УРОЖАЙ-2017: НЕ МЕНЕЕ 110 МЛН Т ЗЕРНА

Гостем правительственного часа в Госдуме РФ накануне стал министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. В первых строках своего доклада Ткачев поблагодарил депутатов за увеличение финансирования сельского хозяйства на 2017 год до 242 млрд рублей. Далее он плавно пришел к теме уборки урожая: «Сезон в этом году выдался сложным из-за неблагоприятных погодных условий, весенних заморозков, холодного лета, града и разлива рек, у ряда регионов были опасения насчет урожая». Тем не менее после уборки 2/3 посевных площадей собрано 105 млн т зерна, средняя урожайность — 30 центнеров с гектара. Но осень с ее заморозкам и дождями непредсказуема, так что министр пока сохраняет консервативный прогноз на конец уборочной кампании в стране — 110 млн т, хотя в дальнейшем участники встречи называли более оптимистичные прогнозы — до 130 млн тонн. Напомним, Татарстан в закрома страны уже внес 4,3 млн т зерна, но уборка еще не завершена. В любом случае в стране созрел один из лучших за последнее время урожаев. Для сравнения: в 2016 году было собрано 120 млн т зерна, в 2015-м — 104, в 2014-м — 105, в 2010 году — 62 млн тонн.

Холодная погода и дожди отсрочили созревание овощей, но в целом урожай по ним хороший, успокоил министр. Активно, по его словам, идет закладка садов и виноградников, что позволит «через пять лет заместить импорт основных фруктов: яблок, груш и винограда». «Снижение НДС с 18 до 10 процентов на продажу плодов, ягод и винограда могут и дальше увеличивать площадь и объемы производства», — порадовался Ткачев. А если господа депутаты поддержат инициативу засчитывать уплату единого сельскохозяйственного налога как платеж НДС, то и вовсе в перспективе, по словам министра, «нас ждет не страна», а сад, тем более что и тепличное хозяйство растет и ширится.

Да и в остальном все хорошо. Инвестиции растут, рентабельность сельхозпредприятий превысила 17%, доля прибыльных предприятий — 87%. Импорт продовольствия падает, а экспорт растет, на полках магазинов превалируют российские продтовары, радовал Ткачев.


ЕЩЕ РАЗ О ПАЛЬМОВОМ МАСЛЕ: «НЕ БУДЕТ МОЛОКА — БУДЕМ ПИТЬ ВОДУ, НО НЕ ВОЗИТЕ ЭТУ ОТРАВУ!»

Далее перешли к вопросам министру. Николай Харитонов из КПРФ вспомнил давнюю инициативу президента РТ Рустама Минниханова по искоренению пальмового масла из рациона россиян: «Когда мы прекратим поставку технического пальмового „масла-молока“ в Россию?! Не будет молока — будем пить воду, но не возите эту отраву!»

Ткачев заметил, что в РФ сейчас закладывается более 90 новых молочных комплексов на 100 тыс. поголовья коров, что даст прирост в 500 тыс. т молока в год. Однако это не отбивает охоту возить «пальму». Килограмм пальмового масла стоит в три раза дешевле молока, так что неудивительно, что «ловкачи пытаются его применить в производство, продавая за цену молока». Но задачей власти министр видит вовсе не запрет пальмового масла (кстати, диетологи не видят в нем ничего вредного), а лишь наведение порядка с маркировкой: вот — молочная продукция с растительным жиром, вот — с натуральным молоком. Причем, по мнению Ткачева, следует написать все это крупными буквами на каждой упаковке. Но, по его словам, не все страны ЕврАзЭС идут навстречу этой инициативе.

Кирилл Черкасов из ЛДПР заявил, что его фракция поддерживает инициативу Минниханова о недопустимости штрафования фермеров за отсутствие лицензии на обращение с навозом.  Вместе с тем он заметил, что проблема утилизации отходов животноводческих комплексов в целом по стране не решена. «Какой ущерб природе наносят птицефабрика „Акашево“ в Марий Эл или свиноводческий комплекс „Дороничев“ в Кировской области, построившие объекты рядом с городом, — а это отходы 3-го и 4-го классов!» — припомнил депутат и потребовал у Ткачева отчета по «навозному» вопросу.

«Была бы моя воля, я бы всех ото всего освободил», — пытался отшутиться Ткачев. И в итоге ответил, что называется, и нашим и вашим: мол, о здоровье сограждан мы должны заботиться, но и производителей штрафами не обирать до нитки. 

Вячеслава Володин (справа): «Почему регионы, где все благоухает, получают огромные средства, а там, где скудные почвы, — меньше. Нет прозрачности в этом вопросе» Вячеслава Володин (справа): «Почему регионы, где все благоухает, получают огромные средства, а там, где скудные почвы, — меньше. Нет прозрачности в этом вопросе» Фото: duma.gov.ru

«МНОГО ХЛЕБА — ПРОБЛЕМА, МАЛО ХЛЕБА — ПРОБЛЕМА» 

Единоросс Владимир Плотников заговорил о необходимости зерновых интервенций, надежду на которые в Татарстане накануне фактически похоронил министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов. «Небывалый урожай — это здорово, но он обвалил цену на зерно, и сейчас это одна из основных проблем, которая интересует большинство крестьян в стране. Надо как можно скорее развернуть интервенции, чтобы больше доходов осталось у крестьян», — призвал Плотников.

«Много хлеба — проблема, мало хлеба — проблема, но лучше больше, чем меньше», — отозвался Ткачев. Он не стал обещать щедрых государственных интервенций и все больше склонялся к интенсификации экспорта. «Есть договоренность с РЖД и минтрансом, нужно найти 3 миллиарда рублей, чтобы обнулить тарифы на перевозку зерна, особенно это касается Поволжья, Урала, Сибири, для того чтобы трейдеры, которые возят зерно на экспорт, покупали его именно с этих территорий», — дал Ткачев надежду, что зерно не сгниет на элеваторах. По его словам, это поможет «снять с рынка» 2–3 млн т зерна, что стабилизирует цену. Напомним, накануне Ахметов заявлял, что только в РТ в этом году останется около 1 млн. т «свободного» зерна на продажу. «Мы приблизим цену к экспортной, она сегодня составляет 7–8 тысяч рублей за тонну пшеницы третьего класса», — заявил Ткачев, намекая на необходимость поддержки депутатов в этом вопросе.

У спикера Госдумы Вячеслава Володина были свои каверзные вопросы. «Хотелось бы услышать, почему регионы, где все благоухает, получают огромные средства, а там, где скудные почвы, — меньше. Нет прозрачности в этом вопросе», — недоумевал глава парламента. Позже его поддержал коллега-единоросс, депутат Сергей Неверов: мол, Смоленская область получает господдержку в 100 млн рублей, а сравнимая с ней Мордовия — 600 млн рублей. «Где объективные причины?» — удивились единороссы. Ткачев готов был отвечать с места в карьер — по его словам, с южных регионов он и так уже снял всю погектарную поддержку, но Володин остудил его пыл и предложил приберечь аргументы до одного из ближайших правительственных заседаний.

«ВЫ ВСЕРЬЕЗ ПРЕДЛАГАЕТЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ ПОЛЕТЫ ПЧЕЛ?»

Иван Сухарев из ЛДПР озаботился темой гибели пчел в этом году и решил поддержать их... законопроектом. «Если на земле не будет пчел, то через четыре года исчезнет и человек. Не будет  пчел — не будет опыления, не будет растений, не будет животных. Как итог — не будет и человека», — заявил Сухарев. По его словам, в Башкортостане в этом году произошел массовый мор пчел — погибло до 90% этих насекомых. Депутат отметил, что законодательство о пчеловодстве в регионах очень пестрое, нередко возникают путаницы. «Не считаете ли вы, что нужен единый федеральный закон о пчеловодстве?» — заявил он.

Ткачев согласился с посылом: дескать, нужен закон — разрабатывайте. Интересно, что позже «пчелиной» тематикой озаботился еще один депутат. «Хотел бы вернуться к теме пчел — до сих пор они летают, не имея никакого закона!» — скаламбурил справоросс Василий Белоусов. «Вы всерьез предлагаете регламентировать полеты пчел? — с хитрым прищуром уточнил спикер Володин, — Пчеловоды пока не летают, надо разделить пчел и пчеловодов». На этом тема меда на заседании была закрыта. Но за юмористическими отступлениями, к сожалению, была забыта главная тема выступления Белоусова. Он заострил внимание на том факте, что новый порядок кредитования сельхозпредприятий под 5% годовых, который должен был облегчить жизнь крестьян, принес одни разочарования для мелких фермеров. Дело в том, что операторами программы были выбраны в основном крупные федеральные банки — в итоге кредиты получили крупные агрохолдинги, а мелкие хозяйства — отлуп: мол, знать вас не знаем и кредитов вам не дадим.

«Давайте тогда примем закон о кредитовании крупных холдингов и пропишем, что мелких фермеров это не касается», — с горечью сказал Белоусов. Но проблемная тема, к сожалению, так и повисла в воздухе.


«ВЫ ПОЗОВИТЕ — СТО ГРАММОВ КОЛБАСКИ ВАШЕЙ ОДИН РАЗ В ЖИЗНИ Я СЪЕМ»

В целом парламентарии в начале осенней сессии были бодры и веселы. Вот и известный своим неоднозначным юмором лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский не смолчал. Начал он с критики качества продовольствия в магазинах: «Мы улыбаться должны, когда входим в магазин, но люди с ненавистью берут товары. Изобилие есть: колбасы, сыры, молочко — всего полно, а качества нет. Кушайте арбузы, с 15 августа можно, но все отравлены, везде нитраты! А потом говорят, что смертность выше рождаемости, — в первую очередь это плохое продовольствие».

«Вы скажите честно, вы чем питаетесь? — обратился он к Ткачеву. — У вас, наверное, свое подсобное хозяйство, как при советской власти. Вы позовите — сто граммов колбаски вашей один раз в жизни я съем». «Я прошу вас, Александр Николаевич, давайте приедем к вам, на чай с колбаской, приглашайте. Улюкаев поехал, давайте мы теперь...» — многозначительно продолжал Жириновский.

«Лучше об этом не мечтать, Владимир Вольфович, вы у нас политический долгожитель, вы едите то, что ест народ, а те, кто питались в спецбуфетах, вы знаете, чем закончили, и дальше надо быть ближе к народу. Лучше не привыкайте, а то мы вас потеряем», — поддержал шутку спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Ткачев коварную колбасную тему дипломатично обошел стороной, но заверил, что сделает все, чтобы «накормить свой народ и свою страну». «Нам уже ничто не помешает это сделать», — заявил он.