...
Фото: Сергей Елагин

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПОЧТЫ РОССИИ ЗА 4 МЛРД РУБЛЕЙ 

«В Республике Татарстан — самые крутые региональные коллегии, и в том числе по линии связи и информационным технологиям, — радовался очередному визиту на родину выходец из Татарстана, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров на сегодняшней коллегии минсвязи РТ. — Здесь и руководитель федерального „Ростелекома“ (Михаил Осеевский) — это примерно 300 миллиардов рублей выручки в год и 130 тысяч сотрудников, видим руководителя Почты России (Николай Подгузов) — это примерно 180 миллиардов и 340 тысяч сотрудников. Ведущие предприятия страны, которые не могут обойти Республику Татарстан стороной! Это говорит о том, что здесь происходят важные в федеральном масштабе вещи». Действительно, все эти руководители не случайно приехали погостить в заснеженную Казань. Главным поводом для визита стало, конечно же, открытие логистического почтового центра. 

На территорию казанского аэропорта Никифоров в сопровождении гендиректора ФГУП «Почта России» Николая Подгузова и первого заместителя руководителя федеральной таможенной службы РФ Руслана Давыдова прилетел рано утром, чтобы официально запустить в работу Казанский логистический центр. Московские гости вместе с президентом РТ Рустамом Миннихановым встретили в столице Татарстана грузовой самолет Ту-204С под названием «Петр I» с синей символикой Почты России. Воздушное судно (кстати, ульяновского производства) вместе с грузом прилетело из китайского города Ханчжоу (провинция Чжэцзян). Заметим, что «Петр I» оказался в Казани далеко не впервые: в апреле 2017 года он уже доставил в логистический центр 22 т почтовых отправлений.

Деловая свита быстро направилась на борт воздушного судна, чтобы посмотреть, как происходит разгрузка прибывшего багажа. Тем временем журналисты наблюдали за происходящим с взлетно-посадочной полосы. Оперативно оглядев самолет, Никифоров и его коллеги поехали в логистический центр (ЛПЦ). Стоит напомнить, что ЛПЦ был построен в 2016 году, в 2017-м введен в эксплуатацию в тестовом режиме для обработки внутрироссийской почты. Изначально сообщалось, что инвестиции в строительство составят более 2 млрд рублей, однако сегодня стало известно, что в целом проект обошелся Почте России в 4 млрд рублей. Что ж, с кем не бывает.

...
Фото: Сергей Елагин

ЛПЦ представляет собой территорию площадью более 36 тыс. кв. км, где располагается место международного почтового обмена, автоматизированный сортировочный центр и участок обработки экспресс-почты EMS. Как заметили в пресс-службе Почты России, в дальнейшем здесь планируется открытие центра гибридной печати и площадки для оказания услуг фулфилмента (подготовки заказов к отправке) для операторов интернет-торговли. Мощность специализированного оборудования позволяет обрабатывать более 1 млн почтовых отправлений в сутки, в том числе более 150 тыс. посылок и международных мелких пакетов. Центр обслуживает более 12 млн человек из Татарстана, Марий Эл, Чувашии, Удмуртии, а также Самарской и Ульяновской областей.

«Этот объект является ярким примером самой современной логистической инфраструктуры для нашей страны, — начал вещать со сцены Никифоров. — На самом деле он соответствует самым современным международным стандартам. Такой специализированной техники, таких скоростных сортировочных машин, таких досмотровых комплексов таможенной службы вы не найдете практически ни в одном логистическом центре». По его словам, объем международных посылок за последние пять лет в России увеличился почти в 15 раз, в ближайший год он вырастет еще в 2–3 раза. Так что ЛПЦ будет весьма востребован.

...
Фото: Сергей Елагин

Минниханов также назвал объект «уникальнейшим» и «современным». По его словам, сейчас в центре работают 700 человек, но число рабочих может увеличиться до 1,5 тысяч. «Я уверен, что Николай Анатольевич [Никифоров] будет просить дополнительные площади, чтобы расширять этот логистический комплекс. И мы с удовольствием вам будем помогать», — заверил президент РТ. Давыдов, в свою очередь, похвастался, что сегодня уже практически не вспоминаются так называемые новогодние завалы на почте: «Это как раз результат нашего взаимодействия с Почтой России».


Подгузов, в свою очередь, преподнес аудитории интересную новость: «В ближайшие пару лет мы планируем запуск еще пяти логистических центров — таким образом чтобы обхватить современными логистическими услугами всю территорию нашей страны и обеспечить сервис для каждого населенного пункта». Чуть позже в беседе с журналистами он пояснил, что новые центры могут открыться в Хабаровске, Ростове, Новосибирске, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, однако все зависит от выполнения планов по привлечению инвестиций в этот проект. «Я думаю, что [понадобится] около 50 миллиардов рублей. Но нужно эту услугу развивать не только как логистический центр в классическом его понимании, как сортировку, необходимо также предоставлять комплексную сквозную услугу, когда логистика обеспечивает все процессы после того, как произошло нажатие кнопки „купить“ на сайте», — прокомментировал Подгузов.

Затем VIP-гости дружно нажали на кнопку  — не «купить», а отправить первую посылку на сортировочную ленту. Таким образом, ЛПЦ официально был запущен.

Руслан Шагалеев (второй справа) Руслан Шагалеев (второй справа) Фото: Ирина Ерохина

В ИННОПОЛИСЕ — 3,5 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ

Прямо из аэропорта гости поехали в казанский техникум связи, который, судя по оснащению и уровню подготовки, наверное, пора бы переименовать в институт. Сначала в дверях показался Никифоров, который, раздеваясь, по-приятельски здоровался со своими бывшими коллегами. Вскоре зашел в тепло и Минниханов. Мужчины сразу же отправились осматривать выставку достижений цифрового хозяйства республики. В спортивном зале несколько локаций демонстрировало развитие робототехники. Конечно, до андроида Софии, которая на днях побеседовала с главой Сбербанка Германом Грефом, казанским разработчикам еще далеко, их идеи имеют более прикладной характер. К примеру, студенты техникума придумали робота-погрузчика, который сначала самостоятельно сканирует почтовое извещение, затем ищет посылку на электронном складе, а позже «выдает» отправление получателю. Говорят, разработку уже показывали представителям Почты России, правда, в работу ноу-хау пока не взяли.

Но вот микрофоном завладел ставший чуть более года назад мэром Иннополиса Руслан Шагалеев. Поразительно, но за столь короткий срок число жителей в наукограде выросло прямо-таки в геометрической прогрессии. Если на момент его избрания постоянную прописку там имели всего около 100 человек, то сегодня Шагалеев отчитался президенту уже о 3 478 постоянных жителях. «Все дома на сегодняшний день у нас заполнены, начато строительство пятого и шестого кварталов на 730 квартир. У нас уже очередь больше 150 семей на это жилье», — отчитался он. Чуть позже на коллегии Никифоров сделал акцент не на количестве, а на качестве контингента.

«Те самые 3,5 тысячи человек — они приехали сюда из 53 регионов России, кроме того, они приехали сюда из 31 страны мира! Это не жители Казани переехали, а разные специалисты в области IT, робототехники, информационной безопасности приехали сюда. У нас уже более 50 заявлений на получение российского гражданства. Это сложная процедура, но я бы сразу всем выдал паспорта, это та самая трудовая миграция, за которую мы боремся», — заявил Никифоров. Он помечтал, что уже скоро в Иннополисе вырастут новые мировые компании-гиганты, которые будут переформатировать нашу жизнь и станут известны в глобальном мире.

А Шагалеев тем временем продолжал свой рассказ о том, что в Иннополисе уже заселено 840 квартир (как в них ютятся 3,4 тыс. жителей?), в казну собрано 360 млн рублей налогов, и не упустил шанс попросить у президента РТ средств на новую школу (правда, ответа с ходу не последовало). В 2017 году на работу был принят первый виртуальный сотрудник мэрии по имени Инна — она помогает отвечать на вопросы жителей в мессенджере Telegram. Ну и самый любопытный момент: «индекс счастья» у иннополисян оказался самым высоким в России — 78 пунктов! «Наш город самый счастливый в России!» — с улыбкой сообщил президенту мэр Иннополиса. И неудивительно: средняя зарплата иннополисян составляет 65 тыс. рублей.

...
Фото: Ирина Ерохина

«ЗВОНОК ПОСТУПИЛ — И МЫ ВИДИМ: КТО, ГДЕ, ЧТО» 

Но если в счастливом городе Иннополисе, наверное, не случается даже преступлений, этого нельзя сказать про остальную республику. Президенту показали, как работает технология автоматического определения местонахождения человека, который набрал телефон службы спасения 112, при помощи информационной системы «ГЛОНАСС+112». Собственно, продемонстрировали саму карту — на ней высвечивается точка, из которой поступил звонок, причем как с сотового, так и со стационарного телефона. «Звонок поступил — и мы видим: кто, где, что. Это все записывается, если произошло правонарушение, и мы идем по следу. МЧС видит, МВД видит», — рассказывали президенту РТ. 

Напомним, что впервые задуматься об этом власти заставило убийство рыбака Сергея Елесина в октябре 2015 года, который звонил в службу спасения, но так и не дождался помощи. Позже на коллегии Никифоров заметил, что реализация программы, конечно, шла не такими скорыми темпами, как хотелось бы, но успехи уже есть, сейчас отрабатывается точность получаемых данных.

Министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов добавил, что в единый госпортал РТ сведено 23 тыс. видеокамер (всего в республике их установлено 52 тыс. штук), которые денно и нощно наблюдают за жителями Татарстана. Они также помогают в работе по спасению людей. Минниханов позже на заседании отметил, что видеокамеры уже не раз помогали раскрывать преступления, которые были бы абсолютно безнадежны в плане поимки преступников, не будь «большого брата».

Специалисты ICL-КПО ВС, в свою очередь, знают, как защитить предприятия республики в киберпространстве. Тем более что с текущего года это стало не просто правом, но и обязанностью руководителей. Айдар Гузаиров, генеральный директор компании «ICL Системные технологии», напомнил, что с Нового года вступил в силу закон №187-ФЗ («О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»).

Айдар ГузаировФото: Ирина Ерохина

«То есть в течение трех лет предприятия РТ должны обеспечить требования безопасности — времени немного. Под этот закон подпадают энергетические сети, банки, госорганы. По данному закону впервые в России предусмотрена уголовная ответственность руководителей — от 3 до 10 лет за неисполнение закона», — немного припугнул Гузаиров. Но тут же Шайхутдинов поспешил успокоить, что уже есть программа действий и предприятия Татарстана будут обеспечены надежным информационным щитом. После его доклада стало ясно, что уголовка — это крайняя мера, иначе директора не займутся вопросом. По данным министра, только в Татарстане за 2017 год было предпринято более 8 млн попыток компьютерных воздействий на региональные государственные информационные ресурсы. Атаки совершаются и на промышленные предприятия. Причем статистика идет в рост: за декабрь 2017 года число атак составило более 800 тыс., рост — 60% по отношению к началу 2017 года.

ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ И КАК ЧАТ-БОТ ЗАГОВОРИЛ ПО-ТАТАРСКИ

«Таттелеком» совместно с Иннополисом приступил к созданию инновационной сети «Интернет вещей» в Татарстане. Чтобы проще было понять сложную тему, гостям объяснили суть проекта на простых счетчиках потребления воды (кстати, татарстанского производства). Счетчики снабжаются модемами LoRaWAN (стоимость — около 1,5–2 тыс. рублей, срок жизни — не менее 5–6 лет), и показатели приборов в автоматическом режиме поступают в жилищную компанию. В жилом комплексе «Казань XXI век» уже внедрен первый тестовый участок на основе этой технологии, полностью оснастили модемами LoRaWAN целый дом и в Иннополисе. «Информация передается беспроводным образом — это новая технология. Ее преимущество в длительном сроке службы батареек и в том, что мы можем контролировать работу приборов, отслеживать показатели», — увлеченно рассказывали президенту про новинку представители «Таттелекома». В 2018 году интернет вещей окутает сетью Казань, Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Иннополис, Бугульму, Лениногорск и некоторые другие города.

«Ак Барс» представил свою новую разработку — платформу, которая работает в режиме чат-бота, автоматически отвечая на вопросы клиентов банка. Представители банка пояснили, что это разгружает традиционных, живых, операторов, т. к. к ним отправляются только те запросы, которые требуют глубокой экспертизы. Ответы чат-бота формируются на основе накапливаемой базы знаний. Президенту тут же показали, как это действует в реале. При помощи функции голосового набора сотрудник банка по-русски спросил у электронного советчика, какой инвестиционный счет ему лучше открыть. Интересно, что ответ пришел на татарском языке.

«Чат-бот не привязан к языку, так как использует алгоритм семантического распознавания, поэтому мы можем обучить его любому языку. Например, вчера ночью мы его обучали татарскому языку», — пояснил сотрудник банка удивленным гостям. Видимо, электронный разум решил сделать приятное руководителю республики.

Минниханову татароязычный чат-бот явно приглянулся, и он даже предложил установить такой в свою приемную.

... Роман Шайхутдинов
Фото: Ирина Ерохина

«НЕ ВЕЗДЕ КАЧЕСТВО СВЯЗИ ОБЕСПЕЧИВАЕТ НЕОБХОДИМЫЕ СТАНДАРТЫ»

Наконец, все гости зашли в зал, где и подвели итоги 2017 года. Шайхутдинов рассказал, что в минувшем году отрасль информатизации и связи получила валовый доход в размере 54,9 млрд рублей (рост — 2%). Правда, инвестиции в отрасли резко упали — на 40% (до 3,2 млрд рублей). И видимо, это не какой-то разовый неудачный результат, потому что на 2018 год министр поставил планку всего в 3,5 млрд рублей инвестиций. Причин провала он не пояснял. Тем не менее доля прибыльных организаций в отрасли выросла и составила 88,6%, а в бюджеты РФ и РТ перечислены налоги на 7,5 млрд рублей.

«Еще многое предстоит сделать в области мобильной связи, не везде качество связи обеспечивает необходимые стандарты — прошу операторов связи более активно инвестировать в развитие сети», — честно признался глава минсвязи РТ. Он сообщил, что всего в РТ насчитывается почти 6,6 млн абонентов сотовой связи — по два на каждого жителя, включая грудных младенцев!

«Мобильные сети сейчас переживают новый этап развития высокоскоростных технологий на базе стандартов пятого поколения 5G. Уже в марте текущего года мы запускаем тестирование в рамках соглашения между министерством информатизации и связи Республики Татарстан и операторами связи „Ростелеком“ и „Таттелеком“ на территории Казани и Иннополиса», — анонсировал Шайхутдинов. Такие темпы не могут не радовать, ведь новые стандарты предполагают увеличение скорости еще в несколько раз по сравнению с LTE. Правда, устройств, поддерживающих 5G, на рынке пока нет.

Татарстан второй год подряд лидирует в рейтинге регионов России по доле граждан, использующих электронные услуги, — более 79%. Для сравнения: средний показатель по стране составляет 51,3%, даже в Москве — только 64,3%. Получается, что Татарстан досрочно, на год раньше срока, исполнил «майский указ» президента РФ Владимира Путина на этот счет.

«Уважаемый Николай Анатольевич, в то же время озабочены рядом инициатив на федеральном уровне, связанных с возможным предстоящим ограничением предоставления некоторых социально значимых услуг на региональных порталах», — обеспокоенно обратился министр информатизации и связи РТ к своему предшественнику.

Речь идет о том, что планируется ввести обязательное использование ЕСИА и запрет на дублирование услуг на региональном и федеральном порталах. По мнению татарстанского министра, это не должно коснуться Татарстана, который методично выстраивал данную систему 10 лет. «Для сравнения: федеральным порталом за 2017 год жители республики воспользовались 900 тысяч раз, а региональным — почти 100 миллионов раз! — приводил аргументы Шайхутдинов. — Николай Анатольевич, просим вашей поддержки в снятии искусственных ограничений».

Как бы в подтверждение своих слов чиновник сообщил, что в 2018 году портал госуслуг, тематические сайты и официальные ресурсы власти будут существенно переформатированы. Буквально вчера новый интерфейс обрели официальные сайты президента РТ, правительства и минсвязи. «Эти сайты полностью адаптированы для просмотра на экране мобильных устройств, упрощен формат подачи информации. В ближайшие дни обновятся сайты всех министерств и ведомств, муниципальных районов республики», — обещал министр. Будет доработан и портал госуслуг. К примеру, уведомления портала будут автоматически приходить в наши аккаунты в соцсетях «ВКонтакте» или Telegram.


Фото: Ирина Ерохина

«МЫ ВСЕГДА ИСХОДИМ ИЗ ТОГО, ЧТО АМЕРИКАНСКИЕ САНКЦИИ — ЭТО НАВСЕГДА»

Своего бывшего шефа Никифорова работники минсвязи РТ встречали аплодисментами. «Я убежден, что и „Ростелеком“, и почта будут очень динамично развиваться, через пять лет будут совсем другие цифры, рост по выручке, прибыли, по заработной плате будет в разы, потому что они находятся в потоке цифровой трансформации», — дружески пожелал он своим коллегам по президиуму. 

Далее Никифоров перешел к теме сотовой связи. «Если раньше мы говорили про развитие 4G, то сейчас все чаще звучит 5G. Российская Федерация будет планировать активное развитие этих технологий», — заявил он. Говоря о качестве связи, министр подчеркнул, что на крупных транспортных артериях «связь 4-го поколения должна быть бесшовной».

Николай Анатольевич похвалил Татарстан за досрочное выполнение «майских указов» по уровню предоставления электронных госуслуг. «Татарстан достиг этой цели с опережением на год. Подозреваю, что у РТ будет первое или одно из лидирующих мест в стране», — посулил он республике очередную «звездочку».

Не удержался Никифоров от комментария по поводу своего попадания в санкционный список Америки. «Не могу не прокомментировать, потому что получил уже очень много вопросов, — начал министр. — Мы всегда исходим из того, что американские санкции — это навсегда. Списки могут быть большие и маленькие. Но это отношение — оно долгосрочное, мы не видим факторов, которые способны изменить ситуацию».

Тем не менее Никифоров видит перспективы развития контактов с Европой. «Европа — это наши коллеги, нас объединяет общая культура, история, мы вместе фашизм победили. И мы настроены на то, чтобы выстраивать конструктивное взаимодействие. Без сильных информационных технологий в текущей геополитической ситуации ни одно государство не может чувствовать себя суверенным. И полноценный суверенитет в цифровой среде мы тоже будем иметь, только если будем опираться на свои технологии. Нам важно развивать свои операционные системы, базы данных, пакеты офисных приложений, интернет-сервисы — это наш путь», — заявил он напоследок.

«ВЫ ХОТЬ И УЕХАЛИ В МОСКВУ, НО ПОЛОВИНА СЕРДЦА У ВАС В ТАТАРСТАНЕ»

Завершающее слово по традиции должен быть произнести Минниханов. Учитывая большое количество федеральных чиновников и даже гостей из Китая, президент не стал журить за недостатки работы Шайхутдинова и его коллег. Напротив, в своем коротком выступлении не по бумажке он все больше хвалил работников отрасли.

«Происходят большие изменения, даже если взять сегодняшний день: мы посмотрели самолет, который из Китая прилетел; мы открыли логистический центр мирового уровня, где и таможенная зона, и сортировка есть, глаз не видит, как все перемещается. Это 700 рабочих мест, 1500 тысячи человек будут работать там в перспективе», — для начала поделился президент увиденным с утра.

Минниханов отметил те положительные перемены, которые происходят сегодня в республике: рост уровня электронных услуг, переход на сотовую связь нового поколения, развитие Иннополиса, почтовой инфраструктуры и системы образования в сфере информатизации и связи.

«Я хотел бы поблагодарить Николая Анатольевича [Никифорова]. Вы хоть и уехали в Москву, но половина сердца у вас в Татарстане, всегда во всем помогаете и поддерживаете», — обратился президент к главе минсвязи РФ.

Завершилась коллегия вручением наград передовикам отрасли. На выходе гостей ждал известный активист Дмитрий Бердников, которого уже по традиции не пускают на официоз. Тем не менее он постоял у турникета с флагом, а корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал, что пришел бороться за свободу интернета.