КВЗ передал Государственной транспортной лизинговой компании два очередных вертолета для санитарной авиации КВЗ передал Государственной транспортной лизинговой компании два очередных вертолета для санитарной авиации

МЕДЭКСПАНСИЯ «АНСАТА»

В минувшую пятницу КВЗ передал заказчику — Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) — два очередных вертолета для санитарной авиации. Первый — Ми-8МТВ1 пойдет в АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд». Второй — «Ансат» (в переводе с татарского — «простой») — будет летать в интересах Псковской областной клинической больницы.

Особо радует передача именно «Ансата» (все-таки Ми-8 — «накатанный» продукт) — за последний год эта разработка конструкторского бюро КВЗ хорошо продвинулась на рынке. Причем сдача машин идет регулярно. Крайняя была передана 2 сентября. На сегодня медицинские «Ансаты», насколько можно понять, заказаны по трем контрактам. Первый, на 6 «Ансатов», был заключен между «Вертолетами России» (ВР) и ГТЛК 27 декабря 2016 года. В рамках него небесная скорая помощь уже залетала в Волгоградской, Курганской и Кировской областях (таким образом, псковская машина стала четвертой). Стоимость одного вертолета по этому контракту — 222 млн рублей, ежемесячный лизинговый платеж — 2,3 миллиона. А вообще первым «Ансатом» санавиации стала машина, переданная минздраву РТ в октябре 2016 года.

Плюс к этому на МАКСе-2017 ГТЛК и ВР заключили контракт на поставку в 2018 году еще 12 медицинских «Ансатов». Также такие машины, предположительно, будут превалировать среди 8 «Ансатов», которые поставят в Китай.


Российские санитарные «Ансаты» производятся под приоритетный проект «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации». В соответствии с ним в 2017 году 34 российских региона получат на развитие санитарной авиации 3,3 млрд рублей федеральных субсидий, аналогичные деньги будут выделены в 2018 - 2019 годах, а с 2020-го субъекты будут самостоятельно финансировать эту сферу.

Как можно понять, параметры проекта вертолетный холдинг устраивают не в полной мере. «На сегодня в нем участвуют только 34 региона, мы же считаем, что санитарная авиация должна работать во всех субъектах», — заявил в беседе с «БИЗНЕС Online» помощник генерального директора ВР Дмитрий Сергеев. По его словам, первые поставленные медицинские «Ансаты» уже доказали свою супервостребованность, например, в Волгограде и в Кирове, где они уже вовсю спасают людей. По мнению экспертов холдинга, минимальная потребность России в медицинских вертолетах среднего и малого класса — 60 Ми-8 и 60 «Ансатов».

Радует и то, что сами медицинские модули для Ми-8 и «Ансатов» тоже поставляет татарстанское предприятие — ООО «Казанский агрегатный завод». По словам Сергеева, никаких нареканий к его продукции нет, есть только предложения по улучшению, например, необходимы дополнительные кислородные баллоны. Как сообщил «БИЗНЕС Online» генеральный директор предприятия Георгий Муштаков, наблюдается увеличение интереса к медицинским модулям. Если в 2016 году компания поставила 6 единиц такого оборудования, то в 2017-м уже есть контракты на 6 модулей для «Ансатов», 28 — для Ми-8 и 7 самолетных.

Российские санитарные «Ансаты» производятся под приоритетный проект «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации»

ЗА ДВА ГОДА ВЫРУЧКА УПАЛА В ЧЕТЫРЕ РАЗА

Медицинская вертолетная программа подоспела (или была пролоббирована вертолетостроителями) весьма вовремя. Согласно квартальной отчетности, за первые 6 месяцев 2017-го его выручка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 47% с 12,9 млрд до 6,9 млрд рублей. К слову, в первом полугодии 2016-го была аналогичная история — выручка тоже упала вдвое. В отчете за 2016 год это объяснялось снижением объемов реализации продукции. Иначе говоря, заказов у предприятия стало меньше. Судя по всему, в этом году ситуация ухудшилась. В 2015 году, самом наваристом для КВЗ за послекризисные годы при проектной мощности завода в 135 условных машинокомлектов он был загружен лишь на 53,7%, то есть чуть больше чем наполовину. Исходя из этих цифр и данных по падению выручки, можно предположить, что в первой половине 2017-го загрузка КВЗ составляет мизерные 14% от проектной мощности.

Но отметим, что даже при таком колоссальном падении объемов производства завод сократил численность персонала только на 9% (на 581 человека) до минимальных за 9 лет 5878 сотрудников. Фонд начисленной зарплаты вырос на 1 млн рублей до 1,343 млрд, что привело к росту средней зарплаты в январе —июне 2017 года на 3,5 тыс. рублей до 38,1 тысячи. Словом, менеджмент КВЗ в нынешних непростых условиях пытается сохранить костяк коллектива.

Даже при колоссальном падении объемов производства КВЗ сократил численность персонала только на 9%

Поскольку себестоимость уменьшилась только на 15% до 6,7 млрд рублей, валовая прибыль КВЗ рухнула на 5 млрд (на 80%) до 6,2 млрд рублей. Впрочем, надо отдать должное, основательно сократились накладные расходы. Так, коммерческие расходы (хранение, транспортировка, сбыт) были урезаны на 70% до 550 млн рублей. Опережающее сокращение коммерческих расходов относительно падения выручки показывает, что у завода нашлись существенные резервы в логистике. Скромнее были достижения в оптимизации управленческих затрат, которые урезали только на 34% до 684 млн рублей. Порадовало улучшение баланса прочих статей. Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов сократилось в 10 раз до 312 млн рублей.

Тем временем процентные выплаты КВЗ хотя и сократились на 16 млн рублей, составили весомые 1,17 миллиарда. Такая сумма обусловлена ощутимой долговой нагрузкой завода: кредитный портфель потяжелел на 3 млрд рублей до 24,45 млрд, и это рекордный для КВЗ объем займов. Напомним, завод привлекал средства для двух проектов по техническому перевооружению. Первый заканчивается в 2018 году и оценивается в 10,5 млрд рублей, второй (1,9 млрд) завершат в 2019-м.

Острый дефицит заказов обусловил рост чистого убытка КВЗ на 55% с 821 млн рублей за январь — июнь 2016 года до наихудшего за последние 8 лет полугодового показателя в 1,274 миллиарда.

По словам Вадима Лигая, «очень большой интерес» к «Ансатам» демонстрируют силовые структуры — МВД, Росгвардия и МЧС

«СИТУАЦИЯ МЕНЯЕТСЯ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ»

Но очевидно, что один лишь медицинский проект столь важную для КВЗ программу «Ансат» не вытянет. По словам Сергеева, у «Ансата» «потрясающий потенциал» и единственный минус — не особо высокая интенсивность выпуска. Но, насколько можно понять, генеральный директор КВЗ Вадим Лигай не совсем согласен с этим тезисом. «БИЗНЕС Online» поинтересовался у него, кого дальше после минздрава будут окучивать вертолетчики. По его словам, «очень большой интерес» демонстрируют силовые структуры — МВД, Росгвардия, а также МЧС. «Если бы у них были средства, они бы уже покупали», — заверил гендиректор. По словам источника «БИЗНЕС Online» в отрасли, «МВД, а теперь Росгвардия, хотели много „Ансатов“, в том числе с системами быстрого десантирования». Но дело пока застопорилось.

Как будет покупаться «Ансат», зависит не только от добровольно-принудительной системы его приобретения, какую мы наблюдаем на примере минздрава, но и от расторопности самого КВЗ. «По программе „Ансат“ под влиянием разного рода причин ситуация меняется в лучшую сторону, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ эксперт по вертолетной тематике старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев. — Однако это длительный процесс. Первая отметка — „100“ — не пройдена. Впрочем, на данном (начальном) этапе определяющий фактор даже не численность, а „безболезненность“ ввода программы в эксплуатацию. И здесь важно, насколько не только вертолет, а вся система эксплуатации (персонал, документация, средства наземного обслуживания) готова к работе, насколько она способна быстро решать возникающие проблемы по обеспечению безопасного и интенсивного использования машин».

Первые поставленные медицинские «Ансаты» уже доказали свою супервостребованность, например, в Волгограде и в Кирове, где они уже вовсю спасают людей

При этом, по мнению Матвеева, поскольку у программы «Ансат» есть и недостатки (ценовые, конструктивно-производственные, логистические, кадровые), некоторые богатые регионы не откажутся от приобретения для своих медиков и иностранных вертолетов (такие машины летают, например, в Москве), хотя и сильно сократят такие покупки. «Во-первых, с точки зрения эффективности санитарные вертолеты могут быть и другой размерности, например, более легкие, — говорит эксперт. — Во-вторых, конкуренция „Ансату“ не помешает».

Также в обозримом будущем может порадовать казанских вертолетостроителей и программа Ми-38. Как напомнил в беседе с «БИЗНЕС Online» Лигай, уже есть контракт с минобороны. Кроме того, по его словам, «есть ряд госструктур, которые запланировали закупки этих вертолетов, и мы начинаем их изготавливать в следующем году».