Накануне в Кремле под предводительством Владимира Путина обсуждали меры повышения инвестиционной привлекательности России в целом и каждого региона в частности Накануне в Кремле под предводительством Владимира Путина обсуждали меры повышения инвестиционной привлекательности России в целом и каждого региона в частности Фото: kremlin.ru

«ЕСЛИ БУДУТ КАКИЕ-ТО ОГРАНИЧЕНИЯ, ТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПОСТРАДАЮТ ИНОСТРАНЦЫ»

Накануне в Кремле под предводительством Владимира Путина обсуждали меры повышения инвестиционной привлекательности России в целом и каждого региона в частности. В то время, пока глава государства подавал в ЦИК документы на очередную регистрацию себя самого в качестве кандидата на пост президента России, участники итогового совещания сновали в Малахитовом фойе, оттуда проходили в светлый зал Кремлевского дворца, где неспешно занимали места за огромным расставленным в виде прямоугольника столом. Кажется, настроение у всех было уже новогодним. Например, министр финансов РФ Антон Силуанов хвастался журналистам, что дефицит бюджета 2017 года в итоге составил 1,6% ВВП вместо запланированных 2,5%. «Мы готовились к различным ограничениям и санкциям, мы снижали дефицит бюджета и тем самым снижали объем выпуска государственных ценных бумаг. Поэтому, если будут какие-то ограничения, в том числе на финансовых рынках, мы сможем их размещать внутри наших внутренних финансовых инвесторов. Так что, если будут такие ограничения, то в первую очередь пострадают иностранцы», – делился коварными планами министр. Самому Силуанову, кажется, финансовые страдания не грозили, по крайне мере, судя по данным о зарплатах министров, опубликованных вчера минфином. Так, сам Антон Германович стал самым высокооплачиваемым среди прочих министров, получая в 2016 году по 1,7 млн рублей в месяц. При этом официальная зарплата была лишь пятой частью его совокупного дохода за прошлый год.

Тем временем в Кремле все постепенно рассаживались, а президент РТ Рустам Минниханов не изменял себе – снимал и тут же выкладывал в «Инстаграм» снимки с коллегами по губернаторскому корпусу. Вот, например, Рустам Нургалиевич с теплотой и улыбкой жмет руку главе Чечни «брату» Рамзану Кадырову, как будто тем самым возвращая его персону в поле заграничной соцсети, на днях заблокировавшей его аккаунт. А следом уже постит снимок приподнявшего брови тульского губернатора Алексея Дюмина, мелькают в ленте Минниханова сосредоточенный глава Удмуртии Александр Бречалов, расплывшийся в улыбке глава Тывы Шолбан Кара-оол, серьезный Егор Борисов из Якутии.

«Есть возможность перекредитоваться, уйти на низкий процент, получить государственное финансирование, нет – сидят до сих пор в коммерческих банках под большую процентную ставку» «Есть возможность перекредитоваться, уйти на низкий процент, получить государственное финансирование – нет, сидят до сих пор в коммерческих банках под большую процентную ставку» Фото: kremlin.ru

«ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕКРЕДИТОВАТЬСЯ – НЕТ, СИДЯТ ДО СИХ ПОР В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ ПОД БОЛЬШУЮ СТАВКУ»

Новогоднее веселье собравшихся прервал лишь строгий голос диктора, торжественно объявившего о появлении Путина. Мгновенно лица участников совещания посерьезнели, гул затих: инвестклимат регионов – тут уж не до шуток. Чеканя каждый шаг, отдававшийся эхом в просторном зале, Путин вскоре оказался во главе стола и тут же, не медля ни минуты, начал подводить итоги уходящего года, особо подчеркивая, что повышение инвестпривлекательности страны – едва ли не ключ к решению всех проблем. «Именно это создает реальные ресурсы, увеличивает ресурсы для развития здравоохранения, образования, социальной сферы в целом, для реализации программ благоустройства и улучшения городской среды, реализации экологических проектов», – заверил президент.

При этом, по его словам, ключевая роль в благородном деле повышения инвестпривлекательности – у региональных управленческих команд. Вот только кризис внес свои коррективы: так, объем капиталовложений за последние годы сократился в целом по стране на 7,9%. Лишь в 21 регионе зафиксирован рост, в десятке из них и вовсе на 40% в реальном выражении. Отметим, что Татарстан в этом списке Путина не значился. Зато президент вспомнил о республике, рассказывая о национальном рейтинге состояния инвестклимата, в котором регион все последние годы удерживается на позиции лидера. «У нас уже сложилась группа регионов-лидеров... Это Татарстан и Чувашия, та же Тульская, Калужская, Тюменская, Ульяновская области, Краснодарский край. Важно, что в текущем году заметно укрепили свои позиции дальневосточные регионы – Хабаровский край и Амурская область», – отметил глава государства. Так что рейтинг, по словам Путина, стал стимулом развития для регионов, которые вот-вот начнут наступать на пятки Татарстану.

Тут же президент просил совершенствовать не только законодательную базу, но и, например, готовить нужные бизнесу кадры, а больший упор сделать на рабочие профессии. Напомнил Путин и о давлении правоохранителей, на которое жалуются бизнесмены. «Причем страдают от этих действий те предприниматели, которые работают вбелую, в правовом поле, – укорял Путин, – а выигрывают те, кто действует полулегально, находится в серой зоне экономики». Наконец глава государства напоминал, что деловой климат – это еще и дороги, логистика, инфраструктура. И об этом всем он предлагал еще раз подумать в канун Нового 2018 года.

Естественно, особую роль в привлекательности регионов играет их финансовая устойчивость – тема, которая красной нитью прошла через все вчерашнее заседание. Оно и понятно: о какой инвестпривлекатльности может думать субъект, едва сводящий концы с концами? «Инвесторы, бизнес доверяют тем регионам, которые способны выполнять свои обязательства, проводят ответственную, сбалансированную бюджетную политику, не допускают закредитованности», – указал Путин, отмечая, что долгое время ситуация была отнюдь не радужной.

Чтобы хоть как-то помочь «закредитованным» регионам, власти запустили программу реструктуризации бюджетных кредитов. «Но я хочу это особо подчеркнуть, уважаемые коллеги, специально обращаю ваше внимание – чрезвычайно важно, и хочу об этом напомнить еще раз: регионы – участники программы обязуются сократить коммерческую долговую нагрузку, дефицит своих бюджетов. Прошу отнестись к этому серьезно, обращаю на это ваше внимание, – строго отчитывал нерадивых губернаторов Путин. – Те ресурсы, которые вы получаете, должны вести к оздоровлению финансов в регионах. Не нужно набирать новые долги, разбрасывая полученные ресурсы на то, что вы считаете наиболее целесообразным, и опять погружаться в эту долговую яму. Хочу, чтобы все услышали».

Впрочем, конкретных имен президент называть не стал, но, надо полагать, сидящие за столом губернаторы отлично знали, кому из них глава государства посылал сигнал. Так что им оставалось сейчас только вздохнуть и пониже склонить голову. Тем временем Путин «с болью в сердце» продолжал их отчитывать: «Есть примеры, когда некоторые регионы не спешат перекредитовываться, даже имея такую возможность, оставаясь в системе кредитных отношений с частными банками. Это вообще странно, – возмущался президент. – Есть возможность перекредитоваться, уйти на низкий процент, получить государственное финансирование – нет, сидят до сих пор в коммерческих банках под большую процентную ставку. Кому даете заработать? Пожалуйста, внимательнее и как можно быстрее эту ситуацию решить». Так что напоследок ему оставалось лишь погрозить, что все это будет непосредственно влиять на оценку эффективности каждого губернатора – иначе полетят в очередной раз головы.

«Первым после президента доверили выступать новгородскому губернатору Андрею Никитину» «Первым после президента доверили выступать новгородскому губернатору Андрею Никитину» Фото: kremlin.ru

«ЕСЛИ БЫ НЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ЦЕНТРА, МЫ СЕГОДНЯ УЖЕ БЫ ГОВОРИЛИ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЯДА РЕГИОНОВ»

Первым после президента доверили выступать новгородскому губернатору Андрею Никитину, который еще не так давно возглавлял агентство стратегических инициатив (АСИ), а сейчас по-прежнему стоял во главе рабочей группы Госсовета. Теперь, переехав в Великий Новгород, он не просто сменил кресло, но и имидж: сбрил бороду, а вместе с ней скинул добрый десяток лет. Вместе с бородой Никитин потерял отчего-то и твердость речи, говорил так, как будто кого-то или чего-то стеснялся. Несколько потерянным казался на совещании и не проронивший ни слова Александр Цыбульский, променявший кресло в минэкономики на пост главы холодного Ненецкого автономного округа. Он, в отличие от того же Никитина, пришел на совещание с легкой небритостью.

Тем временем новгородский губернатор вспоминал, что еще при нем запускали национальную предпринимательскую инициативу, а примером тогда служили Татарстан и Калужская область, которые «в короткие сроки смогли добиться значительных успехов в создании комфортной деловой среды». «На практическом примере коллеги показали, что при всей важности современной нормативно-правовой базы принципиальное значение имеет грамотная работа региональных команд», – хвалил Никитин. Сам он, стало быть, также теперь применял на практике в Новгородской области опыт старших коллег, а заодно и выявлял недостатки.

Так, тревожило Никитина увеличение административный нагрузки на бизнес. Например, губернатор предлагал вести видеозапись всех проверок бизнеса, разобраться с территориальным планированием и землепользованием, обязать всех поставщиков тепло-, водо- и газоснабжения работать по единым стандартам и наконец навести порядок среди нелегального бизнеса.

В свою очередь ростовский губернатор Василий Голубев настаивал на повышении самостоятельности бюджетов регионов. «Достижение этой цели возможно исключительно в результате проведения ответственной и взвешенной бюджетной политики, планирования реальных доходов без „мыльных пузырей“, экономное, результативное их расходование в пределах собственных полномочий, строгое соблюдение финансовой дисциплины и, безусловно, исполнение социальных обязательств перед гражданами», – отметил он. Впрочем, о самостоятельности пока можно было только мечтать. Сам Голубев напоминал, что на 1 декабря закредитованность регионов составляла 2 трлн 141 млрд рублей, так что субъектам в этой ситуации оставалось только уповать на обещанную реструктуризацию. «Если бы не вмешательство центра в финансы субъектов, мы сегодня уже бы говорили о несостоятельности ряда регионов. Поэтому вопросы соблюдения финансовой дисциплины, очевидно, должны быть поставлены во главу угла всех бюджетных отношений, – отметил Голубев. – Проще говоря, те обязательства, которые принимают на себя регионы при заключении договоров с минфином России, должны быть, безусловно, выполнены так же, как и обязательства федеральных органов власти перед регионами».

А вот губернатора Подмосковья Андрея Воробьева печалил все еще действующий мораторий на образование особых экономических зон. За то время, пока этот статус раздавался направо и налево, Московская область успела его организовать только для Дубны. «В мае 2016 года после определенной проверки были обнаружены нарушения и неэффективность деятельности особых экономических зон. С того времени правительство РФ, региональные власти провели значительную работу, и сегодня есть, на мой взгляд, все основания полагать, что такой мораторий, Владимир Владимирович, хотелось бы снять, – просил он. – Это позволило бы территориям образовывать новые особые экономические зоны, привлекать новых инвесторов и, безусловно, предоставлять комплекс региональных и федеральных льгот».

«В ПЕРЕЧНЕ ЕСТЬ, СКОЛЬКО ДОЛЖНО БЫТЬ НА СТЕНАХ ЧАСОВ И СКОЛЬКО ДОЛЖНО БЫТЬ ШАШЕК И ШАХМАТ НА СТОЛАХ»

Думается, тут вступить в диалог с губернатором мог бы уже упомянутый Цыбульский, поскольку на посту замминистра экономического развития он как раз курировал эту тему. Меж тем вчера он предпочел все же молчать. Зато его бывший шеф – министр экономического развития Максим Орешкин – за год на своем посту поднаторел в ораторском искусстве так, что вчера уверенно докладывал о сложностях создания благоприятного инвестклимата в стране. И в первую очередь это тормозил, как оказывалось, сам федеральный центр, заваливая регионы избыточными и порой смешными требованиями. «Например, приказ минтруда, устанавливающий перечень оборудования, которым нужно оснащать организации, предоставляющие социальные услуги. В перечне есть и количество зеркал, и сколько должно быть на стенах часов, и сколько должно быть шашек и шахмат на столах», – удивлялся абсурдности Орешкин.

Яркий пример министра запомнился Путину, так что, уже подводя итоги совещания, он решил довести его еще до большей абсурдности. «От этого нужно избавляться: сколько там часов должно висеть на стене, зеркал. Еще хорошо, не говорят, какого уровня чиновники какого цвета трусы должны надевать и другое нижнее белье, – усмехнулся президент. – Вот это уже смешно. И, конечно, на это нужно обратить внимание, такая избыточная регламентация всего и вся бессмысленна и вредна».

«Нам, безусловно, нужна стабильность» «Нам, безусловно, нужна стабильность» Фото: kremlin.ru

«ВСЕ ЭТО СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ НЕДОВЕРИЯ И НЕЖЕЛАНИЕ ВКЛАДЫВАТЬ ДЕНЬГИ В ТОМ РЕГИОНЕ, ГДЕ БЕЗОТВЕТСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА»

Министр финансов Силуанов предпочел рассуждать на одну из своих любимых тем – межбюджетные отношения. «Есть большая разница между субъектами, где губернатор и его команда занимаются поиском инвесторов по России и по всему миру, создают инвестиционный климат на территории и, наоборот, где в основном занятия сводятся к тому, чтобы получить побольше финансовой помощи из федерального центра», – вставил он шпильку в адрес тех, кто уже успел приподнять от стола взгляд. Впрочем, по словам министра, его ведомство намерено всячески стимулировать губернаторов-«отличников»: тем, кто достиг показателей по росту инвестиций, созданию рабочих мест и росту ВРП, полагаются гранты. «Это и возврат налога на прибыль, который зачисляется в федеральный бюджет в части прироста налога на прибыль тем субъектам, которые показали в отчетном финансовом году прирост по этому показателю, то есть, по сути дела, обеспечили инвестиционную активность, – пояснил Силуанов сложные механизмы манипуляции с денежными потоками. – Это и учет в расчете финансовой помощи так называемых налоговых расходов или льгот, которые субъекты Российской Федерации предоставляют, и те льготы, которые по нашим критериям попадают под показатели эффективных льгот, они как раз будут учитываться на неснижении финансовой помощи из федерального центра».

На эту же цель ориентирована инвестиционная налоговая льгота, когда новые инвестиции будут вычитаться из-под налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. «Это и так называемый специнвестконтракт, где в новом формате для инвестиций крупных инвесторов – более миллиарда рублей – создаются особые условия неизменения налогового законодательства, особые условия стабильных инфраструктурных решений, а также льготного порядка налогообложения; это и субсидии субъектам РФ на развитие промпарков за счет тех доходов, которые поступают в федеральный бюджет из этих промпарков (они возвращаются субъектам РФ и на компенсацию этих затрат), да и целый ряд других инструментов у нас есть. Этим просто надо пользоваться», – отметил глава минфина.  

И вновь Силуанов ругал регионы за «заведомо нереалистичные бюджеты» и невыполнение взятых на себя обязательств по соглашениям, инфраструктурным проектам и наконец скрытую кредиторскую задолженность, которая порой всплывала, когда новый губернатор приезжал в субъект. «Все это создает условия недоверия и нежелание вкладывать деньги в том или ином регионе, где существует такая безответственная финансовая политика», – печалился министр.

«Ведь мы создавали эти ТОРы – это в принципе идея хорошая сама по себе» «Ведь мы создавали эти ТОРы – это в принципе идея хорошая сама по себе» Фото: government.ru

«КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ФОРМИРУЕТСЯ ПО ПРИЧИНЕ НЕСБАЛАНСИРОВАННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ»

Наконец глава Счетной палаты Татьяна Голикова подняла тему, до которой «не дошли руки», а именно состояние бюджетов муниципалитетов. Если доля коммерческих кредитов в структуре долгов регионов снизилась до 27,4%, то у муниципальных образований эта цифра составила 63%. «И, к сожалению, на сегодняшний день в ряде регионов ситуация складывается таким образом, что сам регион в госдолге не имеет коммерческой задолженности, а муниципальные образования такую задолженность имеют, и в достаточно больших объемах», – встревожена Голикова.

«И муниципальные учреждения, и различные бюджетные учреждения регионального уровня...» – понимающе покивал Путин.

В связи с этим глава Счетной палаты указала и на то, что те 113 полномочий, которые федеральный центр передал регионам, последние, в свою очередь, спустили на муниципальный уровень. «Уже на сегодняшний день, на 1 января 2017 года, потому что годовых данных 2017-го еще нет, переданные полномочия администрируют 7429 органов местного самоуправления и иных организаций, – отметила Голикова. – А я просто напомню, что в основном мы передавали полномочия, которые связаны в том числе с социальным обеспечением и предоставлением социальных услуг. И то, о чем вы сказали сейчас, что там формируется в том числе и кредиторская задолженность тоже, она формируется по той же причине – по причине несбалансированности, только уже теперь муниципальных бюджетов».

Владимир Жириновский: «Возьмите: Воронежская область, при царе – 8 миллионов население, сейчас – 2,4. Зачем?» Владимир Жириновский: «Возьмите Воронежскую область: при царе – 8 миллионов население, сейчас – 2,4. Зачем?» Фото: kremlin.ru

«ВСЕ ДОЛЖНО ПРОИСХОДИТЬ СПОКОЙНЫМ, ЭВОЛЮЦИОННЫМ ПУТЕМ, ПРЕДСКАЗУЕМЫМ НА КАЖДОМ ШАГЕ ВПЕРЕД»

Наконец, подводя итоги двухчасового совещания, Путин вновь вернулся к больной теме – закредитованности регионов. «Коммерческие банки влегкую раздают любые кредиты регионам и под достаточно высокий процент, но непонятно, почему под высокий, и непонятно, почему они так свободно раздают эти кредиты, даже если финансы региона находятся в трудном положении. Но это только на первый взгляд непонятно, а на самом деле все ясно и объясняется это очень просто: потому что государство гарантирует. Они ведь выдают это фактически под государственную гарантию», – возмущался президент. Так что этой вольнице он приказал положить конец – вести учет выданных регионам подобных кредитов.

Отреагировал Путин и на предложение Воробьева по ОЭЗ. Правда, в речи президента они как-то само собой превратились в ТОРы, механизм, в принципе, сходный, но все же несколько иной. Тем более создавать ТОРы пока не запрещали. Так что это как раз то, что буквально на днях Медведев утвердил для Зеленодольска, Чистополя и Нижнекамска. «Ведь мы создавали эти ТОРы – это в принципе идея хорошая сама по себе, ТОРы – это хорошо, они зарекомендовали себя неплохо. То, что сейчас мы видим на практике, развивается, развивается успешно, – отметил Путин. – Но мы делали это для того, чтобы усилить инвестиционную привлекательность тех регионов, которые нам нужно развивать в первоочередном порядке (Дальний Восток прежде всего)». А вот чтобы льготы распространять на всю страну, речи, конечно, не шло. «Тогда где будут преимущества тех территорий, которым мы хотим уделить приоритетное внимание? Их просто не будет. Тогда для них нужно создать еще дополнительные какие-то льготы», – добавил Путин.

Ответил Путин и Владимиру Жириновскому, который до этого в ходе выступления предложил укрупнить регионы. «Возьмите Воронежскую область: при царе – 8 миллионов население, сейчас – 2,4. Зачем? Уменьшение. Хотя она одна из крупнейших. Поэтому именно 30 крупных таких единиц назвать по-русски – наместничество», – предлагал лидер ЛДПР.  Президент отнесся к идее весьма скептически. «Во-первых, у нас есть Конституция, есть соответствующие законы, мы не можем и не будем навязывать это в явочном порядке, – заявил Путин. – Во-вторых, у нас уже было укрупнение регионов. В советское время, вы знаете, прошла идея Ленина о том, как должен быть создан Советский Союз. По сути, были созданы крупные, мощные суперрегионы тогдашней России, как бы она ни называлась, тогда ее называли Советский Союз, но были созданы крупные регионы, да еще и с правом выхода записали в Конституции 1924 года, и потом из конституции в конституцию это все перетекало. Результат хорошо известен – распад Советского Союза. Да, было много других причин, но эта мина тоже сработала». Так что в этом вопросе глава государства призвал не гнать лошадей, а аккуратно принимать оптимальные решения, учитывая опыт прошлого.

В целом же, по мнению Путина, инвестиционная привлекательность, все-таки несмотря на все сказанное на совещании, зиждется на стабильности. «Нам, безусловно, нужна стабильность и с точки зрения налоговой политики государства, с точки зрения различных административных, правовых процедур и нужна политическая стабильность. Без этого никаких инвестиций не будет, – предупредил он. – Кто будет вкладывать деньги в регион или в страну в целом, если неизвестно, что завтра там произойдет и что случится? Поэтому, безусловно, нам нужно обновление, безусловно, нам нужно движение вперед. Но все это должно происходить спокойным, эволюционным путем, предсказуемым на каждом шаге вперед». Заметим, что в этой пресловутой предсказуемости, по крайней мере в марте 2018 года, никто не сомневается.