Наиль Магдеев:  «Набережные Челны никогда не станут такими, как «витрина республики» Казань», но у них есть свои преимущества – низкая безработица и большое количество квалифицированных рабочих мест» Наиль Магдеев: «Набережные Челны никогда не станут такими, как витрина республики Казань», но у них есть свои преимущества — низкая безработица и большое количество квалифицированных рабочих мест»  / Фото: «БИЗНЕС Online»

«В 2015 ГОДУ МНЕ СКАЗАЛИ: «МАГДЕЕВ, НЕ ХОДИ, ШКОЛЫ НЕ БУДЕТ!»

— Наиль Гамбарович, в сентябре исполнилось три года с тех пор, как вы пришли руководить автоградом. Спасибо за то, что согласились на интервью. Вы один из самых открытых чиновников в республике, и мы как пресса очень это ценим. Не боитесь неприятных вопросов, и мы вам обязательно их зададим. Оппонентов в Челнах вам по-прежнему хватает — хотя острота противостояний, кажется, спала — не так все кипит, как это было пару лет назад. Поэтому первый вопрос даст вам раскрыть свою работу, отчитаться и перед челнинцами, и перед татарстанцами. Какими главными достижениями на этом посту вы гордитесь?

— Главное удовлетворение в том, что нам удалось преодолеть негативную тенденцию в вопросах строительства учреждений образования в городе. Последние 20 лет в Челнах не строились школы! Это происходило, на мой взгляд, по объективным причинам: не было таких, как сегодня, финансовых возможностей. Может, нам не хватало должной настойчивости в этом важном вопросе ... Теперь же мы каждый год строим по новой школе: в 37-м комплексе сдана школа на 800 мест, в 36-м — на 1224 места. В сентябре строители забили первую сваю в основание еще одной такой же масштабной школы. Это позитивная тенденция последних лет. Да, эти объекты строятся на республиканские и федеральные средства. Это происходит благодаря помощи и поддержки президента нашей республики Рустама Нургалиевича Минниханова: если бы не он, то в Челнах подобные объекты не скоро бы появились. Но мало кто знает, что в 2015 году мне категорически отказали в этом вопросе. Сказали: «Магдеев, не ходи, школы не будет!» — и отдали обратно письмо в руки. Считать, что нас ждут с распростертыми объятиями — наивно. Целесообразность и необходимость получения денег необходимо очень терпеливо, настойчиво и аргументированно доказывать руководству республики, отраслевым министерствам и федеральным ведомствам.

Когда я пришел в сентябре 2014 года в город, увидел, что по программе в Набережных Челнах планируется строительство трех детских садов. Спросил: «Почему так? Только три детсада на более 8,5 тысячи рождающихся ежегодно, на полумиллионный город?» Конечно, я мог согласиться и сказать самому себе: «Да, дали три, и на том спасибо». Но, учитывая реальную трудную ситуацию в этом вопросе, мы начали активно заниматься этой программой, и в итоге вместо трех детсадов в программе строительства появилось шесть. Все шесть мы построили в 2015 году. Полностью решили вопрос по обеспечению детей местами в детских садах в возрасте от 3 до 7 лет.

Второй важный проект — это ремонт дорог. Последние три года начиная с 2015-го мы ежегодно получаем средства из федерального и республиканского бюджетов в размере около 2 миллиардов рублей. Такой поддержки Набережные Челны не видели давно, пожалуй, со времен строительства КАМАЗа. Более 620 миллионов мы смогли привлечь в 2015 году из федерального бюджета. Нам удалось привести в порядок значительное количество городских дорог — как магистральных, так и в промышленной части. Все это повлияло позитивно на дальнейшее развитие экономики города и объемы производства. К примеру, когда китайский инвестор пришел с заявкой на строительство промышленного парка, что он отметил? Качество дорог в промышленной части города. О кадрах и городе говорили уже позже. Это доказательство того, что мы сделали верный выбор.

Третий важный проект — реформа общественного транспорта. Этот вопрос был давно притчей во языцех. Мы ежедневно по 30 - 40 жалоб получали, где указывалось, что автобусы малой вместимости не удовлетворяют пассажиров и не соответствуют требованиям маломобильных групп. Эту проблему совместно с руководством республики и при активной поддержке лично генерального директора КАМАЗа Сергея Анатольевича Когогина мы смогли решить. Сегодня у нас 190 автобусов большой вместимости курсируют по городу. Часть из них работает под вахтовые маршруты КАМАЗа. Причем мы себе задачу вытеснить малый бизнес не ставили. Из 19 городских автобусных маршрутов на 13 работают малые частные компании, используются автобусы малой вместимости — там, где пассажиропоток небольшой и короткое транспортное сообщение. Модернизацией системы общественного транспорта продолжаем заниматься.

Важное, что хочется еще отметить, — удалось начать масштабные работы в городе с общественными пространствами: появились новые аллеи, парки, скверы, набережная имени Тукая. Безусловно, эта большая и важная работа реализуется благодаря республиканской программе и поддержке президента РТ, но и сам город вкладывает немалые финансовые средства, в том числе и из городского бюджета. Кроме того, привлекаются и федеральные деньги по программе фонда моногородов. Работы в этом направлении еще очень много — мы только в начале пути.

Значимым результатом нашей работы можно считать и то, что удалось разрешить вопросы обманутых дольщиков. Три года назад их было 939, сейчас осталось 317. Напомню, что проблема по дому, возводимого «Химстроем», не находила своего решения 10 лет.

— С достижениями все понятно. А что не удалось сделать, но хотелось бы?

— Не разрешилась пока проблема строительства объектов культуры и спорта. В советские годы активно строили город и завод, но почему-то забыли про театры, концертные залы, спортивные объекты. Поэтому сегодня полумиллионный город не имеет хороших типовых и функционально удобных зданий концертных залов, театров: татарского, русского, кукольного. Городу еще нужны минимум три-четыре крытые ледовые площадки с искусственным льдом — по одному в каждом районе. У нас есть две ледовые площадки с искусственным льдом, но этого недостаточно. У нас все же хоккейная республика, хоккейная страна. Город молодой, и такие объекты нам необходимы. Подвижки в этом вопросе тоже есть — мы капитально отремонтировали стадионы «КАМАЗ», спортивный комплекс «Яр Чаллы», продолжаем ремонт на стадионе «Строитель». Появился еще один новый плавательный бассейн в парке «Гренада». Но этого явно недостаточно. Сложившуюся ситуацию надо изменять в сторону увеличения спортивных объектов.

— А у челнинского бизнес-класса нет такого потенциала и возможностей самим исправить ситуацию? КАМАЗу, например, или другим местным олигархам.

— Пока такого потенциала и особого желания у бизнеса Челнов я не наблюдаю. Да и в республике, на мой взгляд, таких выраженных тенденций не наблюдается, за исключением «Татнефти», ТАИФа и еще ряда предприятий. Хотя успешных компаний в Татарстане достаточно много, на приемлемых условиях государственно-частного партнерства такие вопросы можно решать.

— Вы жили и работали в Бугульме, учились в Питере, работали в Казани. Сейчас вот в Челнах три года. Наверняка уже ощущаете себя челнинцем. Чем привлекателен этот город?

— Набережные Челны дают возможность реализовать себя на реальном производстве, прежде всего в сфере автомобилестроения и смежных с ней отраслях. Кроме КАМАЗа открываются новые современные производства: металлургический комбинат, завод по производству холодильников и ряд других. Также в Челнах складывается мощный пищевой кластер — «Камский Бекон», «Челны-Хлеб», «Челны-Холод», «Челны-Бройлер», «Булгарпиво», «Эссен» и другие. Такой единой концентрации подобных производств в одном месте в Татарстане нет. Здесь есть возможность себя проявить — предлагаются высокооплачиваемые рабочие места на передовом оборудовании. Конечно же, Набережные Челны имеют хорошую транспортную доступность, отличаются благоустроенностью, чистотой, богатой природой и красотой пригорода.


«НИЖНЕКАМСК НАМ НЕ КОНКУРЕНТ, А ПАРТНЕР»

— Челны более полутора лет назад получили статус ТОСЭР. Экономика города почувствовала результаты деятельности резидентов?

— На этот год было заявлено более 18 миллиардов рублей инвестиций. На данный результат мы планируем выйти к концу года. На сегодняшний день привлечено более 13 миллиардов — это очень хороший показатель. Сейчас в ТОСЭРе 13 резидентов, из них две иностранные, три российские и 8 челнинских компаний. До конца года планируется привлечь еще 7 - 8 резидентов, из которых одна российская и 5 - 6 челнинских компаний. Так что никаких ограничений по отношению к российским или местным инвесторам нет. Все без исключения, в том числе и зарубежные компании, имеют равные возможности стать резидентами ТОСЭРа в нашем городе.

— Можете назвать эти 7 - 8 компаний, которые войдут в ТОСЭР до конца года?

— Перечислить их не могу, потому что все они находятся на разной стадии подготовки необходимой документации. Вдруг кто-то по каким-то параметрам не пройдет, где-то проект полностью не готов... Могу лишь сказать, что среди них есть предприятия пищевой промышленности, а также по металлообработке.

На данный момент из 13 действующих резидентов уже реально работают 8 предприятий. Это в первую очередь производитель холодильников Haier, АПК «Камский», компании «ТЭМПО», «Техноанод», ТЭСК, также ряд малых предприятий. Создано более 2100 новых рабочих мест — так, на заводе клюшек Даниса Зарипова работают около 100 челнинцев. Челнинскими клюшками играют в хоккей президент нашей страны Владимир Путин, президент Татарстана Рустам Минниханов, многие известные российские политики, хоккеисты «Ак Барса», «Металлурга» и ряда других команд. Так что в данном случае завод «ЗаряД» работает не только на наш город, но и на имидж всей республики.

Кстати, деятельность предприятий-резидентов сразу отразилась и на состоянии безработицы в городе. За последние годы мы обеспечили самый низкий уровень — 0,46 процента. Сегодня в городе на 1233 безработных предлагается почти 6 тысяч вакансий.

— Да, но вакансии эти с небольшой зарплатой. Сегодня по городу средняя зарплата около 32 тысяч рублей. А какая она на предприятиях, на КАМАЗе например?

— Вакансии предлагаются разные, в том числе и с достойной заработной платой. В этом случае необходима соответствующая высокая квалификация, опыт работы. На КАМАЗе средняя заработная плата более 32 тысяч рублей. На КБК — свыше 63 тысяч, на ТЭМПО около 34 тысяч, АПК «Камский» — более 32 тысяч рублей.

 На заводе работает 495 человек, в основном – все наши, челнинцы, и только 10-12 специалистов из Китая. За год деятельности они произвели 100 тысяч холодильников «На заводе работают 495 человек, в основном все наши, челнинцы, и только 10 - 12 специалистов из Китая. За год деятельности они произвели 100 тысяч холодильников» / Фото: «БИЗНЕС Online»

— А есть еще предприятия с зарплатой как на КБК?

— Есть. На высокотехнологичных предприятиях города: в машиностроении, металлообработке, в пищевой индустрии, строительстве. Только информацию не всегда раскрывают. Например, на Haier к кому ни подойдешь поинтересоваться о зарплате, все отвечают: «Зарплата нас удовлетворяет, Наиль Гамбарович». Она выше, чем средняя по городу. На заводе работают 495 человек, в основном все наши, челнинцы, и только 10 - 12 специалистов из Китая. За год деятельности они произвели 100 тысяч холодильников. К концу года выйдут на плановый режим в 300 тысяч холодильников в год.

— Недавно минэкономразвития одобрило заявки Нижнекамска, Чистополя и Зеленодольска на получение ими статуса ТОСЭРа. Конечно, странновато все выглядит — плодить особые зоны одна рядом с другой... Какой из городов может стать реальным конкурентом для Челнов в плане заманивания инвесторов, как считаете?

— Они нам не конкуренты, а наши партнеры. У них своя ниша. Появляется больше ТОСЭРов — становится больше возможностей для привлечения инвестиций в нашу республику. Нижнекамцам есть чем заниматься, им задачу наш президент в недавнем послании Госсовету отдельно поставил. Если малый бизнес Челнов традиционно больше ориентирован на машиностроение, на КАМАЗ, пищевую продукцию, то у Нижнекамска своя история — у них есть уникальная возможность заниматься переделом нефтехимической продукции. Уверен, они этой возможностью воспользуются.

— А сколько компаний изначально изъявляли желание войти в ТОСЭР, но в итоге отказались от этой идеи и по каким причинам?

— Таких немного — одна-две компании. Они пока свои проекты отложили и нигде не реализуют. Причины разные: кого-то подвел известный банковский кризис или внешние санкции, которые внесли свои коррективы. Ситуации в жизни и бизнесе разные бывают.

«Строится завод каркаса кабин совместно с кампанией Daimler— это будет самое высокотехнологическое роботизированое производство, где будут работать около 600 сотрудников» «Строится завод каркаса кабин совместно с кампанией Daimler— это будет самое высокотехнологическое роботизированое производство, где будут работать около 600 сотрудников»  / Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧЕЛНЫ — ПЕРВЫЕ В РОССИИ, КТО «РАСПЕЧАТАЛ» ФРМ ПО ДЕНЬГАМ»

— Каково экономическое самочувствие города? Кризис преодолен?

— Давайте я вам некоторые цифры приведу для примера по малому бизнесу. На налоговом учете в Челнах сегодня состоят 19798 юридических лиц. Этот показатель вырос за год на 3,6 процента (951 юридическое лицо). Индивидуальных предпринимателей у нас 15898, рост в этом году составил 2,4 процента (1848 индивидуальных предпринимателей). Это цифры говорят о развитии малого и среднего бизнеса в нашем городе. Всего осуществляют деятельность 29300 субъектов МСП, их доля в валовом территориальном продукте составила 30,5 процентов. За первое полугодие 2017 года сумма налоговых поступлений в консолидированный республиканский и местный бюджет выросла на 10 процентов и составила 3,3 миллиарда рублей (было 3 миллиарда рублей). В городском бюджете доля налоговых поступлений составляет 34 процента. На малых предприятиях трудятся 51393 человека — рост по количеству работающих за год составил 18,9 процента. В целом дела в экономике города поправляются. Наблюдается рост объема производства практически во всех отраслях.

Высокий уровень занятости, низкая безработица положительно повлияли и на состояние общественной безопасности. Уровень преступности за первое полугодие 17-го года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился более чем на 30 процентов. Впрочем, социальное самочувствие в городе и раньше было стабильным. Например, всемирно известный концерн Daimler, прежде чем стать акционером КАМАЗа, в течение нескольких месяцев тщательно изучал обстановку в городе. Специалисты анализировали не только деятельность завода, но и все аспекты жизни нашего города. Немцы — народ практичный. Это тоже важная составляющая для привлечения новых инвестиций в экономику города.

— На КАМАЗе вроде как сейчас тоже происходит подъем, если судить по цифрам производства и росту спроса в России на авторынках...

— КАМАЗ идет в тренде развития мировых тенденций автопрома. В ближайшее время начнется производство нового двигателя, совместно с компанией Daimler строится завод каркаса кабин мощностью на 55 тысяч кабин в год — самый крупный проект в Европе. Это будет самое высокотехнологическое роботизированное производство, где будут работать около 600 сотрудников. Сегодня КАМАЗ выпускает 200 машин в сутки. До корпоративного отпуска, который был в августе, с конвейера сходило 180 машин в сутки. Поэтому программа в 39 тысяч машин в год, которую определил гендиректор КАМАЗа, будет выполнена. Это хорошие вести.

«Мы проводим подготовительную предпроектную работу, определяем мощности, которые будут необходимы для промышленного парка по заявкам китайской компании» «Мы проводим подготовительную предпроектную работу, определяем мощности, которые будут необходимы для промышленного парка по заявкам китайской компании» / Фото: «БИЗНЕС Online»

— Китайский промпарк, под который в Челнах выделен участок площадью 124 гектара, обещают открыть в 2019 году. Талия Минуллина заявила, что некоторые потенциальные поставщики Haier, резиденты будущего парка, уже определены и «готовы прийти». Кто эти резиденты, с какими инвестициями они приходят и только ли китайцы займут место в промпарке?

— Соглашение с компанией Haier подписано. Сегодня идет работа по размещению на новой территории завода по производству стиральных машин. Мы проводим подготовительную предпроектную работу, определяем мощности, которые будут необходимы для промышленного парка по заявкам китайской компании. Для строительства инженерной инфраструктуры планируем привлечь через фонд развития моногородов. Положительный опыт у нас в этом вопросе уже есть. Благодаря финансовой поддержке ФРМ на сумму более 625 миллионов рублей мы выполнили капитальный ремонт дорог в промышленной части города: улицы Моторная, Металлургическая, Производственный и Трубный проезды. Это очень важный проект для наших предприятий как для вновь открывшихся, например, металлургического комбината «ТЭМПО» и АПК «Камский», так и для уже давно работающих. Благодаря поддержке фонда расширяются площади промышленного парка КИП «Мастер». Мы вообще в стране одни из первых городов, кто «распечатал» финансовые средства фонда моногородов в 2015-м и в последующие годы. Большая личная заслуга в этом вопросе президента республики и всей команды министерства экономики во главе с Артемом Алексеевичем Здуновым.

Другие китайские компании тоже готовят свои расчеты. Есть, например, проекты по заводу по производству телевизоров, другой сложной бытовой техники.

— Наличие Haier делает Челны потенциальной столицей Китая в Татарстане. Сколько китайцев живет в Челнах? Их заметное число?

— Я бы так не утверждал. Бывая довольно часто на заводе, я там редко вижу жителей Поднебесной. Большинство главных специалистов, руководители различных служб и рядовые работники на заводе Haier — челнинцы. Есть и приглашенные специалисты из других регионов России.

«Из 19 судов с Мироновым исполком выиграл четыре дела. По ним 12,7 га земель полностью возвращено в муниципальную собственность на общую стоимость около 300 млн. рублей» «Из 19 судов с Мироновым (в центре) исполком выиграл 4 дела. По ним 12,7 гектара земель полностью возвращено в муниципальную собственность на общую стоимость около 300 миллионов рублей» / Фото: tatarstan.ru

ИЗ 19 СУДОВ С МИРОНОВЫМ ИСПОЛКОМ ВЫИГРАЛ 4

— Один из болезненных вопросов для бизнеса Челнов по-прежнему земельный. Где-то исполкому удается отстоять свою правоту, как в случае с «Торговым кварталом», с которого взыскано в бюджет 75 миллионов рублей. Но вот подконтрольная известному бизнесмену Алексею Миронову компания ООО «Бахет» одержала двойную победу в борьбе за хоккейный корт в 7-м комплексе, где тренируются дети. Арбитражный суд Татарстана признал корт капитальным строением и обязал исполком заключить договор аренды на спорный участок на 49 лет. Будет ли исполком оспаривать это решение?

— Конечно, будем. Мы участвуем в работе во всех без исключения судебных инстанциях, чтобы ни у кого не было поводов усомниться в наших действиях. Когда последняя судебная инстанция ставит точку, тогда мы, безусловно, выполняем решения суда. С нашей точки зрения корт — это не капитальное сооружение, нигде в стране он не считается таковым. Мы только приветствуем, если кто-либо из состоятельных людей поддерживает спорт, но это не является уважительной причиной нарушать действующее законодательство. Замечу, что спор не идет о том, чтобы сносить или не сносить строение. Мы доказываем, что по-другому должен быть оформлен земельный вопрос. Если окончательное решение суда будет в пользу ООО «Бахет», это будет полный бахет. Если суд определит и поддержит нашу позицию, то мы в соответствии с постановлением правительства РФ (постановление от 3 декабря 2014 г. N 1300 — прим. ред.) заключаем договор с ООО «Бахет» на бессрочное пользование.

— В целом по искам Миронова концепция выработана какая-то? К консенсусу приходите? Все-таки тяжбы идут давно, очевидно, что не все так однозначно, как казалось вначале, да и вроде Миронов занимает все более конструктивную позицию в отношении интересов города...

— Встречи проходят с ним довольно часто, каждый пытается доказать свою точку зрения. Мы стоим на стороне законных процедур. Из 19 судов с Мироновым исполком выиграл 4 дела. По ним 12,7 гектара земель полностью возвращено в муниципальную собственность на общую стоимость около 300 миллионов рублей. В работе находятся еще 17 исков. Мы не ставим задачу выиграть с каким-то счетом. Наша задача — разобраться в ситуации в судебном порядке и восстановить справедливость.

— А что с землей под выставочный центр небезызвестного и скандального депутата Сергея Яковлева происходит? Ее ведь выставили на аукцион.

 Земля выставлена на аукцион в соответствии с действующим законодательством. Любой гражданин или юридическое лицо может участвовать в аукционе.

— Получается, выставочного центра в городе не будет в ближайшее время. А вообще потребность в таком центре есть в Челнах?

— Большой потребности в расширении площади «Экспо-Камы» мы не видим. Проект по увеличению площадей, который был запланирован собственником, к сожалению, до сих пор не реализован. Расчет руководства «Экспо-Камы» на государственные средства нереалистичен: необходимо вложить в первую очередь собственные или заемные финансовые ресурсы. Лишь затем можно рассматривать помощь и со стороны государства.

— Неугомонный Яковлев объявил фотоконкурс среди челнинцев — «Город, забытый мэром», куда каждый может прислать фотографию ям на дорогах, разбитых фонарей и прочих признаков непорядка в городе. Как вы расцениваете этот конкурс — как очередные нападки или конструктивную критику?

— А какого мэра он имел в виду? Того, который ежегодно почти по 2 миллиарда денег на дороги выбивает и привлекает их из различных источников? Который каждый год по школе строит или занимается городскими транспортными вопросами? Уверяю вас, мэр без дела не сидит. Я любой конкурс рассматриваю спокойно, в любом конкурсе есть рациональное зерно. Понятно же, что абсолютно все городские дороги за короткое время привести в порядок невозможно. Есть, наверное, и разбитые фонари, неубранный мусор. В то же время не могу согласиться, что исполком не обращает внимания на городские проблемы или не пытается решать острые городские вопросы. Они есть, и мы их поэтапно решаем: оперативно реагируем на все обращения граждан и устраняем их. Совершенству нет предела, но к нему необходимо стремиться.


«ЧЕЛНЫ НИКОГДА НЕ СМОГУТ СТАТЬ КАЗАНЬЮ. ЭТО ВИТРИНА РЕСПУБЛИКИ, СТОЛИЦА ТАТАР ВСЕГО МИРА»

— Вы часто говорите, что закон суров, но он закон. Это одно из ваших излюбленных выражений. Насколько безвыходной должна быть ситуация, чтобы вы его нарушили?

— Если это будет связано с безопасностью людей, если на кону будет стоять жизнь ребенка, я буду вынужден нарушить закон. Но дай бог, чтобы таких ситуаций не было.

— У каждого человека есть настоящие друзья, есть ли они у вас? Сколько у вас настоящих врагов?

— Врагов у меня нет. Есть оппоненты. Не знаю таких людей, которые бы называли себя моими врагами. Настоящих друзей тоже немного.

— Если б была возможность вернуться лет на 10 назад, что бы вы изменили в своей жизни?

— Ничего бы не менял. Сложилось так, как есть. Так предначертано судьбой.


— Где интереснее работать — в правительстве Татарстана, в министерстве лесного хозяйства или мэром?

— Мэром города. Потому что здесь живая работа, ежедневно встречаешься с ситуациями, которые требуют оперативного вмешательства и решения. С учетом моего опыта работы в органах управления с сожалением могу признать, что с каждым годом у мэров и руководителей муниципалитетов прав становится все меньше, а обязанностей все больше. В такой ситуации тоже надо жить и работать, проявлять характер, выдержку и умение.

— А удовлетворение есть от такой работы?

— Конечно. Ни с чем несравнимое удовлетворение испытываешь, например, когда решаются трудные для граждан личные вопросы, строятся детские сады, школы, сдаются новые дороги, благоустраивается город. Одним словом, видишь реальные результаты работы руководства города.

— Что сделать, чтобы Челны стали приоритетом для президента Татарстана? Пока таким приоритетом является Казань...

— Челны никогда не смогут стать как Казань. По сути, Казань — это столица нашей республики, ее витрина. Это столица татар всего мира. Поэтому такое внимательное отношение к ней объективно, обид никаких нет и быть не может. Казань мы все любим и гордимся ее красотой. Набережные Челны сегодня — центр автомобильной промышленности нашей республики и всей страны, а КАМАЗ — известный бренд России.

К тому же Рустам Нургалиевич серьезное внимание уделяет экономике, а дальнейшее ее развитие — это «Иннокам», камский инновационный территориально-производственный кластер с центром в Набережных Челнах. Это основная точка экономического роста на ближайшие 10 - 15 лет как для республики, так и для всей страны, стратегически важная территория с прекрасными возможностями. И наш президент это прекрасно понимает.

— Имея в своем распоряжении час аудиенции с президентом РФ, какие темы вы бы подняли и о чем попросили?

— Во-первых, поблагодарил бы за ту серьезную помощь, поддержку и внимание, которая оказывается Набережным Челнам и КАМАЗу. Город первым в стране получил особый экономический статус ТОСЭР, а это новые возможности и, по сути, второе дыхание для нашего автограда. Серьезную поддержку мы получаем и по программе развития моногородов. И не каждый промышленный город первые лица государства посещают хотя бы раз в год. В 2015 году с рабочей поездкой у нас был премьер-министр страны Дмитрий Анатольевич Медведев. В феврале прошлого года КАМАЗ и город посетил президент Владимир Владимирович Путин.

О чем бы я попросил главу государства — о возможности строить больше школ, детских садов и объектов социально-культурной сферы. Сегодня в Челнах 11 тысяч молодых мам воспитывают малышей и сидят дома. А ведь это подготовленные кадры с готовыми компетенциями — учителя, врачи, заводчане. Если бы мы смогли предоставить им возможность устроить детей от 1,5 до 3 лет в ясельные группы, мы получили бы на производство и в социальную сферу подготовленные кадры. У молодых мам появилась бы возможность работать и пополнять семейный бюджет. В нашем молодом городе не хватает общеобразовательных школ, учреждений социально-культурных объектов. Для других промышленных городов это, может быть, не столь актуально, но для Набережных Челнов, где высокая рождаемость и много молодежи, это один из приоритетов.