... На выставке была представлена линейка товаров с туристическим брендом Visit Tatarstan, часть из которого производится в Татарстане
Фото: prav.tatarstan.ru

ТУРПОТОК В ТАТАРСТАН ВЫРОС НА 7%

Казалось бы, чем можно удивить публику на выставке перед коллегией госкомитета РТ по туризму? Однако организаторы постарались. Проходила коллегия в здании финансового университета. У одного стенда была представлена линейка товаров с туристическим брендом Visit Tatarstan, часть из которого производится в Татарстане. По словам девушки, которая завлекала посетителей, большей популярностью у покупателей пользуются чехлы для чемоданов и носки в качестве сувениров. У другого стенда всем прибывшим гостям раздавали оригинальные открытки — также с тематикой Татарстана. У посетителей была возможность заполнить их и положить в расположенный рядом почтовый ящик, чтобы отправить друзьям и родственникам. Люди активно разбирали открытки, однако заполняли их единицы. В век всевозможных мессенджеров и интернета мало кто мог вспомнить почтовый адрес даже близких людей.

Ну и главной приманкой для публики стал стенд с 3D-роликами, которые надо смотреть исключительно в очках виртуальной реальности. В небольших промоклипах можно было пролететь над самыми значимыми историческими объектами республики, увидеть их название, получить представление о туристических событиях и фестивалях, которые тут проходят. Госкомитет заказал четыре ролика: общий по Татарстану и отдельно по Казани, Болгару и Свияжску у молодого стартапа — компании Boxglass, которая базируется в Иннополисе.

«Это не те ролики, которые показывали в прошлом году мэру Парижа Анн Идальго при ее визите в Казань, — объяснил представитель ведомства Роман Кубышкин.  — В России мы впервые их презентуем. В основном это промо предназначено для показа на туристических выставках. Недавно, к примеру, их демонстрировали в Финляндии».

Презентационный ролик, с которого началась коллегия, начался со слов, что «2017 год можно смело назвать положительным для Татарстана». По словам руководителя комитета Сергея Иванова, в 2017-м турпоток в республику составил 3,1 млн человек, что на 7% больше показателя 2016 года. Поток иностранных туристов составил 278 тыс. человек, а наибольший рост численности туристов отмечается из Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Германии, Индии и США.

Гостям раздавали оригинальные открытки — также с местной тематикой

Объем оказанных услуг в сфере туризма без учета смежных отраслей по итогам прошлого года прогнозируется на уровне 13,1 млрд рублей, с учетом смежных отраслей с затратами на питание, транспорт, покупки — 20,7  млрд рублей, что почти на 20% больше показателя 2016 года.

В 2017 году бюджет Татарстана получил от сферы туризма с учетом мультипликативного эффекта 4,4 млрд рублей в качестве налоговых поступлений. А всего на развитие сферы туризма в 2017 году из регионального бюджета выделено более 160 млн рублей, что в два раза больше, чем в 2016 году.

По словам Иванова, на российском рынке начались продажи туров по межрегиональному маршруту «Великий Волжский путь», создание которого инициировано госкомитетом. Он вошел в национальную программу развития детского туризма минкультуры РТ и будет включать в себя посещение основных достопримечательностей Татарстана и Марий Эл. Планируется, что в 2018 году по нему проедет более 2 тыс. учащихся из всех регионов России.

Кроме того, в прошлом году госкомитет совместно с коллегами из Санкт-Петербурга разработал межрегиональный маршрут «Дворцы и мечети», который прежде всего рассчитан на иностранных туристов. Он построен на контрасте двух культур и позволяет за одну поездку увидеть знаковые достопримечательности и объекты мирового культурного наследия Северной столицы и Татарстана. Насколько он будет пользоваться спросом, прогнозов пока нет.

Главной приманкой для публики стал стенд с 3D-роликами, которые надо смотреть исключительно в очках виртуальной реальности

«НАДЕЮСЬ, ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЦЕН В ЧАСТНЫХ КВАРТИРАХ ВЫЗОВЕТ ИНТЕРЕС У НАЛОГОВОЙ» 

Но не все так гладко в нашем туристическом королевстве. Средняя загрузка отелей в Татарстане при общем подъеме турпотока выросла незначительно и составила 57%.

«Неприятным сюрпризом для отелей было падение спроса в апреле, мае, в сентябре и октябре, — сказала президент ассоциации отелей Казани и РТ Гульнара Сафина. — Как правило, для отелей это период пикового сезона. Рост был в феврале, марте, июне, июле, ноябре и декабре. Средняя цена на номер и доходы с номера выросли. Из-за того что в большинство месяцев было падение, только повышение тарифов и Кубок конфедераций позволили отелям выйти в положительную динамику по сравнению с 2016 по выручке и доходности».

Сергей Иванов

Тему высоких цен на отели затронул и Иванов. По его словам, в настоящее время в Татарстане, как и по всей России, отмечается тенденция активной сдачи туристам частных квартир и апартаментов в аренду. Только в Казани подобных объектов около тысячи. Стоимость размещения в них на период проведения чемпионата мира по футболу запредельная.

«Цены в классифицированных гостиницах республики на время чемпионата формируются в соответствии с постановлением правительства РФ, то есть по сути регулируется государством, — напомнил он. — Частные квартиры и апартаменты не имеют отношения к классифицированным гостиничным номерам. Надеюсь, проблема повышения цен в частных квартирах вызовет интерес у проверяющих органов и управления федеральной налоговой службы по Татарстану, поскольку эта сфера может стать неплохим источником дохода для бюджета».

Напомним, о растущих не по дням, а по часам аппетитах казанских арендодаталей, мечтающих поймать удачу во время мундиаля, подробно писал «БИЗНЕС Online». В частности, рекорд цены — 8 млн 459 тыс. рублей, за которые владелец апартаментов «Англия» на улице Сары Садыковой предлагает снять помещение площадью 36 кв. метров. Тема вызвала бурное обсуждение в соцсетях — некоторые казанцы задумываются: не уехать ли им на время из города, сдав жилье богатым туристам? 

Большей популярностью у туристов пользуются товары с символикой Татарстана

«ПРОВЕСТИ В КАЗАНИ ТАКОЙ ЖЕ ФЕСТИВАЛЬ, КАК В МЮНХЕНЕ, — ЭТО НАША МЕЧТА...»

Руководитель АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан» Дильбар Садыкова, впервые выступавшая на коллегии в новом для себя качестве, привела любопытную статистику. По ее словам, доля индивидуальных туристов, приезжающих в Татарстан, растет. И в то же время наблюдается снижение их расходов на размещение. К примеру, количество тех, кто снимает частные квартиры, возросло на 10%. Большая часть приезжает на два-три дня. И чем моложе турист, тем короче его визит. Мужчины в Казани тратят больше, чем женщины: средняя сумма потраченных в Казани денег — 26 тыс. рублей у мужчин против 23 тыс. у женщин.

«Мы проанкетировали болельщиков Кубка конфедераций на тему, чего не хватает Казани и что можно устранить к предстоящему футбольному мундиалю, — говорит Садыкова. — Футбольным фанатам не хватило фан-зоны, где можно было бы смотреть матчи, болельщики отметили нехватку материалов о расписании маршрутов. Также не каждый турист мог найти общественные уборные в туристических местах. Есть такая практика, когда в местах общественного питания пускают гостей в туалет совершенно бесплатно. Эту практику мы предлагаем также поддержать во время проведения чемпионата мира».

Дильбар Садыкова

По словам Сафиной, для того чтобы сохранить загрузку отелей на хорошем уровне, Казани не хватает крупных мероприятий. Она вспомнила 2010 - 2011 годы, когда кассу отели делали в том числе и во время гастролей цирка дю Солей, фестиваля «Сотворение мира» и даже во время гастролей Элтона Джона.

«Любое шоу или концерт — отличный источник дохода для объекта инфраструктуры, — говорит она. — Во время крупных мероприятий зарабатывают все: и гостиницы, и рестораны, и магазины. В качестве примера мировой практики, использующие событие для привлечения туристов, — бразильские и венецианские карнавалы, парад цветов в Амстердаме в сентябре, праздник вина в Молдове и «Октоберфест в Мюнхене. Последний длится 32 недели, пиво в буквальном смысле льется рекой, гости выпивают 6 миллионов литров этого напитка. Приезжает 6 миллионов  туристов и оборот финансовых средства составляет около 450 миллионов евро, и это наша мечта...»


С Сафиной согласился и премьер-министр Татарстана Алексей Песошин. Он также признал, что Казани необходимо как можно больше мероприятий и событий. Плюс ко всему нужно добиться, чтобы рестораны, спортивные объекты музеи и театры работали не по своему графику, а все-таки подстраивались под требования туристов.

«Нас знают многие туристы за пределами республики, но не все жители Татарстана знают наши туристические объекты. Тут есть огромный потенциал, и над этим надо работать», — резюмировал Песошин.