ВЫГОДНЕЕ, ЧЕМ «БЕЛОЕ ЗОЛОТО»

Узбекистан действительно заинтересован в привлечении россиян в качестве туристов, в том числе из Татарстана. Президент страны Шавкат Мирзиеев закрепил каждую область ответственной за конкретные российские регионы для развития двусторонних отношений. Если, к примеру, Бухара отвечает за налаживание туристических связей с Владимирской областью и Питером, то Самаркандская закреплена за Татарстаном. При этом жителям нашей республики отдыхать в солнечном крае чуть комфортнее, чем другим россиянам. Причина – в схожести татарского и узбекского языков. Даже я, не являясь носителем второго государственного, понимал, о чем говорят узбеки между собой. И иногда это понимание было явно не лишним, особенно на рынке. За 5 дней пребывания в туристических городах и столице Узбекистана показалось, что русский среди местных жителей развит даже лучше, нежели в той же Грузии...

Несмотря на то что Мирзиеев находится у власти меньше года (он возглавил страну 14 декабря 2016-го), здесь уже сейчас чувствуются перемены. Узбекистан, кажется, перестает быть закрытым для внешнего мира государством. Во время организованного профильными госкомитетами РТ и Узбекистана пресс-тура в Самарканде проводилось совещание народных депутатов, на котором Мирзиеев отметил, что туристы, посетившие Самаркандскую область в 2017 году, потратили 480 млррд сумов ($59,6 млн), в то время как фермеры, весь год выращивая и убирая хлопок, заработали лишь 52 млрд сумов (около $6,5 миллиона). А раз туризм приносит больше, чем «белое золото» Узбекистана, то нужно развивать эту отрасль, так как возможности ее колоссальны.

При этом в Узбекистан нужно обязательно ехать в ближайшее пару лет, чтобы ощутить всю самобытность жизни, в большей степени не тронутой глобализацией и огромными толпами туристов. А они сюда уж точно потянутся. В прошлом году здесь страну посетили около 3 млн туристов, рост составляет около 20% в год. К примеру, в Узбекистане сувенирную продукцию до сих пор делают и расписывают вручную, а не штампуют в Китае, можно купить и вывезти нож ручной работы (в Бухаре) с рукояткой из вишневого дерева (подобная реликвия, купленная еще лет 25 назад, до сих пор служит нашей семье). В стране до сих пор нет «Макдоналдса», зато есть центр плова в Ташкенте, а качество местной кухни просто можно возводить в культ. Хороший интернет во многих гостиницах и ресторанах по-прежнему является роскошью, если он вообще в последних имеется. Симку можно купить либо на чей-то местный паспорт, либо при наличии регистрации, которую ставят в гостинице, но этим видом связи никто из нашей группы воспользоваться так и не успел. 2,5 Гб мобильного трафика вам обойдутся в 450 - 500 рублей.

НОСИТЕ ДЕНЬГИ СУМКАМИ

Если в России пока еще думают о прокладке высокоскоростной железной дороги между Москвой и Казанью, в Узбекистане комфортабельный поезд Afrosiyob, развивающий скорость в 230 км в час, появился еще в 2011 году. Теперь свыше 700 км пути можно проехать за 3 часа 20 минут, в дороге могут и покормить, при этом стоимость билетов сопоставима с плацкартом из Казани до Москвы, если не дешевле. Действительно, очень удобный способ путешествия по стране, учитывая, что в следующем году Afrosiyob дотянут до Хивы – еще одного места притяжения туристов.

Тем не менее информации о туристической привлекательности Узбекистана для россиян пока недостаточно. «Как это у вас нет информации о нашей стране? Как будто раньше СССР не было», – удивлялся начальник территориального управления по развитию туризма Самаркандской области Илхом Суванов. Однако за четвертьвековую историю выросло поколение, для которого нет того ощущения безграничного СССР, и каждая советская республика – это отдельное независимое государство. Возможно, из-за того, что страна эта не исхожена туристами вдоль и поперек, информация в интернете так же разнится, а порой и вовсе далека от действительности. Корреспондент «БИЗНЕС Online», начитавшись перед поездкой различных форумов, уже на месте расстался с некоторыми навязанными стереотипами.

К примеру, безопасность. В этом аспекте в Узбекистане все нормально. Можно гулять даже ночью, не опасаясь за свой кошелек. Да, наличие постового милиционера, который стоит на специальной подставке, имея в наличии стационарный телефон у каждого входа в подземный переход, немного напрягает, но к этому явлению, влияющего на безопасность, довольно быстро привыкаешь. При этом у постовых всегда можно спросить дорогу в случае чего – они всегда добродушны и приветливы. С гостеприимством в стране никаких проблем, не зря о нем слагают легенды. И еще, что сразу бросается в глаза, – это чистота.

До недавнего времени в стране существовало два курса валют – официальный, по которому можно было обменять деньги в банке, и неофициальный. Валюту можно было обменять на рынке у менял, и это, естественно, преследовалось по закону. Согласитесь, не хотелось бы чувствовать себя валютным спекулянтом и ждать, как когда-то фарцовщики, неожиданного появления милиции. И с сентября этого года новые власти сравняли официальный курс с тем, что существовал на черном рынке. Теперь за $1 вы можете получить около 8 тыс. сум. Если где есть небольшая разница в курсе, то она совсем не значительная.

Однако пережитки старого режима все же чувствуются в финансовой системе, что привносит некоторые неудобства. К примеру, если вы поменяли валюту на сумы, то обратно вы их можете обменять при определенной манипуляции только в этом же обменнике. В любых других местах это сделать невозможно, поэтому туристы меняют небольшие суммы, дабы не увозить из Узбекистана десятки купюр в виде сувениров. Пластиковая карта тут абсолютно бесполезна, потому что расплатиться ей мне удалось в единственном месте – крупном супермаркете. Для местной наличности лучше иметь вместительный кошелек, к примеру, на 1 тыс. рублей тебе выдают пачку местных сумов, перевязанных резинкой. Не как в Камбодже, конечно, но тем не менее.

ЦЕНЫ НА ПОЛЕТ В СОЛНЕЧНУЮ СТРАНУ ДЕМОКРАТИЧНЫМИ НЕ НАЗОВЕШЬ

Еще одна процедура, которая доставляет неудобство для туристов, – это прохождение таможенного контроля. В декларации нужно фиксировать все ввозимые в страну ценности, начиная от флеш-карт и телефонов, заканчивая ювелирными украшениями и наличностью, а потом сохранять второй экземпляр декларации, чтобы можно было сравнить его при выезде. Конечно, никаких проблем на таможне не возникло, но сама процедура все же держит человека в некоем напряжении. Однако президент Узбекистана поручил авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» («Авиалинии Узбекистана») повысить культуру обслуживания в аэропортах всех городов страны и научиться быстро проводить процедуры по оформлению документов в удобных для туристов условиях.

Пока, конечно, цены на билеты в солнечную страну демократичными не назовешь. Из Казани в Самарканд и Ташкент можно улететь за 20 - 22 тыс. в оба конца. Однако, по словам местных чиновников, Мирзиеев вроде бы призвал руководство «Узбекистон хаво йуллари» всеми возможными способами снижать тарифы на чартерные перевозки на 20%, но таких из Казани пока нет. Тем не менее с 16 июня авиакомпания увеличила количество рейсов, соединяющих две столицы – Татарстана и Узбекистана. Теперь улететь в Ташкент можно по вторникам и четвергам, а в Самарканд – по четвергам. Местные власти заявляют, что готовы предложить хороший туристический продукт для групп путешественников и за месяц организовать вылет чартерных рейсов. К слову, пару лет назад тарифы на прямые рейсы из Казани в Баку, выполняемые азербайджанской авиакомпанией, тоже не выдерживали конкуренции, и порой дешевле было добраться туда с пересадкой в Стамбуле. Однако сейчас можно найти предложения по интересным ценам, поэтому количество татарстанских туристов, посещающих Азербайджан, неуклонно растет. Остается надеяться, что нечто подобное ждет и Узбекистан.

МАЛЕНЬКАЯ МЕККА И МАЛЫЙ ХАДЖ

Что же может привлечь жителей Татарстана и прежде всего мусульман? Конечно, это зиярат-туризм, в программу которого входит  посещение священных для мусульман мест и объектов, таких как мавзолей Гур-Эмир, где под черным нефритовым надгробьем покоится Амир Темур, более известный как завоеватель Тамерлан. Также вас привезут к могиле Кусама ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммада, к мавзолею имама аль-Бухари и мавзолейному комплексу Шахи-Зинда, где похоронены сестры Тамерлана. Все это находится в Самарканде.


Бухара – самый исторический и самый интересный город в республике. В течение нескольких веков она оставалась одним из основных центров ислама и мусульманского просвещения, и до сих пор ее называют жемчужиной Востока. Если в Самарканде исторические реликвии расположены на приличном расстоянии друг от друга, то Бухара примечательна тем, что все скомпановано на огромной площади рядом с центральной городской крепостью Арк. Тут и древний архитектурный комплекс Пойи Калон с одним из самых древних и красивых минаретов Средней Азии, тут и  медресе Мира-Араб, которое известно своими выпускниками по всему миру. К примеру, в свое время его оканчивали  председатель ЦДУМ России Талгат Таджуддин и первый президент Чечни Ахмад Кадыров.

В Бухаре есть место, которое называют маленькой Меккой. Это мемориальный комплекс с могилой Бахоуддина Накшбанда – одного из самых известных основателей суфизма в городе. Среди местных жителей есть удивительное поверье: если ты три раза совершаешь паломничество к его могиле, то это приравнивается к одному паломничеству в Мекку. Однако туристы из Саудовской Аравии, которые слышат подобное от экскурсоводов, сразу меняются в лице, гневаются и просят никому не озвучивать подобное утверждение.

Можно часами гулять среди древних построек, заходя в различные мастерские к ремесленникам и при этом ощущая себя жителем Средневековья.

«В сентябре я был в Куала-Лумпуре на большом туристическом мероприятии, встречался с президентом малайзийской ассоциации туристических агентств, –рассказывает заместитель губернатора по вопросам развития туризма Бухарской области Узбекистана Ботиржон Шахриеров. – Он мне признался, что, мол, как построили башни-близнецы Петронас – сразу появился большой  поток туристов. А теперь Сингапур переплюнул Куала-Лумпур и построил башню еще круче, и поток туристов ринулся туда. В современном мире есть возможности, чтобы строить здания, и тем самым переманивать путешественников на свою сторону».

Но, по его мнению, Бухара выгодно отличается от всей современной индустрии, так как имеет целый комплекс зданий с многовековой историей, и это придает определенный колорит.

И, на самом деле, представить себе удивление и ощущение жителя крупного мегаполиса с большим количеством небоскребов, попавшего в малоэтажную древнюю Бухару, совсем несложно. Сейчас в нее организованы первые чартерные группы из Турции, Малайзии, Индонезии. По мнению Шахриерова, есть потребность и в российских туристах, особенно из Татарстана: «Потому что у вас много мусульман, а у нас есть много объектов, которые могут быть им интересны. На зимние каникулы у нас не так холодно, как в России, и, помимо зиярат-туризма, можно устраивать туры и с охотой, и с рыбалкой – реки у нас не замерзают. Я нашим туристическим компаниям дал задание, чтобы они разработали три-четыре различные программы, и, если будут желающие организовать группу туристов, мы можем посадить чартер прямо в аэропорту Бухары».