.
Фото: Регина Макасина

«МАКДОНАЛДС» КАК ИНДИКАТОР УСПЕШНОСТИ

Каков туристический потенциал Нижнекамска и района в целом? В этом вчера попыталась разобраться посетившая город делегация туроператоров – от федеральных судоходных компаний «Водоход», «Инфофлот» и казанских турфирм, юго-восток РТ представляли директор компании «Интурмед» Азат Низамов и председатель татарстанского отделения национальной академии туризма Азат Шайхутдинов. Ожидали и председателя госкомитета по туризму РТ Сергея Иванова, но он поехал вместе с Рустамом Миннихановым в Японию, а в Нижнекамск отправил зама – Артура Абдрашитова.

Из окна автобуса гости смогли увидеть главную мечеть города, построенную в стиле модерн. Экскурсовод сообщил, что мрамор для постройки привезли с Урала, а яшму – из Китая. Не обошлось и без главной достопримечательности. «Посмотрите направо, это наша гордость», – под такие слова руководители туркомпаний могли издали лицезреть заводы Нижнекамска. В этом месте экскурсовод гордо сообщил, что в Нижнекамске отгружают больше продукции, чем в Самарской области и республиках Чувашия и Марий Эл вместе взятых, а каждая третья автомобильная шина в стране нижнекамского производства.

.
Фото: «БИЗНЕС Online»

В поселке Красный Ключ гостей повели по недавно отреставрированной набережной. Здесь можно было услышать рассказ об открытии того родника, в честь которого и назвали поселок. В XVII веке возле родника вырыл себе пещеру имам Асмагыйжан – ее до сих пор демонстрируют туристам. По одной из версий, имам нашел там икону Николая Чудотворца, после чего родник и стали называть святым. Позже директор нижнекамского филиала ИЭУП Ильсия Мезикова рассказала, как они приглашали инициативную группу для создания маршрута по Красному Ключу. «Столько легенд, столько историй, которые сейчас, к сожалению, не звучат. Они [инициативная группа] сказали: „А вы знаете о том, что над этим родником на Красном Ключе энергетический столб мощнее, чем у Ниагарского водопада? Мы приглашали специалиста и Москвы, он делал замеры по своей системе“», — поделилась необычным фактом Мезикова.

Экскурсовод рассказал и о «Макдоналдсе» как об индикаторе успешности города. Дело в том, что в Нижнекамске «Мак» открылся сразу после казанского, что демонстрировало высокое экономическое положение города.

.
Фото: e-nizhnekamsk.ru

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ТУРПОТОКУ

О турпотоке в Нижнекамске задумались два года назад, когда готовились к юбилею города. Тогда по республиканской программе начали восстанавливать общественные пространства, которые захотелось всем показать. Громко о туризме заговорили, когда отремонтировали речные ворота в город – причал и набережную. Но началось все со скандала: в день открытия, когда на набережной находился президент республики, руководитель местного ОСВОДа не дал причалить теплоходу с туристами. Теплоход принадлежал компании «Инфофлот», которая остро отреагировала на такой поступок и пообещала снять Нижнекамск со своих маршрутов. Тогда местные власти быстро урегулировали ситуацию, извинившись перед компанией. Однако и в этот раз у «Инфофлота» были претензии к Нижнекамску, но об этом позже.

«Наш город позиционирует себя как крупный промышленный центр, но мы отчетливо понимаем все больше и больше, что мы должны позиционироваться в том числе как территория комфортной жизни для наших людей, наших гостей, как центр притяжения туристов. Наша сегодняшняя встреча – это первый шаг в этом направлении», — заметил на состоявшемся позже семинаре мэр Айдар Метшин. К слову, таких первых шагов уже было несколько. В частности, в мае нижнекамский исполком проводил выездное совещание с осмотром этнического туристического маршрута по селам района. Тогда заявлялись самые смелые планы – в селах для туристов уже все готово, вложений не требуется, осталось только продать тур. В этот раз акцент сделали на городские экскурсии. И хотя общественные пространства Метшин назвал лишь базовыми элементами, по сути, на них пока и делается акцент. Это подтвердил и Абдрашитов: «Могу с уверенностью сказать, что этот опыт в некоторых вопросах даже опережает столицу Татарстана. Прекрасная идея показать туристическому сообществу эти пространства как точки притяжения для туристов. Это действительно прекрасная возможность создать в республике новый туристический продукт, которого нет в других городах, в том числе в Казани».

Заместитель руководителя исполкома района по экономическому и инвестиционному развитию Радмир Беляев перечислил туристические плюсы Нижнекамска: хорошая транспортная доступность, причал, близость аэропорта, развитая экономика, колоритные села в округе и экологически чистый поселок Камские Поляны. «Для достижения целей на муниципальном уровне принята программа по развитию туризма на 2018 - 2019 годы, в рамках которой определены конкретные мероприятия по развитию туризма в таких направлениях, как культурно-этнографический, деловой, событийный, гастрономический и духовный туризм», — сообщил Беляев. Сейчас в городе объявлен конкурс на лучший туристический маршрут с призовым фондом в 600 тыс. рублей. Параллельно идет и другая работа. Результаты продемонстрируют в декабре.

.
Фото: e-nizhnekamsk.ru

А вот с воротами в город Нижнекамску не везет. В прошлом году нижнекамский автовокзал намеревалась купить московская компания «Евроэкспресс». Для начала она арендовала помещения. Планы были впечатляющие – автовокзал хотели сделать международным, планировались рейсы аж до Казахстана. Но компания продержалась недолго: уже в феврале 2017 года договор с москвичами расторгли, так как «были неоднократно нарушены принятые на себя обязательства». Сейчас крупнейший в Поволжье автовокзал на свои деньги проводит капремонт. И чтобы обслуживать небольшой поток маршрутов, такое огромное здание не нужно, а содержать его приходится.

С причалом также были проблемы. В середине августа 2017 года городской суд на основе прокурорской проверки приостановил работу причала. Причина – отсутствие технического паспорта и декларации о соответствии. Тогда прокуратура посчитала, что при таких условиях швартовка создает опасность для жизни пассажиров. Но с ситуацией быстро разобрались – причал обвешали шинами, документы получили. Решив проблему, нижнекамцы торжественно встретили два самых крупных теплохода – с песнями и плясками в национальных костюмах, а в следующем году решили так встречать каждое заходящее судно.

.
Фото: Регина Макасина

В НИЖНЕКАМСК – НА ВЫХОДНЫЕ

В исполкоме прекрасно понимают, что показывать только городские парки – не совсем адекватно, поэтому планируют развивать несколько направлений. Этнические туры по селам предполагают показ гостям театрализованных национальных представлений и угощение местной кухней. Событийный туризм рассматривают не только как поездку на Сабантуй. Например, на этой неделе в Нижнекамске пройдет форум для журналистов с участием Юрия Дудя, на который приедут около 300 человек, в том числе и гости из Майами. Планируется продолжать проводить забеги из серии Tatar.Run, устраивать фестивали уличной еды, а также фестиваль «сталкеров» на недостроенной АЭС в Камполянах. В планах есть и деловой туризм, в рамках которой власти хотят предлагать экскурсионное обслуживание делегациям, приезжающим в Нижнекамск по работе. Здесь же и упоминаются города-побратимы Нижнекамска – это турецкий Мерсин, а в перспективе – Мармарис и китайский Мэйшан. Возможно, делегациям из этих городов будут показывать производства.

Чтобы упаковать все эти идеи в продаваемую «коробку», в Нижнекамске наняли креативное агентство Brainstore, работавшее со Сбербанком, «Татнефтью», Иннополисом и др. Директор компании Василий Юзенчук признался, что сделать из Нижнекамска туристический центр – сложная задача. Однако в качестве успешного примера он упомянул раскрученный сейчас Мышкин в Ярославской области, забывая, что город, в отличие от Нижнекамска, ведет историю с XVIII века и там есть исторические постройки. По плану Brainstore должен создать туристический бренд Нижнекамска и «упаковать» все туры в продаваемый продукт. Но, по словам креативщика, бренд – это не главное. У многих городов России на волне популяризации российского туризма появились свои логотипы и брендированная «сувенирка», но привлечь туристов эти города так и не смогли. Вся соль – в раскрутке и стратегии. Например, по мнению Юзенчука, тот же самый Мышкин начал наращивать турпоток после публикации рекламы в журналах самолетов авиакомпании «ЮТэйр». Планы креативщика амбициозные – сделать так, чтобы турист оставался в Нижнекамске не только на пару часов, но и хотел задержаться на выходные.

«Мы будем обходиться минимальными средствами, связанными с бюджетом нашего города, – рассказал Беляев. – Мы договорились по крайней мере на разработку брендинга, маршрутов, мы с компанией Brainstore будем изыскивать средства из городского бюджета, потому что это небольшие средства. Это недорого все. Пока мы договорились на сумму в пределах 300 - 350 тысяч рублей на этом этапе. Конечно, аппетит приходит во время еды. Второй момент – участие в грантовых программах. По финансовой части, конечно, без поддержки республики действовать в будущем мы не можем».

.
Фото: Регина Макасина

«У МЕНЯ НИКОГДА НЕ БЫЛО ЖЕЛАНИЯ ПОЕХАТЬ В НИЖНЕКАМСК»

Наталья Кадырова – руководитель татарстанского отдела компании «Водоход», на которую приходится основная часть заходящих в Нижнекамск теплоходов, –посоветовала городу искать историческую составляющую, потому что именно на нее есть спрос. «Честно скажу, что Нижнекамск пока не тот город, который наши туристы рассматривают, даже в списке городов Татарстана, как город, который можно посетить. В чем Нижнекамск проигрывает той же самой Елабуге – исторической составляющей. Сейчас есть прекрасная набережная, прекрасные парки – я под огромным впечатлением нахожусь. Всем в офисе точно буду рассказывать: „Не говорите мне, что там нечего делать“. Но круизный туризм – это туризм культурно-познавательный. Наши туристы едут за исторически наполненной экскурсией. В отличие от иностранных туристов, которые хотят видеть современную жизнь и говорят: „Пожалуйста, хватит нам показывать церкви, покажите, как живут люди сейчас“, наши туристы едут за древностью и за историей. Либо богатая достопримечательностями обзорная экскурсия, либо какой-то этнографическая момент тоже востребован». Кадырова посоветовала устроить историческое представление на территории Корабельной рощи, откуда Петр I в свое время приказал возить сосны для судостроительства. Метшин согласился с предложением, но заметил, что планируют искать собственные изюминки, а тягаться с Елабугой бесполезно. Зашел разговор и об экскурсиях на заводы, к которым тоже есть некоторый интерес со стороны туристов. Здесь глава города указал на уникальность нижнекамского ТАНЕКО как первого в современной России промышленного объекта, построенного с нуля. Есть некоторая сложность с режимностью, но это дело поправимое. Например, тот же самый КАМАЗ три года назад был против экскурсий, а сейчас демонстрирует туристам процесс производства машин.

Руководитель казанского офиса компании «Инфофлот» Оксана Светочева тоже дала совет – делать акцент на этнику. Примером послужил удачный опыт создания колоритной деревни Мандроги в Ленинградской области. «Там ничего не было, было ровное место, где люди начали зарабатывать большие деньги», — пояснила представитель «Инфофлота». Также звучали советы продавать конскую колбасу и возить туристов на стилизованных телегах, запряженных лошадьми. «Бричку какую-то там сделать, колоритный молодец, который будет погонять лошадей, – бабушки будут в восторге», – визуализировала идею казанская гостья.

Не обошлось без замечаний от «Инфофлота», который так немилостиво в прошлом году обидели. «Я была 16 сентября в круизе, в том числе Нижнекамске, – к сожалению, нас никто не встречал, – рассказала представитель компании. – Я ожидала, что как-то нас порадуют, но встречи не было. Не было ни киосков, ни попить, ни покушать. Народ хотел мороженого. Нечем было заняться, мне двух часов стоянки было много. На это тоже обратите внимание». О том, какую выгоду может получить судоходная компания, поведала Кадырова: «Мы можем выиграть, если туристам понравится здесь. Они будут покупать круизы, в маршруте которых будет Нижнекамск фигурировать, будет хороший спрос. Люди устали от один и тех же маршрутов, круизный туризм возвратный. До 70 процентов – это люди, которые ездят каждый год. Они уже устали на одних и тех же стоянках. Если это будет что-то новое, то будет лучше».

.
Фото: Регина Макасина

Директор компании «Казань Туристик» Гульнара Камалтдинова увидела в Нижнекамске потенциал, хотя обычно не рассматривала город для поездок: «Я в Нижнекамске впервые, но часто бываю в Елабуге. Мы там ходим по историческим объектам, смотрим на ту сторону реки и спрашиваем: „А что это там такое дымящееся?“ Это Нижнекамск? У меня никогда не было желания поехать в Нижнекамск», – заявила Камалдинова, но добавила, что после сегодняшней поездки изменила свое представление о городе. По ее мнению, возить из Казани туристов в Нижнекамск можно при условии продуманного сервиса.

Низамов, который развивает туризм в Альметьевском, Лениногорском, Бугульминском районах, рассказал, как два года назад занимался тем же самым, чем сейчас занимается нижнекамский исполком: «Мы проехали тогда 16 районов юго-востока Татарстана, в администрации проводились совещания, все говорили: „Да, здорово“. Но реально откликнулись 5 районов. И мы туда туристов возим, в прошлом году привезли 850 человек. В этом году за 7 месяцев уже 900. Это въездной туризм. С „Татнефтью“ нашли взаимопонимание. Все Россию считают мировой бензоколонкой – давайте эту бензоколонку покажем». Позже в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Низамов пояснил, что все те 900 туристов – это исключительно местные.

.
Фото: Регина Макасина

Надо отметить, что речи, с которыми руководители компаний выступали на семинаре и размышления, коими делились позже в личных, заметно разнились. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Светочева рассказала, что увеличить количество заходов в город будет сложно. «Нижнекамск в маршруты включают не так часто, потому что рейсы именно по Каме – либо до Елабуги, либо до Перми. Этот маршрут популярный, но не в таком объеме, как Москва, Санкт-Петербург, Астрахань. Пермь – не массовое направление», – пояснила представитель «Инфофлота» и посоветовала больше ориентироваться на въездной туризм, а не на речной. Другой собеседник анонимно высказал мнение, что в Нижнекамске начали не с того – сначала следует родить идею и продукт, а уже потом его называть, то есть заниматься брендингом. «Еще неизвестно, мальчик это будет или девочка, а ему уже имя дают», – рассуждает собеседник. Низамов же заметил, что бесполезно пытаться заманить в провинцию тех же самых казанцев, не стоит ставить ставку и на гостей столицы, в том числе и иностранных. Возить нужно своих, а это всегда небольшой процент.

Представитель казанской турфирмы «Горизон» Айрат Хайруллин не видит смысла во въездном туризме в Нижнекамск: «Идея возить казанцев в Нижнекамск кажется абсурдом. Если только в комплексе каком-то, если будет большая программа с одной из точек в Нижнекамске – тогда да. Просто в сам город мне как казанцу ехать не очень интересно». На вопрос, что же сделать, чтобы Нижнекамск стал привлекательным для туристов, Хайруллин ответил: «Ничего нового придумывать не надо. Во всем мире уже все придумано – какие-то игровые зоны. Вот Китай пошел по этому пути, создал Макао». Впрочем, игровые зоны в районе – уже пройденный этап. Попытки создать местный Лас-Вегас в Камских Полянах не удалась. «На заводы – неинтересно, не думаю, что у нас передовое производство, которое можно было показать иностранцам, — отметил Хайруллин. — Нам можно туда съездить посмотреть. Нижнекамск – совсем молодой город. Здесь все – новодел. Может, что-то придумают еще, команда у мэра сильная, креативная».