«ЭФФЕКТИВНОСТЬ БУДЕТ ИЗМЕРЯТЬСЯ НЕ КОЛИЧЕСТВОМ НАЛОЖЕННЫХ ШТРАФОВ, А СНИЖЕНИЕМ ДТП»

На дороги Татарстана в тестовом режиме выведен «Радар-робот», или Robot-MultiRadar, разработка немецкой компании Jenoptik Traffic Solution Division. Мобильным радаром оснащен автомобиль LADA Largus, который уже курсирует по дорогам республики. Высокоточная 11-мегапиксельная камера, установленная на месте номерного знака, способна запечатлеть номера авто и даже лицо водителя с расстояния до 1 км, а видеокамера делает запись в моменты до и после фиксации. Прибор позволяет фиксировать такие нарушения правил дорожного движения, как парковка в неположенном месте, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет. Главная функция робота — замер скорости ведется радаром на частоте 24,1 ГГц, фиксируются скорости от 10 до 250 км/час, максимально возможная погрешность измерения — +/- 1 км/час при скоростях до 100 км/час и +/- 1% при скоростях выше 100 км/час. Быстродействующий цифровой процессор анализирует отраженные от автомобиля волны и замеряет среднюю скорость движения на определенном участке.

Прибор позволяет фиксировать такие нарушения правил дорожного движения, как парковка в неположенном месте, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет Прибор позволяет фиксировать такие нарушения правил дорожного движения, как парковка в неположенном месте, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет Фото: ГИБДД МВД по РТ

С этими приборами уже знакомы водители Европы, но в России в рабочем режиме он может появиться именно на территории Татарстана. Весть о модном и опасном для нарушителей радаре еще на прошлой неделе разнеслась по автосообществам республики через мессенджер Whatsapp и соцсети. Сообщения гласили, что в Казань привезли сразу 30 машин. Вместо противотуманных фар на автомобиле установлена вспышка, а на месте номерного знака — камера. Злые языки в среде таксистов и автомобилистов нововведение уже окрестили «золотой антилопой» по аналогии с персонажем одноименного советского мультфильма 1954 года, высекавшим монеты ударом копыт. 

В ГИБДД РТ корреспонденту нашего издания пояснили, что на дорогах республики пока курсирует только один автомобиль с установленным на нем радаром и работает он в тестовом режиме. «Прибор позволяет фиксировать нарушения режима в движении и в стационарном положении, важно понять, что на дорогах сейчас работает экспериментальный образец и все правонарушения, которые он выявляет, не будут превращаться в штрафы для водителей», — успокоил автомобильную общественность начальник ГИБДД РТ Ленар Габдурахманов.

Ленар Габдурахманов Ленар Габдурахманов / Фото: «БИЗНЕС Online»

Как пояснил собеседник «БИЗНЕС Online», спецавтомобиль был приобретен за счет республиканского бюджета и сейчас находится на балансе РТ. «После того как мы все проверим и опробуем, будем делать выводы и принимать решения, следует ли закупать эти спецавтомобили и в каком количестве, — отметил Габдурахманов. — Все зависит от того, как они себя покажут. Подчеркну, эффективность будет измеряться не количеством выявленных нарушений и наложенных штрафов, а снижением числа ДТП и правонарушений на дорогах республики. Мы рассчитываем на то, что само наличие таких автомобилей на улицах и трассах, а также в местах концентрации ДТП будет дисциплинировать водителей, что в итоге повысит безопасность на дорогах. А для тех водителей, которые правила не нарушают, появление этих автомобилей ничего не изменит».

Некоторые водители давно пользуются радар-детекторами, которые предупреждают лихачей о приближении к мобильному или стационарному радару Некоторые водители давно пользуются радар-детекторами, которые предупреждают лихачей о приближении к мобильному или стационарному радару Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВОДИТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ ПРИВЛЕЧЕН К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Отметим, «Робот» неприхотлив и практически не нуждается в обслуживании, но при этом способен мониторить одновременно до 6 полос движения как во встречном, так и в попутном направлении, а передача данных ведется через единую компьютерную сеть. В республиканской ГИБДД корреспонденту «БИЗНЕС Online» пояснили, что в Татарстане прибор будет использоваться для фиксации двух типов нарушений — скоростного режима и выезда на полосу встречного движения в зоне действия запрещающих знаков. Причем автомобиль для этих целей может использоваться как в статичном положении, так и в движении.

Robot-MultiRadar за сутки может сменить несколько локаций, представляющих собой территории повышенной аварийности, а при передвижении с одной точки в другую он будет фиксировать нарушение скоростного режима. Однако у автовладельцев больше вопросов вызвал радар, установленный на месте номерного знака. «По сути, в конструкцию автомобиля внесены изменения, которые должны быть зарегистрированы, — для этого необходимо получить разрешение в специальной лаборатории, — пояснил Габдурахманов. — Пока оборудование должным образом не оформлено, поэтому водитель автомобиля сам привлечен к административной ответственности по статье 12.5 КоАП („Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена“)».


В свое время появление на дорогах камер автофиксации нарушений стало революцией: хрестоматийных гаишников, прячущихся в кустах, вытеснила автоматика, и количество штрафов выросло в разы. Втрое уменьшается на таких трассах и число нарушений, по крайней мере, если верить аналитике самой «Автодории», снабжающей Татарстан камерами. Похоже, теперь пришло время следующего шага — легко представить тот день, когда скрытой камерой будет оснащен каждый автомобиль ДПС, а то и машины добровольных помощников ГИБДД.

Впрочем, некоторые водители давно пользуются радар-детекторами, которые предупреждают лихачей о приближении к мобильному или стационарному радару. На форумах автовладельцев даже открыто называются антирадары, которые могут «побороть» Multaradar, — корейский Street Storm STR 9520 или 9540EX, американский Whistler 68 PRO — оба якобы пеленгуют «Робота» с расстояния до 2 километров. При этом радиус действия последнего составляет 1 км, и если до вхождения в зону действия радара водитель не успеет сбросить скорость, то штраф нарушителю обеспечен. Вместе с тем стоимость таких приборов весьма ощутимо бьет по бюджету и составляет от 7 до 10 тыс. рублей и выше. Не дешевле ли соблюдать скоростной режим?

«Странно, конечно, что никто их до сих пор не признал эти приборы, как свои. И я не знаю, почему это делается» «Странно, конечно, что никто эти приборы до сих пор не признал как свои» Фото: ГИБДД МВД по РТ

«ОН БУДЕТ, НАВЕРНОЕ, ОБЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯТЬ: И НА БЮДЖЕТ РАБОТАТЬ, И ИГРАТЬ РОЛЬ СКРЫТОГО ПАТРУЛЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» выразили свое отношение к новому средству фиксации правонарушений на дорогах.

Рамиль Хайруллин  представитель ФАР «Федерация автомобилистов России» в РТ:

— Удивительно, что никто не признал себя собственником этого прибора, все от него открещиваются, хотя по документам в республике РГУ БДД было закупщиками трех таких автомобилей.

Я думаю, эти приборы приведут и к увеличению притока денег в бюджет, да и к дисциплинированности водителей, в принципе, тоже. Он ведь ничем не обозначен, его из потока трудно выделить. Он может просто перемещаться в потоке или спокойно стоять на обочине. Так что он будет, наверное, обе функции выполнять: и на бюджет работать, и играть роль скрытого патруля. Люди же будут понимать, что этот передвижной комплекс может быть в любом месте, где угодно.

По-моему, Татарстан стал первым регионом, где внедряются такие средства, потому что везде, где есть представители ФАР, были удивлены: что это за чудо-юдо такое? Похоже, мы стали первым, пробным регионом. Если бы это уже было в России, люди бы уже знали, что он существует.

И пока непонятно: сертифицирован ли он вообще или нет? Хотелось бы посмотреть на его документы. Но когда на него первый штраф придет, в постановлении будет указан прибор, с которого были сняты показания. И тогда уже можно будет проверить — сертифицирован он или нет. Первого штрафа нужно дождаться и потом уже отдать юристам — пусть они смотрят, что это за прибор такой.

Леонид Ольшанский  адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:

— По-моему, главное — чтобы таких приборов не было у частников «на аутсорсинге» и чтобы не было автоматизма. Ведь что гласит юридическая наука? Что на первом месте должна быть процедура. Хоть рубль украл, хоть миллион: протокол, присутствие адвокатов, понятых, право на защиту, на обжалование, прокурор... Можно долго об этом говорить. Что нарушает Конституцию? Когда без адвоката, без прокурора, без самого человека камера щелкает и решение выносится. Кто был за рулем: брат, сват, кум? Непонятно. А квиток со штрафом автоматически приходит собственнику. Вот с этим надо бороться. Но когда такие приборы стоят на автомобилях ГАИ, это, по крайней мере, госструктура. А вот когда они, не дай бог, стоят у частника, это уже охота на ведьм. Поэтому я считаю, что главное — не должно этого быть у частников. Это путь к стукачеству, путь к охоте на ведьм, путь к необъективному рассмотрению.

У меня есть такая любимая метафора. Представьте себе: ограблен банк, была стрельба, трупы, и следственная группа изымает материалы видеокамер, установленных по периметру банка. И в поле их зрения попадает автомобиль, в который люди, увешанные оружием, грузят мешки с деньгами, потом садятся и уезжают. Скажите, что, автоматически будут судить владельца машины за ограбление банка? Нет же! Будут выяснять, угнанная она или неугнанная, давал ее кому-то хозяин или нет, передавал ли по доверенности, то есть даже в таком тяжком деянии будут разбираться. И, скорее всего, выяснится, что хозяин эту машину уже давно продал по доверенности и он знать не знает о происходящем. Нельзя наказывать автоматически, без соблюдения процедуры.