Проинспектировать ход строительства в «Салават Купере» сегодня приехала целая делегация Госсовета во главе с Рафисом БургановымФото: Лилиана Набиуллина

ДО КОНЦА СЕНТЯБРЯ В КАЗАНИ РАССЕЛЯТ 897 «АВАРИЙЩИКОВ»

Проинспектировать ход строительства в «Салават Купере» сегодня приехала целая делегация Госсовета во главе с председателем комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Рафисом Бургановым. Выездное совещание комитета организовали аккурат по случаю заселения дома 10.7. А позднее на заседании комитета депутаты оживленно обсуждали качество чистовой отделки и микрорайон в целом.

«Это микрорайон высокой степени готовности, и жильцов не обманешь, сегодня нам никто ничего плохого не сказал, — заявил Бурганов. — Если какие-то задержки были, надо предпринять меры, чтобы мы в дальнейшем не отклонялись. Темпы работ позволяют нам быть уверенными в том, что программа этого года будет завершена, по крайней мере, до белых мух».

Домов, сдача которых запланирована на конец года, остается пять: три — в квартале 11 (подрядчик — ПСО «Казань»), два — в квартале 12 (подрядчик — «Строитель+»). Остальные планируется достроить и сдать в сентябре, рассказал сегодня в ходе объезда микрорайона замминистра строительства РТ Ильшат Гимаев. К контрольному сроку — 15 сентября — «ГрейтСтрою» предстоит завершить еще два дома: это 10.1 и 10.3. Впрочем, застройщик в сроки укладывается, отметил замминистра, чего нельзя сказать о ПСО. Несмотря на то что журналистам продемонстрировали почти готовый дом 11.4, заселение которого запланировано на следующую неделю, за компанией остаются обязательства по завершению еще четырех домов. 

«Вторым домом пойдет 11.2 — мы ожидаем, что он будет завершен строительством к 15 сентября, тоже в сентябре ждем заселения и сдачи. По дому 11.3, я думаю, в конце сентября будет завершение строительно-монтажных работ. Остальные два дома « 11.1 и 11.5, конечно, в лучшем случае будут завершены СМР в ноябре и как раз, наверное, будут сданы до конца года. Другого нет — в этом году первая очередь должна состояться сто процентов», — подчеркнул Гимаев. На стройке уже третий месяц трудятся по 1,5 тыс. человек, поэтому проблем возникнуть не должно, оптимистично заверил он собравшихся. Директор компании «Барсэлитстрой+» Джаудат Камалов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» тем не менее не исключил, что для ускорения строительства в 11-м квартале к достройке могут привлечь и его компанию. Тем более что свою задачу — завершить к сентябрю дом 12.4 — подрядчик выполнил. Дома №10.2, 11.4, 12.1 и 12.5 также укладываются в «контрольный срок».

«Это микрорайон высокой степени готовности, и жильцов не обманешь, сегодня нам никто ничего плохого не сказал»
Фото: Лилиана Набиуллина

Отдельного упоминания удостоились социальные объекты. Так, Гимаев рассказал, что к сентябрю 2018 года в Салават Купере» планируется сдача школы на 1224 места. «Она как раз находится в центре первой очереди, и мы считаем, что эта школа снимет остроту проблемы по школьным местам — как в первой очереди, так и во второй. На 7-й, 8-й кварталы школьных мест должно хватить», — отметил замминистра. Детских садов же хватать, очевидно, не будет — спасительную роль должны сыграть помещения, «заложенные» на первых этажах домов.

«Я дал себе зарок — на будущее ничего не говорить, — отшутился исполнительный директор Госжилфонда при президенте РТ Талгат Абдуллин в ответ на вопрос журналистов, подорожает ли квадратный метр  в домах, которые будут сдаваться в „Салават Купере“ ближе к концу года. — Я же тоже у вас могу спросить, какая будет погода. Знаю, что холодно будет зимой», — привычно сыпал он метафорами. 

«С этими домами мы по Казани решаем самую главную проблему — это аварийное жилье. При этом уровень жилья, как видите, абсолютно не аварийный», — заметил Абдуллин, вместе с комиссией проинспектировав состояние нескольких квартир в новых домах. Всего количество «аварийщиков» по Казани достигает 897 человек. Часть из них уже заселились в новые дома по улице Гафури, оставшиеся в приоритетном порядке расселяются в «Салават Купере», рассказал глава фонда. Жителям муниципальных квартир жилье предоставляют безвозмездно, всем остальным — по выкупной цене в 31 тыс. рублей за квадратный метр, уточнил он в беседе с журналистами.

Талгат Абдуллин (в центре) Талгат Абдуллин (в центре): «Мы не находим понимания со стороны муниципальной власти» Фото: gossov.tatarstan.ru

«САМОЕ ДЕШЕВОЕ ТЕПЛО В КАЗАНИ — В «САЛАВАТ КУПЕРЕ»

На заселении дома 10.7 не обошлось-таки без ложечки дегтя: Абдуллин «обрадовал» жильцов, что в первое время добираться до подъездов они будут в темноте — договор с муниципалитетом еще не заключен. «Казанский муниципалитет должен из бюджета платить деньги за наружное освещение. Договор пока еще не заключен, но надо будет это сделать, чтобы было удобно», — честно предупредил он новоселов. А в ходе заседания в Госсовете глава Госжилфонда пожаловался: на безвозмездную передачу дорог и сетей освещения муниципалитету уходит до трех-четырех месяцев с момента сдачи объекта. «Мы не находим понимания со стороны муниципальной власти», — удивлялся Абдуллин. 

Вопрос стоимости теплоснабжения тоже сильно волнует главу ГЖФ. «В прессе недавно писали, что в „Салават Купере“ самое дорогое тепло. Ошиблись опять, конечно! Самое дешевое тепло в Казани — в „Салават Купере“, — заверил он журналистов. — Оно дешевле, потому что источником тепла является ТЭЦ-3. Если бы она была загружена полностью, то, наверное, часть Казани тоже бы снизилась в цене». Госжилфонд был вынужден сам прокладывать в микрорайон все коммуникации, отметил Абдуллин. Обычно этим занимаются поставщики энергетики, а в данном случае фонд совместно с ТАИФом создал компанию, которая взяла на себя вопросы инвестирования, в том числе на средства жилищного фонда.

Впрочем, напомним, что пару лет назад на заседании комитета Госсовета РТ Талгата Мидхатовича-таки прорвал этот «тарифный вопрос». «Каким образом мы обеспечим первую гигакалорию при тарифе, который вы называете, в 500 рублей? Это же невозможно эксплуатировать, явная авария будет!» — говорил он. Глава ГЖФ предложил поднять тарифы и сегодня. Самый острый вопрос, который стоит перед фондом, — возврат инвестиций в сети, отметил Абдуллин. Средства, выделенные на строительство сетей (а это примерно 2,3 млрд рублей), должны возвращаться обратно — чтобы на них можно было содержать эти самые сети и развивать новые. Схема, по словам главы фонда, сегодня уже разработана. Но для этого необходимы изменения в тарифной политике и в порядке расчетов. «Если бы даже тариф был как в Казани в целом, у нас появились бы деньги, за счет которых мы могли бы дальше развивать сети и больше никогда не просить из бюджета деньги, строить сети для других объектов и таким образом обеспечивать развитие за счет внутренних ресурсов. Вот это, наверное, самая большая тема, которая сегодня обсуждается», — признался глава ГЖФ.

В «Салават Купере» построено 30 км сетей под канализацию и теплотрассы. «Мы же их не строили на те 9 домов, которые сейчас сдали. Какая отдача от этих сетей? Мы с ужасом видим, что период строительства не позволяет получать эффективность от этих проектов. Управляющие компании становятся банкротами. Они не способны содержать такое количество сетей. Надо предусмотреть гибкость тарифа», — упирал он. Абдуллин предложил уравнять тарифы с общеказанскими — сейчас в «Салавате» тепло дешевле процентов на 15. А вот потом, когда район заживет полной жизнью, их можно будет и снизить, помечтал он. 

Татьяна Прокофьева: «Удобнее иметь трамвай с интервалом движения в пять-шесть минут, а не электричку раз в полчаса или в двадцать минут»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТАКИЕ ВОПРОСЫ НАДО НЕ С КОНДАЧКА РЕШАТЬ»: КАК ПРОКОФЬЕВА И АБДУЛЛИН ПОСПОРИЛИ ПО ПОВОДУ ЭЛЕКТРИЧКИ В «САЛАВАТ КУПЕРЕ»

Разумеется, был поднят и вопрос транспортного обслуживания — в «Салават Купере» хотят пустить электричку. «Сроков на данный момент нет. Пока только принято решение, что будут строить, — рассказал Абдуллин корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Сейчас надо провести изыскания, сделать проект. Здесь очень сложно пройти — у нас здесь промышленная площадка, коммуникации, газопровод. Вдоль дороги на „Оргсинтез“ с правой и с левой стороны предусмотрена застройка, поэтому надо сделать так, чтобы электричка не уменьшала объемов строительства. Там еще надо покумекать», — подытожил он.

На комитете в Госсовете проблему транспортной доступности поднял депутат от КПРФ Артем Прокофьев. «Ездить надо уже сегодня: хоть электричка, хоть трамвай, — поддержал инициативу Бурганов. — Что там будет? Необходимы изыскательские, проектные работы. Год — это самый маленький срок, за который можно будет сделать»!

Свое мнение по этому поводу высказала главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. Как и городские перевозчики, главный архитектор нашла каскад аргументов против электричек. 

«Я слышала, что сейчас готовится решение в части обеспечения железнодорожным транспортом „Салават Купере“, что совершенно противоречит разрабатываемому генеральному плану. На самом деле этот вопрос у нас очень долго и давно обсуждался в совершенно разных кабинетах, с разными присутствующими. Мы, город, неоднократно докладывали о проблеме обеспечения транспортом „Салават Купере“. Конечно, проблема очень большая, но просто решать в кабинетах, что там должно быть — железнодорожный транспорт, трамвай, вертолеты и так далее, неправильно. Такие вопросы должны решаться профессионалами».

Прокофьева сообщила, что в самом начале разработки генерального плана до 2035 года город попросил проектировщиков уделить особое внимание поиску самой эффективной формы обеспечения транспортом этого жилого района.

«После рассмотрения самых разных вариантов, в том числе железнодорожного транспорта, метро и любого другого общественного транспорта, наши проектировщики и специалисты пришли к выводу, что самым правильным будет не железнодорожный транспорт туда приводить, а трамвай», — сказала Прокофьева. Электричка даже по существующему законодательству не может находиться в границах жилого района, добавила она. «Хочу попросить, прежде чем принимать окончательное решение по этому вопросу, провести глубокий анализ», — продолжала главный архитектор и перечислила негативные моменты прокладки железнодорожной ветки: широкая, стометровая полоса отвода, разрезание территории (а предлагаемый ж/д коридор проходит посередине района), сокращение перспектив строительства, остановка «садится» на территорию жилого района. Получается, что проектировщикам придется либо сокращать планы стройки жилья, либо ставить дорогие шумозащитные экраны плюс успокаивать возмущение, которое неизбежно возникает в таких случаях. Кроме того, придется как-то связывать перерезанные нити пешеходной доступности.

«Удобнее иметь трамвай с интервалом движения в пять-шесть минут, а не электричку раз в полчаса или в двадцать минут, — резюмировала она. — Кроме сокращения жилой застройки, которая произойдет неизбежно, произойдет значительное ухудшение качества жилой среды, которую мы сейчас проектируем и строим».

Прокофьева добавила «экологический» аргумент: под коридор железной дороги придется снова рубить лесопарк «Лебяжье». Трамвай же не требует таких масштабов. 

Абдуллин не стал отсиживаться в кустах. «Раз камень был брошен... В части железной дороги я не согласен с той трассой, которая была выбрана. Я считаю, что ее надо севернее пропустить — там сельхозземли и никаких проблем не будет — и сохранить всю застройку. Но окончательного решения пока нет», — пожал плечами он. 

Бурганов вмешался в возникающий спор и заявил,что предварительные консультации были. «Такие вопросы надо не с кондачка решать, — сказал глава комитета по экономике. — В основе должны лежать расчеты, общественное мнение, поэтому мы сегодня в обсуждении этой части не пойдем дальше. То, что вы сказали, мы примем к сведению. Если мы пригласим минтранс, то он такие же доводы будет предоставлять в пользу электропоезда. Мы понимаем, что нарушать генплан и нормативы себе дороже. Впоследствии жизнь за это наказывает, потом тяжело бывает».