Сегодня во дворе дома №187 по улице Аванганрдная уже практически ничего не говорило о прошедших минувшей ночью трагических событиях Сегодня во дворе дома №187 по улице Авангардной уже практически ничего не говорило о прошедших минувшей ночью трагических событиях

«БОРОДАТОГО ЗАБРАЛИ В НАРУЧНИКАХ, ЭТО НАШ СОСЕД. Я СВОИМИ ГЛАЗАМИ ВИДЕЛ — ЗАЧЕМ НЕВИНОВНОГО ЗАБИРАТЬ?»

Сегодня во дворе дома №187 по улице Авангардной уже практически ничего не говорило о прошедших минувшей ночью трагических событиях. Напомним, главный «герой» и виновник произошедшего, 36-летний дебошир Александр Петров, после возвращения из 10-суточного ареста в изоляторе натянул бронежилет, прихватил карабин «Вепрь» и пришел отомстить супруге, которая спряталась у брата. Когда дверь ему не открыли, он начал палить из карабина, подстрелив в итоге участкового, жителя подъезда и смертельно ранив омоновца. В перестрелке погиб и он сам.

Дом этот местные называют «полицейским», потому что на первом этаже расположен ОП «Промышленный» и многие квартиры занимают сотрудники правоохранительных органов. Сегодня жизнь в этом здании текла в своем привычном русле: кто-то собирался на работу и стоял на остановке, кто-то после лютых вечерних морозов прогревал свои автомобили, а у отдела полиции «Промышленный» расположилась лишь пара служебных полицейских авто.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» проследовал к подъезду №2, который вчера приковал внимание всех спецслужб города. Небольшая деталь — часть выбитой деревянной внутриподъездной двери со стеклом лежала прямо у порога. Внезапно из окна второго этажа журналист услышал голос мужчины: «Сашка? Подожди, сейчас я тебе открою!» Через несколько секунд дверь в подъезд открыл мужчина, представившийся Валерием. Он обознался, «узнав» Александра в корреспонденте нашего издания. Как выяснилось, речь шла про Александра Афанасьева — брата Елены Петровой, супруги стрелка. Наш собеседник рассказал, что знает его очень хорошо, периодически встречается с ним на лестнице и всегда был только положительного мнения о нем. По словам Валерия, кого-то из задержанных накануне уже отпустили из-под стражи. «Он сильно буянил, не хотел подчиняться оцеплению. Его скрутили и увезли», — описывал произошедшие вчера события мужчина. «Нормальная семья живет в 61-й квартире, — отозвался он об Афанасьевых. — Ребенок у них маленький, с коляской по двору гуляют. Всегда здоровается, приветливый. Я ни разу у него ружья не видел. С ребенком гуляет часто, рыбалкой вроде тоже увлекается, потому что удочки у него видел. Мне кажется, он тут вообще ни при чем. Матерного слова от него ни одного не слышал ни разу!»

Подъезд жилого дома ничем не выделялся — достаточно ухоженный, опрятный, внутри ни соринки. Но картина резко меняется по мере продвижения вверх по лестнице. Уже на четвертом этаже — отчетливые дырки от дроби в стене, на пятом этаже нас застала ужасающая картина — начиная от лестничного пролета между четвертым и пятым этажом, повсюду видны куски мозга, а зеленые стены и дверь одной из квартир окрашены бурыми пятнами крови. В воздухе непереносимый смрад. На пятом этаже, у лифтовой, скопилась огромных размеров лужа запекшейся крови с остатками кожи. Весь этаж покрыт многочисленными кровавыми брызгами. Стена на лестнице на 6-й этаж тоже вся в дырках от выстрелов дробью. 

Через несколько минут жильцы дома стали выглядывать из своих квартир, охотно обсуждая произошедшее. Впрочем, известно им немного — они до сих пор спорят, сколько было «стрелков», некоторые думают, что во всем виноват Афанасьев, которого выводили накануне из дома в наручниках (на деле он сам мог оказаться жертвой). «Соседка говорит: она спускалась, ее участковый загнал обратно наверх с криками, — вспоминает житель дома с верхних этажей по имени Руслан. — Спускалась и говорит, что был только один человек». Ему вторит сосед, представившийся Закиром: «Я ясно своими глазами видел — был один человек. Он чуть в меня не стрелял!» По его словам, вчера вечером он увидел Петрова на лестничной площадке, когда тот весьма умело перезаряжал ружье. Лишь чудом мужчина успел заскочить к себе в квартиру, избежав печальной участи.

«Таксист ходит там, рыженький такой. Хороший парень, всегда здоровается, — описал Закир Афанасьева, которого правоохранители задержали после ликвидации Петрова. — На белом Chevrolet ездит, ему тоже попало. Бородатого, по-моему, забрали в наручниках, это наш сосед. Я своими глазами видел — зачем невиновного забирать? Наши соседи всегда порядочные были. Ну борода у него, так его из-за этого забирать надо?»

«У МЕНЯ МУЖ ПРОСТО ПОШЕЛ ПОКУРИТЬ. ОН ЗАЛЕТЕЛ — У НЕГО ВСЕ В КРОВИ... ПРОСТО СКАЗАЛ: «ЗАКРОЙ ДВЕРЬ!»

В какой-то момент на пятом этаже из квартиры №56, дверь которой была окровавлена, вышла женщина, которая не стала представляться. «Моего мужа подстрелили. Он просто вышел покурить в подъезд — и все», — сказала она корреспонденту «БИЗНЕС Online». Оказалось, что того подстреленного гражданского зовут Денис Бандуков. По словам супруги, он получил ранения в руку и туловище, но его жизни сейчас ничего не угрожает.

«Не знаю, как я вышла. Он (мужприм. ред.) залетел — у него все в крови. Просто сказал: „Закрой дверь!“ Я сама не понимаю, как успела это сделать. Но потом три раза „ба-бах“. И все, — рассказывает она.

«Это мозги, что ли?» — брезгливо произнес один из молодых людей, спускаясь через 5-й этаж. Местные жители дома, спешившие на работу, в большинстве своем старались воздерживаться от каких-либо комментариев.

С 6-го этажа на белом «Шевроле» ездит, — пыталась описать нападавшего женщина «Таксист ходит там, рыженький такой. Хороший парень, всегда здоровается. На белом Chevrolet ездит», — описал задержанного Александра Афанасьева сосед

«Парнишка был очень приятным внешне, очень общительным. Бездомных котят мы недавно пристраивали, так с ним обсуждали эту тему. Очень отзывчивый человек, — рассказала об Афанасьеве Ольга, жительница квартиры №65. — Приятный такой парень, в общении именно. Ожидать что-то такое... Нам сказали, что это он. Наш сосед сказал, что видел, как его выводили под руку в наручниках. Вот сказали еще, что там был то ли его друг, то ли еще кто-то. Никто же нам из сотрудников ничего не рассказывал. Несколько оперативников поднимались к нам посмотреть схему квартиры. Видимо, хотели штурмовать, им надо было знать, где там могут люди находиться».

На улице в этот момент вокруг дома кружили сотрудники газовой службы, которых направили к злополучному дому включать обратно газ. «Включили, нет? Мы кушать хотим!» — вопрошали возмущенные жители из соседнего подъезда №1. «Братан, я за тебя переживал! — внезапно подошел к корреспонденту газовик. — Подожди, ты Саша же? Ой, прости. Я думал, это ты, знакомый мой. На 108-й (номер припаркованного во дворе белого Chevrolet прим. ред.) ездит. Хороший парень! Он никогда не пил!»

Житель 52-й квартиры рассказал нашему корреспонденту свою версию случившегося. В момент драмы, которая разыгралась на лестничной площадке, мужчина смотрел хоккей. «Смотрел игру „Ак Барса“. Слышу — и такое ощущение, что кто-то кувалдой стену ломает. У нас тут много строителей, мало ли кто стену ломает. 10–15–20 минут проходит... Невозможно смотреть хоккей. Я в шортах выскочил на лестничную площадку вместе с соседом напротив. Увидел мужчину с ружьем и закрыл дверь», — рассказал Александр. Борьба правоохранителей с Петровым продлилась, по его словам, пять часов. Из-за этого Александр попросил брата не заходить в подъезд. 

«Двери в квартиру не было – ее просто спилили болгаркой, об этом свидетельствовали следы на металле. Вход в квартиру преграждал большой лист гипсокартона и одна лишь простынка» «Двери в квартиру не было — ее просто спилили болгаркой, о чем свидетельствовали следы на металле. Вход в квартиру преграждали большой лист гипсокартона и одна лишь простынка»

«Я НИКОГО В ЗАЛОЖНИКИ НЕ БРАЛ. ЭТО МОЯ КВАРТИРА, МОЯ СЕМЬЯ ЗДЕСЬ ЖИВЕТ»

Наконец, поднявшись до 6-го этажа к квартире №61, куда, по оперативным данным, и ломился вооруженный Петров, корреспондент нашей газеты увидел последствия вчерашних событий. Двери в квартиру не было — ее просто спилили болгаркой, о чем свидетельствовали следы на металле. Вход в квартиру преграждали большой лист гипсокартона и одна лишь простынка. Из помещения доносились женский и мужской голоса. «Пусть пишут что угодно! Все нормальные версии у полиции! Мы живы, здоровы, все слава богу. Мы не хотим с вами общаться», — произнес из-за шторки мужчина, отказавшись представляться. По данным нашего издания, в квартире были прописаны другие лица — Юрий Афанасьев и Анастасия Шелепова

Корреспондент «БИЗНЕС Online» дважды попытался поговорить с самим Александром Афанасьевым. Мужчина, как выяснилось, просто боялся открыть входную дверь правоохранителям после того, как Петров был обезврежен. На лестничной площадке, где расположена квартира Афанасьева, неряшливо разбросаны вещи: коробки, стиральный порошок, рубашки на вешалке. Очевидно, жильцам пришлось вынести их.

Но спустя 30 минут Афанасьев согласился ответить на некоторые вопросы. В квартире он проживает с супругой и малолетним ребенком. По его словам, входную металлическую дверь забрали сотрудники правоохранительных органов на экспертизу среди ночи. Именно по ней была стрельба. «Должны скоро заменить», — ответил мужчина. Афанасьев объяснил, что при появлении Петрова он сразу же вызвал полицию: «Весь дом вызывал... Нас спасли жизнью других людей». О развернувшейся перестрелке правоохранителей с Петровым мужчина ничего толком сказать не смог. «У нас была закрыта дверь, мы к ней не подходили», — коротко ответил Афанасьев. По его словам, правоохранители думали, что он взял в заложники людей, поэтому Афанасьева и задержали, надев на него наручники. Мужчина отметил, что при задержании «расколотили очки».

«Я никого в заложники не брал. Это моя квартира, моя семья здесь живет... Меня отпустили под утро. Было очень много допросов и неприятных моментов. В итоге я оказался свидетелем», — подробно рассказал Афанасьев.

Обсуждать личность погибшего в перестрелке Петрова Афанасьев не захотел. Он рассказал, что его сестра с двумя малолетними детьми какое-то время будет жить с ним. «Спрашивайте у полиции», — резюмировал мужчина.

«ПЕТРОВ ГОВОРИЛ, ЧТО ЖЕНА ИЗБИВАЕТ ЕГО, САМ ОН НИКОГО НЕ ТРОГАЛ»

Личность самого Александра Петрова пока полна загадок, а биография — белых пятен. По нашей информации, он родился в марте 1983 года (хотя в официальном заявлении МВД и СК указывается 1981 год рождения), проживал в многоквартирном доме на улице Карбышева, имел высшее образование и двух несовершеннолетних детей на иждивении — 10-летнего Андрея и 5-летнюю Карину. Место работы, по словам нашего собеседника, в одном из документов указано как КМЦ МП. О чем идет речь, непонятно, можно лишь предположить, что это Казанский молодежный центр им. Гайдара в Авиастроительном районе. Род занятий и профессия до конца неясны, известно лишь, что он ранее работал в разных должностях в разных банках Казани.

Как стало известно «БИЗНЕС Online», административный арест на 10 суток он получил от судьи Приволжского районного суда Казани еще 14 января этого года. «Петров А.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения, выражался нецензурной бранью, на замечания не реагировал, чем нарушил общественный порядок», — говорится в постановлении Приволжского суда. Супруга позвонила в полицию, ее забрал из квартиры либо брат, либо отец Петрова. 

Сам Петров вину в суде не признал. «В судебном заседании он показал, что отмечал старый Новый год и немного выпил спиртного, но нецензурной бранью не выражался. Супруга пытается его выселить из квартиры, устраивает скандалы, избивает его, сам он никого не трогал», — говорится в материалах суда.

Интересно, что еще одно административное дело, связанное с неким Петровым А.В., в том же самом суде рассматривалось уже 17 февраля. Тогда некий Петров украл из магазина гель для душа за 137 рублей. Суд арестовал его на двое суток.

Последние пять лет Петров злоупотреблял спиртным, нередко совмещая крепкие алкогольные напитки с феназепамом — лекарственным средством группы бензодиазепинов, обладающим транквилизирующим, противосудорожным и снотворным действием. После обильных возлияний, совмещенных с лекарствами, он нередко поднимал руку на жену. «Употребление любых лекарств, тем более психотропных, тем более сильнодействующих, с алкоголем усиливает их действие. Простым языком: голову сносит», — объяснил корреспонденту нашей газеты врач-психиатр Центра неотложной медицинской помощи Ильдар Файзрахманов. По словам врача, люди часто используют данную смесь для усиления лекарственного действия. «Поэтому, может быть, человек был полностью неадекватен на фоне смеси сильнодействующих лекарств и алкоголя», — добавил он.

Впечатляет арсенал, который оперативники обнаружили в квартире Петрова на Карбышева. Охотник по интересам, он хранил дома пять ружей, револьвер и несколько ножей. При этом, как уверяют источники нашего издания, мужчина никогда не имел отношения к правоохранительным органам. 

Судя по странице в соцсети «ВКонтакте», Елена Петрова много времени проводит с детьми и подругами на свежем воздухе, гуляет по набережной Казанки и в парке «Черное озеро». При этом ни в друзьях, ни на фотографиях корреспондент «БИЗНЕС Online» не обнаружил ее супруга, хотя статус «замужем» говорит о другом. В графе «Город» в анкете социальной сети у Елены почему-то указан Санкт-Петербург, но сказано также, что она выпускница кафедры общей химии и экологии факультета автоматики и электронного приборостроения КНИТУ-КАИ. Ее брат Александр, судя по аккаунту «ВКонтакте», родился 14 февраля 1992 года и также закончил КНИТУ-КАИ.

«ЧЕГО ОН ИЗ СЕБЯ ГЕРОЯ КОРЧИЛ? НАСМОТРЕЛСЯ ВСЯКОЙ ФИГНИ И ПОШЕЛ ВОЕВАТЬ»

Бывший председатель региональной спортивной общественной организации «Федерация практической стрельбы Республики Татарстан», эксперт по оружию Андрей Чуркин объяснил корреспонденту нашего издания, какие ружья были в коллекции борисковского стрелка. «Все оружие 12-го калибра, гладкоствольное, а не нарезное, это хорошо, будь у него нарезное, все закончилось бы гораздо печальнее, — заметил Чуркин. — На фото сверху вниз первым идет помповое ружье ижевское, судя по деревянному прикладу и потертостям, оно уже старенькое. Второе — пневматическая винтовка, далее следуют ножны от кортика, но самого кортика почему-то нет. Охотничий нож с ножнами. Следом — полуавтомат 12-го калибра с подствольным магазином. У нас на рынке таких моделей полно, есть как от наших производителей, так и от турецких. Затем идет самое старенькое ружьишко — тульская одностволка, она даже с курком, что также говорит о ее возрасте. Следом — двустволка-„безкурковка“. На фото также есть удлинитель ствола из двух частей с дульным тормозом, устанавливается на новые ружья, используется в спортивной стрельбе, а у банок (по-видимому, с тушенкой прим. ред.) лежит сошка, возможно, как раз для того самого „Вепря“. И револьвер какой-то — то ли газовый, то ли шумовой, может, травматика».

По словам собеседника издания, собрать такую коллекцию можно даже человеку со средней зарплатой, самый дорогой экземпляр в ней как раз и был «Вепрь», с которым Петров устроил перестрелку, — в зависимости от возраста и оснащения он в самом лучшем виде может стоить около 70–80 тыс. рублей, двустволка может стоить до 20 тыс. рублей. Владеть пятью экземплярами гладкоствольного оружия законодательство не запрещает. «Пятью, но не больше, зато охотник может одновременно владеть пятью видами нарезного оружия, это не запрещено, — пояснил эксперт. — Но главное не в том, сколько стволов, а в том, почему он применил оружие. Посмотрите, что по телевизору идет, что в новостях показывают: то в школах стрельба, один пошел расстрелял там, другой — тут. Это и есть воспитание? Люди все это видят, и если вокруг тебя такое происходит, то ты и будешь таким способом решать вопросы. Вы думаете, для чего он купил и надел дерьмовый бронежилет? Вряд ли он разбирается в бронежилетах и классах защиты. Взял первый попавшийся, напялил и пошел. Чего он из себя героя корчил? Насмотрелся всякой фигни и пошел воевать».

Сегодня в здании ОМОНа на ул. Губкина товарищи погибшего сотрудника Росгвардии почтили его память. В фойе была размещена траурная фотография с цветами и горящей свечой Сегодня в здании ОМОНа на улице Губкина товарищи погибшего сотрудника Росгвардии почтили его память. В фойе была размещена траурная фотография с цветами и горящей свечой

ПОГИБШИЙ СНАЙПЕР ЮТИЛСЯ С СЕМЬЕЙ ВПЯТЕРОМ В ОДНОКОМНАТНОЙ КВАРТИРЕ

Сегодня в здании ОМОНа на улице Губкина товарищи погибшего сотрудника Росгвардии Дениса Иванченко почтили его память. В фойе была размещена траурная фотография с цветами и горящей свечой. «При проведении специальной операции по задержанию вооруженного преступника погиб полицейский (боец-снайпер) 2 оперативного отделения 1 оперативного взвода 2 оперативной роты ОМОН Управления Росгвардии по Республике Татарстан прапорщик полиции Иванченко Денис Александрович, — гласила подпись под фото. — Личный состав ОМОН Управления Росгвардии по Республике Татарстан выражает глубокие искренние соболезнования родным и близким покойного».

— Мы знали его хорошо, работали в одной роте. Душа компании, как про таких говорят. Всегда участвовал во всех мероприятиях в отряде, — рассказал один из сослуживцев погибшего журналистам.

— Физически был хорошо подготовлен, занимался спортом, — добавил второй.

— В свободное время часто видели его с семьей. У любого спросите, все скажут, что человек хороший. Очень надежный товарищ, друг, — заключил первый омоновец.

Погибший от рук дебошира сотрудник Росгвардии начал работу в органах внутренних дел с 2006 года. 38-летний Денис Иванченко за время службы в органах и позднее в составе отряда ОМОНа был неоднократно поощрен различными благодарностями и медалями. У него остались жена и трое детей. «По службе он характеризовался только с положительной стороны, обладал авторитетом среди коллег», — отозвался о погибшем пресс-секретарь Росгвардии Игорь Силко.


Главным увлечением Иванченко было пение — он выступал на служебных конкурсах художественной самодеятельности Росгвардии и неоднократно занимал призовые места. «Пением он занимался давно, пел про службу, про отечество, это был некий патриотический шансон. Я слышал, что он раньше в Подмосковье даже был в составе какой-то музыкальной группы, — добавил Силко. — Я лично его знал: человек был разносторонний, талантливый, творческий. Друзья о нем всегда хорошо отзывались». 

Стоить отметить, что Иванченко вместе со своей семье впятером жил в служебной однокомнатной квартире. Его сослуживцы обсуждают, не расщедрится ли теперь государство на жилье для родственников погибшего.

В больнице остаются еще два потерпевших — участковый Ильдар Тухватуллов 1986 года рождения. Ему поставили диагноз «дробовое огнестрельное ранение правого бедра, правого коленного сустава и правой голени». Сейчас его состояние удовлетворительное. Житель дома Денис Бандуков был доставлен в больницу с дробовым огнестрельным ранением мягких тканей правого плеча, предплечья и локтевого сустава; заднебоковой поверхности спины. Его состояние также не вызывает опасений.