«Если у вас есть вопросы о жизни университета, то вот — первое лицо перед вами: готов ответить на любые вопросы, — пообещал Гильмутдинов «Если у вас есть вопросы о жизни университета, то вот — первое лицо перед вами: готов ответить на любые вопросы, — пообещал Гильмутдинов Фото: Сергей Елагин

«ПИШУТ: ЧТО В ЭТОМ МУЗЕЕ ДЕЛАТЬ?!»

Накануне вечером ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов провел первую в 2018 году пресс-конференцию или, как встречу окрестили специалисты по связям с общественностью университета, — пресс-полдник. На него пригласили 13 журналистов республиканских СМИ, в том числе «БИЗНЕС Online». То, что команда КНИТУ-КАИ с пристрастием читает нашу газету, стало понятно еще во вступительном слове ректора, и далее он не раз вспоминал о нас.

«Если у вас есть вопросы о жизни университета, то вот — первое лицо перед вами: готов ответить на любые вопросы, — пообещал Гильмутдинов. — В отличие от того, как это обычно преподносится в СМИ... Я обычно не читаю все это, но как-то почитал — прямо обморок берет. Я буду оперировать исключительно фактами, а вы выводы делайте сами».

Еще один повод собрать журналистов — презентация подсветки самолета Ту-144, который уже более полугода стоит возле здания КАИ на улице Четаева. Это завершение первого этапа восстановления лайнера. Ректор намерен реализовать проект авиапросветительской площадки для детей и юношества к концу декабря 2018 года, когда мы отметим 50-летие первого полета Ту-144. Снаружи самолет уже готов, но внутри работы еще даже не начинали. К тому же рядом хотят построить небольшое помещение — раздевалка и бытовка — с кинотеатром на крыше (здание будет немного «утопать» в земле, чтобы не мешать обзору самолета). Предполагается, что для его строительства будет получен грант президента РТ. Что касается интерактивной начинки Ту-144, то, по словам Гильмутдинова, «есть хороший шанс, что поддержит федеральное министерство образования».

Напомним, Ту-144, который более 30 лет простоял на улице Дементьева, перевезли на территорию 2-го здания университета в апреле 2017 года. Тогда Гильмутдинов заявил о создании на базе самолета интерактивного музея. Конкурс на лучший проект выиграли ПО «Зарница» и творческое объединение «Самрух». «Злые языки пишут в „БИЗНЕС Online“ (имеют право, никаких претензий нет): что в этом музее делать? Надо проектировать самолеты? Конечно! Но чтобы 30–50-летний инженер проектировал самолет, перед этим он в 10-15 лет должен влюбиться в авиацию», — напомнил ректор об актуальности создаваемого музея.

«Итоги 2017 года по «КАИ-Лазеру» гораздо лучше, чем были годом ранее, и лучше, чем было до этого» «Итоги 2017 года по «КАИ-Лазеру» гораздо лучше, чем были годом ранее, и лучше, чем было до этого» Фото: prav.tatarstan.ru

«КАИ-КОМПОЗИТ» ПОМИРИЛСЯ С ОКБ ИМ. СИМОНОВА

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался состоянием инженирингового центра «КАИ-Лазер», работу которого летом прошлого года раскритиковал президент РТ Рустам Минниханов. «Итоги 2017 года по „КАИ-Лазеру“ гораздо лучше, чем были годом ранее, и лучше, чем было до этого, — заверил Гильмутдинов. — Если мы говорим о финансовом обороте, это около 30 миллионов рублей. Но, конечно, это не тот потенциал, на который рассчитан центр. Нужно понимать, что у каждого проекта есть свои 9 месяцев». Ректор порадовал новостью о том, что в конце 2017 года «КАИ-Лазер» подписал контракт с близкой к «Татнефти» компанией: за 77 млн рублей для нефтяников создадут комплекс лазерной сварки насосно-компрессорных труб, которые опускают в скважины. В центре уже разработали технологии, которые позволяют удалять коррозию на трубе. «Все идет нормально, своим ходом, мы в целом удовлетворены ситуацией, которая есть в „КАИ-Лазере“, — подчеркнул ректор. — Еще миллионов 30 соберем с других проектов, и это уже будет вполне достойная цифра».

По словам Гильмутдинова, наконец завершилось противостояние инжинирингового центра «КАИ-Композит» и ОКБ им. Симонова. «Месяца два назад был подписан новый договор <...> Все договоренности зафиксированы документально, печати поставлены, поэтому все работает, как и должно работать», — заверил ректор.


Важной задачей Гильмутдинов видит проведение «максимально прозрачно и честно» выборов ректора КНИТУ-КАИ. Напомним, 15 января ученый совет вуза утвердил три кандидатуры: Гильмутдинова, заведующего кафедрой радиофотоники и микроволновых технологий Олега Морозова и директора альметьевского филиала КНИТУ-КАИ Светлану Юдину. Теперь добро на эту конфигурацию должен утвердить совет ректоров РТ, правительство республики и аттестационная комиссия при министерстве образования РФ.

«Хотя в вашем издании разные мнения существуют, я перед вами абсолютно открыто говорю: никому никто не мешал, любой мог выдвинуться, но так получилось, что — и это очень правильно — действующему ректору, который проработал всего один срок, нужно дать шанс довести начатое до конца, — обрисовал Гильмутдинов ситуацию в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» о вызывающем вопросы списке кандидатов. — Это не имеет отношения лично ко мне, это общая ситуация: университет, как правило, оказывает доверие, чтобы довести начатое до логического конца».

Поинтересовались мы и тем, намерен ли вуз подтверждать статус национального исследовательского университета — вроде бы срок уже подходит. «У нашего учредителя — министерства образования и науки России — пока нет предельно четкого понимания, что с этим проектом делать дальше, — ответил Гильмутдинов. — Скорее всего, будет очень серьезный анализ всех университетов, по итогам которого какие-то вузы могут этого статуса лишиться. Мы неплохо развиваемся, и как раз подводим итоги работы в этом статусе. У нас все идет хорошо».


ПОДСВЕТКА. САМОЛЕТ. «ПОЕХАЛИ!»

После пресс-конференции журналистов повели смотреть на подсветку. Было ощутимо морозно, но ректора холод, похоже, не брал. Он весело крикнул в рацию: «Поехали!» — и лайнер осветился синеватым светом.

Проректор по хозяйственной работе КНИТУ-КАИ Алексей Огонев рассказал, что у подсветки 9 вариаций из белого, синего и зеленого цветов. Если вначале у самолета появилось своего рода синее небо за бортом, то далее подсветка замигала, привлекая внимание прохожих.

Гильмутдинов сообщил, что конкурс на создание подсветки выиграла компания «Мирекс», которая делала аналогичную работу в булгарской Белой мечети, на железнодорожном вокзале Казани и во Дворце водных видов спорта. Стоимость затеи — 2,6 млн рублей. Их наскребли буквально по сусекам: 400 тыс. в рамках «щедрого вторника» собрали сотрудники КНИТУ-КАИ, через сайт Ту-144 поступило 150 тыс. рублей пожертвований, 350 тыс. — выигранный грант, остальное — из эндаумент-фонда целевого капитала.

Насколько можно понять, гранты и неравнодушные к истории и авиастроению граждане — главная надежда, что удастся собрать требующиеся на создание музея 100 млн рублей.