суд арестовал начальника ОБОП отдела УГРО городского УВД Рината Ахметшина Суд арестовал начальника ОБОП отдела УГРО Нижнекамского УВД Рината Ахметшина (в капюшоне) Фото: Регина Макасина

ДОСТАВИЛИ ПОД ОСОБОЙ ОХРАНОЙ С СОБАКОЙ

Судья Нижнекамского городского суда Рустам Салихов накануне отправил на 1 месяц и 11 дней в чистопольское СИЗО начальника ОБОП отдела уголовного розыска Нижнекамского УВД Рината Ахметшина. Полицейский пробудет под стражей до окончания следствия 23 декабря вместе с остальными фигурантами этого дела, сотрудниками органов Гаделем Рахимовым, Игорем Филиновым и Наилем Миндубаевым. Ахметшина доставили в суд в сопровождении наряда полиции с собакой. Родственники Ахметшина, ожидавшие в коридоре, немного повозмущались: «А собака-то зачем?» Сам подозреваемый все время не снимал с головы капюшона, в его голосе слышалась дрожь.

Ахметшина задержали 13 ноября по подозрению в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с применением насилия и с угрозой его применения»). Ходатайство о переводе полицейского под стражу подал следователь по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел следственного комитета РФ по РТ Константин Замараев. На суде присутствовали два следователя из его команды — Хайруллин и Садыков. 

По материалам предварительного следствия, Ахметшин с 8 вечера 25 октября до часу ночи 26 октября удерживал в здании УМВД Николая Удирякова и Владимира Тимофеева, наносил им удары, чтобы те взяли на себя вину в доведении до самоубийства Ильназа Пиркина. В материалах указано, что в случае отказа оговорить себя Ахметшин якобы предлагал молодым людям покончить жизнь самоубийством «как Пиркин».

Владимир Циома Удиряков со своим другом Тимофеевым впервые появились в поле зрения СМИ 3 ноября на приеме у заместителя руководителя СУ СКР по РТ Владимира Циомы Фото: tatarstan.sledcom.ru

Напомним, Удиряков — владелец стереосистемы, которую украл Ильназ Пиркин, «прославивший» нижнекамское УВД видеообращением с жалобами на пытки. После продолжительного допроса молодой человек спрыгнул с седьмого этажа. Удиряков со своим другом Тимофеевым впервые появились в поле зрения СМИ 3 ноября на приеме у заместителя руководителя СУ СКР по РТ Владимир Циомы. Вышли из тени они после того, как источники в МВД по РТ распространили в СМИ свою версию предыстории самоубийства Пиркина, согласно которой молодого человека запугали и избили члены местного ОПГ, а не полицейские. Якобы молодые люди «поговорили» с Пиркиным в духе «ты совершил плохой поступок, обидел хорошего человека» и избили его. Однако Удиряков и Тимофеев рассказали прокурору другую историю. Из нее следовало, что Удиряков после обращения в полицию обнаружил украденную аудиосистему на Avito, взял с собой Тимофеева и отправился на встречу с продавцом. Им оказался Гимадиев, бывший сокурсник Пиркина по нижнекамскому медколледжу. На встрече хозяева опознали украденную магнитолу, а Гимадиев не стал отпираться и пообещал все вернуть. Он же рассказал молодым людям, что украл ее Пиркин. В Нижнекамске однокурсники договорились встретиться, чтобы поделить деньги от продажи, однако вместо Гимадиева на встречу пришел брат Удирякова. Молодые люди утверждают, что никаких членов ОПГ в этой истории не было, парни договорились о том, что Пиркин возместит ущерб и сделает за свой счет химчистку салона. Удиряков подчеркивает, что конфликта не было, и молодые люди пожали друг другу руки. Факт примирения подтверждает и сам Пиркин в предсмертном видеообращении: «Вопрос с хозяевами мы урегулировали».

В дальнейшем история дублирует материалы предварительного следствия. 25 октября обоих молодых людей — Удирякова и Тимофеева — в 8 вечера задержали люди в гражданском, которые представились сотрудниками угрозыска. Молодых людей доставили в участок, где, по их словам, избили, заставляя дать признательные показания о том, что они вывезли Пиркина в лес и угрожали ему расправой. В заявлении значится, что после экзекуций парней умыли и приказали улыбаться, когда в комнату зайдет судмедэксперт, а отпустили только после того, как те подписали нужные бумаги. На медосвидетельствование запуганные молодые люди отправились лишь после приема у Циомы.  

.... По материалам предварительного следствия, Ахметшин удерживал в здании УМВД Удирякова и Тимофеева, чтобы те взяли на себя вину в доведении до самоубийства Пиркина
Фото: Регина Макасина

«Я НЕ ПРЕСТУПНИК, Я ОФИЦЕР ПОЛИЦИИ. МОИ ПОКАЗАНИЯ ВООБЩЕ НИКТО НЕ СЛЫШИТ»

Эта история не показалась убедительной защитнику Ахметшина. Сам полицейский, как и его адвокат, не упустили возможность дать оценку работе следствия и высказать свою версию произошедшего 25 октября. «Я не преступник, я офицер полиции и до сих пор им являюсь. Мои показания вообще никто не слышит. Мне поступило указание от руководства пригласить на беседу Тимофеева. У меня никакой заинтересованности не было. Я отправил туда своих сотрудников, чтобы доставили. Когда его доставили в УВД, мне пояснили сотрудники, что у него имеется здесь друг и родственник, которые работают тоже у нас в УВД. Друг — это Герасимов, с ОБНОН по наркоконтролю, а брат — из дежурной части. Я их тоже позвал обоих: „Поговорите со своим другом, родственником, чтобы рассказывал только правду“. Брат от него ни на шаг не отходил, вместе они ушли. Есть видеонаблюдение», — заявил в суде Ахметшин. Сторона защиты стоит на том, что парней именно «пригласили», а не вызвали в УВД лишь для того, чтобы выяснить детали кражи стереосистемы и поездки за ней в Казань.

Указал Ахметшин и на то, что сотрудники судмедэкспертизы не заметили следы побоев и до приема Циомы жалоб на него не поступало. «Человек от нас вышел и никуда сразу не обратился. Я знаю, что обратился в прокуратуру только через неделю, после того как вышла статья „БИЗНЕС Online“ про то, что ОПГ вмешалось», — добавил Ахметшин, имея в виду материал, в котором наша газета опубликовала версию МВД.

По подозрению в превышении полномочий уже задержаны сотрудники нижнекамского УВД Гадель Рахимов, Игорь Филинов и Наиль МиндубаевФото: «БИЗНЕС Online»

На вопрос судьи, по чьему указанию Ахметшин допрашивал Удирякова и Тимофеева, тот указал на Айнура Камалова, заместителя начальника полиции УМВД по Нижнекамскому району. Ахметшин пытался донести до суда мысль о том, что от него вреда не было и не будет, поэтому его можно не сажать в СИЗО: «Где-то 8-го числа я узнал, что он [Тимофеев] обратился в прокуратуру. Я никаких действий не предпринимал, чтобы его бить или кого-то к нему отправить, чтобы как-то повлиять. Ничего такого не было. Если бы это было, это бы зафиксировали. Меня как вызвали — я пришел на допрос сразу же, не скрывался, у меня двое несовершеннолетних детей, мне скрываться нечего».

И Ахметшин, и его адвокат Ильдар Усманов несколько раз указывали на одну деталь в расследовании. В тот момент, когда якобы били Удирякова и Тимофеева, в здании УВД было много ревизоров из Казани, что крайне затруднило бы выбивание силой у молодых людей признательных показаний. «В этот вечер там все проверяющие из Казани были, УСБ были, в соседнем кабинете из отдела кадров сидели. Все руководство у нас на месте, весь уголовный розыск на месте был. Для чего его было бить? Он не преступник, не подозреваемый, просто водитель» — доказывал суду свою точку зрения Ахметшин. Позднее корреспондент «БИЗНЕС Online» осведомился, могли ли ревизоры находиться в столь позднее время на месте, ведь молодых людей держали в УВД до часу ночи. «В этом время там находились проверяющие. Это резонансное событие, нет такого, что работают с восьми и до пяти. Работают с утра и до упора, потому что проверяющим в кратчайшие сроки надо провести проверку», — ответил на это Усманов.

Судья Салихов попытался вернуть разговор в заданное русло вопросами. 

— Очная ставка, опознание были?

— Так точно.

— Он [Тимофеев] указал на вас?

— Указал.

— На очной ставке подтвердил свои показания?

— Подтвердил. Но есть же его брат двоюродный, который ни на шаг от него не отходил. Его до сих пор не допросили, Камалова до сих пор не допросили, что это он мне дал такие указания. Мне для чего их вытаскивать-то?

В итоге Ахметшин попросил оставить его под домашним арестом или под подпиской: «Ну если вы мне позволите под подписку, чтобы я хотя бы в такси работал, — у меня двое детей, у меня кредиты. Я ничего плохого не делал, никакую инициативу не проявлял, я получил указания. Почему сторону моей защиты даже не рассматривают?» Судья попытался донести тот факт, что на этот раз рассматривается только ходатайство о мере пресечения. Ахметшин сразу же пообещал не оказывать давление на свидетелей, если его отпустят домой: «Я клянусь, никакого давления не будет, я еще раз говорю, я знал заранее, но никаких попыток не делал. Я прошу только разобраться, посмотреть видео, допросить всех. Я прошу хотя бы домашний арест, чтобы хотя бы я был рядом с детьми».


«У НЕГО ОРДЕН, МЕДАЛИ, ГРАМОТЫ. ЕГО НАЗЫВАЮТ ШЕРЛОКОМ ХОЛМСОМ»

Адвокат Усманов также не нашел повода отправлять своего подзащитного в СИЗО: «Выводы следственных органов о причастности моего подзащитного к совершению преступлении являются преждевременными». В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он указал на то, что еще не все свидетели допрошены. «Следствие, на мой взгляд, специально не допрашивает указанных свидетелей в связи с тем, что они могут подтвердить доводы моего подзащитного. Поэтому для того, чтобы суд не имел возможность видеть указанные допросы, предоставляются в суд лишь только те документы, которые, на их взгляд, указывают на причастность в совершении преступления. А кроме показаний потерпевшего Тимофеева, больше ничего и нет. В ходе очной ставки он также дал показания, но стал путаться — можно сослаться на его взволнованность или еще что-то. Я не знаю, с чем это связано. Но следователь не дал нам возможность более подробно задавать вопросы, наши вопросы были просто отведены». Известно, что Удиряков также давал показания, но очная ставка с ним не проводилась. В деле есть и показания жены Тимофеева.  

Сторона защиты требует допросить всех, кто был свидетелем привода молодых людей в УВД, — это сотрудники, которые находились в кабинете, родственник и знакомый Тимофеева, а также Камалов. Ходатайство о допросе этих лиц уже заявлено следствию. Без этого, поясняет адвокат, обвинение несостоятельно, а поэтому и содержать под стражей нет смысла. «Кроме его [Тимофеева] голословных обвинений, которые противоречат объективной реальности, ничего нет», — поясняет адвокат. Однако суд был непреклонен, и Ахметшина отправили в СИЗО.

В разговоре с корреспондентом адвокат упомянул камеры, которые находятся в коридорах УВД. По его словам, есть множество видеозаписей, где видно, как Тимофеев и Удиряков приходили и уходили. Якобы есть кадры, на которых Тимофеев выходит на улицу вместе с братом.

В коридоре все это время вестей ожидали родственники Ахметшина — жена и родители. Отец начальника ОБОПа не мог сдержать эмоций и обвинял в аресте сына тех, кому не угоден активный сотрудник. «Рискуя своей жизнью, работает в органах, ловит бандитов, нечисть, чтобы был в городе порядок. Когда допрашиваешь задержанных, они на все готовы, говорят: „Они нас бьют“. Такого нет. Если так, то надо весь УВД закрыть, и пусть что хотят, то и творят в городе. Это же невозможно. На сотрудников наезжают следственные органы со всех сторон, как будто враги. Наоборот, надо совместно работать и очищать город от нечисти. Они не дают сотрудникам работать, — возмущается мужчина. — Где доказательства, что он бил? Нет доказательств? Если он бил, пусть его сажают. Но он же не бил. Он ловит, охраняет, спрашивает, наводит порядок».

По рассказу отца, Ахметшин работает в полиции 15 лет. «У него орден, у него медали, у него грамоты. Его называют Шерлоком Холмсом: все убийства, всех бандитов он находит, ловит. Видимо, такие кадры здесь не нравятся кому-то. Знаете, как обидно мне! Я хотел бы, чтобы восторжествовала справедливость», — рассказывает отец Ахметшина.