Москва решила прикрыть для всех регионов лавочку по выдаче бюджетных ссудФото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

КАК В ЛУЧШИХ ДОМАХ

Главное новшество этого проекта бюджета — принципиально новый для РТ (и по методологии, и по ментальности) принцип формирования: на основе программ — как в лучших мировых практиках госуправления. Такое бюджетирование предполагает переориентацию с расходования госресурсов на исполнение государственных функций и достижение результатов. 

Для этого используют госпрограммы, разрабатываемые на основе стратегических целей. Проектный подход, заложенный в основу формирования бюджетного программирования, подходит для реализации «прорывов» — инфраструктурных, социальных или инновационных, поскольку позволяет концентрировать ресурсы и усилия на наиболее важных направлениях развития.

Первые попытки внедрения программного бюджетирования были предприняты в 50-х годах в США, а вслед за ними разные варианты стали внедрять около полусотни стран. 

В России формировать бюджет на основе госпрограмм начали в 2013 году, но даже в 2016-м доля программных расходов в консолидированном бюджете РФ составляла только 50%. Татарстан, по предварительному прогнозу минфина РТ, охватит госпрограммами 90% расходов бюджета. То есть инновационнее, чем у федералов.

На сегодня в РТ действует 31 республиканская программа.

==table1774==

СЕКВЕСТР ИНВЕСТИЦИЙ

Напомним, прогнозируемый общий объем доходов консолидированного бюджета РТ на 2018 год — 236,5 млрд рублей, расходов — 239,1 миллиарда. Получаемый бюджетный дефицит — 2,6 млрд рублей. Сразу можно сказать, что в целевых статьях доходов и расходов произошли значительные изменения.

==table1775==

Прежде всего мы видим, что по отношению к 2017 году доходы существенно упали и, главным образом, именно за счет очень резкого сокращения сумм безвозмездных поступлений из федерального центра (в основном за счет сокращения — на 11,7 млрд — субсидий почти по всем направлениям, софинансирующимся совместно республикой и Москвой).

Ранее министр финансов РТ Радик Гайзатуллин констатировал: в 2018 году Москва забирает дополнительно 12,7 млрд рублей. Напомним, еще в 2016 году было принято решение повысить норму отчислений налогов на прибыль в федеральный бюджет с 2 до 3%. Впрочем, глава российского минфина постарался подсластить пилюлю «раскулачивания»: с 2018 года две трети собранной суммы будет возвращаться регионам, обеспечивающим прирост прибыли выше уровня инфляции. Актуально ли это для Татарстана? Нет. Минэкономики РТ прогнозирует объем прибыли в РТ в 2017 году 381,3 млрд рублей, а в 2018-м — 386,4 миллиарда. Как видим, прирост по прибыли около 1%, что явно меньше темпа инфляции в 4%.

В 2018 году процесс «раскулачивания» продолжится новшествами в акцизах. Грядет перераспределение акцизов на нефтепродукты в пользу федерального бюджета. Это снижение доли зачисления в бюджеты субъектов РФ: с 61,7% в 2017 году до 57,4% в 2018-м и до 60,2% в 2019 году. Также как о практически решенном вопросе говорится о постепенном переходе на распределение между субъектам Федерации акцизов на крепкий алкоголь через единый счет РФ пропорционально объемам розничных продаж (а не производства, как сейчас). Так что падение доходов бюджета ожидается нешуточное.

Как констатировал Радик Гайзатуллин, «напряженность» бюджета в 2018 году усиливается на 32,2 млрд. рублей Как констатировал Радик Гайзатуллин, «напряженность» бюджета в 2018 году усиливается на 32,2 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

По расходам республиканский бюджет — 2018, как и в предыдущие годы, носит ярко выраженный социальный характер — растет доля социальной сферы: в 2018 году на нее приходится 70,1% расходов (в 2017-м — 70%, в 2016-м — 68%). На 19,5 млрд рублей увеличиваются расходы на заработную плату (в соответствии с «майскими указами» президента РФ Владимира Путина). Вообще, расходы на зарплату — 113 млрд только в фонд оплаты труда... Основная социальная статья — образование. Траты на него в будущем году вырастут на 10,6 млрд до 55,2 млрд. рублей. Средств на другие соцрасходы тоже предусмотрено больше: на здравоохранение — на 1,1 млрд (всего 22,5 млрд), на социальную политику — на 2,4 млрд (42 млрд рублей).

В результате «раскулачивания» на 12,7 млрд рублей и «майского указа» сверху увеличить обязательные расходы на 19,5 млрд «напряженность» бюджета в 2018 году, как говорил Гайзатуллин, усиливается на 32,2 млрд рублей. По словам министра, «это приведет к сокращению инвестиционной составляющей расходной части бюджета». Иллюстрация этого тезиса — резкое сокращение инвестиционной статьи расходов бюджета по направлению «Национальная экономика». Расходы республиканского бюджета (преимущественно капитального характера) решено сократить аж на 38,7 млрд рублей (19% всех расходов бюджета). Так, резко, на 9,6 млрд рублей, или в два раза, сокращены инвестиционные расходы на сельское хозяйство и на 9,4 млрд рублей, тоже в два раза, капитальные расходы на дорожное хозяйство. Такого жесткого секвестра инвестиций не наблюдалось все последние годы. Бюджет республики превращается в большой «собес», занятый в основном выплатой зарплат и пособий. Надеяться дорожникам и аграриям остается на допдоходы, но будут ли они?

ЧТО ДАЕТ ТАТАРСТАНУ НОВАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ

На днях Путин порадовал регионы заявлением о том, что для них с января 2018 года будет запущена программа реструктуризации накопленных бюджетных кредитов. Проблема задолженности по бюджетным кредитам очень острая — всего регионам из федерального бюджета выдано кредитов чуть больше чем на 1 трлн рублей. Инструмент вроде бы очень хороший: выдается сроком на три года, и процентные платежи почти равны нулю (около 0,1% годовых). Столь низкие проценты выплачивать не проблема, но сами ссуды тяжелым ярмом висят на бюджетах регионов.

В Татарстане ситуация с такими кредитами достаточно тревожная. На 1 сентября 2017 состояние госдолга республики таково: общая сумма — 93,7 млрд рублей, где задолженность по бюджетным кредитам — 84,9 млрд и суммы выданных госгарантий — 8,8 миллиарда.

По отношению к собственным годовым доходам бюджета уровень задолженности республики составляет около 36%. Это довольно существенное бремя. Основная сумма задолженности по бюджетным кредитам  образовалась в связи с подготовкой к Универсиаде (к тому же на фоне острейшего кризиса 2008 - 2009 годов) — 65,5 млрд рублей. К началу 2013 года всем стало понятно, что Татарстан не сможет погашать эти долги. После изнурительных переговоров с Москвой было принято решение об их реструктуризации. Условия отсрочки сказочные. Каникулы — до 2022 года, а в последующие 10 лет (до 2033-го) республика должна будет погашать кредит равными долями (по 6,55 млрд ежегодно) по ставке 0,5% годовых. Почти беспрецедентный праздник долгового всепрощения (кроме Татарстана, такую поддержку получил лишь олимпийский Краснодарский край) здорово раззадорил татарстанский Олимп. Реструктуризация лишь распалила его финансовые аппетиты: с 2013 года республиканский минфин «нахватал» дополнительно еще 19,4 млрд рублей — без всяких универсиад и прочих глобальных событий. А платить по новым бюджетным кредитам Татарстану (как и другим) пришлось довольно распространенным способом — брать новые долги. Так были выплачены долги со сроком погашения в 2016 - 2017 годах. Но сколько веревочке ни виться — итог один: Москва решила прикрыть для всех регионов лавочку по выдаче бюджетных ссуд. В одобренном на прошлой неделе  правительством проекте бюджета РФ на 2018–2020 годы новые бюджетные кредиты не предусмотрены — давать деньги на погашение старых долгов в минфине РФ больше не будут.

Но такая жесткость в предвыборное время чревата дестабилизацией финансов регионов, поэтому пилюлю подсластили. Путин на прошлой неделе объявил об общей для всех регионов программе реструктуризации бюджетных кредитов. По новому механизму в первые два года регионы смогут погашать только 5% долга в год, это высвободит для них более 420 млрд рублей. Так, Калужская область сэкономит 15,7 млрд, Смоленская — 12 млрд, а Краснодарский край — 10,7 миллиарда. Регионы же, которые за это время увеличат свою налоговую базу и неналоговые платежи темпами не ниже инфляции, смогут претендовать на увеличение срока действия реструктуризации с 7 до 12 лет. К 2020 году они должны будут погасить лишь 5% долга, а в дальнейшем их платеж составит по 10% ежегодно вплоть до 2029-го.

Как видим, у Татарстана появился шанс еще раз поучаствовать в реструктуризации и отсрочить выплату по долгу в 19,4 млрд рублей (напомним, по универсиадским 65,5 млрд реструктуризация уже проведена). Сколько будет выплачивать Татарстан при второй реструктуризации? В 2018-2019-м — по 5% долга, или по 970 миллионов. В 2020-м-2029-м — по 10% от долга, или по 1,984 млрд рублей. Что и говорить — очень комфортные условия! Интересно, что с 2023 года Татарстан будет платить 8,534 млрд рублей ежегодно сразу по двум программам реструктуризации (6,55 млрд — по первой и 1,984 млрд — по второй). Тоже посильные суммы, учитывая инфляцию и срок оплаты.

Айрат Фаррахов считает, что средства, сэкономленные от реструктуризации бюджетных кредитов, Татарстан может направить на ремонт поликлиник и реализацию программы «Парки и скверы» Айрат Фаррахов считает, что средства, сэкономленные от реструктуризации бюджетных кредитов, Татарстан может направить на ремонт поликлиник и реализацию программы «Парки и скверы» Фото: «БИЗНЕС Online»

БЕСПЕЧНЫЙ ЕЗДОК — НЕ НАШ ОБРАЗ?

Сколько сэкономит Татарстан от новой реструктуризации в 2018 году? Учитывая, что в проекте бюджета на 2018 год ранее были заложены выплаты по бюджетным кредитам на 2,292 млрд рублей, а по новой реструктуризации придется выплатить всего лишь 0,970 млрд, экономия — 1,322 миллиарда. Причем этой экономии уже нашлось применение: депутат Госдумы, член комитета ГД по бюджету и налогам Айрат Фаррахов считает, что средства, сэкономленные от реструктуризации бюджетных кредитов, Татарстан может направить на ремонт поликлиник и реализацию программы «Парки и скверы».

И можно было бы только порадоваться за татарстанский минфин, если бы не одно но — очень жирное и большое: долгосрочные бюджетные кредиты Москва больше выдавать не будет. Регионам останутся кредиты не длиннее года на покрытие кассовых разрывов, что выглядит малопривлекательной помощью. Так что надо будет как-то выкручиваться в случае бюджетных дефицитов. А они не за горами: дефицит консолидированного бюджета РТ в 2018 году (по проекту) — 6,1 млрд рублей, в 2019-м — 6 млрд, в 2020-м — 5,9 миллиарда. Дефицит необходимо будет как-то закрывать, а следовательно — думать о том, где и у кого занять деньги, ведь Москва их в долг выдавать уже не будет.