«ДАВЛЕНИЯ ТИПА «ВЫ ТАК НЕ ДЕЛАЙТЕ!», «ВЫ ТАК НЕ ПОСТУПАЙТЕ!» НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ БЫЛО»

Шлейф от выступлений студентов в защиту татарского языка порождает все новые слухи. Вначале в соцсетях появилась информация, что молодыми людьми, исполнившими песню «Туган тел» у здания КФУ (того корпуса, в котором до слияния с федеральным университетом располагался ТГГУ), заинтересовалась прокуратура, которая якобы вознамерилась наказать их за несанкционированный митинг.  Надзорное ведомство эту информацию опровергло. Старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев на запрос «БИЗНЕС Online» ответил, что в органы прокуратуры республики материалы по данному факту не поступали.

Сегодня разгорается новый скандал: якобы административному прессингу подверглись студенты, которые в день недавнего заседания Госсовета РТ, также распевая «Туган тел», раздавали депутатам азбуку «Әлифба». 

Как цитирует сообщение радио «Азатлык» ресурс «Idel. Реалии», по итогам флешмоба студентов КФУ, принимавших в нем участие, заставили написать объяснительные и запретили им общение в социальных сетях. Издание пишет: «Руководитель Высшей школы татаристики и тюркологии имени Габдуллы Тукая Альфия Юсупова велела студентам, принявшим участие во флешмобе, написать объяснительные записки на имя ректора КФУ Ильшата Гафурова и рассказать, откуда они узнали об акции, кто их позвал и кто все организовал. По словам студентов, Юсупова вызвала кураторов с каждого курса и приказала выйти из групп в соцсетях, посвященных защите татарского языка, также студентам запрещено общаться друг с другом в WhatsApp и Telegram. „Участвуя в подобных акциях, вы портите свое будущее“, — заявила она».

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось пообщаться с одним из участников молодежной акции. Собеседник нашего издания, пожелавший остаться неназванным, подтвердил факт беседы с Альфией Юсуповой, но при этом утверждает, что никаких угроз не было. «Мы сами были удивлены, когда вышла статья на сайте „Азатлык“, потому что как такового давления на нас не было. Мы учимся в таком же режиме, как и учились. Просто после акции у Госсовета с нами беседовали, объясняли нам наши права, рассказывали о том, какую ответственность мы можем нести в подобных случаях. Это не было запугиванием. Просто кто-то действительно так это воспринял. На самом деле они тоже за нас беспокоятся. Посоветовали критически относиться к любой поступаемой информации, обрабатывать ее. Вот в таком формате все было. Как такового давления типа „Вы так не делайте!“, „Вы так не поступайте!“ на самом деле не было», — рассказал собеседник «БИЗНЕС Online», участвовавший в акции у Госсовета.

 Разгорается новый скандал: якобы административному прессингу подверглись студенты, которые в день недавнего заседания Госсовета РТ раздавали депутатам азбуку «Әлифба»

По словам источника издания, после этой разъяснительно-просветительской беседы в вузе у молодых людей сложилась более полная картина происходящего. Исполнение песни «Туган тел» было лишь эмоциональным действием, а защитой татарского языка они занимаются фактически каждый день. «Мы целенаправленно поступали на отделение татарской филологии, чтобы защищать татарский язык. Сколько мы тут уже обучаемся этим дисциплинам? В будущем планируем заниматься наукой, развивать этот язык», — отметил участник акции. При этом повышенное внимание, по его словам, к их персонам после произошедших событий никак не повлияет на дальнейшее участие активистов в подобного рода «эмоциональных, а не политических» мероприятиях. «Если посмотреть на само мероприятие, то оно проходило исключительно в положительном ключе. Очень много было улыбок и слов поддержки. Цели высказываться политически, говорить о каких-то крайних взглядах не было. Мы за гармоничное светлое будущее», — подчеркнул собеседник нашего издания.

Другой участник акции у Госсовета РТ также пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что никакого давления в вузе не испытывает и «все уже нормализировалось». «Сейчас все нормально в университете. Никто ни на кого не давит, — прокомментировал собеседник издания. — Они („Азатлык“прим. ред.) чуть-чуть преувеличили, не о запрете общения шла речь. Был чат в WhatsApp, в котором обсуждали, как провести это мероприятие, что взять с собой. Они просто сказали, что нужно выйти из этого чата — и все. И беседа разъяснительная была. Но все уже нормализовалось. Не думаю, что про это надо писать. Там, в „Азатлык“, чуть-чуть преувеличили».

Тем не менее сообщения «Азатлык» сделали свое дело. Один из активистов союза татарской молодежи провел одиночный пикет у бывшего здания ТГГУ, потребовав увольнения Юсуповой.

Ильшат Гафуров настаивает, что никаких фактов давления на участников флешмоба не было

ИЛЬШАТ ГАФУРОВ: «НУ ВЫШЛИ — У НАС КАЖДЫЙ ДЕНЬ КТО-НИБУДЬ ВЫХОДИТ...»

Сам ректор КФУ Ильшат Гафуров в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» тоже настаивает, что никаких фактов давления на участников флешмоба не было. «Университет у нас достаточно большой. Я не знаю, с какой группой, кто, что может разъяснять. Если они нарушили какой-то регламент действующего законодательства... У меня нет такой информации. Я никаких команд делать разъяснительную беседу не давал. Ну вышли — у нас каждый день кто-нибудь выходит», — заметил Гафуров.

Ректор КФУ добавил, что участие студентов в законных акциях и согласованных митингах не имеет отношения к вузу. «Если они участвуют на законных основаниях, это вуза не касается. Если они участвуют незаконно, несанкционированно, тогда соответствующие органы должны предпринимать все необходимые по закону действия», — подчеркнул собеседник издания и прервал беседу, ссылаясь на то, что сейчас находится на совещании и готов обсудить все вопросы при личной встрече. 

По мнению бывшего заместителя декана факультета татарской филологии по воспитательной работе Радика Сабирова, подавшего в отставку после участия в пикете против реорганизации факультета, защищать язык, нацию или религию — личное дело каждого. «Другое дело, что это у кого-то получается, а у кого-то — нет, — заметил в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ ныне главный редактор журнала „Идель“. — Как бы я оценил позицию руководства вуза? Оно отвечает за студентов. Возможно, это даже благое дело — не дать быть вовлеченным в какие-то политические игры. Позиция руководства заключается в том, что оно в ответе за них. Я тоже защищал студентов и советовал им особо не показываться. В принципе руководство института их таким образом защищает от куда более печальных последствий».

Он также заметил, что молодежь и так достаточно активно высказывает свое мнение. Но делать это нужно не одиночными пикетами или митингами, а в более взвешенной форме, например через общественные организации. «Есть у нас форум татарской молодежи. Вот они постоянно высказывают свое мнение. Молодежь должна сплачиваться вокруг таких объединений, общественных движений. Тот же „Сәләт“ есть, молодежный центр „Идель“ при министерстве молодежи. Вокруг таких организаций надо объединяться, а они уже будут высказываться о таких вопросах. Там уже знают все юридические тонкости, там неграмотные люди не сидят», — рекомендовал экс-декан, изнутри знающий кузню работы с молодежью.

Председатель всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин заметил, что студенты КФУ выразили свою гражданскую позицию мирным способом, без выкриков и плакатов. «Естественно, когда преподаватели хотят узнать мотивы студентов, почему они вышли, это нормально, но пугать, естественно, не нужно было, — заметил Ярллин в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Потому что, когда все наэлектризовано, методы типа „давайте срочно списки тех, кто пришел“, не работают, наоборот, они дают обратный эффект. Половина из тех, у которых это спрашивали, испугается, но другая половина в себя еще больше поверит, и общество начнет их еще больше защищать».


ЖИРИНОВСКИЙ: «ВОТ В КИЕВЕ СЕГОДНЯ ЗАПРЕЩАЮТ РУССКИЙ ЯЗЫК! ОНИ ОДНОГО ПОЛЯ ЯГОДА!»

Пока одни студенты КФУ устраивают флешмобы в защиту татарского языка, другие присоединились к обсуждению темы с другой стороны. Студентка 4-го курса Набережночелнинского института КФУ (направление «Реклама и связи с общественностью») Дарья Адельшина приняла участие в круглом столе, который прошел в Госдуме РФ. Она обратилась к лидеру фракции ЛДПР Владимиру Жириновскому: «Что вы думаете о сложившемся двойном статусе Татарстана как субъекта с истекшим сроком договора о разграничении полномочий и о статусе татарского языка как национального и второго в республике? Лично я считаю, что в силу сложившегося юридического казуса необходимо выстраивать новую схему взаимоотношений, так как старая ельцинская схема этих взаимоотношений только что умерла, а новая путинская, несмотря на то что у Владимира Владимировича было достаточно длинное пребывание, еще не выстроена».

«ЛДПР всегда только за географическое деление страны, а не по национальному признаку, потому что это путь к сепаратизму, — ответил Жириновский. — Второе — статус национальных языков. Пожалуйста, изучайте все, кто хочет, но добровольно. Нельзя навязывать еще второй язык. Даже русский плохо мы знаем с вами! Надо изучить хорошо один государственный язык — русский. Все остальные — пожалуйста, но добровольно!»

Жириновский подчеркнул, что кроме указанных языков в школе изучаются еще иностранные и нагрузка для школьников слишком высока, а отсутствие желания учиться порождает, по его мнению, межнациональное противостояние. «Поэтому не навязывайте с первого класса татарский язык! А кто навязывает? Этот чиновник, министр образования, — и все! Мы создаем враждебное отношение — этого не должно быть! Потом какова позиция тех, кто навязывает это? Ну не хотят русские в Татарии учить татарский язык! Так в Чувашии — чувашский, в Мордовии — мордовский. Зачем навязывать-то? Вот в Киеве сегодня запрещают русский язык! Они одного поля ягода! На Украине запрещают, а в наших регионах отдельных заставляют учить местный национальный язык. Это путь к одному — выдавливанию русских в России из национальных регионов. Посмотрите статистику и увидите — везде уменьшается количество русских в национальных регионах. Особенно на Северном Кавказе», — заключил Жириновский. 

Еще один разгорающийся скандал — иск от жительницы Казани Ольги Зиятдиновой, которая намерена взыскать 1 млн рублей в качестве компенсации морального вреда за незаконное преподавание в школе ее сыну татарского языка, пишет «Интерфакс». Заявление направлено в адрес Кадетской школы-интерната им. Кузнецова. Зиятдинова заявила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что татарскому ее сына учили незаконно, не согласовав с ней учебный план.

Ильдар Гильмутдинов Ильдар Гильмутдинов: «Решение в поиске, оно есть. Не надо эту тему политизировать»

Вместе с тем накануне глава комитета по делам национальностей Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов, комментируя вопрос о судьбе татарского языка в школах, заявил журналистам, что сейчас депутаты находятся в поиске решения. «Решение в поиске, оно есть. Не надо эту тему политизировать. Далеко не в плоскости политики она лежала, и нужно было, конечно же, на уровне министерства образования разобраться с этими стандартами и образовательными программами», — обратил внимание депутат Госдумы РФ. Он также подчеркнул, что сегодня отсутствуют федеральные стандарты и образовательные программы для регионов, где есть два, а то и несколько государственных языков. 

Затем Гильмутдинов перешел на татарский: «Нам, успокоившись, конструктивно нужно довести эту работу до конца, — сказал парламентарий. — Это понимает и руководство республики, и министерство образования, поэтому мы 16 ноября в Москве в Госдуме проводим большие парламентские чтения, в которых примут участие все регионы России. Мы на этих парламентских чтениях будем передавать свои необходимые рекомендации регионам, министерству образования. Посоветовавшись, подумав, изучив, как в других регионах идет изучение языков, по какому нам правильному пути надо идти, мы еще раз обсудим эту ситуацию... В некоторых случаях даже для татарских детей программа сложная», — признал депутат Госдумы, заметив, что сначала ребенка надо заинтересовать языком, «а мы, к сожалению, через такие сложные программы, наоборот, отталкиваем его от языка». Он подчеркнул, что практике следует уделять бóльшее внимание, особенно в детских садах и начальной школе, потому что «ребенок до 5–6 лет может выучить несколько языков».