Ильдар Гильмутдинов Ильдар Гильмутдинов: «Ничего не добились: как не знали татарский язык, так и не знают. Если не знают, значит, надо что-то изменить. Зачем мы тратим средства, деньги, людей, еще что-то, вызываем раздражение ситуацией?» Фото: Елена Колебакина-Усманова

«ЗАЧЕМ МЫ ИХ ПО ШЕСТЬ ЧАСОВ ОБУЧАЕМ ТАТАРСКОМУ?»

«Как государственный язык он должен присутствовать в образовательной программе в обязательном порядке», — такого мнения о возможной судьбе татарского языка в школах РТ председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, о чем он и заявил «БИЗНЕС Online». Гильмутдинов давал сегодня в Москве пресс-конференцию в своем думском качестве, при этом нашего корреспондента, естественно, интересовала прежде всего «языковая проблема», коснувшаяся Татарстана. «Очень просил бы не политизировать вопрос, — говорил на встрече с журналистами федеральный парламентарий от Татарстана. — Все необходимые федеральные законы, законы республик на основании Конституции РФ, на основании законов РФ приняты и гласят о том, что республики на своей территории имеют право объявлять государственными языками другие языки [помимо русского], в Татарстане это татарский. Этим республики пользуются. Тут ни о каком нарушении законодательства речи быть не может».

Напомним, что сам Гильмутдинов стал главным инсайдером недели в республике, когда неожиданно в интервью малоизвестному изданию «Национальный акцент» рассказал о том, что в недрах минобрнауки РТ разрабатывают новые учебные планы, касающиеся преподавания татарского языка. Во-первых, речь идет об отказе от этого предмета в старшей школе. Во-вторых, в целом число уроков будет уменьшено и в 4–9 классах. В-третьих, упор в изучении будет сделан отныне не на грамматику, а на разговорную речь. Сегодня он подтвердил свою позицию в этом вопросе. «Я считаю, что наши программы, которые есть, к сожалению, не адаптированы для детей. Зачем мы их по шесть часов обучаем татарскому? Мы чего добились? Ничего не добились: как не знали татарский язык, так и не знают. Если не знают, значит, надо что-то изменить. Зачем мы тратим средства, деньги, людей, еще что-то, вызываем раздражение ситуацией?» — рассуждал депутат в беседе с «БИЗНЕС Online» уже по окончании пресс-конференции.

Программы и методики преподавания, которые отбивают у детей всякую охоту познакомиться с татарским языком, — вот корень проблемы, считает ГильмутдиновФото: Оксана Черкасова

«МОЖЕТ, ТАТАРСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ДАТЬ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ, ЧТОБЫ ОНИ ЗНАЛИ ТУКАЯ»

Программы и методики преподавания, которые отбивают у детей всякую охоту познакомиться с татарским языком, — вот корень проблемы, считает наш собеседник. Их Гильмутдинов предлагает пересматривать, перекраивать и улучшать: «Сейчас они тяжелые и неинтересные. Может, татарскую литературу дать на русском языке, чтобы они знали Тукая? Может, дать историю Татарстана? Они же историю Татарстана не знают». При этом изучение татарского языка должно быть сосредоточено не просто на начальной школе, а упор надо делать еще с детского сада. «Нужно начинать в детском саду, начальной школе. Ребенка надо в язык вовлечь. Даже для татарских детей программы сложные, не надо им со 2-го класса грамматику. Надо обучать в игровой форме, заинтересовать.  Надо вовлечь ребенка в язык и потом вести, а мы сразу: „Давай, сдавай“», — считает Гильмутдинов. «Если с ребенком до пяти лет заниматься, то можно и два, и три, и четыре языка знать. Еврейские программы нацелены на то, чтобы работать с ребенком до пяти лет“», — говорит депутат Госдумы РФ. «Я сторонник того, чтобы больше часов было в начальных классах и детском саду. А постарше нужно уже отпускать», — подтверждает свою позицию наш собеседник.

Настоящим подтверждением успеха в преподавании татарского языка русскоязычным детям в итоге станет их способность, выпустившись из школы, изъясняться на бытовом уровне. «Если будут знать на бытовом уровне и на уровне общения, то это было бы большое достижение... Я хочу, коли мы их учим, чтобы они знали. А пока число таких выпускников очень незначительно», — печалится Гильмутдинов. Сам думец из РТ настаивает, что все это лишь его личная позиция, однако «БИЗНЕС Online» уже писал о том, что новые программы и стандарты преподавания татарского языка уже зреют в недрах минобрнауки РТ, причем во многом совпадая с тезисами, которые публично озвучивает председатель комитета Госдумы по делам национальностей.

«ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ НЕ ГОВОРИЛ О ТОМ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ИЗУЧАТЬ РОДНЫЕ ЯЗЫКИ»

В общем, Гильмутдинов фактически подтвердил, что Татарстан не собирается полностью сдавать свои позиции в языковом вопросе. Он не согласен с тем, чтобы татарский язык в республике остался только в качестве факультативного предмета. При этом школьникам из татароязычных семей в любом случае ничего не грозит. «Президент России не говорил о том, что нельзя изучать родные языки», — отмечает Гильмутдинов, комментируя известное заявление Владимира Путина, сделанное летом в Йошкар-Оле, о добровольном изучении неродных для школьников языков. «Речь в данном случае идет о русскоязычных ребятах. Вот эту тему надо разрулить», — считает он и заявляет тезисы, высказанные выше.

При этом председатель комитета Госдумы по делам национальностей заверил наше издание: он продолжает отстаивать позицию о том, что любой школьник вправе сдавать итоговые экзамены на родном языке. «Я поддерживаю ЕГЭ на родном языке. Но принятие и внесение таких поправок потребует тщательного обсуждения и с правовой точки зрения тщательной подготовки. Это еще несет и финансовые затраты», — заявил он. При этом главный вопрос, по мнению депутата, в том, готовы ли сами регионы предоставить школьнику такое право. «Чтобы ЕГЭ сдать, нужны КИМы по каждому предмету. Если мы дадим ребенку право сдать ЕГЭ на родном языке, то у нас должны быть по всем языкам КИМы и люди, которые будут готовы эти экзамены принять. Готовы мы к этому?» — задается вопросом депутат, ответ на который сегодня очевиден — нет.

Как вариант Гильмутдинов предлагает принять норму, которая формулировала бы  право региона организовывать ЕГЭ на родном языке, но лишь в том случае, если сам субъект сможет это обеспечить. «Если мы дадим право, а школа скажет, что нет возможности, то мы просто школьную систему ввергнем в судебные процессы. Я говорю о том, чтобы у ребенка было право, а не о том, чтобы сдавать в обязательном порядке», — считает депутат.