в заявочном листе в этом году получат статус?

— Мы планируем, чтобы они получили его в этом году. В 2016 году у нас было 7 резидентов, в 2017-м — 14 резидентов, то есть в прошлом году мы сработали в два раза лучше. Потому задача стоит в этом году привлечь резидентов не меньше, чем в 2017-м.

«В апреле планируем заложить завод по выпуску стиральных машин компании Haier, который уже в 2019 году должен начать выпускать продукцию» «В апреле планируем заложить завод по выпуску стиральных машин компании Haier, который уже в 2019 году должен начать выпускать продукцию» Фото: «БИЗНЕС Online»

А по объему инвестиций можете озвучить плановые показатели?

— Пока мы не можем, так как бизнес-планы находятся в стадии разработки. Но могу сказать точно, что в апреле планируем заложить завод по выпуску стиральных машин компании Haier, который уже в 2019 году должен начать выпускать продукцию. У китайских партнеров есть планы построить еще один завод — по выпуску холодильников производительностью 500 тысяч штук в год. Поэтому нужна стабильная ситуация в мире — это тоже очень важно. Неправильно, когда говорят: «Ну что там, обстановка в мире — это далеко, а мы тут, Челны...»

Наши читатели утверждают, что в автограде существует огромный дефицит специалистов и отчасти виноваты в этом компании ТОСЭРа. Там зарплата выше, так как у них налоги ниже, чем у нерезидентов. Налоговые послабления для резидентов ТОСЭРа ставят компании, выпускающие аналогичную продукцию, в неравные условия. Как с этим бороться?

— Бороться не надо. Предприятиям нужно думать, как выстраивать политику в части привлечения трудовых ресурсов. Рецепт один: создавать лучшие условия для работающих: условия труда и зарплата должны быть достойными, а работа — привлекательной. Надо успевать за потребностями людей. Если сотрудник зарплатой не удовлетворен, но при этом он профессионал, ты узнай, почему он собирается уходить. За хорошего специалиста надо держаться. А жаловаться на то, что у соседа в огороде яблоки слаще, ничего при этом не делая, — это путь в никуда. У работающих предприятий есть возможность стать резидентами ТОСЭРа. Для этого нужно выполнить ряд условий: нужно дополнительно 50 миллионов инвестиций и удвоить количество рабочих мест. А завидовать резидентам ТОСЭРа не надо. Зависть — плохое качество. У резидентов ТОСЭРа сегодня 2,5 тысячи человек, а работающих в Челнах — около 270 тысяч. Это менее 1 процента. Как может 1 процент влиять на рынок труда в Челнах? Поэтому искать виновных в появлении ТОСЭРа неправильно.

Кстати, многие резиденты ТОСЭРа привлекают специалистов и руководителей из других регионов. Например, в компании «ЗаряД», занимающейся изготовлением хоккейных клюшек, генеральный директор и все управленцы приехали из Челябинска — их пригласил Данис Зарипов. В компании Haier директор по качеству пришел из «Индезита», из Липецкой области.

«Судьба каждого предприятия в руках руководства, самому надо думать, искать, готовить кадры, идти в вузы, в школы» «Судьба каждого предприятия в руках руководства, самому надо думать, искать, готовить кадры, идти в вузы, в школы» Фото: «БИЗНЕС Online»

Вы очень кстати упомянули про зарплаты. В челнинском филиале Казанского инновационного университета проходил круглый стол, где обсуждали преимущества и недостатки ТОСЭРа. В числе прочего была озвучена любопытная информация: якобы в Челнах компанию Haier попросили снизить уровень зарплаты, видимо, чтобы неприлично не выделялась на фоне остальных.

— Официально я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию. С руководством компании Haier мы постоянно общаемся, но вслух от них я такого не слышал и не думаю, что это так. Перед тем как прийти в Челны, компания Haier наверняка изучала рынок труда. Они ведь из 3 тысяч человек, которые прошли через собеседования, взяли всего 300. Отметили, что кадры у нас довольно подготовленные, есть из кого выбирать. Судьба каждого предприятия в руках руководства, самому надо думать, искать, готовить кадры, идти в вузы, в школы. Многие руководители предприятий даже не знают, где ресурсные центры находятся. Чего сидеть в кабинете и рассуждать про кадры? Езжай, встречайся, посмотри на учеников, студентов каждого курса и начинай их по жизни вести. Не надо по 10–20 человек брать, ты посмотри на одного-двух, предложи им условия. Западные компании ведь так работают, они уже в 9–10-м классах смотрят за молодыми ребятами, на олимпиадах бывают. Кто из наших на олимпиадах бывает, интересуется? Поэтому вина в нас самих.

Кадровая проблема плотно взаимосвязана с темой оттока молодежи из Челнов. 73 процента выпускников школ уезжают из города в вузы Москвы, Питера, Казани. Наш читатель Рустем интересуется, как городские власти намерены остановить эту текучку.

— Я с этим не совсем согласен. У нас ежегодно порядка 1200 человек уезжают обучаться по разным специальностям, по которым невозможно получить образование в нашем городе. Но мы не считаем, сколько же из них возвращается. Понятно, что половина не возвращается, но точно мы утверждать этого не можем. И потом 1200 человек уехали, а вместо них 2220 приехали.

А кто приехал?

— Те же студенты из разных городов и районов Татарстана, из Удмуртии, Кировской области едут в Челны, чтобы получать образование в Набережночелнинском институте КФУ, в педагогическом университете, медицинском колледже. Они рукастые, головастые. Это еще надо посмотреть, кто более трудолюбивый — горожане или те, кто воспитание в деревне получал. У нас и численность населения в городе достигла 530 тысяч, а в прошлом году было 526 тысяч. Важно создавать условия для того, чтобы молодые люди могли здесь получить образование. Имеющиеся в городе институты — ими надо заниматься — должны открывать какие-то новые специальности, думать, откуда привлекать преподавателей. Это задача не только муниципальной власти, но и федеральных университетов — я имею в виду и педагогический институт, и НЧИ КФУ. Кроме этого, надо создавать нормальную среду проживания. Дороги, театры, парки, скверы, спортивные объекты, аквапарк — это все складывается из того, что называется жизнью. Привлекательная работа, высокая зарплата — как без этого?

Давайте не будем говорить, что у нас совсем все плохо. Розовых очков, конечно, мы не надели. Может быть, меры недостаточны, но, если у вас есть какие-то сценарии, как удержать молодежь, предлагайте. Мир сегодня открыт, молодые люди достаточно мобильны.

«Особенностью нашего города является то, что за короткий промежуток времени были построены объекты социальной сферы – школы, детские сады, больницы. Теперь они одновременно требуют капитального ремонта» «Особенностью нашего города является то, что за короткий промежуток времени были построены объекты социальной сферы — школы, детские сады, больницы. Теперь они одновременно требуют капитального ремонта» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Вы говорите, что вузы должны открывать новые специальности, привлекать преподавателей. На недавней сессии горсовета вы заявляли о необходимости создать современный высший образовательный центр — полноценный технический университет, развивающий компетенции в области машиностроения, пищевой промышленности, энергетики. Поясните, что это за центр, на базе какого вуза города он должен появиться и откуда взять педагогов, которые будут этим компетенциям обучать?

— Ничего нового создавать не нужно. У нас есть базовый вуз — Набережночелнинский институт КФУ. В нем я вижу образовательный центр с учетом тех компетенций, которые необходимы уже сегодня и завтра нашему городу в пищевой индустрии, робототехнике, других технологиях, связанных со сложными бытовыми машинами. Завод холодильников расширяется, вскоре появится завод по производству телевизоров — значит, городу необходимы будут специалисты, инженеры.

Нужны ли дополнительные финансовые вливания?

— Я думаю, что нам нужна эффективная совместная работа с Казанским федеральным университетом. Нам необходимо сесть за круглый стол, расписать наши потребности и их возможности, которые вкупе могли бы привести к хорошему результату. Это задача на ближайшее время.

В городе рассматривается идея создания программы по привлечению квалифицированных кадров в город? Есть примеры в Тольятти и в Ульяновской области, где людям подъемные дают, предлагают варианты решения жилищного вопроса. Есть какие-то идеи в этом плане?

— С такой идеей выступил КАМАЗ, и сегодня мы эту тему обсуждаем на уровне правительства РТ. Идеи предлагаются, но решений пока нет. Есть ряд федеральных программ, с которыми можно увязать нашу модель того, как нам дальше двигаться. КАМАЗ растет в объемах, появились новые производства, образовалась новая проблема — нехватка квалифицированных кадров. Хотя я думаю, что решить проблему безработицы — это более тяжелая задача, но и вторая задача — по привлечению дополнительных трудовых ресурсов — не легче.

Наиль Гамбарович, вы озвучивали мысль, что неплохо было бы довести численность населения как минимум до 600 тысяч.

— По факту такая численность у нас в городе есть. За проспектом Яшьлек начинается территория Тукаевского района. Давайте честно говорить: 600 тысяч у нас уже есть. Просто они живут по ту сторону проспекта Яшьлек.

С другой стороны, а нужно ли КАМАЗу, резидентам ТОСЭРа столько людей? Ведь сейчас технологии другие — там, где раньше 5–6 человек работали, сейчас один справится, роботы помогут. Не получится ли так, что людей у нас будет много, а мы не сможем их занять.

— Пока у всех производственников планы на привлечение трудовых ресурсов. По крайней мере, горизонт планирования — 5–7–10 лет.

«ПОЛУВЕКОВОЙ ЮБИЛЕЙ АВТОГИГАНТА — ЭТО ХОРОШАЯ ТЕМА»

Как вы думаете, что останется в памяти горожан в облике Челнов в период вашего руководства городом?

— А что, я собрался уже уходить?!

Читатель задал вопрос именно в такой формулировке. Что будет сделано, что будет построено, каким вы видите облик города в будущем? Какие проекты для себя в городе считаете главными? Что хотите реализовать, но время еще, может, не пришло?

— Самое главное сегодня — это городские дороги. Мы активно ими занимаемся, и результат вы все видите. Второе – строительство новых школ. Они не строились последние 20 лет. Мы поставили себе задачу в ближайшее время еще две школы построить. Сейчас в нашем активе две построенные школы и одна — в работе. Нашему городу также необходимы объекты социальной инфраструктуры, нужны театры — и татарский, и русский... К реконструкции здания будущего татарского драматического театра мы приступили. С переездом татарского драмтеатра в РК «Колизей» для театра кукол, который сегодня находится в неприспособленном помещении, появится здание. Назрел вопрос строительства русского драматического театра. Также нужны спортивные объекты — по обеспеченности спортивными объектами мы, к сожалению, не в лидерах.

«Необходимо отремонтировать, например, самую крупную в городе инфекционную больницу. Ее площадь более 30 тысяч кв. метров. Она 33 года не ремонтировалась!» «Необходимо отремонтировать, например, самую крупную в городе инфекционную больницу. Ее площадь — более 30 тысяч квадратных метров. Она 33 года не ремонтировалась!» Фото: «БИЗНЕС Online»

Перед тем как строить новые объекты, необходимо внимательно посмотреть, что у тебя происходит в городском хозяйстве. Нужно оглянуться назад, чтобы увидеть, в каком состоянии уже построенное сегодня находится. Необходимо отремонтировать, например, самую крупную в городе инфекционную больницу. Ее площадь — более 30 тысяч квадратных метров. Она 33 года не ремонтировалась! Особенностью нашего города является то, что за короткий промежуток времени были построены объекты социальной сферы — школы, детские сады, больницы. Теперь они одновременно требуют капитального ремонта. Вот чем мэр должен заниматься, а не гнаться только за тем, чтобы какой-то престижный объект построить! Один из депутатов Государственной Думы буквально недавно рассказывал: «Я одному из предыдущих мэров города говорил: вот мы сегодня гордимся, что у нас объекты новые, но наступит время — какому-то мэру, который придет после вас, придется капитально ремонтировать одновременно эти объекты». Это время наступило. Вместе со своей командой, с руководством республики, при поддержке президента РТ Рустама Нургалиевича Минниханова я занимаюсь этими вопросами.

Но ведь есть еще и другой подход. Допустим, для столицы РТ команда Камиля Исхакова в первую очередь — это тысячелетие Казани... Команда нынешнего мэра — это Универсиада и так далее. То есть появляется огромный проект, под него находят ресурсы. Сейчас мы уже говорим: Казань готова и Олимпиаду провести, если надо. Челны — один из крупнейших городов, далеко не все столицы субъектов РФ имеют такую численность населения и экономический потенциал. Может, и нам такие проекты нужны? Хотя бы один. На эту тему нет ли каких-то задумок, планов?

— Давайте будем объективны: все названные проекты — это заслуга президента Республики Татарстан. В первом случае — первого президента Минтимера Шариповича Шаймиева, во втором случае — ныне действующего президента Рустама Нургалиевича Минниханова. У мэра никаких ресурсов не хватит для того, чтобы привести Казань к такому уровню развития. И еще. Как можно сказать, что это только Казань сделала? Давайте уж будем до конца объективными. Вся республика трудилась. Все районы, например, работали на строительстве и благоустройстве стадиона «Казань Арена». Абсолютно никого не хочу обидеть, но, чтобы быть честными, надо отметить, что все-таки это проекты республиканского и федерального уровня.

— И все-таки: может, нам тоже какой-то суперпроект к себе «притащить» или придумать его?

— Напрашивается проект, связанный с празднованием 50-летия КАМАЗа в 2019 году. Полувековой юбилей автогиганта — это хорошая тема, которая очень красиво ложится в историю нашего города. Есть уже примерный план реализации, определена смета. Понятно, что это тема не такого федерального уровня, как юбилей Казани и Универсиада. Тем не менее 50-летие КАМАЗа может решить определенные вопросы, связанные с дальнейшим развитием городской инфраструктуры. Но и без юбилеев Челны используют все возможности для того, чтобы попасть во многие федеральные проекты. Так, по программе «Безопасные и качественные дороги» в прошлом году мы получили более 600 миллионов рублей из федеральных средств, плюс республиканские. В этом году мы дополнительно опять же по данной программе получаем 700 миллионов рублей. Участвуем и по программе моногородов. По строительству дорог в промышленной части города смогли привлечь более 600 миллионов — все это только федеральные средства.

«В этом году попали в проект «Безопасные и качественные дороги», Челнам, повторю, выделили более 700 миллионов рублей и еще столько же к этой сумме выделяет республиканский бюджет» «В этом году попали в проект «Безопасные и качественные дороги», Челнам, повторю, выделили более 700 миллионов рублей, еще столько же к этой сумме выделяет республиканский бюджет» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕКОТОРЫЕ ГОВОРЯТ — «РАЗМЕР ГОРЯ». НЕТ, ЭТО РАЗМЕР СЧАСТЬЯ»

Кстати, о дорогах. В Челнах прошла коллегия минтранса, на ней были озвучены планы строительства новых дорог и развязок: продолжение Московского проспекта, развязка на БСИ и дорога, которая соединит БСИ с промзоной. Вы просили министра посодействовать в реализации этих проектов, получили ли от него благословение? По прикидкам, сколько на это нужно средств?

— Поддержку мы получили. Сейчас с волго-вятским управлением автомобильных дорог мы занимаемся предпроектной и проектной работами по двум развязкам: Старосармановская улица и первая автодорога — там планируется развязка второго уровня, вторая развязка — это Орловское кольцо. Параллельно заказываем проект по продолжению Московского проспекта, который свяжет новую и старую части города. «Татдорпроект» проектирует мост и дорогу. Процесс осложняется тем, что есть вопросы, связанные с получением свободного коридора для будущего проспекта. Необходимо понять масштабы финансирования. Некоторые говорят — «размер горя». Нет, это размер счастья. Счастье — видеть результат собственного труда. Понимание со стороны федерального агентства дорожного хозяйства, министерства транспорта РФ, поддержка со стороны Рустама Нургалиевича — все это есть. Будем искать источники финансирования.

Будем продолжать приводить существующие дороги в нормативное состояние. В этом году попали в проект «Безопасные и качественные дороги», Челнам, повторю, выделили более 700 миллионов рублей, еще столько же к этой сумме выделяет республиканский бюджет. На эти 1,4 миллиарда рублей будет реконструирована улица 40 лет Победы, будет построена новая дорога в 63-м и 65-м микрорайонах — с освещением, остановками. У челнинцев было пожелание отремонтировать улицу Шамиля Усманова. В прошлом году мы одну часть этой улицы сделали — от улицы Нариманова до Королева. В текущем году она тоже в перечне есть, но не полностью, а тоже в границах двух улиц — от улицы Татарстан до проспекта Яшьлек. Оставшуюся часть планируем капитально отремонтировать в 2019 году. Как только пройдут все соответствующие процедуры, связанные с торгами, мы обязательно опубликуем объемы работ. В этом году продолжим работы и в промзоне — капитально отремонтируем улицу Техническую до ее пересечения с Металлургической улицей, которую мы сделали два года назад. Таким образом крупные дороги в промзоне за эти три-четыре года приведем в порядок.

Жители поселка для многодетных «Подсолнухи» тоже интересуются дорожной инфраструктурой. В этом году в поселке дорогу отсыпят асфальтовой крошкой с проспекта 40 лет Победы. Спрашивают: это программа максимум на 2018 год или есть еще какие-то дальнейшие шаги в решении дорожного вопроса в «Подсолнухах»?

— Это исключительно наша инициатива. Мы в различные республиканские программы, связанные с электроснабжением, с водообеспечением, включаем поселок Подсолнухи. В 2016-м было выделено 17 миллионов рублей, в 2017-м — 14 миллионов на водоснабжение по республиканским программам. По газоснабжению заявка в «Газпром трансгаз Казань» нашими службами была направлена. Но направить средства из местного бюджета мы права не имеем — это территория Тукаевского района, потому мы занимаемся, по сути, «партизанщиной». На мой взгляд, тут должна быть внятная республиканская или федеральная программа, связанная с обустройством земель, выделенных многодетным семьям. Мы не можем заниматься государственной задачей факультативно. От прокуратуры мы уже получили предупреждение, что если из городского бюджета будут направлены средства в район, то наше решение будет опротестовано. В поселке есть инициативная группа, с нашей стороны мы определили первого заместителя руководителя исполкома Илью Сергеевича Зуева. Они эффективно взаимодействуют.

«ВСЕ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ, ВСЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ТАК НЕЛЬЗЯ»

Наиль Гамбарович, есть вопросы, связанные с антикоррупционной политикой. Первый из них, как ни странно, про вашу декларацию о доходах. Подали или нет за 2017 год?

— До 30 апреля этого года определен срок сдачи деклараций. Сейчас идет сбор данных, они уточняются.

Читатели интересуются: больше ли вы стали зарабатывать за год или нет?

— Все это будет опубликовано на официальном сайте города — и читатели увидят, и писатели. Думаю, что в этом году сумма будет в районе 3,5–3,7 миллиона рублей. В прошлом году годовой доход, с учетом продажи автомобиля «Нива», был 4,2 миллиона.

Есть несколько вопросов, касающихся сотрудников исполкома. Прокомментируйте недавний скандальный случай с сотрудником градостроительного управления Дмитрием Дмитриевым, который подозревается во взятке в размере 200 тысяч рублей. Руководитель исполкома Ринат Абдуллин говорил, что идет внутреннее расследование. Какие-то итоги уже есть?

— Я бы не брал на себя смелость выносить вердикт в отношении того или иного человека, все-таки презумпция невиновности существует. На мой взгляд, надо дождаться окончания расследования и приговора, который будет вынесен. Окончательная версия — за правоохранительными органами. Конечно, данный случай исполнительный комитет не красит. Это вообще из ряда вон выходящий случай. 600 человек работают, все взрослые люди, все понимают, что так нельзя. О чем думал парень в 35 лет, у которого есть семья и двое детей (одному 2 года, второму 9 лет)?.. Понятно, что мы несем ответственность за то, что у нас такой сотрудник.

«Нужно понимать, что то, что вчера проходило, сегодня уже не проходит. Мы же взятки брать не учим» «Нужно понимать, что то, что вчера проходило, сегодня уже не проходит. Мы же взятки брать не учим» Фото: «БИЗНЕС Online»

Может, зарплата маленькая?

— Но это же не оправдание... Как можно такие вещи допускать?! Сегодня каждый шаг муниципального служащего рассматривается под увеличительным стеклом. Поэтому нужно понимать, что то, что вчера проходило, сегодня уже не проходит. Мы же взятки брать не учим. Какие-то непонятные схемы, какие-то договоренности приводят к таким печальным последствиям.

На фоне ухода Натальи Безруковой с поста руководителя управления спорта появилось много разных слухов... Первый — что она не сработалась с руководителем исполкома Ринатом Абдуллиным. Второй — что отставка связана с некими финансовыми нарушениями в структуре соответствующего управления. Много противоречивой информации. Хочется понять, каковы истинные обстоятельства ухода.

— Добрый совет: не верьте слухам. Человек написал заявление по собственному желанию, уволился. Мотивы личные. Я бы сегодня пока никаких комментариев не давал — их у меня просто нет. Вокруг любой персоны, которая уходит или приходит, возникают определенные слухи. Никаких материалов от правоохранительных органов, а мы знаем, что проводится проверка, на сегодняшний день не было. Если нет материалов, не о чем и говорить. Будут факты — тогда их мы обязательно обнародуем.

Кто будет назначен вместо Безруковой? Какие варианты есть? Какой человек вам нужен по своим профессиональным качествам, по компетентности? 

— Пока никому этот пост не предложен. В данном вопросе спешка не нужна. Мы присматриваемся ко всем потенциальным кандидатам. Задачи понятные. Результаты в целом неплохие — в части развития физической культуры и спорта Набережные Челны движутся вперед. Будем дальше заниматься укреплением материально-технической базы; есть хороший тренерский, преподавательский состав; функционируют спортивные школы, где воспитанники достигают определенных успехов в различных видах спорта.

Еще одна важная вакансия в администрации города связана с уходом начальника финуправления Альфинур Галиакберовой на пост ректора НГПУ. Хотелось бы услышать, какого вы человека видите вместо нее. Или, может быть, не нужен вообще вице-мэр по финансам, может быть, начальника вполне достаточно...

— Мы поддержали обращение Альфинур Азатовны на должность ректора педагогического университета. Это было ее желание, и наша реакция была соответствующей — мы с добрыми напутствиями проводили Альфинур Азатовну на новую работу. Понятно, что мэру удобнее работать с теми управленцами, которые имеют серьезный багаж, опыт, но человек вправе выбирать свою судьбу сам и должен дальше развиваться с человеческой и профессиональной точки зрения. Муниципалитет — это же не армия. Что касается новых руководителей, мы тоже присматриваемся, но и в долгий ящик откладывать назначение не будем. Есть подготовленные специалисты, которые работали рядом с Альфинур Азатовной, мы рассматриваем эти кандидатуры.

Окончание следует.

Генеральный партнер проекта