Концепция парка от Сибирского тракта до моста «Миллениум» стоимостью в 1 млрд рублей была презентована еще в конце 2016 года, однако пока дело не движетсяНажмите, чтобы увеличить

ЧУДЕСА У «КАЗАНЬ АРЕНЫ»  

В конце сентября соцсети облетели снимки невероятного по красоте парка, который построил у стадиона «Краснодар» основатель «Магнита» Сергей Галицкий. Совершенно иная, но тоже захватывающая дух концепция преображения есть и у территории вблизи «Казань Арены», однако пока дело не движется.  

Напомним, концепцию парка от Сибирского тракта до моста «Миллениум» стоимостью в 1 млрд рублей директор «Казань Арены» Радик Миннахметов презентовал еще в конце 2016 года. Территорию, согласно замыслу, разделят на три части. Первая — спортивная: она будет непосредственно рядом со стадионом. Здесь будет вейк-парк с искусственным бассейном, спортивные площадки, парковка для катеров и другого водного транспорта, а также вертолетное и водное такси. Вторая зона — экологическая: здесь будет сделан акцент на благоустройстве природного ландшафта с минимальным воздействием на природу. Третья часть — это платный парк развлечений с различными зонами внутри него. Единой фишкой для всех трех зон должна стать самая длинная в мире скамейка протяженностью около 2 километров.

С проектом Галицкого казанский парк сближает и то, что построить его предполагается исключительно на деньги частных инвесторов. Между тем не все они до сегодняшнего дня были известны. Первым исключение для «БИЗНЕС Online» в середине мая сделал соинвестор самой насыщенной третьей зоны набережной Павел Смертин. Известный в Казани кировский предприниматель, ранее возглавлявший в местном правительстве департамент государственной собственности, был одним из тех, кто развивал «Юркин парк».

А сегодня о своей части проекта и сложностях с его реализацией рассказывает представитель второго пула инвесторов Тимофей Матисон, гендиректор «Аэросоюз-Девелопмент», московской компании, которой, по данным «Контур.Фокус», владеют Алексей Сычев и Дмитрий Климчук. Их партнер — ООО «Водный Комплекс „Арена“» Юрия Морозова и Валерия Михайлова.

«С РАДИКОМ МИННАХМЕТОВЫМ МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ СЛУЧАЙНО»

— Тимофей, вы один из соинвесторов благоустройства набережной около «Казань Арены». Расскажите, пожалуйста, какую часть реализуете вы.  

— Проект по благоустройству набережной вдоль реки Казанки включает в себя на сегодняшний день двух основных участников. Это мы с вертолетной темой и наши коллеги — «Водный комплекс „Арена“», на который на самом деле приходится бо́льшая часть. Например, бассейн для вейкбординга, яхт-клуб, поля для мини-футбола, может быть, добавим что-то еще — все зависит от того, что на этой территории разрешат делать в итоге городские власти.

Территориально это та узкая, вытянутая часть, которая непосредственно около «Казань Арены». Все, что касается смотровых башен, парков отдыха, — это уже не к нам (об этой части в интервью рассказывал Павел Смертин прим. ред.).

— Как вы попали в проект? Кто кого нашел?

— Мы случайно познакомились с Радиком Миннахметовым (директор «Казань Арены»прим. ред.). Он сказал: «Стадион построили, а территорию не благоустроили. К чемпионату мира это будет не очень красиво. Надо что-то сделать, чтобы вокруг стадиона постоянно кипела жизнь». Так родился проект по благоустройству набережной. Таким образом, инициатива была снизу, но ее поддержали республиканское правительство и лично президент РТ.

— Как сложилась концепция набережной? Было ли это так, что один инвестор заявил, что построит вертолетный центр, другой — вейк-парк, третий — что-то еще?

— Мы решили работать вместе. Потом заказывали архитектору эскизы архитектурно-планировочных решений, а он уже сам размещал, как считал нужным и правильным расположить объекты — в соответствии со СНиПами и СанПиНами. Тем не менее это все равно пока лишь эскизы, нежели окончательный проект, который в конце концов будет от них отличаться. Тем более на инвестсовете Рустам Нургалиевич внес личные корректировки в планировочную организацию участка, то есть в итоге что-то передвинется, поменяется.

— Чем вообще занимается ваша компания?

— «Аэросоюз-Девелопмент» реализует в разных регионах страны инвестиционные проекты, связанные с туризмом, вертолетной инфраструктурой, семейным отдыхом.

Компания была создана как структурное подразделение холдинга «Аэросоюз». Изначально оно было призвано обеспечивать постоянное развитие сети вертолетных центров материнской компании. Со временем пришло понимание, что развитие инфраструктуры для вертолетного транспорта может стать прекрасным самостоятельным бизнесом. Так родился новый самостоятельный бренд под наземную инфраструктуру для малой авиации, выходящий за рамки вертолетной компании «Аэросоюз». В новой компании — новые акционеры с другими приоритетами и целями, теперь развиваем новое направление вместе с ними.

«Вертолетная площадка стоит копейки, гораздо дороже стоит оборудованный по авиационным правилам вертолетный центр с ангаром, клиентской зоной»Нажмите, чтобы увеличить

«ЭКСКУРСИЯ НА ВЕРТОЛЕТЕ НАД ГОРОДОМ — НОВАЯ ФИШКА»

— Поговорим отдельно о вертолетной площадке. Зачем она нужна у «Казань Арены»? 

— Вертолетами в Казани владеют некоторые жители. Только я знаю человек 8, но их гораздо больше. Конечно, им надо где-то базировать вертолеты, обслуживать, заправлять. Но основная цель — работать на туристов из других регионов и городов, путешествующих на вертолетах (есть такие!). А еще есть просто желающие совершить аэроэкскурсию. Разрешено летать над Казанкой, и грех не пользоваться такой возможностью как частью туристического потенциала города. Я много раз бывал в Казани, ходил по улицам. Очень красивый город! Но мне доводилось видеть фотографии города, снятые и с квадрокоптера. Могу сказать, что вид сверху гораздо прекраснее. Так вот, увидеть своими глазами это сможет каждый, заплатив, допустим, 8 тысяч рублей на троих.

— Сколько в таком вертолете мест? Думаете, платежеспособный спрос в Казани есть?

— Три плюс пилот. По поводу спроса... Если вас интересует, кто же будет таким клиентом, приведу несколько примеров. Вас же приглашают на дни рождения к друзьям? Вряд ли вы покупаете в подарок книгу за 300 рублей в киоске «Союзпечать». Сколько у вас таких друзей? Все равно есть какой-то годовой бюджет на такие подарки — 40–100 тысяч рублей. На вертолете катаются не каждый день, не раз в месяц, может, раз в год. Но сделать раз в год себе или своей семье такой подарок может практически каждый.

Или, допустим, чтобы сделать в небе предложение девушке выйти замуж либо просто пригласить на свидание, ребята арендуют вертолет. Что может быть романтичнее?

Сертификат на полет — прекрасный подарок на свадьбу молодоженам, на день рождения. Плюс гости города. Что им в свободное время делать? Либо по кафе ходить, либо в гостинице сидеть. А тут они могут на какую-то экскурсию поехать. А экскурсия на вертолете над городом — новая фишка.

Расскажу историю. В одном городе, где посреди реки много островов, агентство по организации праздников привезло из Бурятии то ли актера, то ли настоящего шамана. Нарядили его, поставили ему избушку на одном из островов и пустили слух о том, что семья будет крепкой, а дети здоровыми и в большом количестве, если на свадьбу обряд у шамана пройти. Все равно же после загса молодожены куда-то едут, а тут — к шаману. А к нему можно попасть либо на лодке, либо на вертолете. И молодожены заказывают вертолет. А потом гости думают: «А мы почему тут сидим? Нам тоже хочется», — и начинают тоже заказывать. Сначала они 10 раз туда слетают, а потом надо обратно эвакуироваться. Вы спрашиваете — кому это надо? Конечно, это надо и пользуется спросом не только у состоятельных граждан.

— И все-таки, в какую сумму обходится строительство вертолетной площадки?

— Вертолетная площадка стоит копейки, гораздо дороже стоит оборудованный по авиационным правилам вертолетный центр с ангаром, клиентской зоной. Плюс мы же обязательно ставим на площадку свой вертолет, который как раз будет катать желающих. Так что совокупный объем инвестиций — порядка 150 миллионов рублей.

«Вид города сверху гораздо прекраснее. Так вот увидеть своими глазами это сможет каждый: заплатив, допустим, 8 тыс. рублей на троих» «Вид города сверху гораздо прекраснее. Так вот, увидеть своими глазами это сможет каждый, заплатив, допустим, 8 тысяч рублей на троих» Фото: ©Владимир Астапкович, РИА «Новости»

— Чем интересен вам этот проект в первую очередь? Это же не производство, чтобы продавать потом выпущенную продукцию и окупать вложения.

— Почему? Вертолетная тема — это не только покатушки, а еще и продажа, обслуживание вертолета, продажа запчастей.

— То есть вы там хотите и вертолеты продавать?

— А что мешает? Ничего.

— В Казани как раз есть вертолетный завод...

— ...отечественных вертолетов, больших, военных, грузопассажирских. У нас же в основном вертолеты массового сегмента Robinson — американские, одномоторные, очень легкие, двухлопастные, по сути, «Запорожцы» с пропеллерами. Конечно, мы их будем с удовольствием продавать.

Но этот проект интересен и с имиджевой стороны: часто ли частным инвесторам доверяют самостоятельно «нарядить» набережную в городе-миллионнике?

— И какова окупаемость всего проекта?

— Около шести лет.

— Вы так увлеченно рассказываете про вертолеты...

— ...при этом я сам боюсь летать.

— Тогда зачем же вы этим занимаетесь?

— Я делаю наземную инфраструктуру, а не воздушную. А для того чтобы продать вертолет, есть специальные люди, которые это умеют, вот они как раз романтики авиации. У меня же все на земле.

«ТАКОГО БАССЕЙНА ДЛЯ ВЕЙКБОРДИНГА БОЛЬШЕ НИГДЕ НЕТ В РОССИИ»

— Теперь, пожалуйста, о «водной» составляющей проекта...

— Она тоже будет уникальной: такого бассейна для вейкбординга (экстремальный вид спорта, сочетающий в себе элементы воднолыжного слалома, акробатику и прыжки,прим. ред.), который планируется к строительству в Казани, больше нигде нет в России. Тот, что поставили у Красной площади в Москве, совсем маленький.

Все тренажеры для вейка, которые сейчас существуют в России, используют только на открытой воде. Здесь же будет бассейн длиной 250 метров для профессионального спорта, с трибунами, там чемпионаты будут устраивать.

Более того, президент РТ настоятельно просил сделать бассейн с подогревом, чтобы он мог функционировать круглый год. Но даже если он будет без подогрева и зимой там будет лед, то можно будет на сноубордах кататься. Так что наш общий проект интересен не только вертолетами.

— И сколько будет стоить этот бассейн?

— Не скажу, потому что не хотел бы плодить нам конкурентов. Это не так дорого, не такая сложная технология, на самом деле. Самое дорогое, наверное, тросовая система.

— Но по цене же это не сравнится с вертолетной площадкой?

— Да, вертолетный центр будет дороже. Могу сказать, что у наших партнеров, которые занимаются водной частью, самая дорогая инвестиционная составляющая часть будет в яхт-клубе. Кроме того, Рустам Нургалиевич хотел, чтобы там начал ходить речной трамвайчик.

— Какие будут маршруты?

— Мне сложно сказать: может быть, региональный минтранс что-то предложит. Даже если речной трамвайчик будет ходить просто на противоположный берег, все равно будет уже немало. Можно просто покататься, тем более с воды город красиво выглядит.

«Все тренажеры для вейка, которые сейчас существуют в России, используют только на открытой воде. Здесь же будет бассейн длиной 250 метров для профессионального спорта, с трибунами, там чемпионаты будут устраивать»Нажмите, чтобы увеличить

«К ЭКОЛОГАМ У МЕНЯ ДВОЯКОЕ ЧУВСТВО»

— Почему инвесторы не афишировали свое участие в проекте? Ведь долгое время было неизвестно, кто вложится в благоустройство набережной. Почему вы все скрывались?

— Никто не скрывался. Но зачем афишировать? Увековечить себя всегда можно и нужно лишь в готовом результате. Когда ленточку перерезали и все заработало, можно и памятную табличку прикрутить. Москвичей и так в регионах не любят. Чем громче они заявляют о своих намерениях, тем меньше шансов, что эти намерения воплотятся в жизнь. Поэтому мы и предпочитаем не звенеть в колокола — во-первых, чтобы не сглазить, а во-вторых, чтобы не сглазили нас.

— Сколько на сегодняшний момент инвесторов? Сначала говорили вроде бы о пятерых...

— Сейчас нас двое. Изначально мы шли «единым фронтом» с Павлом Смертиным и его парком отдыха и развлечений. Но проект тормознулся — там какая-то проблема у них внутренняя. Еще были ребята с полями для мини-футбола, но... Они отказались от проекта. То ли они разочаровались, решили, что это уже никогда не получится, то ли с деньгами проблемы, то ли во что-то другое вложились — не знаю.

— Раз и их тоже нет, что будет?

— Поля для мини-футбола, конечно, будут. Может, одно поле или что-то еще. Недавно к нам обратились одни ребята, у них в Перми завод по производству аэротруб. Они тоже хотели бы участвовать в проекте. Если градостроительные регламенты позволят, пусть приходят, это ведь тоже спорт — новый и увлекательный.

— Сколько нужно средств, чтобы реализовать вашу часть и проект в целом? Тот миллиард, о котором говорили?

— Нет. Миллиард был вместе с соседним проектом парка отдыха и развлечений. Наш проект обойдется в 350–380 миллионов рублей. В эту сумму включены вейк-парк, яхт-клуб, вертолетная тема. Правда, цены мы считали еще в начале 2017 года, к моменту реализации проекта все еще может измениться.

— Вы собираетесь вкладывать свои или заемные средства?

— А какая разница? Как только деньги поступили на расчетный счет компании, они тут же стали средствами компании. Как правило, для вынесения проекта на рассмотрение инвестиционным советом в каждом субъекте РФ требуется подтверждение наличия средств у инвестора, что у него реально есть деньги, что он не просто так землю сейчас просит. Таким подтверждением являются выписки с расчетных счетов, гарантии банка либо договор о намерении займа. Конечно, все это мы прикладывали.

— Расскажите, как удалось договориться с экологами. Насколько я понимаю, они не против проекта.

— К экологам у меня двоякое чувство. С одной стороны, я считаю, что если бы не они, то урбанизм захлестнул бы этот мир. С другой стороны, они иногда создают проблемы там, где их нет. Их мы смогли убедить. Впрочем, ареал обитания редкой фауны относился к территории, на которую претендовал Павел Смертин с «Парком динозавров». Экологи в основном за ту территорию переживали.

Кроме того, практически для любого «экологического нельзя» можно подобрать проектное решение, применив которое сводится на нет причиняемый ущерб природе. Приведу пример. Если просто закатать в асфальт вертолетную площадку и поставить бочку с бензином, конечно, бензин будет капать, дождь будет смывать его в реку. Однако если вокруг этой же площадки сделать ливнеприемные лотки для дождевой воды, свести их к очистным локальным сооружениям, то на выходе будет вновь чистая вода.

Это справедливо для всего. Посмотрите, что сейчас происходит в районе Казанки: туда приезжают какие-то люди, моют машины на берегу, тут же распивают алкоголь, бьют бутылки... Свободу часто путают со вседозволенностью. У любого арендатора прибрежной территории есть непреложное условие — свободный доступ граждан к берегу и предотвращение попадания поверхностных вод в акваторию. И если на земельном участке есть хозяин, он будет следить за чистотой.

А поскольку сейчас чиновники в районе «Казань Арены» не гуляют, замечания управляющей компании никто не пишет. Вот когда там появится хозяин, проверяющие органы к нему будут ходить, берег всегда будет в чистоте. Так что в любом случае реализация нашего инвестпроекта в данном случае будет плюсом для экологии.

«Самая дорогая инвестиционная составляющая часть будет в яхт-клубе»Нажмите, чтобы увеличить

«ГРАФ ПОТЕМКИН СТРОИЛ «ПРОЦВЕТАЮЩИЕ» ДЕРЕВНИ БУКВАЛЬНО ЗА НЕДЕЛЮ»

— По срокам сколько может занять реализация проекта?

— Инвестсовет, на котором президент РТ принял решение о реализации проекта, состоялся, насколько помню, 6 июня. Мы бы успели к 1 мая 2018 года все сделать, но, к сожалению, местные власти затормозили реализацию проекта, поэтому теперь вряд ли сроки полного завершения проекта можно ставить ранее 2019 года.

— Действительно, меньше года остается до мундиаля, а на набережную не заехал еще даже трактор. Как думаете, есть ли шанс хоть что-то построить на этой площадке к чемпионату?

— Граф Потемкин в 1787 году ухитрялся строить «процветающие» деревни буквально за неделю до приезда императрицы. Так что расстелить газоны и навести маломальский порядок можно и за месяц. Конечно, если в конце октября заходить на этот участок, то ничего уже не получится. Президент РТ поставил задачу благоустроить набережную к маю 2018 года. Но даже к июню мы там ничего сделать не успеем — мешает бюрократия.

Так что, боюсь, все, что мы сможем сделать, — это постелить газон на период проведения чемпионата, чтобы хоть как-то украсить, нарядить набережную. Такими темпами, чувствую, даже после ЧМ-2018 сможем начать строительство только в том случае, если случится внеплановый парад планет...

— Думаю, зимой строить — это не лучшая идея.

— Да, зимой грунт мерзлый. Все думают, что вертолетная площадка — это кусок асфальта, который закатал квадратом, и на этом все. Это не так. Чтобы закатить вертолет в ангар, нужна специальная тележка. Так вот, уступ даже в 2 сантиметра это приспособление уже не сможет переехать, ему нужна идеально ровная площадка. Плюс требования по уклонам поверхности. Если делать зимой вертолетную площадку, то весной начнется проседание грунтов, что недопустимо. Поэтому мы можем работать, когда не только тепло, но и сухо.

То же самое могу сказать про яхт-клуб, который также входит в состав нашего проекта. Там необходимо оформление не только земли, но и водной акватории. Но акваторию можно оформить только после того, как будет земля, соответственно, акватория оформляется через конкурс, а это минимум два-три месяца. Так что до нового года ничего уже не успеть. К сожалению, гости ЧМ-2018 не увидят набережную Казанки во всем великолепии во время матчей. В лучшем случае — только в 2019 году. Впрочем, будет повод еще раз приехать...

— Почему все-таки почти год надо закладывать на реализацию?

— Меньше года. Если бы мы начали все делать, как планировали, в июле – августе, мы бы успели к холодам закончить все земляные работы (все остальное можно было бы делать в холодный период). По весне, в апреле, когда сойдет снег, можно было бы закончить озеленение территории. Сейчас, конечно, работы по земле уже не начать, надо ждать теплого периода, а это не раньше апреля 2018 года.

Более того, на сегодняшний день у нас даже нет еще договора аренды. Думаю, что он появится не раньше конца октября, и то если произойдет чудо. Но, уже зная скорость работы чиновников, придется потом еще «выхаживать» градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), технические условия на подключения. Ведь проектировщики без ГПЗУ даже не будут общаться на тему проектных работ.

Потом какое-то время мы потратим на проектные работы. Даже если очень быстро все сделать, то это займет месяца три. А дальше начнется согласование проекта, что в Казани представляется весьма долгим и трудным занятием. Скорее всего, экспертиза проекта понадобится. Дай бог получить разрешение на строительство в июне следующего года.

— Павел Смертин тоже нам рассказывал, что проект тормозится бюрократическими процедурами...

— Зачастую даже нежеланием отдельных муниципальных и государственных служащих что-то сделать. Я не знаю, с чем это связано, о догадках распространяться не стану. Недавно прошло совещание всех заинтересованных сторон, и, как мне кажется, работа должна пойти активнее — были люди, которые показали настрой на эффективное разрешение проблем.

Курирует реализацию инвестпроекта АИР РТ. Мы с ними в постоянном взаимодействии, докладываем о текущей ситуации, где-то они предпринимают какие-то шаги, где-то сами городских чиновников трясут. Но, какие бы молодцы они ни были, они не обладают достаточной квалификацией, чтобы разобраться во всех земельно-архитектурных, градостроительных и экологических вопросах.

Когда узкоспециализированный городской чиновник начинает им объяснять, почему нельзя, они зачастую даже не могут аргументированно возразить, звонят, мне приходится их консультировать, объяснять, как аргументировать свою позицию. Так что зачастую мне приходится самому приезжать и разруливать вопрос. В среднем раз в две недели мотаюсь в Казань — чаще, чем в любой другой регион.

Мы подсчитали, сколько мы уже потратили денег на предпроекты и все остальное. Получилось уже больше 1 миллиона рублей — это командировки, предпроектные проработки и так далее. Казалось бы, ничего особенного, а ведь миллион уже ушел, а мы еще даже не имеем понятия, когда город нам предоставит землю.

— Как вы, наверное, знаете, в республике под предводительством Наталии Фишман проводятся общественные слушания перед благоустройством каждого парка и сквера. По вашему проекту еще какие-то слушания пройдут, чтобы спросить у жителей, хотят ли они видеть вейк-парк, вертолетную площадку и поле для мини-футбола?

— Давайте Наталию Фишман упоминать не будем: земельный участок находится в городской собственности, все градостроительные решения по нему уполномочен принимать только исполком Казани, а Наталия Фишман не является его сотрудницей.

А что касается публичных слушаний, то они уже были, возражений от жителей и общественных организаций в ходе них не поступало. Благоустройство набережной проводить нужно — это уже очевидно. Естественно, городу и республике выгодно, что работы будут проводится не за счет бюджетов, а за счет средств частных инвесторов.

«Это все равно пока лишь эскизы, нежели окончательный проект, который в конце концов будет от них отличаться»Нажмите, чтобы увеличить

«КУДА ВЕТЕР ДУЕТ, ПРО ТО ЧИНОВНИКИ И ЖИВУТ, А ЗАЧЕМ — САМИ НЕ ЗНАЮТ»

— Как я понимаю, вы объездили уже многие регионы. Оцените, какой регион более приятен и понятен вам с точки зрения работы с властью.

— Самарская, Нижегородская области. В тройку я бы, наверное, еще добавил Башкортостан. Там, конечно, есть своя специфика, но то, как там относятся к инвесторам, достойно восхищения и уважения, несмотря ни на что.

— На какой стадии находятся там проекты?

— Пока на стадии документов. Я могу утверждать, что там есть желание помочь инвестору и сопроводить его до конечного результата. Лидеров я назвал, отстающих предпочту не указывать. Есть регионы, в которых соответствующие структуры (корпорации развития, агентства по привлечению инвестиций), получив наши обращения, сразу загорались: «Приезжай к нам!» Были встречи, многочисленные совещания... Но в итоге все затихало: то у них какие-то бизнес-миссии в другие страны, то трудные периоды, то выборы, то еще что-то. Получается, они как бы функционируют, чем-то занимаются, а в итоге инвесторами в этих регионах занимается кто угодно, только не региональные власти, хотя мы идем на получение статуса масштабных или приоритетных инвестпроектов.

— Слушая вас, у меня складывается впечатление, что государство — неэффективный механизм по привлечению инвестиций. Или проблема в отдельных людях?

— Чиновники — это всегда конкретные люди, нельзя обобщать: государство — это непонятно кто конкретно. Но я немного отвлекусь. В советское время была идея построить коммунизм, социализм или что-то там еще. В общем, какая-то недостижимая цель, но люди работали искренне и целенаправленно на нее, то есть каждое действие должно было быть встроено в общую канву. Сейчас такой единой цели я лично не вижу ни у государства в целом, ни у чиновников на местах: к чему общество идет и куда должно прийти? Так что у чиновников нет проектов, которые бы ложились в общую канву, вместо этого сиюминутные хаотичные движения. Куда ветер дует, про то и живут, а зачем — сами не знают.

У них принцип: есть инвестор — хорошо, отчитаемся, а нет инвестора — тоже ничего страшного, найдем чем еще отметиться. Например, зарплату учителям повысим, и это будет нашим достижением, фишкой. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу, что в настоящий момент государственные органы власти действительно неэффективны в привлечении инвестиций, а у муниципальных нет соответствующих полномочий...

Но, например, Калужская область была тем пилотным регионом, который затеял все это движение с инвестпроектами и технопарками. Но там губернатор Анатолий Артамонов этим горел, верил в это и действительно создал. У большинства чиновников подобных устремлений нет.

— Дайте оценку вашим взаимоотношениям с Татарстаном. Чего больше — положительного или отрицательного? Вообще, у вас хватит терпения, чтобы дождаться реализации проекта?

— В детстве я занимался плаванием, а оно развивает и укрепляет выносливость. Думаю, преодолеем бюрократию. А что касается людей — помните, был такой бард Юрий Визбор? У него есть строки: «Слава богу, мой дружище, есть у нас враги, значит, есть, наверное, и друзья». Так вот, если есть какое-то противодействие, то наверняка есть и тот, кто поможет, в том числе в органах власти. Есть среди чиновников те, кто мешает и саботирует процесс, а есть те, кто помогает преодолевать противодействие и сопротивление. Поэтому давать однозначную оценку не хочу, да ее и быть не может, поскольку всегда есть две стороны медали.

Иногда бывает так, что все было поначалу гладко и бодро, а затем зачахло и похерилось. А бывает и так, что долго запрягалось, зато быстро потом сделалось. Возможно, и в Казани произойдет трансформация процесса: полтора года тянучки и неопределенности, а потом бац — и в одночасье все разрулится.

— А у вас нет опасений, что проект вообще может не взлететь? Вдруг не будет пользоваться спросом, вдруг жителям будет неинтересно?

— У любого человека, который когда-либо начинал свой бизнес, не было ничего, кроме веры в то, что эта тема «пойдет». Если веры нет, то нет смысла и начинать. Иногда этой веры же и достаточно, чтобы все получилось. Заметьте, не деньги важны, а вера человека и ответственность за свои действия перед собой. «По вере вам воздастся», — сказано в Библии. Так вот: кто верит, у того обязательно получается.

Приведу пример. Со мной учились двое ребят, которые примерно в одно и то же время — более того, в одном и том же доме — открыли рестораны. Оба сделали все по науке, но у одного всегда был полный зал, а у другого — пусто, он в итоге закрылся. Казалось бы, почему? Один этим жил, он подходил к гостям и спрашивал, все ли им нравится, от себя мог подарить пирожные и другие угощения, комплименты. Второй посчитал, что это красивый бизнес, что было бы неплохо с пацанами встречи проводить в своем ресторане. Он подошел к этому без веры в сердце и, соответственно, получил такой результат. Не в деньгах дело, а только в вере в свои собственные силы и возможности.

— И вы верите?

— Конечно.

— Нет ощущения, что чем дольше все будет тянуться, тем меньше останется желающих заниматься проектом?

— Помимо веры еще нужно и намерение. Помните, у Кастанеды: «Намерение воина сильнее любых препятствий»? Так вот, конечно, нет ни одного проекта, который бы сам по себе пошел в свободное плавание, в каждом бизнесе есть какие-то сложности, проблемы, особенно на начальном этапе. Их преодоление и есть путь, который нужно пройти. Бизнес — это всегда путь. Я думаю, что останутся те, у кого намерение было сильно.

— Вас и так уже двое осталось.

— Двое — уже не один. Поверьте, это уже сила.