Василь Шайхразиев «Будем вести работу по новым стандартам. Но эти стандарты — ФГОС — касаются только школ, а в жизни и на праздниках татарский останется с нами», — попытался утешить собравшихся Василь Шайхразиев

«ПЛАНИРУЙТЕ, БЕРИТЕ НА ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ САБАНТУЯ ОТПУСК»

Аккурат после завершения исторической сессии Госсовета, где был окончательно зафиксирован перевод татарского языка в школах на исключительно добровольные рельсы, началось годовое расширенное заседание исполкома всемирного конгресса татар (ВКТ). Основной темой обсуждения незапланированно, но вполне ожидаемо стала все та же «языковая проблема». Первым на правах председателя совета «Милли шура» слово взял вице-премьер Татарстана Василь Шайхразиев. «В этом году было много разговоров и споров о том, как татарский язык должен преподаваться в школах. Конгресс тоже не остался в стороне: мы в числе первых высказали свое мнение по татарскому языку. Сегодня прошла сессия Госсовета РТ, где выступил прокурор республики», — напомнил он. «Будем вести работу по новым стандартам. Но эти стандарты — ФГОС — касаются только школ, а в жизни и на праздниках татарский останется с нами. Будем двигаться в этом направлении», — попытался утешить собравшихся Шайхразиев.

Напомнив, что в заседании принимают участие руководители общественных организаций из 36 регионов и 13 стран, он передал слово своему первому заместителю — председателю исполкома ВКТ Ринату Закирову, которому озвучил основную повестку дня — утверждение плана деятельности ВКТ на 2018 год. Последний на протяжении 20 минут рассказывал о важности ведения работы в соответствии с утвержденным планом, а также пожурил регионы за то, что два с небольшим десятка из них включили в свой план проведение дней татарской кулинарии и конкурс «Татар кызы». Не обошел вниманием Закиров и главное направление деятельности конгресса —  Сабантуй, назвав его священным праздником. Оказывается, и здесь в некоторых регионах возникают определенные проблемы — из 500 приглашенных человек на федеральные сабантуи приезжают всего 350. «Планируйте, берите на время проведения Сабантуя отпуск», — строго рекомендовал он присутствующим.

Несмотря на то что руководитель исполкома ВКТ не обмолвился ни о решениях, принятых на прошедшем Госсовете, ни о дальнейшей судьбе татарского языка, эту тему не оставил без внимания ни один из почти десятка выступавших после него на заседании.


Еще один заместитель Шайхразиева, депутат Госдумы, руководитель федеральной национально-культурной автономии татар (ФНКАТ), председатель комитета по делам национальностей Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов, пообещав быть кратким, не стал даже выходить к трибуне, а выступил с места. «Я не собираюсь вам рассказывать о мероприятиях, проведенных ФНКАТ. Буквально в сентябре мы встречались в Крыму, там обсуждали, постоянно общаемся, все время на связи. Наша основная задача — помогать вам, а не раздавать задания», — подпустил он шпильку в адрес Закирова и добавил, что не может не высказаться по актуальной теме. «Наверное, уже после Нового года в Москве соберутся парламентские чтения (это будет уже второй их переносприм. ред.). Мне из регионов приходит очень много предложений, я их все объединил и 23 ноября направил Васильевой предложения из 22 пунктов. Мы не должны успокаиваться и останавливаться, потому что преподавание родных и государственных языков — это комплексная задача, этим должен заниматься федеральный центр, он не должен говорить регионам: делайте что хотите, решайте проблему как хотите», — отметил Гильмутдинов. «Регионы сами не способны решить эти задачи. У нас и в Конституции записано, что государство дает гарантию по сохранению языков. А для осуществления этой задачи необходима федеральная помощь. Мы говорим об этом уже несколько лет, но никак не можем довести до конца», — добавил депутат Госдумы. 

Ильдар Гильмутдинов Ильдар Гильмутдинов: «У нас и в Конституции записано, что государство дает гарантию по сохранению языков. Мы говорим об этом уже несколько лет, но никак не можем довести до конца»

При этом некоторые из 22 пунктов, предложенных министру образования РФ, Гильмутдинов озвучил участникам заседания. Среди них — проработка системы поддержки онлайн-обучения родным языкам, возрождение института национальных школ, проведение олимпиад по государственным языкам регионов РФ, разработка мер по совершенствованию системы педагогического образования — подготовки учителей по родным языкам народов РФ, подготовка специалистов по работе с двуязычными обучающимися, обеспечение нормативного внедрения обязательной предметной области «родной язык и литература» в образовательные программы начального, общего и основного среднего образования, разработка единых рекомендаций по преподаванию и изучению государственных и родных языков... Эти заявления депутата зал встретил громкими аплодисментами. Впрочем, громкие одобрительные аплодисменты сопровождали каждое выступление, каждую реплику в поддержку татарского языка.

«Действительно, как только возник языковой вопрос, мы сказали: „У нас есть свои депутаты в Госдуме“. Конгресс одобряет данное письмо», — ответил на это Шайхразиев.

... В заседании принимали участие руководители общественных организаций из 36 регионов и 13 стран

Позже в беседе с «БИЗНЕС Online» Гильмутдинов рассказал: «Будет обратная информация, я вас обязательно проинформирую. Сейчас мы выходим на парламентские слушания, мы должны тщательно подготовиться, чтобы учесть все предложения, которые поступают». По его словам, в этом вопросе необходимо комплексное решение: «Не за часы бороться, а в целом чтобы эти проблемы, вопросы решались не только самими субъектами, но и на федеральном уровне. Это государственная задача. Потихоньку нужно перенести туда центр ответственности и действовать дальше».

Впрочем, из всей этой речи осталось не очень понятным, что мешает Татарстану самому заниматься обозначенными проблемами, не дожидаясь федеральной помощи, как какие-нибудь малые народы Крайнего Севера? Например, организовывать нормальное онлайн-обучение, готовить учителей и методические рекомендации. Денег нет?..

Ринат Закиров Ринат Закиров: «Планируйте, берите на время проведения Сабантуя отпуск»

«ХОТИТЕ ИЗУЧАТЬ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК — ЕЗЖАЙТЕ В ТАТАРСТАН»

По словам председателя культурного центра татар и башкир Бардымского района Салима Назина, прокуратура проверила татарские школы и Пермского края. Правда, результаты проверки пока не огласила. А вот до Екатеринбурга проверяющие органы не добрались. «Я могла бы много рассказать о деятельности конгресса татар Урала, но есть вещь, которая волнует всех нас, — язык. На сегодняшний день татарский язык как науку изучают чуть больше 700 детей. Для 143 тысяч татар, проживающих в области, это капля в море. Раньше мы брали за основу, ставили в пример систему образования Татарстана. Представители области знакомились с опытом республики. Приехав однажды в школы Кукморского района и увидев, что дети одинаково хорошо говорят на четырех языках, они уехали в шоке», — начала свое выступление председатель общества «Татары Урала» Свердловской области Фавия Сафиуллина

Закиров пожурил регионы за то, что два с небольшим десятка из них включили в свой план проведение дней татарской кулинарии и конкурс «Татар кызы» / Фото: Ирина Ерохина

По словам Сафиуллиной, директора школ уже перестраховались и переименовали татарский язык в «грамматику родного языка», собрав предварительно со всех родителей согласие на ее изучение. «Во время одного из таких совещаний один чиновник нам заявил: „Хотите изучать татарский язык — езжайте в Татарстан“. Учителя ответили, что мы живем в татарских селах с 500-летней историей, мы коренной народ. У нас есть право изучать свой родной язык здесь!» — посетовала представитель Екатеринбурга. «Эта проблема нас очень волнует. Мы возлагали большие надежды на сегодняшнее заседание [Госсовета]. Оправдались наши надежды или нет, время покажет. Об итогах заседания прочитала на сайте „БИЗНЕС Online“, проект постановления был одобрен единогласно. Сегодня в школах запретили татарский язык, завтра — в детских садах, послезавтра отменят татарские СМИ и телевидение под предлогом „все равно их никто не читает“ — что будем делать? Поэтому хотим, чтобы правительство РТ нас услышало. Мы живем, глядя на Татарстан, указывая на Татарстан, гордимся его успехами. Не опускайте эту планку!» — обратилась к депутатам Госсовета РТ под одобрительные аплодисменты и выкрики «Молодец!» Сафиуллина.  

«Несмотря на то что у нас есть проблемы и в других областях, я буду говорить о проблемах языка, поскольку сохранение татарского превратилось в священную обязанность каждого родителя, не только учителей», — поддержал эту тему председатель национально-культурной автономии татар (НКАТ) Ульяновской области Рамис Сафин. «Сегодня не только закон о языках, но и главный закон страны — Конституция — начал нарушаться. Кажется, мы и сами начали к этому привыкать — каждое поручение, спущенное сверху, безропотно выполняем. Татарам никогда не было легко в российском государстве... И сейчас нелегко, в будущем будет еще труднее», — эмоционально добавил он. «Нам нужно объединиться и выступить единым фронтом», — обратился к сидящим в зале Сафин и отметил, что еще в октябре татары Ульяновска направили обращение президенту РФ в защиту татарского языка. Председатель НКАТ также напомнил, что между минобрами области и РТ было подписано соглашение о сотрудничестве, на основании которого «область гарантирует создать условия для обучения татарскому языку». «Спасибо Фаттахову и минобрнауки Татарстана за то, что смогли пролоббировать эту статью», — под громкие аплодисменты зала обратился он к заместителю министра образования РТ Ильдару Мухаметову, который заседал в президиуме.

Не согласен Сафин и с тезисом о том, что татарский язык можно сохранить и в семье. «Нет, о литературе можно узнать только в школе. Единственный выход — открытие татарских школ. Тысячелетнюю историю, культуру ребенок может изучить только в школе. Поэтому считаю, что во всех регионах, где проживают татары, не только в Татарстане, должны преподаваться татарский язык и история татар. Наши деды, пережившие тяжелые годы войны, говорили: „Мы на все согласны, лишь бы не было войны“. Мы в XXI веке вынуждены говорить: „Мы на все согласны, лишь бы не отнимали наш язык“. Думаешь об этом — и холод по спине. Не сравнят ли наши дети события сегодняшних дней с событиями 1552 года?» — задался вопросом председатель НКАТ Ульяновской области.

... «Сегодня в школах запретили татарский язык, завтра — в детских садах, послезавтра отменят татарские СМИ и телевидение под предлогом „все равно их никто не читает“ — что будем делать?»

«ЕСЛИ БЫ НЕ УВАЖЕНИЕ К ПЕРВОЙ ЛЕДИ, НАРОД ПОШЕЛ БЫ К ПОСОЛЬСТВУ»

По словам председателя татаро-башкирского общества «Туган тел» Киргизии Гульсины Ульмаскуловой, женщина не хотела приезжать в Казань, но ее делегировали татары для того, чтобы прояснить ситуацию с языком. «Наши татары узнают по телевидению, по интернету о том, что происходит с татарским языком в Татарстане. Очень переживают. Пришли аксакалы и говорят: „Вы видите, читаете, как пытаются искоренить татарский язык в Татарстане?“». Таким образом, по словам оратора, в один день в культурном центре собрались 17 человек разного возраста, которые решительно собрались пойти к посольство РФ в Киргизии и потребовать ответа: почему в Татарстане пытаются искоренить татарский язык? «Если бы не уважение к первой леди (супруга экс-президента Киргизии Атамбаева — татаркаприм. ред.), народ пошел бы к посольству», — добавляет Ульмаскулова.

«Знающий татарский язык сможет понять другие тюркоязычные народы. Никто из нас не знает, где окажется его ребенок в будущем. Если мы потеряем язык, потеряем веру, потеряем государство, а потом и себя», — под громкие аплодисменты зала продолжала женщина. При этом Шайхразиев напомнил историю, рассказанную Рустамом Миннихановым, когда президент РТ на деловой встрече в Китае смог без переводчика пообщаться с уйгурами. 

«Я могу сказать своим татарам, что татарский язык в Татарстане не исчез из школьной программы?» — обратилась она с вопросом к председателю нацсовета «Милли шура». «Можете», — утвердительно ответил Шайхразиев.

«Знающий татарский язык сможет понять другие тюркоязычные народы. Никто из нас не знает, где окажется его ребенок в будущем. Если мы потеряем язык, потеряем веру, потеряем государство, а потом и себя»

«Говорят, еще и слово „президент“ хотят отменить. Президент всех татар, татар всего земного шара, не только Татарстана», — не унималась Ульмаскулова, решив донести все чаяния татар зарубежья до руководства республики. При этом она пожаловалась и на главный татарстанский вуз. «КФУ перестал выделять нам квоты. Сначала было десять мест, затем — шесть, сейчас — ни одного. Ректор — татарин, проректор — татарин. Мне кажется, что они татары только на бумаге», — посетовала женщина. «Проверим», — пообещал ей решить и эту проблему Шайхразиев.

Венчал заседание поэт, главный редактор журнала «Мәдәни мирас» Лябиб Лерон. Начав свое выступление с декламации стихотворения, он отметил, что «языковая проблема» вошла в его семью моментально, поскольку жена поэта — преподаватель татарского. Процитировав еще одно стихотворение на злобу дня «Татарча туабыз, урысча яшибез, татарча кумәбез» («Рождаемся татарами, живем по-русски, умираем татарами» прим. ред.), Лерон отметил, что все наше сегодняшнее бытие отражено в этом стихотворении. Порассуждав о сложностях, с которыми сталкивается он сегодня, будучи главным редактором журнала, Лерон завершил свое выступление еще одним стихотворением, которое гласило: «Кысылдынмы? Кычкыр! Кыстылармы? Кычкыр». «Зажали вас, татар? Кричите! Кричать — не значит в буквальном смысле, а показать действиями, работой», — пояснил он.

Казалось бы, вот самое время «кычкырырга», прижали — дальше некуда. Однако, вместо того чтобы принять какое-то обращение, как минимум к своему народу, например, с призывом выбирать в качестве родного языка татарский, благо такая возможность есть во всех регионах, где бы ни проживали татары, конгресс перешел к раздаче наград и медалей между сотрудниками исполкома. Перепало немного и гостям из регионов.