Почему в конце нулевых эксклюзивных машин в Татарстане было больше, чем сейчас, и на чем передвигаются местные сильные мира сего, знает студент Сергей Ильин. Его хобби — фотографировать бизнесменов и чиновников за рулем своих автомобилей. О последствиях желания заснять кортеж Дмитрия Медведева, трудности сделать автомобильное фото с Владимиром Путиным и других тонкостях своего увлечения Ильин рассказал «БИЗНЕС Online».
Больше всего в коллекции у Ильина фотографий, на которых за рулем президент Татарстана Рустам Минниханов
«Я БЫЛ СВИДЕТЕЛЕМ ТОГО, КАК МИННИХАНОВ СЕЛ ЗА РУЛЬ АВТОМОБИЛЯ 1911 ГОДА И ОСВОИЛСЯ МГНОВЕННО...»
Сергей Ильин — студент. После того как получил образование физика, он решил еще отучиться на историка и сейчас оканчивает магистратуру. У него всегда был интерес к автомобилям, а свои первые фотографии начал делать на мобильный телефон в конце нулевых. В объектив попадали редкие модели авто, каких тогда в Казани было больше, чем сейчас. Однако процесс этот настолько увлек молодого человека, что пришлось разбираться в тонкостях зеркального фотоаппарата, который без дела лежал дома, и новое хобби неожиданно заиграло совсем другими красками.
— Изначально моя цель была снимать необычные автомобили или редкие их модели. И так уж получилось, что самое интересное из автопрома присутствует в гаражах у политиков и VIP'ов. Поэтому стал больше обращать внимание не только на технику, но и на то, кто ей управляет. И одно увлечение перетекло в другое. Поначалу специально я за машинами VIP'ов не охотился. Просто фотографировал то, что видел на улице, в потоке. Сегодня с развитием СМИ, социальных сетей можно гораздо быстрее узнать, что появилось в городе новенького и интересного в плане автомобилей, — рассказывает наш собеседник.
Первым чиновником, которого Ильин смог распознать на своих фотографиях, оказался спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, пассажир BMW. Сегодня у Сергея свыше тысячи фотографий с известными персонами разного уровня. Часть снимков можно увидеть в «Инстаграме», некоторые распространяются в узком кругу друзей, но никакого бизнеса Ильин из своего хобби пока не делает. Вполне возможно, что кто-то из сильных мира сего захотел бы приобрести его работы, однако у самого фотографа нет доступа к VIP'ам. Зато без пяти минут историк может рассказать о предпочтениях татарстанских бизнесменов и политиков. К примеру, Александр Колесов и Ирек Богуславский предпочитают ездить за рулем Mercedes-Benz S-klasse, а Талия Минуллина поменяла Ford на Audi A8.
По наблюдениям Ильина, Mercedes — самая популярная марка автомобиля среди чиновников. Правда, до того момента, пока в Казани не было дилерского центра компании, на улицах города эта марка встречалась существенно реже.
Талия Минуллина поменяла Ford на Audi A8
Больше всего в коллекции у Ильина фотографий, на которых за рулем президент Татарстана Рустам Минниханов.
«Чувствуется, что президент неравнодушен к автомобилям, — говорит фотограф. — Он ими увлекается. Я неоднократно видел, когда он на специализированных автофестивалях легко управляется с авто- и мототехникой вне зависимости от года выпуска, чувствуется, что с техникой президент на „ты“. Я был очевидцем того, как на одном из ретрофестивалей Рустам Нургалиевич сел за руль векового автомобиля Brush 1911 года и ни разу не заглох, без проблем тронулся с места. Хотя у машины совершенно иное управление, по-другому организованы и коробка передач, и сцепление. Это, конечно, очень интересно. Вообще, тех людей, кто профессионально занимается автоспортом, можно чаще встретить за рулем. Взять тех же братьев Шаймиевых: их и в обычной жизни проще увидеть за баранкой».
«Взять тех же братьев Шаймиевых: их и в обычной жизни проще увидеть за баранкой»
«БЫВАЛО, ЧТО И В ОТДЕЛЕНИИ ПОЛИЦИИ МНЕ ПРИХОДИЛОСЬ ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ»
Если раньше Ильин просто выхватывал автомобили с известными людьми, то сегодня, чтобы заснять чиновников первого эшелона, иногда приходится путешествовать в другой город.
«Естественно, увидеть публичную персону за рулем машины — это непредсказуемое событие. Никто никогда не скажет наверняка, что вот сейчас по такой-то улице проедет за рулем кто-то из чиновников. У всех у них есть свои водители. Но из тех же СМИ можно узнать информацию о каком-то событии, куда будут собираться сильные мира сего. Это очень помогает. И в нашем сравнительно небольшом городе не так много мест, где могут проходить подобные мероприятия», — он.
Однако охота за первыми лицами государства иногда может принести результат. Дмитрий Медведев неоднократно попадал за рулем автомобиля в объектив камеры Ильина как в Казани, так и в Чебоксарах, куда Сергей специально ездил ради своего хобби. В столице Татарстана первое фото было сделано 9 июня 2012 года, около IT-парка; потом — в марте 2014 года в ходе посещения Казанского авиационного завода и открытия железнодорожного вокзала на Воровского. А последний по времени визит был в мае этого года, когда премьер-министр России участвовал в съезде глав правительств стран СНГ.
«Охрана реагирует на мои действия по-разному, — говорит фотограф-любитель. — Напрямую с охраной президента Татарстана или премьер-министра России не общался, в основном контактировать приходится с сотрудниками полиции, которые расставлены по городу. По всей видимости, все зависит от указаний, которые им дает служба охраны чиновников, и их личного отношения к съемке. Кто-то не видит никакой проблемы, чтобы я сделал пару снимков, благо никаких препятствий с точки зрения законодательства нет, а кто-то считает, что съемка кортежа запрещена. Люди разные, не могу сказать, что полицейские всегда идут навстречу. Как правило, первая реакция в силу профессии — лучше применить ограничительные меры. Бывало, что и в отделении полиции мне приходилось проводить время, поскольку кому-то из правоохранителей показалось, что моя деятельность может быть контрпродуктивной. Так, к примеру, произошло во время недавнего визита в Казань Дмитрия Медведева. Мне пришлось пообщаться с отделом по борьбе с экстремизмом. Мне, конечно, показался странным их интерес к моей персоне. Вполне возможно, что было указание просто тянуть время, поскольку отпустили меня только тогда, когда премьер-министр выполнил намеченную программу пребывания в столице республики».
По словам Ильина, Владимира Путина фотографировать не приходилось: «Я вообще не слышал, чтобы он регулярно ездил за рулем в ходе региональных визитов. Это штучные случаи. На Валааме были кадры, когда он выходит из-за руля автомобиля, эстакаду в Питере открывал — был замечен за рулем Mercedes. Но полноценных фотографий, где Путин за рулем, не так много. Есть кадры со стороны журналистов кремлевского пула, но, чтобы кто-то со стороны фотографировал, такого я не знаю».
Александр Колесов был замечен и за рулем Bentley
«МНОГИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ДАЖЕ НЕ ЗАВОЗЯТ СВОИ НОВЫЕ АВТОМОБИЛИ В РОССИЮ, ЕСЛИ РЕЧЬ ЗАХОДИТ О ШТУЧНЫХ ЭКСКЛЮЗИВНЫХ ПРОДАЖАХ»
Ильин уверен, что в середине нулевых, возможно, количество самих машин было меньше, но эксклюзивных было куда больше, чем сейчас.
«Парадокс объясняется тем, что официальных дилеров не было, и на том, что завезли в страну через морские порты из-за границы, и ездили, — говорит наш собеседник. — Сейчас люди подходят к вопросу прагматично. Они даже не будут покупать автомобиль, если у него нет официального дилера, чтобы не заморачиваться с обслуживанием машины. Покупают то, что сейчас в Москве дилер предлагает. Но уменьшение эксклюзивных авто на дорогах связано еще и с тем, что в последние годы ввели определенные ужесточения к новым машинам. К примеру, сейчас по законодательству все новые автомобили должны быть оборудованы навигационной системой „ЭРА-ГЛОНАСС“. Есть определенные требования, по которым производителю необходимо пройти два краш-теста. А если модель действительно эксклюзивная и стоит немалых денег? Многие производители просто не завозят теперь в Россию свои новинки, потому что это может не окупиться, если продажи будут штучными. Еще одна тенденция — сегодня даже топовые производители увеличили производство эксклюзивных машин, от этого их уникальность падает, зато прибыли завода растут. Это закономерность...»
Анастасия Колесова тоже сама водит машину
Что касается ретроавтомобилей, то в последние годы, по мнению Ильина, наметилась тенденция реставрации машин и придания им аутентичного вида. Ныне это касается не только продукции Горьковского автозавода, как было в недавнем прошлом. Сегодня модные направления в тюнинге способствуют реанимации «копеек» и «двоек». А вот по-настоящему удивительных ретромашин иностранного производства в Казани мало. Без должного ухода с годами их состояние не улучшается. И чем машина становится старше, тем ценнее.
Самому же Сергею больше нравятся итальянские машины — Ferrari, Lamborghini... До недавнего времени в Казани их не было. В 2011 году появилась первая Ferrari черного цвета, спустя несколько лет — Lamborghini. Он считает, что такие машины никого не оставляют равнодушными. Подобная техника впечатляет и по мощности, и по внешнему виду, и по тиражу, хотя на сегодняшний день это не самые передовые марки на рынке.
Футболист «Рубина» Рифат Жемалетдинов (справа) и его Jaguar
Через СМИ проще отслеживать появление подобных машин. Например, именно в прессе написали, дескать, футболист «Рубина» Рубен Рочина всегда мечтал о Rolls-Royce и, лишь играя в Казани, смог себе его позволить. Не секрет же, что наиболее роскошные машины покупают молодые люди, связанные со спортом или шоу-бизнесом и большими доходами. Это автогонщики, футболисты, теннисисты, звезды кино. А бизнесмены — люди, умудренные опытом, — стараются меньше светиться на страницах газет за рулем таких машин, поскольку для них подобный аппарат в бóльшей степени экспонат в коллекцию, нежели средство передвижения. Обладание определенными моделями — это тоже элемент престижа.
Еще одна каста машин, которая пока в диковинку в нашей стране, — электромобили. Самые яркие представители этого сегмента принадлежат американскому бренду Tesla Motors. Пока в Татарстане есть три Tesla. Одна (красная) — у Дмитрия Еремеева, главы группы компаний Fix, темно-синяя тоже у бизнесмена, имени которого Ильин не знает, и, по данным Сергея, один автомобиль (темно-коричневого цвета) находится в Набережных Челнах. Якобы куплена машина была для того, чтобы разработчики «КАМАЗа» могли проанализировать, насколько она прогрессивно устроена.
Если сравнивать Казань по количеству уникальных автомобилей с похожими по статусу регионами, то Екатеринбург ее обходит по этому показателю. «Мне кажется, что это из-за того, что сам город крупнее. И тех людей, которые владеют доходным бизнесом, больше, поскольку это центр промышленности. С другой стороны, возможно, что в Татарстане другой менталитет. Тут не принято выставлять напоказ свое благосостояние», — считает фотограф-любитель.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.