НОВОСТЬ №1 ДЛЯ МУСУЛЬМАН

Сенсация, способная для исламского сообщества России стать новостью года, а может, и десятилетия, произошла в начале этой недели. Супруга муфтия Дагестана Айна Патимат Гамзатова заявила о своих президентских амбициях. Известие о ее выдвижении на главный политический пост страны моментально взорвало интернет, в одночасье став среди мусульман новостью №1. Даже обсуждение недавнего обращения 74 исламских консерваторов, разгромленных на днях в газете «БИЗНЕС Online» и добитых следом на «Фейсбуке», потерялось в череде новой волны нескончаемых комментариев и постов с невероятно широкой палитрой мнений от восхищения и поддержки до озадаченности и матерных ругательств. Естественно, для политического ландшафта России выдвижение мусульманской активистки как укус комара на теле слона, а вот для отечественного исламского богословия ее решение может иметь куда большие, я бы сказал, тектонические последствия.

Гамзатова, несмотря на свою активную жизненную позицию, мало известна в широких кругах мусульман. Ее трудно назвать публичной фигурой. По крайней мере, за пределами Дагестана. Однако многие российские мусульмане хорошо знают те проекты, в которых она играла ведущую роль. Так, на протяжении 15 лет Гамзатова была главным редактором газеты «ас-Салам», 10 лет руководила журналом «Ислам» и 6 лет возглавляла информационно-просветительский портал islam.ru. Знают Гамзатову и как автора нескольких книг на исламские темы, в частности, она написала небольшую работу под названием «Покорная Богу или послушная дьяволу» (общий тираж — 100 тыс. экземпляров), а также перевела с аварского «Сокровищницу благодатных знаний» известного дагестанского духовника Саида-афанди аль-Чиркави (общий тираж — 300 тыс. экземпляров). Впрочем, несмотря на личные заслуги, многие воспринимают ее прежде всего советником муфтия Дагестана Ахмада Абдулаева по вопросам связи с общественностью и СМИ.

Остроту ситуации придает тот факт, что Айна ханум является мусульманкой не только в силу своего этнического происхождения, но и по убеждениям. На всех фото она в строгом хиджабе. К тому же ДУМ Дагестана, супругой муфтия которого, как уже было сказано, она является, выступает в России одной из самых прочных цитаделей исламского традиционализма. Нашим доморощенным татарским ретроградам дагестанский религиозный консерватизм, помноженный на мюридизм, и в сладких снах не снился. И тем не менее это произошло.

ДВА ПОЛЯРНЫХ ЛАГЕРЯ

Исламское сообщество в оценке инициативы Гамзатовой раскололось на два полярных лагеря. Многие ее поддержали — кто-то просто в знак солидарности с позицией смелой женщины, а кто-то и с намерением отдать ей свой голос на выборах. Естественно, локомотивом поддержки стали мюриды супруга-муфтия, который после гибели уже упомянутого Саида-афанди аль-Чиркави возглавил в качестве духовника большую часть его учеников. В соцсетях активно начала распространяться аудиозапись, на которой к последователям муфтия обращается, судя по всему, один из его приближенных: «Братья-мюриды! Рано или поздно до вас дойдут слухи и новости о том, что жена кудиявы выдвигается в президенты РФ. Эта информация однозначно достоверная. Исходя из этого, я хотел бы попросить всех мюридов, чтобы они не сомневались даже на миллиметр, что эти действия со стороны кудиявы и духовного управления однозначно на все 100 процентов только во благо для нас, особенно для мюридов. <...> Хотел бы попросить всех братьев-мюридов, чтобы они объединились, <...> начали дело подготовки к выборам и голосовали именно за жену кудиявы, потому что это обязанность мюрида — поддержать своего устаза в любой ситуации, даже если на первый взгляд нам это кажется неправильным». 

Неправильным решение Гамзатовой кажется не только мюридам ее мужа, но и очень многим консервативно настроенным мусульманам. В сети вперемешку с обсценной лексикой стали активно распространятся возводимые к Пророку хадисы, по которым женщина не имеет права претендовать на верховный пост главы государства. По моим наблюдениям, в рейтинге популярности лидируют в данной связи два хадиса. Согласно первому Пророк учил: «Не преуспеет народ, вручивший власть над собой женщине» (Сб. аль-Бухари). Во втором говорится: «Когда вашими правителями станут самые нечестивые из вас, когда вашими богачами станут самые скупые среди вас, а ваши дела перейдут к вашим женщинам, то лучше вам быть в земле, чем над землей» (Сб. ат-Тирмизи)

Не стесняясь в выражениях, некоторые мусульмане активно также пишут о том, что женщине лучше всего сидеть дома. «Однажды посланник Аллаха, — приводят они в подтверждение своих рассуждений еще один хадис, на этот раз о дочери Пророка, — спросил нашу госпожу Фатиму: „Что является самым лучшим для женщин?“ Она спокойно ответила: „Чтобы ее не видели мужчины, а она не видела никого из мужчин“. Посланник Аллаха был так рад такому ее ответу, что сказал: „Фатима — часть меня“».

Помимо хадисов мусульманские противники ярких и сильных личностей среди женщин приводят в пику Гамзатовой также мнения известных суннитских богословов прошлого, которые, в частности, превратно истолковывая аят 4:34 касательно заботы мужей о своих женах, приходили к совершенно дискриминационным выводам. «Мужчины являются правителями и управляющими, и теми, кто отправляется на военные походы. И это не является ролью женщин», — цитируют они аль-Куртуби в данной связи. «Мужчина ответственен за женщин, он ее лидер, правитель, который дисциплинирует ее, когда она входит в заблуждение <...>, ибо мужчины превосходят женщин и лучше, чем женщины» — напоминают женофобы также слова Ибн-Касира в виртуальном споре с кандидатом в платке. 

Коротко говоря, муфтию Дагестана, а, судя по всему, без благословения Абдулаева решение его жены не могло бы состояться, пришлось пойти против доминирующего в мусульманском религиозном сообществе убеждения о том, что женщина ущербна и не способна наравне с мужчинами быть полноценной участницей общественной жизни. Нужно отдать должное мужеству муфтия, который пошел не только против существующих сексистских настроений мусульман, но и, по сути, признал недостоверными хадисы на эту тему, приписанные нашему Пророку. Фактически он в данной части встал на позиции так называемого коранизма, который мусульманская общественность России активно обсуждает в последнее время.

«СОСУД ЗЛА»

Ложность женофобских хадисов очевидна хотя бы потому, что они противоречат коранической ориентации на эмансипацию женщины. Примечательно, что в Коране отсутствует сюжет о сотворении Евы из ребра Адама — сюжет, на основе которого околобиблейская традиция учила о вторичности женщины (а некоторые богословы даже не признавали наличие у нее души). Коран также не перекладывает на женщину вину за грехопадение, в результате которого Прародители были изгнаны из Рая. Но такой гуманистической установке не суждено было торжествовать в средневековой мусульманской теологии, которая словно шла в обратном направлении, восстанавливая преодоленные Кораном библейские и околобиблейские мотивы, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Как известно, аль-Бухари и ат-Тирмизи, приводившие женоненавистнические хадисы, жили спустя два с половиной столетия после смерти Мухаммада. А вот его современники ничего не знали о такого рода категоричных выражениях Пророка, о чем ярко свидетельствует участие почтенной Айши, его супруги, в политической борьбе, когда она возглавила мусульманское войско против халифа Али ибн Абу-Талиба в ходе так называемой верблюжьей битвы. Конечно же, сам факт гражданской войны внутри исламской уммы смущал более поздних комментаторов. Но вряд ли кто осмелился бы поставить под сомнение правомочность действий Айши как одного из политических лидеров раннего ислама, ибо она знала Сунну Пророка многократ лучше аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и других собирателей хадисов вместе взятых.

После аль-Бухари, ат-Тирмизи и других сборщиков хадисов, то есть под влиянием вышеприведенных изречений, приписанных позже Пророку, женским звездам на политическом небосклоне ислама стало всходить гораздо сложнее. Кстати, наверное, именно Айша и спровоцировала появление такого рода хадисов, как в свое время, если верить Карлу Каутскому, борьба Св. Петра с Марией Магдалиной за лидерство в ранней общине христиан породила миф о ее былом беспутстве и, как следствие, теологию женоненавистничества в древнем христианстве, в котором, например, создавали поначалу лишь мужские монастыри, ибо в спасении от скверны мира подразумевали под ней прежде всего «сосуд зла» женщину.

«ЖЕНЩИНЕ ДОЗВОЛЯЕТСЯ БЫТЬ ПРАВИТЕЛЕМ»

Вопрос о наделении женщины лидерскими полномочиями в исламе обычно затрагивается в связи с проблемой управления государством и возможностью назначения женщины на судейский пост. Помимо ригористских концепций в мусульманской среде все активнее проявляют себя богословы, которые ставят под сомнение абсолютный запрет женщинам на любые формы общественного лидерства. «Ислам требует, чтобы верховная власть в государстве принадлежала мужчине, — писал еще в середине XX века известный мусульманский богослов Мустафа ас-Сибаи. — Об этом Посланник Божий говорит: „Не преуспеет народ, вручивший власть над собой женщине“. Правление, о котором говорится в данном повествовании, касается лишь общего верховного правления, ибо эти слова были сказаны тогда, когда Пророку сообщили, что после смерти Хосроя персы назначили править одну из его дочерей. А правление как таковое, несомненно, не является запретным для женщины согласно общему мнению мусульманских ученых (иджма’)».

А вот как излагает данный вопрос известный факих наших дней Юсуф аль-Кардави. «Абу-Ханифа допускал назначение женщины на пост судьи, — пишет он на своем официальном сайте, — по [вопросам, в которых] ей разрешается свидетельствование, то есть по делам, не являющимся уголовными. Ат-Табари и Ибн-Хазм допускали назначение женщины на пост судьи по имущественным, уголовным и другим делам. Подобная допустимость не означает его обязательность. Нет, на данный вопрос необходимо смотреть в свете пользы для женщины, семьи, общества, ислама, что, возможно, приведет к избранию (предпочтению) некоторых женщин, отличающихся определенным возрастом, на пост судьи в определенных делах и при определенных обстоятельствах. Что касается управления государством, то женщины в большинстве своем не способны вынести ту борьбу, которая предполагается этой огромной ответственностью. Мы говорим „в большинстве своем“, ибо среди женщин есть более могущественные (способные), чем некоторые мужчины, как, например, царица Савская, о которой Бог рассказывает нам в Коране. Однако Закон [букв. нормы] строится не на редких, а на наиболее общих и распространенных случаях, поэтому наши ученые говорят: „В редком нет нормы“. Что же касается того, чтобы женщина была деканом, или ректором, или председателем организации, или членом представительного собрания и т. п., то в этом нет запрета, если того требует [общественное] благо».

Для многих ригористов высказанные Юсуфом аль-Кардави суждения станут настоящим открытием. Однако его тезисы могут быть развиты и дальше, ведь, справедливо замечая, что большинство женщин не способны быть главою государства, аль-Кардави, однако, упускает из виду то, что подавляющее большинство мужчин также не способны осилить подобную должность, и потому обоснование запрета принципом «в редком нет нормы» является не совсем корректным. Да и остается непонятным, почему собственно неспособность большинства быть лидером в обществе должна ограничивать возможности тех, кто на это способен. 

Видимо, подготавливая общественное мнение к скорому выдвижению Айны Гамзатовой на пост президента РФ, сайт islam.ru 27 октября опубликовал статью «Может ли женщина быть правительницей?». Что интересно, статья начинается с фотографии, взятой из «БИЗНЕС Online» и запечатлевшей руководителя агентства инвестиционного развития РТ Талию Минуллину, облаченную в черный хиджаб. Так вот статья, в том числе цитируя вышеприведенные хадисы и вышеупомянутых средневековых мыслителей, подводит читателя к мысли, на которую не осмелился даже аль-Кардави, о том, что «женщине дозволяется быть правителем страны». А еще чуть раньше этот сайт в статье под названием «Мифы о том, что женщине не к лицу политика» привел поименно список без малого 400 женщин, которые в разные эпохи и в разных государствах были правителями своей страны. 

«ЕЕ ПОСТУПОК, ВНЕ ВСЯКИХ СОМНЕНИЙ, ВОЙДЕТ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСЛАМА!»

В связи с выдвижением в качестве кандидата на пост президента РФ на официальной страничке Гамзатовой в «Фейсбуке» появилось обращение, преисполненное настоящей отваги и человеческого достоинства. Текст написан от третьего лица, но, несомненно, он выражает мысли и чаяния самой Айны ханум. «То, что она мусульманка, или то, что она женщина, может помешать ей стать президентом Российской Федерации? — спрашивается здесь. — Ничего из этого! Только мы и наше невежество». Гамзатова не строит никаких иллюзий относительно успеха своей капании. Ее цель состоит не столько в политике, сколько в донесении до широкого круга людей великих ценностей и подлинных идеалов ислама. «Даже если она не станет президентом, весь мир увидит, какова женщина в Исламе. Впервые кто-то из Дагестана, впервые женщина в хиджабе стала кандидатом в президенты Российской Федерации! И это будет наша победа!» — говорится на ее официальной страничке

Для Татарстана и всего татарского народа выдвижение Гамзатовой крайне поучительно. Прежде мы гордились тем, что наши прадеды создали феномен джадидизма, что Казань была всемирным центром исламского книгопечатания и просвещения, что именно у татар появилась первая в истории мирового ислама женщина-казый и т. д. Однако сегодня у нас в религиозной среде совершенно иные приоритеты и в целом атмосфера. В наши дни татарские муфтии и религиозные деятели пишут занимательные рассказы про вездесущих джиннов, борются с шахматами как богопротивным (макрух) деянием, строчат коллективные кляузы о вреде модернизации и реформаторства, активно покрывают преподавателей шариата, которые пытаются через богословские инструменты легализовать в нашем народе браки с малолетними детьми и объявляют еретиком великого Мусу Бигиева, учившего о всеохватности Божьей милости. Консерватизм, перерастающий в догматизм и интеллектуальное убожество, все больше и больше становится у нас основным богословским трендом. Даже Болгарская исламская академия оказалась заложницей этого. Теперь нам остается лишь мечтать о том, чтобы равняться на свободную женщину Дагестана, ибо наш исторический козырь в лице Мухлисы Буби отныне перекрывает Айна Гамзатова!

То, что в Дагестане начались такого рода подвижки, конечно же, радует. Радует и то, что случился не просто сам факт выдвижения мусульманки в кандидаты на пост президента РФ, но и запущен процесс по переосмыслению тех ложных стереотипов, подпитываемых противоречащими Корану хадисами, о роли женщины в мусульманском сообществе, которые по сей день властвуют над умами «сильной» половины уммы. И хотя очевидно, что Айна Гамзатова эти выборы проиграет, если вообще до них дойдет, сумев набрать 300 тыс. подписей в свою поддержку, как того требует закон, тем не менее она при любом раскладе выйдет из этой истории победительницей, ибо смогла в одиночку бросить вызов мужскому шовинизму исламских консерваторов, прикрывающихся авторитетом Пророка и оправдывающихся религией. Ее поступок, вне всяких сомнений, войдет в историю отечественного ислама!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции