Дамир Мухетдинов отметил, что введение предмета по основам духовно-нравственной культуры народов России является серьезным вызовом системе общего школьного образования и всей конструкции государственной власти Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОСТРАЯ ТЕМА» ВНЕДРЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ С 5-ГО ПО 9-Й КЛАСС

Школа и религия — любой обмен мнениями на подобную тему априори вызывает интерес, особенно если встреча проходит под эгидой министерства образования России. Именно таковой была всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное образование в современной российской школе: социально-философский, научно-педагогический и конфессиональный аспекты», состоявшаяся на этой неделе в московском Центральном доме ученых. Мероприятие, организованное федеральным министерством образования при участии межрелигиозного совета России, объединило более 350 участников из разных регионов страны. Присутствовали ученые, преподаватели, академики, чиновники, а также религиозные деятели четырех основных конфессий России — православия, ислама, буддизма и иудаизма. В итоге публика для ЦДУ, где традиционно собирается столичная научная интеллигенция, подобралась не совсем обычная. Нечасто здесь появляются гости, облаченные в рясы, чапаны, кашаи, чьи головы украшают клобуки, скуфьи, чалмы и тюбетейки. Однако министр образования и науки Ольга Васильева ратовала за проведение конференции именно в этом месте. Судя по всему, хотела особо подчеркнуть глубоко научный подход к обозначенной теме. Между тем сама министр, несмотря на анонсированный визит и заявленный доклад на пленарном заседании, в Доме ученых в этот день так и не появилась. Вместо Васильевой выступала ее первый зам Валентина Переверзева

Стартовала конференция с заседаний по секциям. Корреспондент «БИЗНЕС Online» отправилась на одну из них под названием «Социально значимые ценности в системе духовно-нравственного образования в российской школе», модераторами которой выступили ректор Российского университета дружбы народов, экс-министр образования РФ Владимир Филиппов и первый зампредседателя ДУМ РФ, ректор Московского исламского института Дамир Мухетдинов.  

Еще до начала мероприятия в кулуарах много говорили о том, что на конференции всерьез будут обсуждать щепетильную тему — как расширить и углубить религиозную тематику в российском школьном образовании. И, предваряя дискуссию, экс-министр Филиппов подтвердил эти предположения, он попросил выступающих не касаться проблем дошкольного и высшего образования, а также курсов по основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), которые с 2012 года преподаются в 4-х классах. Вместо этого Филиппов настоятельно рекомендовал сосредоточиться на «острой теме» внедрения духовно-нравственного образования с 5-й по 9-й класс. Именно так поставили задачу в минобрнауки, где вынашивают идею ввести специальные дисциплины в средних и старших классах, на которых будут в обязательном порядке изучаться в том числе религиозные ценности. 

Другой модератор — Мухетдинов — отметил, что введение предмета по основам духовно-нравственной культуры народов России является серьезным вызовом системе общего школьного образования и всей конструкции государственной власти. В связи с этим он рассказал о том, как его собственный сын прочитал книгу о пророке Дауде, а потом пришел в школу, где учитель физкультуры попросил его сделать какой-то элемент. «Сын сказал: „Я делать не буду“. Учитель спросил: „Почему?“ — „Потому что пророк Дауд сказал, что надо заниматься только любимым делом“, — процитировал наследника Дамир хазрат и добавил. — Вот как прочтение одного абзаца повлияло на формирование мировоззрения ребенка». 

«НРАВЫ МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫЕ. ЕСТЬ УГОЛОВНАЯ МОРАЛЬ — ТАМ БОГ НЕ НОЧЕВАЛ»

Что же касается докладов секций, то гендиректор Национального института развития ООН РАН Михаил Гельвановский подчеркнул, что востребованность духовно-нравственного образования актуальна, потому что «мы живем в неопределенном периоде времени, когда непонятно, что строим и куда идем». По его словам, 100 лет назад мы утратили основу общекультурной подготовки школьников и сегодняшние ученики не имеют строительного анализа общей культуры. «Мы столкнулись с тем, что у нас атеистическая школа. Маргинальность религиозности сохраняется», — подчеркнул докладчик и сделал неожиданный вывод о том, что в результате этого и других перечисленных им обстоятельств мы получаем неконкурентную экономику. Затем он предложил освоить мировую науку о нравственности и историю нравственных учений. А в качестве примера привел «прекрасную», по его словам, книгу академика Адбусалама Гусейнова, которая может стать основой преподавания. 

Следом выступил и сам академик РАН, президент Института философии, профессор Гусейнов. Он начал с того, что необходимо провести различие между социально значимыми ценностями, которые составляют основу культурного единства общества, и способом их обоснования в различных религиях и философских мировоззрениях. «Ценности — это то, что объединяет, а способ обоснования — разъединяет», — пояснил профессор и добавил, что опыт преподавания ОРКСЭ нуждается также и в критическом отношении. «Что такое светская этика? Это оксюморон, выдумка! Не было ни в в мировой, ни в традиции России светской этики. Да, была религиозная философия, например Соловьева. Этика — это область знания. Она не может быть не светской», — добавил Гусейнов. 

Член координационного совета по взаимодействию минобра и Московской патриархии РПЦ Виктор Слободчиков первым делом сослался на Гегеля, который высказал «замечательную мысль» о том, что «неправильно устроенные понятия приводят к головной боли». «Ваше выступление — это фиксация того, что многие понятия в этой сфере устроены неправильно и поэтому у нас головная боль, — обратился к предыдущему оратору Слободчиков и продолжил. — Пока мы не согласуем наши представления об отечественном образовании, не закрепим нормативно эти представления, мы так и будем горячо и попусту шуметь, что национальной идеи у нас нет, стратегии нет». Далее он подчеркнул, что нравственность совершенно не означает религиозность. «Нравы могут быть разные. Есть уголовная мораль — там Бог не ночевал», — пояснил докладчик, отметив, что надо всегда четко фиксировать, в чем твоя вера и каков уклад жизни. Тем более что сегодня мы часто сталкиваемся с безумными, с религиозной точки зрения, укладами жизни. «Есть псевдодуховность, суеверия, темная духовность. Если у вас источник духов — черна кошка, которая вам дорогу перешла, то вот такая у вас и духовность», — посетовал выступающий, а в завершение сослался на слова Павла Флоренского, который сказал, что с точки зрения культуры церковь, кабак и американская машина по взламыванию сейфов равнозначны. Именно поэтому сами по себе ценности не создают духовность. 

Заведующий кафедрой философии образования философского факультета МГУ Елена Брызгалина отметила, что государство в последние годы очень много сделало в формировании ценностей в школах. Как пример — концепция воспитания до 2025 года. Она также высказалась против внедрения отдельного предмета по духовно-нравственному образованию, поскольку это слишком долгий процесс. К тому же сегодня нет ни организационных, ни финансовых ресурсов для того, чтобы подготовить с нуля когорту учителей для качественного преподавания нового предмета. В этой связи Брызгалина предложила искать и выявлять гуманитарную составляющую во всех учебных предметах. «Если мы посмотрим задачи, которые используются в учебниках по математике, генетике, то увидим, что там ценностный компонент отсутствует. Есть такое пример. Задача по математике. В психиатрической клинике 100 пациентов. Каждый кусает друг друга и главврача. А дальше математическая формула — сколько покусанных? Любой предмет должен содержат эмоционально-ценностный компонент, потому что он формирует отношение к миру и к себе», — резюмировала Брызгалина, и, судя по аплодисментам, ее доводы были убедительны. 

«МНЕ СТРАШНО ОТ ТОГО, КАК ГОТОВЯТ УЧИТЕЛЕЙ И ЧТО ОНИ БУДУТ НЕСТИ В ОБЩЕСТВО» 

Профессор Кубанского госуниверситета и Екатеринодарской духовной семинарии Андрей Остапенко посетовал на утрату поколения учителей, которые несут добродетельные ценности. Такой вывод он сделал на основании проведенного недавно соцопроса среди учителей Краснодарского края. В результате выяснилось, что «мясорубка» превращения образования в услугу, через которую прошли учителя, сработала. «Сегодня меньше половины учителей ставят цель воспитания настоящего человека, патриотизма и так далее. Утилитарные цели взяли верх...Есть три принципиальных вопроса, которые надо решать в пожарном порядке, иначе все наши благие намерения останутся академическим трепом. Это подготовка кадров — надо привлекать представителей конфессий. Кто может определить, является ли человеком носителем православной или исламской культуры, как не представители этих конфессий? Нужен механизм экспертных советов, чтобы не было случайных людей в этом преподавании. И курс должны вести те, кто хочет и может, чтобы не дискредитировать хорошую идею. Я помню, как вице-губернатор Краснодарского края отчиталась о том, что основы православной культуры ведут 1600 учителей. А я знаю, что их было только 600, из них 300 на пушечный выстрел к предмету подпускать нельзя», — рассказал Остапенко. 

Его поддержал и Мухетдинов. Он вспомнил о том, как столкнулся с одним учебным пособием, которое рекомендовали для учителей. «Чувствуется, что мусульман не привлекали к данному учебному пособию. Оно не выдерживается никакой критики ни с точки зрения исламской теологии, ни с точки зрения светского исламоведения. Мне страшно от того, как готовят учителей и что они будут нести в общество. Поэтому, как родитель, я выбираю светскую этику или мировые религии, так как опасаюсь». 

Профессор Орловского госуниверситета Борис Бобылев напомнил собравшимся о том, что мы все живем в условиях информационной войны, которая направлена против семьи, любви к родине, совести, духа и нравственности народа. А основы духовно-нравственной культуры народов России могут стать серьезным оружием в этой борьбе. Доцент Московского государственного областного университета Ольга Розина также обратила внимание на подготовку учителей, потому что для того чтобы реализовывать ценности, учитель должен ими обладать. «Враг не дремлет. Идет генетическая несовместимость двух мировых проектов — мир должен быть подчинен и мир должен быт спасен», — строго предупредила Розина и привела печальную, на ее взгляд, статистику. Например, в Московской области 36% учителей считают допустимой супружескую жизнь вне брака. Только 64% учителей считают аборты убийством. При этом 92% называют себя православными. «Мотивы получения удовольствия, достаток, признание, положение в обществе значительно преобладают над служением Богу, людям, ближнему. Учителя этого даже не понимают», — возмущалась Розина. 

«Правильно, — согласился с ней Филиппов. — Не может быть педагог без ценностей. Я много ездил по регионам, критиковал наших учительниц. Вот выходит ученик к доске, она (преподаватель прим. ред.) его спрашивает, кто такой Александр Сергеевич Пушкин. Ученик отвечает, что это крутой русский поэт. А она ему в ответ: „Ну ты, блин, даешь...“ Многие родители стали забирать своих детей, записавшихся в эти классы, из-за плохого преподавания». 

«МЫ НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕМ СВОЮ ВЕРУ. НАША ЦЕЛЬ — ПОДЛИННАЯ ДЕМОКРАТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ»  

Через час, когда участники подкрепились на кофе-брейке и обменялись впечатлениями, началось пленарное заседание. С основным докладом выступила первый замминистра образования РФ Переверзева. Она говорила о важности продолжения духовно-нравственного образования в 5–9-х классах и об успешном опыте преподавания ОРКСЭ в 4-х классах, на которые отводится по 34 учебных часа в год (это один час в неделю). Курс состоит из 6 модулей. Основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, а также мировых религиозных культур и светской этики. По словам Переверзевой, проведенный анализ эффективности курса показал, что в ходе его введения «повсеместно сложилось конструктивное сотрудничество органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций, особую значимость приобрело взаимодействие педагогов, обучающихся и их родителей». Мониторинг также показал, что в разных регионах от 57% до 100% родителей считают, что курс детям нравится. Положительно его оценивают около 70%, а отрицательно — менее 2%. От 70% до 80% школьников обсуждают дома с родителями, бабушками и дедушками темы, изученные на уроках. Из этих данных Переверзева сделала вывод о том, что «данная предметная область может быть логически продолжена». 

Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата РПЦ, митрополит Волоколамский Иларион передал всем участникам конференции приветствие и благословение патриарха Кирилла и подтвердил, что курс ОРКСЭ привел к повышению уровня взаимодействия государства, семьи и религиозных организаций, а также межрелигиозному сотрудничеству. «Сегодня мы обсуждаем вопросы развития предметной области преподавание с 5-го по 9-й класс — „Основы духовно-нравственной культуры народов России“. <...> Полагаю правильным поддержать развитие этой предметной области, опираясь как на успешный опыт подготовки и повышения квалификации работников образования, так и на новые возможности, открывающиеся в связи с развитием теологии как отрасли знания и направления подготовки в вузах», — сказал представитель РПЦ.

Далее он напомнил выступление президента России Владимира Путина на Архиерейском соборе 1 декабря 2017 года, где глава государства отметил, что никакое лидерство в технологической сфере и экономике не поможет, если мы не будем заботиться о мировоззрении молодого поколения наших сограждан. «Если мы не сумеем сохранить традиционные ценности и здравое человеческое бытие в нашем стремительно меняющемся мире, то духовную пустоту заполнят радикалы, экстремисты и идеологи терроризма», — процитировал Путина митрополит Иларион и добавил, что безграмотность в религиозных вопросах — та почва, на которой террористическая идеология дает обильные всходы. «Этой безграмотностью пользуются представители сект и псевдорелигиозных структур. Она порождает суеверия, которые являются антиподом религий. Мы должны с самого детства делать прививку от такого рода идеологий, наносящих непоправимый вред психике людей, их духовному, душевному, а подчас и физическому здоровью», — подчеркнул священник. — Создание условий, при которых учащиеся будут получать качественные знания о религиозных традициях, должны стать одним из приоритетов государственной образовательной политики. Безграмотность в религиозных вопросах столь же опасна, как и незнание родного языка, отечественной литературы и истории».

А председатель синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий переключился на тех, кто выступает с критикой обсуждаемой на конференции темы. «Хотел бы обратиться к тем, кто критически воспринимает выражаемую сегодня позицию министерства образования и науки, РПЦ, традиционных религиозных конфессий, кто обвиняет нас в попытках клерикализации светской школы, навязывании обязательного изучения религии. Господа оппоненты, в том, о чем мы говорим сегодня, есть особая верность отечественным педагогическим традициям российского образования. И мы будем и далее свидетельствовать об истинности и искренности наших намерений. <...> Мы никому не навязываем свою веру. Наша цель — подлинная демократия в образовании и подлинная мировоззренческая свобода», — заключил митрополит Меркурий. 

«МУСУЛЬМАНЕ ОБЛАДАЮТ ЛИШЬ ТРЕМЯ ВУЗАМИ, РЕАЛИЗУЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ ИСЛАМСКОЙ ТЕОЛОГИИ»

Затем слово взял Мухетдинов. Он передал приветствие от председателя ДУМ РФ, председателя совета муфтиев Равиля Гайнутдина, а затем озвучил официальную позицию мусульманских организаций, «основанную на трезвой оценке текущих возможностей мусульманского сообщества и духовенства». По его словам, мусульмане озабочены тремя ключевыми моментами. Это подготовка педагогов, учебные программы и пособия, а также обеспечение равного доступа ко всем модулям ОРКСЭ. Беспокойство, в частности, вызывает то, что около 70% учителей, преподающих этот курс, — преподаватели начальных классов. По его словам, чтобы учителя были универсалами, способными преподавать любой из шести модулей, необходимо обеспечивать школы специалистами, обладающими полноценным классическим религиоведческим образованием. «Однако чаша весов склоняется в сторону привлечения к преподаванию выпускников теологических факультетов. Не секрет, что российские мусульмане сегодня обладают лишь тремя вузами, реализующими образовательную деятельность в рамках направления исламской теологии и выдающими дипломы государственного образца. Плюс к этому — единичные случаи подготовки исламских теологов в государственных вузах», — посетовал Дамир хазрат и добавил, что православные братья располагают более чем 40 вузами, кафедрами, готовящими теологов. Негативное влияние на кадровый потенциал оказывает и отсутствие диссертационного совета по исламской теологии. В связи с этим он заявил ходатайство об открытии существенного числа бюджетных мест в вузах по направлению «исламская теология» в ближайшей перспективе, а также отметил, что статистика по выбору модулей в рамках ОРКСЭ не всегда отражает реальные предпочтения родителей. «Я, как отец четырех сыновей, на текущем этапе делаю выбор в сторону курса светской этики. Это объясняется тем, что я могу себе представить уровень специалиста, который преподает курс основ исламской культуры. Масштабы недоверия в исламской среде велики. Поэтому внедрять предметную область надо поступенчато начиная с 5-го класса, а в начальном и дошкольном образовании включать ее не стоит», — резюмировал представил ДУМ РФ. 

В завершение выступил Филиппов. Он рассказал о результатах дискуссии на секции, модератором которой был он, и предложил проводить подобные конференции ежегодно. После этого был принят за основу итоговый документ с рекомендациями в адрес минобрнауки, который будет доработан и дополнен в течение ближайших двух недель прозвучавшими предложениями. 

Принял участие в пленарном заседании и президент Болгарской исламской академии Камиль Исхаков, которого корреспондент «БИЗНЕС Online» попросила поделиться впечатлениями от дискуссии и высказать свою позицию по внедрению полноценного религиозного образования в школьную программу. «Наша Болгарская академия тоже должна принимать участие в подготовке кадров для школ, хотя мы еще молодая организация. Здесь выступал Дамир Мухетдинов. Его мысли мы в целом разделяем. Но есть разные суждения, которые надо еще обсуждать. В любом случае духовно-образовательная компонента находится на начальной стадии и требует многих действий. Мы должны приложить свои усилия к тому, чтобы школьные учителя лучше владели предметом. Статистику, которую приводил Дамир хазрат, я принимаю на веру, хотя суждения его небесспорны. А то, что знаний по основам религий надо давать больше, я поддерживаю. И надо заходить в глубину», — считает помощник президента Татарстана.