Сергей Кириенко Сергей Кириенко подвел итоги второго конкурса президентских грантов в 2017 году. Госсубсидии получила каждая пятая организация из заявившихся Фото: kremlin.ru

БИТВА «БЕССМЕРТНЫХ ПОЛКОВ» ЗА БЮДЖЕТ

Накануне первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко подвел итоги второго конкурса президентских грантов в 2017 году. Госсубсидии получила каждая пятая организация из заявившихся. Для сравнения: на первом конкурсе деньги достались только каждой десятой организации. Почти в два раза увеличился и размер бюджетного «пирога», который делили заявители — 4,4 млрд рублей против 2,5 млрд в первом розыгрыше грантов. Вместе с тем доля федеральных средств, которые достались республиканским НКО, выросла почти в шесть раз — в первый раз было удовлетворено всего 17 из 172 заявок на 20,3 млн рублей, тогда как во второй заход республиканские организации были не в пример удачливее, «настреляв» 69 грантов на 117 млн рублей. 

Байкерская организация «Ночные волки», оставшаяся без субсидий в прошлый раз, ко второму конкурсу подала три заявки на общую сумму около 14 млн рублей. Две заявки, включая 6,2 млн рублей на постановку спектакля-сказки «Детские новогодние елки», не прошли отбор, а третья победила — межрегиональная общественная организация «Русские мотоциклисты» потратит 2,3 млн рублей на серию мотоциклетных маршей «Славянский Мир». Два гранта по направлению «Сохранение исторической памяти» достанется «Молодой гвардии Единой России». Отделение в Башкортостане получит 108 тыс. рублей на интеллектуальный марафон «Башкортостан 100», а ханты-мансийское отделение — 788 тыс. рублей на акцию «Победа — одна на всех». Бой за бюджетное финансирование развернули и общественные организации «Бессмертный полк». На создание гражданско-патриотической программы «Добровольцы бессмертного полка» краснодарская организация получит 2,9 млн рублей, а организация «Бессмертный Полк — Москва» потерпела поражение с заявкой на «Архивный батальон» — добровольческий проект по восстановлению сведений об участниках войн XX века с бюджетом в 5,7 млн рублей.

По итогам прошлого конкурса грантов 9 млн рублей получила организация «Русь сидящая». Ее председатель Ольга Романова была «потрясена» получением гранта, отметив, что «ни разу не получала никаких грантов — ни российских, ни зарубежных». Однако в начале ноября этого года Романова покинула территорию России. «В конце марта 2017 года заместитель директора ФСИН — в недавнем прошлом майор ракетных войск — товарищ Рудый А. А. написал на меня донос. Написал, что я похитила бюджетные деньги в особо крупном размере», — сообщила создательница «Руси сидящей». Романова рассказала, что в офисе организации прошли обыски, представители ФСИН обвинили сотрудников в неисполнении контрактов по чтению лекций для родственников осужденных, самим осужденным и сотрудникам службы исполнения наказаний.

Во второй раз в конкурсе участвовали 12 организаций, исключенных из реестра НКО-иноагентов, семь из них получили гранты. Однако ни одной НКО-иноагента среди победителей нет. «Мы посылаем сигналы, что ограничений нет по иностранным агентам. Кто-то принимает решение отказаться от иностранного финансирования и перейти на российское», — цитируют сказанные на заседании слова Кириенко «Ведомости».

Отчитываясь о полученных грантах, Кириенко заметил: «У нас не осталось регионов, которые бы не принимали участия в конкурсе». Первый замруководителя АП назвал это прорывом и заявил, что «НКО поверили в возможность открытого, объективного конкурса». «В победителях оказались организации, которые никогда не участвовали в конкурсах — таких более 70 процентов», — признал Кириенко, заметив, что 84% грантов распределят в регионы. Следующую серию заявок на госсубсидии фонд президентских грантов начнет принимать с февраля 2018 года, причем, как добавил Кириенко, некоторые субсидии станут «многолетними».  

В регионах организации, которые прошли фильтр, получили средства на развитие различных проектов. В Екатеринбурге самый большой грант в размере 9,96 млн рублей получит АНО «Ассоциация музыкантов урала» на проведение международного музыкального фестиваля Ural Music Night. Челябинску со второй попытки удалось получить 1,7 млн рублей на проект создания экологической тропы в «городе суровых мужиков». 

Лилия Талишева В Татарстане самый большой кусок грантового «пирога» в 11,7 млн рублей достался благотворительной некоммерческой организации «Новый век» Лилии Талишевой Фото: «БИЗНЕС Online»

ГРАНТЫ НА ПРАВОСЛАВНУЮ ГИМНАЗИЮ И СОЗДАНИЕ АНТИЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОГРАММ

В Татарстане самый большой кусок грантового «пирога» в 11,7 млн рублей достался благотворительной некоммерческой организации «Новый век». Эти деньги организация Лилии Талишевой планирует направить на тиражирование проекта по социальной адаптации и интеграции трудовых мигрантов. Остальные грантополучатели получили немногим меньше: Академия творческой молодежи РТ — 8,93 млн рублей на движение «Зеленый фитнес», издательский дом «Хузур» — 7 млн на создание телепрограмм антиэкстремистской направленности.

Остальные проекты уже разительно отстали от этой пятерки лидеров — их гранты составляют от 225 тыс. до 3 млн рублей. Как и прежде, стабильными получателями грантов стали общественные организации, специализирующиеся на патриотическом воспитании и межнациональном диалоге. Так, например, фонд «Биектау» получил почти 3 млн рублей на этнический фестиваль «Крутушка», фонду «Сэлэт» дали 1,6 млн рублей на открытие научной школы «Фэнсар“ им. Махмутова, форуму татарской молодежи — 1,47 млн на хореографический спектакль «Шамаиль», а вот на форум кряшенской молодежи выделили только 714 тыс. рублей. 

Издательский дом «Хузур» получил 7 млн. на создание телепрограмм антиэкстремистской направленности ИД «Хузур» получил 7 млн рублей на создание телепрограмм антиэкстремистской направленности Фото: «БИЗНЕС Online»

Традиционно гранты достаются и религиозным организациям: например, Чистопольской епархии выделили 653 тыс. на спортивно-оздоровительный центр физического развития детей с ОВЗ «Жизнь в движении», православной гимназии им. св. Гурия — 495 тыс. на студию «Театр радости». Всего православные общественные организации получили 5 грантов, а мусульманские лишь два — это уже упомянутый «Хузур» и фонд «Закят» — 2,9 млн рублей на центр помощи инвалидам. 

Много в списке победителей и, на первый взгляд, странных организаций. Например, АНО «Немецкий дом РТ» выделили 2,6 млн рублей на проект «Казань глазами и руками немцев». Татарстанское отделение союза дизайнеров России получило 2,9 млн рублей на проект «Арт-район», целью которого является развитие и симбиоз самых активных и популярных видов искусств, с которыми человек сталкивается ежедневно: мода, живопись, архитектура. На первый детский коворкинг 1,2 млн рублей выделено казанскому центру «Достижение молодых». Самый маленький грант в 226 тыс. рублей достался совету ветеранов и пенсионеров Сарманского района на проект с говорящим названием «Мы очень скромный народ». В описании этого проекта рассказывается, что он нужен для создания условий развития кряшенского народа. 

Проект интерактивного музея Ту-144, который в первом конкурсе «пролетел» с заявкой в 11,7 млн. рублей, во второй заход получил 8,9 млн. рублей Проект интерактивного музея Ту-144, который в первом конкурсе «пролетел» с заявкой в 11,7 млн рублей, во второй заход получил 8,9 млн рублей Фото: Сергей Елагин

1/10 МУЗЕЯ ТУ-144 И ГРАНТ НА ЗАРПЛАТУ МУЗЫКАНТАМ SFORZANDO

Примечательно, что проект интерактивного музея Ту-144, который в первом конкурсе «пролетел» с заявкой в 11,7 млн рублей, во второй заход получил 8,9 млн рублей. Отметим, ранее руководство вуза заявляло о том, что всего на обустройство музея придется потратить не меньше 100 млн рублей. В пресс-службе КНИТУ-КАИ корреспонденту «БИЗНЕС Online» пояснили, что средства гранта направят на внутреннее оснащение самолета, в частности на приобретение и установку оборудования интерактивной кабины пилотов. «Это будет „жемчужиной“ самого самолета, чтобы школьник или студент смогли почувствовать себя настоящим пилотом, с помощью элементов виртуальной реальности произвести взлетно-посадочные действия, а также поуправлять носовым обтекателем (способность опускать и поднимать „нос“ является отличительной особенностью этой модели)», — говорится в ответе пресс-службы на запрос нашего издания. 

В частности, на 8,9 млн рублей будет воссоздан ретрозал c аутентичным интерьером самолета. В эту же сумму заложено производство научно-популярных фильмов об основах авиастроения и авиационной инженерии, Андрее Туполеве и Ту-144. «На данный момент завершена внешняя реставрация самолета и ведутся работы по монтажу подсветки. Следующий этап — внутренняя реставрация и наполнение интерактивным оборудованием, в том числе на средства президентского гранта», — сообщили в университете. 

Сбор средств на создание музея ведется и другими способами. Так, первый университетский фонд целевого капитала КНИТУ-КАИ выиграл конкурс по предоставлению субсидий из бюджета РТ некоммерческим организациям, реализующим социально значимые проекты в 2017 году. Из бюджета РТ на создание музея выделят 319 тыс. рублей. Помимо этого, идет сбор средств на региональной краудфандинговой площадке «Карта инициатив». На сегодня собрано более 100 тыс. рублей. В будущем КНИТУ-КАИ продолжит работу с конкурсными и грантовыми программами, будет сотрудничать с благотворительными организациями и меценатами.

Президентский грант фонд потратит на зарплаты музыкантам «SFORZANDO» Президентский грант фонд потратит на зарплаты музыкантам Sforzando Фото: «БИЗНЕС Online»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» также связался с директором благотворительного фонда развития музыкального исполнительства РТ Sforzando («Усилие») Данияром Соколовым. Sforzando получил 7,3 млн рублей на создание молодежного симфонического электроакустического оркестра пианистов. «В двух словах не скажешь, мы шли к этому очень долго, — рассказал нашему корреспонденту Соколов. — Самая главная задача фонда — поддержка талантливых молодых ребят в сфере классической музыки. Мы старались не отвлекаться, не уходить в сторону корпоративов, всегда шли в одном русле и занимались классикой, ставили оперы, экспериментировали, современные технологии подключали».

Любопытно, что президентский грант фонд потратит на зарплаты музыкантам Sforzando. По словам Соколова, теперь у солистов оркестра появилась возможность получать стабильную ежемесячную зарплату и заниматься творчеством. Как выяснилось, первая же заявка на президентский грант оказалась победоносной, ранее Sforzando в конкурсе не участвовал. Успех Соколов объясняет большим опытом работы, в том числе с минкультом РТ и казанским Кремлем. Кроме того, часть гранта пойдет на закупку инструментов. «Для фестивальных летних дней мы хотим купить электронные инструменты — и скрипки, и виолончели, полностью весь оркестр. Такого еще нет в мире. Решили рискнуть и удивить», — рассказал директор. В будущем, если проект удастся, фонд снова подаст заявку на президентский грант. 

Абсолютное фиаско во второй раз подряд потерпел Общественный фонд «Культурно-просветительский центр Ильдара Ханова» Абсолютное фиаско во второй раз подряд потерпел общественный фонд «Культурно-просветительский центр Ильдара Ханова» Фото: Сергей Елагин

ПРОЛЕТЕЛИ МИМО КАССЫ

Зато более 194 заявок на 505,6 млн рублей от Татарстана не получили на свои проекты ни копейки. Абсолютное фиаско во второй раз подряд потерпел общественный фонд «Культурно-просветительский центр Ильдара Ханова». Фонду не достались запрошенные 153,9 млн рублей на реконструкцию и строительство Вселенского храма, не успевшего еще оправиться после весеннего пожара. При этом в первый раз на реконструкцию Вселенского храма просили 8,3 млн рублей. Впрочем, собственник самого Вселенского храма Ильгиз Ханов, брат архитектора Ильдара Ханова, не унывает. «Ничего страшного. Не получили так не получили, — флегматично прокомментировал в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ неприятную новость Ильгиз Ханов. — На какие деньги мы восстанавливаем? Вот люди приходят, оставляют 50 рублей, и мы восстанавливаем. Все уже восстановлено, все отлично, все залы работают. Что уж сгорело — то сгорело. Зачем нам расстраиваться? Если бы этот грант получили, то сразу бы его поделили все, и мы копейки бы и не увидели». 

Рустем Сагдеев Рустем Сагдеев сообщил, что на следующий год будет еще один конкурс, и «грантовая поддержка предполагает не только сами гранты, но и помощь в виде частно-государственного партнерства» Фото: «БИЗНЕС Online»

Президент фонда Рустем Сагдеев в разговоре с нашим корреспондентом отметил, что об отказе его еще не уведомляли. По его словам, у помощника президента РТ Наталии Фишман на рассмотрении находится проект реконструкции и строительства храма, создания парка «Мир, добро, гармония». «Она изучает и готовит свои предложения, — отметил Сагдеев. — Наталия Львовна ознакомлена с проектом, она им занимается, изучает пока». Глава фонда Ханова отметил также, что на следующий год будет еще один конкурс, и «грантовая поддержка предполагает не только сами гранты, но и помощь в виде частно-государственного партнерства».

Несколько религиозных общественных организаций православных и мусульман недополучили финансовую поддержку. Например, отказали в грантах приходу мечети «Шаукат» села Базарные Матаки, который просил 343 тыс. рублей на социальный проект «Возьмемся за руки, друзья», а также мухтасибату Зеленодольска с просьбой выделить 1,3 млн рублей на площадку «Дарман» для мини-футбола. Православным организациям отказов больше — впрочем, как и самих заявок. Так, без грантов оставили благотворительный фонд содействия просвещению общества «Святого мученика Феодора Болгарского» (650 тыс.), приход Свято-Авраамиевской церкви Болгара (1,1 млн рублей) на создание музея истории христианства на Средней Волге, приход Церкви животворящего креста Господня села Кулаево, приход Духосошественской церкви Казани (2,4 млн), Казанско-Богородицкий монастырь Елабуги (1,7 млн) и организацию «Православная молодежь» с проектом «Я не хочу умирать» стоимостью в 1,9 млн рублей. Те, к слову, оставили сразу несколько заявок.

В числе отказников — союз независимых предпринимателей «Скайнэт», подавший сразу с десяток безуспешных заявок на пропаганду ЗОЖ, сохранение природы, исторической памяти. Сразу в нескольких заявках отказали и Татарскому детскому издательству, просившему на четыре проекта 11,8 млн рублей: электронный путеводитель для детей «Жемчужины Приволжья» (2,9 млн рублей), развивающее интерактивное пособие «Словарь Дружбы» (2,9 млн рублей), мультимедийный музей Гавриила Романовича Державина (2,8 млн рублей) и портал «Хоровод праздников» (2,9 млн рублей). При этом даже на стадии заявки не оказалось ни одного проекта, связанного с поддержкой татарского языка.  

Пролетела в грантовом конкурсе федеральная национально-культурная автономия татар, просившая на поддержку 3,9 млн рублей, исламский  благотворительный фонд «Ярдэм» с заявкой в 5,2 млн рублей на реабилитацию и адаптацию незрячих и слабовидящих людей. За бортом остались и фонд содействия казанскому камерному оркестру La Primavera с социальным проектом «Познающие мир по звукам», на который они просили 5,6 млн рублей. Раскрученные казанской мэрией проекты «Коробка малыша» (1 млн рублей) фонда «В твою пользу» и «Добрая Казань» (2,2 млн рублей) от организации «Молодежь Казани» также остались без бюджетного внимания. «Созвездие-Йолдызлык» и Лига студентов РТ также не получили грантов, и если первые просили 4,6 млн рублей на проект по развитию талантов, то вторым понадобились деньги на их культовые проекты вроде конкурса научных работа Лобачевского, а в общей сложности — около 5,5 млн рублей. Просивший 2,3 млн рублей на юридическую помощь при врачебных ошибках Казанский правозащитный центр также остался без гранта.