После осмотра большей части комплекса в Абу-Даби президент Татарстана пришел к выводу, что WorldSkills — это «как Олимпиада или чемпионат мира»

«У НАС ЕСТЬ ШАНСЫ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ»

В выставочном центре Абу-Даби необычайно много школьников — есть ощущение, что учеников массово сняли с уроков, чтобы они посмотрели WorldSkills. Некоторые девушки смешали абайя с ярким макияжем и туфлями на высоких каблуках. Парни дополнили традиционную мусульманскую одежду народными арабскими «брендами» — часами Apple, кепками New Era и наушниками Dre Beats.

Все эти дни главный конкурент казанской делегации — стенд полиции Абу-Даби напротив, у которой есть мобильное приложение со 138 функциями, конное и велосипедное подразделения, даже выставлены ведомственные Lamborghini и Ferrari, которые реально используют, судя по YouTube. Но у полиции нет самого главного — бесплатных ручек и блокнотиков. Вот группа школьников в бежевых рубашках с надписью Diyafah International School, не замечая полицейских спорткаров, отправляется на пункт раздачи атрибутики у стенда казанского чемпионата мира – 2019. Ребята разорвали упаковку и налепили сразу все четыре наклейки WorldSkills Kazan на рубашки. Затем их заинтересовали талисманы: они наступили символу фестиваля — кукле Алмазу — на ногу и постучали ему по голове.

В это время девушки в абайя знакомились в мини-кафе с татарской кухней. Мужчина в тюбетейке подавал чак-чак и треугольники и объяснял на английском, из чего все это сделано. Ответы давно заучены – вопрос о происхождении блюд задают по несколько раз за день. Даже рэпер L’One, дойдя до треугольников, поинтересовался: «Эчпочмак или очпочмак?» Ни то, ни другое – өчпочмак. Еще большую реакцию, чем татарская кухня, у арабских школьников вызвали очки виртуальной реальности — через них рассматривали достопримечательности Казани.

Главный конкурент казанской делегации — стенд полиции Абу-Даби напротив, у которой есть мобильное приложение со 138 функциями, конное и велосипедное подразделения, даже выставлены ведомственные Lamborghini и Ferrari

Рустам Минниханов подошел к стенду в сопровождении людей в красных арафатках — их президент Татарстана называет «арабскими коллегами». Минниханов прошел в интерактивную зону и оказался перед огромным экраном. Ему сказали, что нужно поднять руку — так активируется меню. Далее нужно было провести рукой слева-направо, чтобы перейти на другой слайд. «Моя рука нужна, что ли?» — пошутил Минниханов. В каждой шутке есть доля правды: в предыдущие дни многие люди не могли активизировать этот экран.

После осмотра большей части комплекса в Абу-Даби президент Татарстана пришел к выводу, что WorldSkills — это «как Олимпиада или чемпионат мира». «На этом турнире 52 компетенции, и Россия представлена во всех из них, — отметил он, добавив, что в 7 компетенциях принимают участие представители Татарстана. — Руководство нашей страны ставит приоритетом образовательный процесс, в том числе подготовку специалистов в рабочих профессиях. То же самое у нас в республике. Не зря инициатива по проведению этого турнира была поддержана».

Минниханов рассказал, что федеральный центр поддержал Татарстан в плане финансирования строительства временных объектов. На республике же лежит постоянный объект — выставочный центр «Казань Экспо» площадью в 75 тыс. кв. метров. «Конечно, все это стоит денег, — говорил Минниханов. — Но все вложения будут не временными, а постоянными. Все, что делается, будет предназначено для дальнейшего развития инфраструктуры нашей столицы и республики, а не только для чемпионата».

Президент Татарстана также остался под впечатлением от общения с участниками WorldSkills из России: «Не знаю, как пальцы надо держать, чтобы пожелать российской сборной удачи. Поддерживаем и представителей Татарстана. Я интересовался: у нас неплохие результаты, есть шансы проявить себя. Опыта в таких больших мировых состязаниях маловато, надо учиться. Но наша молодежь очень талантливая».


«ОБЯЗАТЕЛЬНО «ЗАБЕРЕМ» ВСЕ ЛУЧШЕЕ»

Без сомнений, самый интересный павильон WorldSkills — робототехника. Участники подготовили роботов, похожих на голый системный блок с колесами. Раздается сигнал. Пара из Сингапура хватается за головы: они забыли подготовить установку, выметающую бильярдные шары, в результате роботу нечего собирать. Минус один. Их соперник начал движение, но обидно застрял в перегородке — судья дал указание заглушить машину. Минус два.

По смеси разочарования и азарта любое состязание роботов похоже на спортивное. Возможно, это зрелище даже заслуживает телевизионной трансляции — не зря по российскому ТВ периодически показывают битвы роботов, которые крушат друг друга самыми разными способами. Но во многом WorldSkills — удовольствие только для узких специалистов. Можно подойти к участнику, который готовит компьютерный чип, и сделать вид человека, посвященного в таинства робототехники, но понимания происходящего от этого не появится.

Другое дело — все та же виртуальная реальность. Вот финской делегации показывают, как с помощью очков можно учить ремонтным работам на режимных объектах. «Видите: прибор считает, что надо двигаться прямо, — говорит им мужчина с немецким триколором на штанах, указывая на телевизор, а потом на своего коллегу в очках. — Но слышен звук, значит, надо повернуть направо». Коллега поворачивает. В своем виртуальном мире он замечает трубы, из которых сочится черная жидкость. Он берет воображаемый инструмент и начинает починку. В этот момент финн подошел близко к немцу и, посмеиваясь, стал размахивать в воздухе джойстиком.

В этом же павильоне есть развлекательный стенд Samsung. Вместо очков — целая установка виртуальной реальности. Трое арабских школьников решили попробовать свои силы. Увидев, как машина мечется вверх-вниз, из стороны в сторону, их одноклассник воскликнул: «Уфала!»

 Эмиль Губайдуллин (справа) отметил, что в Абу-Даби ставили цель привлечь 100 тыс. посетителей WorldSkills. Перед Казанью же стоит задача в 200–250 тыс. людей

«В Абу-Даби большое внимание уделено работе со зрителями, много точек, где каждый желающий может себя попробовать, — рассказал Эмиль Губайдуллин — заместитель гендиректора дирекции спортивных и социальных проектов. — Планируем перенять эту практику. Для нас это первый и последний шанс погрузиться в эту атмосферу и проработать все вместе с местным оргкомитетом. Мы прекрасно научились оказывать необходимые сервисы — транспорт, питание и остальное. Единственное, чего нам не хватало, — это опыта застройки таких конкурсных площадок».

Губайдуллин отметил, что в Абу-Даби ставили цель привлечь 100 тыс. посетителей WorldSkills. Перед Казанью же, по его словам, стоит задача в 200–250 тыс. людей, отчасти это будет достигнуто за счет публики не только из Татарстана, но и из других регионов. Также Губайдуллин намекнул, что через два года на WorldSkills могут быть добавлены русские и татарские ремесла. Судя по тону высказываний, в том, что Казани удастся реализовать задумки, мало кто сомневается.


«У нас будет гораздо лучше, — пообещала заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова. — В Абу-Даби представлены 52 компетенции, для меня это было как-то странно. Когда я узнала об этом, подумала, что ослышалась, и спросила: „Это на первом этаже только 52 компетенции?“ У нас их будет под 100».

«Мы обязательно „заберем“ все лучшее отсюда, привнесем свои „вишенки на торт“ и сделаем так, чтобы следующий чемпионат был лучше, чем предыдущий, — заверил мэр Казани Ильсур Метшин. — Мы приехали большой командой во главе с президентом Рустамом Нургалиевичем, чтобы поучиться. Скоро в Казань прилетят те люди, которые организовывали турнир в Абу-Даби. Это нормальная практика. Так мы готовили и Универсиаду, и водный чемпионат мира, и Кубок конфедераций».

Завтра вечером на закрытии соревнований Минниханову отведена важная миссия — он примет флаг WorldSkills, чтобы привезти его в Казань.

Фото и видео: president.tatarstan.ru