Рустам Минниханов: «База данных передается, она должна быть уточнена. Другое дело, что на этот период, когда база не откорректирована, необходимо и Пенсионному фонду и налоговой инспекции создать штаб и организовать горячую линию, чтобы быстро реагировать на вопросы предпринимателей» Рустам Минниханов: «База данных передается, она должна быть уточнена. Другое дело, что на этот период необходимо и пенсионному фонду, и налоговой инспекции создать штаб и организовать горячую линию, чтобы быстро реагировать на вопросы предпринимателей» / Фото: Сергей Елагин

«ВРАЗУМИТЕЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НИ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД, НИ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ДАТЬ НЕ СМОГЛИ»

Технический сбой при передаче данных от пенсионного фонда России (ПФР) в налоговую парализует работу существенной части бизнесменов Татарстана. Проблема дошла до уровня президента республики. Вопрос о необоснованном списании средств со счетов предпринимателей налоговой инспекцией в счет уплаты мифических страховых взносов накануне подняла на очередном заседании совета по предпринимательству при президенте РТ эксперт данной площадки Венера Камалова. По ее словам, этот вопрос был самым больным на выездных заседаниях совета, состоявшихся ранее в муниципалитетах республики. Камалова объяснила суть проблемы: с 1 января функции по администрированию пенсионных взносов были переданы от ПФР в ФНС, однако передача произошла некорректно, в результате чего многие предприниматели получили требования о немедленном погашении несуществующей задолженности, а некоторые даже столкнулись с блокировкой расчетного счета и списанием средств.

«Вразумительных ответов на момент возникновения этой ситуации ни пенсионный фонд, ни налоговая инспекция дать не смогли. И предприниматели были вынуждены прийти к нам. Мы столкнулись с тем, что эта проблема существует не только в Татарстане. Вся Россия говорит о необходимости выработки нового программного продукта. В данной ситуации в большей степени удручает то, что предприниматели остались с этой проблемой наедине, никто не взял на себя ответственность за ее решение», — заявила эксперт.

По ее словам, за консультацией в совет обратились более 100 предпринимателей. При этом большая проблема состояла в том, что предпринимателей ПФР перенаправлял в налоговую, а та, в свою очередь, отправляла их обратно в ПФР. «Мы достаточно быстро приняли решение о консультировании предпринимателей по месту, куда они уже обратились. Следующим результатом нашей работы стали признание общей и равной ответственности ПФР и ФНС в создании этой проблемы и налаживание максимального взаимодействия для оперативного разрешения проблемы. Были созданы механизмы взаимного консультирования и оперативной передачи данных. Теперь независимо от того, куда предприниматели обратятся — в пенсионный фонд или в налоговую, их проконсультируют и предоставят формы для заполнения заявлений о корректировке расчетов» — рассказала Камалова.

Эксперт совета по предпринимательству обратилась к президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой выйти к федеральным коллегам с описанием проблемы, чтобы приостановить списание средств до полного завершения сверок расчетов со страхователями. Кроме этого, Камалова предложила обязать госорганы решать вопросы с разблокировкой счетов предпринимателей не более чем в пятидневный срок. «Все эти действия вкупе позволят избежать глубокого кризиса доверия и к ПФР, и к ФНС со стороны не только предпринимателей, но и обычных граждан», — считает Камалова.

Ничего большего, Марат Адипович, мы не сделаем, нужно просто отнестись с понимаем. «Ничего большего, Марат Адипович (слева), мы не сделаем, нужно просто отнестись с понимаем»  Фото: prav.tatarstan.ru

Комментируя выступление, Минниханов выразил уверенность, что эта ситуация временная. «База данных передается, она должна быть уточнена. Другое дело, что на период, когда база не откорректирована, необходимо и пенсионному фонду, и налоговой инспекции создать штаб и организовать горячую линию, чтобы быстро реагировать на вопросы предпринимателей», — поставил задачу Минниханов. Он пообещал, что дойдет вплоть до вице-премьера Игоря Шувалова, чтобы соответствующие меры на федеральном уровне были приняты. «Но то, что вы на эту проблему отреагировали, — это очень хорошо», — похвалил подчиненных бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова президент РТ. В это время комментарий по делу решил вставить модератор встречи — гендиректор «БАРС Групп» Тимур Ахмеров.

— Позвольте, Рустам Нургалиевич, у нас есть позиция, и если требуется, мы могли бы... — успел произнести он, но Минниханов его оборвал.

— Не надо никаких позиций. Вот моя позиция, — оборвал его президент и, уже обращаясь к главе республиканской налоговой Марату Сафиуллину, продолжил. — Ничего большего, Марат Адипович , мы не сделаем, нужно просто отнестись с понимаем. Пока мы будем оформлять наше обращение, я переговорю с федеральным центром по телефону. Это системная проблема по всей стране, ее надо решать, а пока нам остается лишь в ручном режиме регулировать наши взаимоотношения. Руководители двух ведомств здесь, я думаю, способны эту работы организовать.

Предприниматель из автограда по имени Альберт сообщил, что в последние несколько дней налоговую инспекцию штурмуют разъяренные индивидуальные предприниматели, которым заблокировали их счета Предприниматель из автограда по имени Альберт сообщил, что в последние несколько дней налоговую инспекцию штурмуют разъяренные индивидуальные предприниматели, которым заблокировали их счета

«ТО ЛИ ВАМ ЭТИ ДЕНЬГИ ВЕРНУТ, ТО ЛИ ЗАЧТУТ В СЧЕТ БУДУЩИХ ПЛАТЕЖЕЙ»

Особенно остро озвученная на совете проблема проявилась в Набережных Челнах. Дозвонившийся в «БИЗНЕС Online» предприниматель из автограда по имени Альберт сообщил, что в последние несколько дней налоговую инспекцию штурмуют разъяренные индивидуальные предприниматели, которым заблокировали счета. «Все добропорядочные плательщики в одночасье стали должниками. Мне тоже налоговая выставила инкассовое поручение и заблокировала счет, хотя у меня никаких долгов нет. Мы уже несколько дней ездим между пенсионным фондом и налоговой и никак не можем решить свою проблему. Налоговая бездействует», — возмущался предприниматель.

Корреспондент нашего издания побывал в налоговой инспекции автограда. Там, правда, было не так многолюдно, как обычно бывает в период декларационной кампании. Тем не менее в окошко под номером 18, где разъяснения по взысканным с предпринимателей страховым платежам давала налоговый консультант, корреспондент «БИЗНЕС Online» насчитал человек шесть-семь, ожидавших аудиенции с ней.

«У меня расчетный счет заблокировали, мне в банке сказали, что якобы мной не были уплачены страховые платежи за прошлый год, — пояснил причину своего визита к мытарям молодой человек. — Но ведь у меня все мои документы по платежам с собой (парень начал доставать из файла все „налоговые“ платежки, уплаченные в предыдущие периоды,прим. ред.)! — На словах мне говорят, что информация из пенсионного фонда по мне, возможно, могла быть выгружена некорректно. Но мне-то от этого не легче! Мне-то сейчас что делать? Не заниматься своим видом предпринимательской деятельности? Мне сегодня уже несколько моих контрагентов позвонили и сказали, что столкнулись с такими же проблемами в ПФР, хотя долгов, по их словам, у них тоже нет. Проблема носит какой-то массовый, я бы даже сказал, всероссийский характер! Бардак, одним словом!» — с возмущением в голосе произнес он.

Налоговый консультант, проверив предпринимателя по своей базе, заявила, что снятые с его счета деньги в ее базе еще пока не отражаются, поэтому предпринимателю следует подождать еще пять дней, пока, наконец, списанные деньги «сядут». При этом она порекомендовала бизнесмену не терять времени даром, а за это время сходить в пенсионный фонд, взять там справку, подтверждающую отсутствие долга, а затем уже написать заявление в налоговую о возврате страховых взносов.

На вопрос предпринимателя, не может ли ФНС сделать запрос в ПФР самостоятельно, операционистка ответила, что это возможно, если предприниматель напишет соответствующее заявление На вопрос предпринимателя о том, не может ли ФНС сделать запрос в ПФР самостоятельно, операционистка ответила, что это возможно, если предприниматель напишет соответствующее заявление

«Нам данные присылает пенсионный фонд. Вам нужно туда сходить и попросить их сделать вам вашу распечатку. То есть вам нужно сделать сверку, потому что по большому количеству предпринимателей ПФР предоставил нам неправильные сведения, многим начислили платежи повторно. Пенсионный прислал нам данные, что у вас есть задолженность по страховым взносам, мы, соответственно, выставили требования. Вы не оплачивали, поэтому эти суммы с вашего счета и были списаны. Если пенсионный фонд выдаст вам справку, что задолженностей у вас нет, то вам нужно будет прийти в канцелярию, написать там заявление, приложить к нему чеки, инкассовые требования и справку о том, что у вас перед ПФР долгов нет. И тогда ваш счет будет разблокирован. Дальше вы будете работать уже с инспектором — то ли вам эти деньги вернут, то ли зачтут в счет будущих платежей», — описала консультант отнюдь не радужную перспективу.

Другой предприниматель, счета которого тоже оказались заблокированными, заявил инспектору, что снятие средств, возможно, и справедливо, но суммы с его расчетами не сходятся. «У меня четырьмя платежами сняли 17 тысяч рублей, я поэтому пришел, чтобы уточнить, за что именно и сколько с меня сняли, — рассказал предприниматель. — Может быть, эти суммы и верны, но мне сегодня должны поступить средства от моего контрагента, и если они поступят, то я не смогу распорядиться, чтобы рассчитаться со своими поставщиками».

Консультант начала объяснять посетителю, что с него списан долг, который сформировался до 1 января 2017 года. «Но у меня все заплачено за все года!» — возмутился бизнесмен. «Дело в том, что в пенсионном фонде произошел какой-то сбой. Он нам прислал неточные данные, двойные начисления, — невозмутимо и заученно стала объяснять девушка из налоговой, вновь повторив уже описанный алгоритм действий. — Если все сделаете, через два-три дня счет вам разблокируют. Но ПФР должен нам прислать по вам точную „выгрузку“, что долгов у вас нет. И тогда эта сумма у вас окажется в переплате».

«А я уже устала курсировать между пенсионным фондом и налоговой! Я 1 августа ходила в ПФР, выгрузку по мне в налоговую отправили только 22 августа!  И до сих пор и ни туда, и ни сюда, никакого движения!» «А я уже устала курсировать между пенсионным фондом и налоговой! Я 1 августа ходила в ПФР, «выгрузку» по мне в налоговую отправили только 22 августа! И до сих пор ни туда ни сюда — никакого движения!»

На вопрос предпринимателя о том, не может ли ФНС сделать запрос в ПФР самостоятельно, операционистка ответила, что это возможно, если предприниматель напишет соответствующее заявление. «Но вы поймите — в Челнах 15 тысяч ипэшников, ПФР же такую „выгрузку“ прислал по всем! И сколько вы будете ждать индивидуальную „выгрузку“?! Вы же в Челнах не один! Как только точная „выгрузка“ по вам „сядет“ и средства уйдут в переплату, вы сможете их вернуть. А сейчас вам нужно идти в ПФР, брать справку и затем писать заявление в нашу канцелярию», — вернулась она к исходной точке.

«А я уже устала курсировать между пенсионным фондом и налоговой! Я 1 августа ходила в ПФР, „выгрузку“ по мне в налоговую отправили только 22 августа! — возмутилась следующая стоявшая в очереди женщина-предприниматель. — И до сих пор ни туда ни сюда — никакого движения! У меня был один неправильный платеж, но я потом уже все правильно сделала, написала заявление на возврат, потом перечислила деньги тому, кому было нужно. Но справку мне в пенсионном все равно до сих пор не дают, потому что эта сумма у них там до сих пор висит. А вы меня снова туда же посылаете!» Налоговый консультант и этой женщине терпеливо принялась объяснять, что данные в налоговую присылает пенсионный фонд, поэтому ей нужно идти туда, чтобы сначала ПФР эту задолженность с нее каким-то образом снял. «Я там уже была, они отправляют меня к вам. Вот по кругу два месяца уже хожу...» «Но я ничего не могу сделать, пока в программе на вас будет висеть эта задолженность», — дала неутешительный ответ женщине налоговый консультант.

МОСКВА, САРАТОВ, САМАРА, НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ... 

Согласно последним данным, на налоговом учете в Челнах состоят 19 798 юридических лиц. Причем этот показатель вырос за год на 3,6% (на 951 юридическое лицо). Индивидуальных предпринимателей — 15 898, по ним рост в этом году составил 2,4% (1 848 индивидуальных предпринимателей). Какого количества предпринимателей коснулась эта проблема, доподлинно неизвестно. В пенсионном фонде, куда мы обратились за комментарием, признают, что проблема имеет место, но касается она не только Набережных Челнов. «Передача данных производилась на уровне федерального центра. Почему такие ошибки прошли, мы не знаем, до нас это не доводят, — объяснил руководитель челнинского отделения ПФР Эдуард Фаттахов. — Обращения по этому поводу к нам поступают, мы стараемся совместно с налоговой их отрабатывать. Вопросы решаются. По Набережным Челнам отработано порядка 1,1 тысячи таких обращений. Опять же отработка идет на уровне республики, мы только собираем информацию и передаем ее в Казань. У нас таких функций, к сожалению, нет». По словам Фаттахова, в настоящее время пенсионным фондом России и федеральной налоговой службой разработан порядок взаимодействия территориальных отделений ПФР и налоговых органов в целях урегулирования вопросов по корректировке сведений. Руководитель отделения фонда при этом добавил, что платежная дисциплина среди предпринимателей в автограде высока, долги по пенсионным отчислениям являются редкостью. Тем более обидно, что теперь челнинский бизнес оказался без вины виноватым, а его деятельность из-за блокировки счетов практически парализована.

«БИЗНЕС Online» отправил официальный запрос и в отделение пенсионного фонда РФ по РТ и в УФНС по РТ. Но, прождав несколько дней, ответа издание так и не получило.

Напомним, что закон о смене администратора страховых взносов от внебюджетных фондов (ПФР и ФСС) был принят 3 июля 2016 года. В Налоговый кодекс была введена новая статья «Страховые взносы», определяющая, что с 1 января платежи надо перечислять в ФНС. Цели преследовались благие для государства, ведь у налоговиков гораздо больше возможностей для взыскания недоимок. Говорилось и о преимуществах для предпринимателей. По крайней мере, глава ФНС России Михаил Мишустин в ноябре прошлого года на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным заявлял, что для бизнеса данные перемены принесут только упрощение отчетности. А в апреле года нынешнего он же говорил о росте сборов. В феврале, по словам Мишустина, они составили 104,6%, в марте — 107,1%.

На деле же все оказалось совсем не так радужно, как все рисовалось. Сбой дала машина электронного межведомственного обмена. И получилось, что ПФР передал в налоговую одни данные, а ФНС получила другие. Причем долги, которые повесили на предпринимателей, могут быть как копеечные, так и исчисляться миллионами. И проблема так или иначе действительно периодически вырисовывалась в течение года в разных частях страны, по крайней мере, если судить по тематическим форумам в интернете. Так, например, в августе на сайте http://лицавласти.рф пользователь Николай Алексеевич из Москвы писал, обращаясь к Мишустину: «Это просто катастрофа, огромное количество компаний пострадало от данного переноса данных. У многих плательщиков непонятно почему образовались либо задолженности по взносам, либо по пеням, либо и то и другое. ИФНС начала выставлять инкассовые требования и блокировать счета. Плательщики, естественно, побежали в ИФНС с вопросом о том, что они все заплатили. Однако им говорят, что они должны разобраться с взаиморасчетами с ПФР, и при этом продолжают списывать деньги и блокировать счета. После того как плательщики решили все вопросы с ПФР по своим взаиморасчетам и получили соответственные документы, в ИФНС сказали, что справки они не принимают, им нужны файлы выгрузки. Плательщики побежали в свои ПФР, там говорят, что все отправили. Как мы понимаем, проверить это нереально... Самое интересное началось в июле, когда по непонятным причинам УФНС по Москве загрузило какой-то файл (который впоследствии оказался „выгрузкой“ ПФР, только без оплат), в результате у многих снова появились задолженности. У нас она превышает все начисления за все время существования компании почти в два раза, компании 7,5 лет. Мы снова побежали в ИФНС и ПФР: в пенсионном фонде говорят, что они ничего не выгружали, и дают справку, что у нас все хорошо. А ИФНС пишет чудовищную задолженность и говорит, что это переслал ПФР и пусть высылают корректировку... Что делать и к кому бежать, непонятно, да и просто руки опускаются».

Под этим сообщением несколько комментариев, исходя из которых следует, что бизнесмены уже начали писать коллективные и индивидуальные жалобы и иски, а также объединяться в чатах в WhatsApp, где совместными усилиями пытаются решить эти проблемы.

Бизнесмены уже начали писать коллективные и индивидуальные жалобы и иски, а также объединяться в чатах в Whatsup, где совместными усилиями пытаются решить эти проблемы Бизнесмены уже начали писать коллективные и индивидуальные жалобы и иски, а также объединяться в чатах в WhatsAp, где совместными усилиями пытаются решить эти проблемы

На форуме сайта klerk.ru по этой теме уже исписано 23 страницы. Причем стартовали жалобы с марта. «У нас такая же картина. Запросила сверку с налоговой, выяснилось, что начислены пени по страховым взносам. ПФР говорит, что за нами долга нет» (Lustra, Самара). «У нас вообще задвоенное сальдо передали, теперь задолженность двойная за декабрь» (аноним, Екатеринбург). «Та же история с ФНС в Башкирии. Писали письма, звонили — бесполезно. Говорят, ПФ накосячил, пусть они и разбираются. Причем мы уговорили ПФ написать разъяснение в ФНС по нашей сумме, но на ФНС это не произвело впечатления. Пришлось заплатить, будем не спеша разбираться» (Denn, Уфа). «У моей организации налоговая сняла 54 тысячи рублей по данным, переданным из ПФР. Стали разбираться. Получили нулевой акт от ПФР, а следом — еще одно требование от налоговой. На 1,2 миллиона рублей после корректировочной выгрузки. Опять бегаем между налоговой и ПФР, закидывая их письмами. Кто ответит за это безобразие?» (аноним, Краснодарский край). И так далее.

В общем, проблема глобальная. Каждый ее решает самостоятельно в силу своих возможностей и способностей. И вопросы разруливаются, только зачастую медленно. У кого-то на разблокировку счетов из-за мифических долгов уходит несколько дней, у кого-то — месяц, а то и больше. Такая вот поддержка малого и среднего бизнеса...