Сегодня ПАО «КАМАЗ» официально сообщило, что кипрский офшор Avtoinvest Limited, владевший 23,54% акций автогиганта, «прекратил свое участие в акционерном капитале предприятия»Фото: «БИЗНЕС Online»

ОФШОРНАЯ ИСТОРИЯ КАМАЗА. НАЧАЛО

Офшорная одиссея КАМАЗа началась в 2004 году, когда группа таинственных инвесторов под руководством Рубена Варданяна (он тогда был владельцем и председателем совета директоров ИК «Тройка Диалог») начала процесс консолидации пакетов акций предприятия, чтобы потом перепродать их стратегическому инвестору. Параллельно «Тройка» таким же макаром вела скупку бумаг АвтоВАЗа.

Под консолидацию попал и пакет акций челнинского завода, принадлежащий правительству РТ. Бумаги достались ему в 2000 году в качестве уплаты налогового долга КАМАЗа в $145 миллионов. Для их приватизации в 2005 году было создано ОАО «КАМАЗ-Капитал», в уставный капитал которого минземимущество РТ внесло 11,6% акций автогиганта, а акционеры, связанные с «Тройкой» (несколько офшоров), — скупленные ранее 18,3%. В 2008 году компания Avtoinvest Limited выкупила долю республики в этом совместном предприятии и стала владельцем 29,53% обыкновенных акций завода. Цена и условия выкупа неизвестны.

Параллельно появилась и еще одна «копилка» — другая кипрская компания Dekodelement Services Limited. В ней было «сложено» 14,85% обыкновенных акций КАМАЗа. Для оперативного управления офшорными операциями создается третий кипрский офшор — Mikam Holdings Limited, куда в качестве директора и члена совета директоров был делегирован заместитель генерального директора КАМАЗа, бывший генеральный директор «КАМАЗ-Капитала» Ахат Урманов.

В 2008 году сообщалось, что «Тройка» довела свой пакет в КАМАЗе до 54%, а в конце того же года 10% акций завода приобрел Daimler. Ну а летом 2010 года госкорпорация «Ростех» увеличила свою долю в КАМАЗе на 12,2% до 49,9%, Daimler нарастил свою долю в автогиганте на 1% до 11%. Также приобрел акции российского автопроизводителя Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Инвестиции последнего позволили увеличить совместную долю партнеров — ЕБРР и Daimler AG — до 15% (сейчас Daimler принадлежит весь этот пакет).

По сведениям Чемезова, консорциум имени Рубена Варданяна (на фото) спал и видел, как бы избавиться от акций да подороже Фото: kremlin.ru

«НАСКОЛЬКО МНЕ ИЗВЕСТНО, С НЕМЦАМИ НЕ ДОГОВОРИЛИСЬ О ЦЕНЕ»

На этом все и заглохло. С этого момента «Ростех» и Daimler не покупали и не продавали бумаги КАМАЗа. И надежды «Тройки» на то, что немецкий концерн скупит весь пакет и станет контролирующим акционером, не оправдались.

По сведениям главы ГК «Ростех» Сергея Чемезова, консорциум имени Варданяна спал и видел, как бы избавиться от акций да подороже. После того как «Ростех» и Daimler отказали «Тройке», география поиска покупателя расширилась: «Они (консорциум акционеров прим. ред.) сейчас ведут переговоры с китайскими партнерами, с немецкими. Насколько мне известно, с немцами не договорились о цене: консорциум хочет дорого, немецкие партнеры — дешево. А мы на данный момент все-таки решили не выкупать», — твердо заявлял Чемезов.

В октябре 2013 года сам КАМАЗ все-таки выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% своих акций, передав их стопроцентной «дочке» — ФЛК «КАМАЗ». Сумма, уплаченная кипрскому офшору, согласно отчетности предприятия, составляла 2,9 млрд рублей. Сам Когогин в интервью «Ведомостям» объяснил, что пресловутый консорциум ранее купил эти акции у КАМАЗа за 2,2 млрд рублей, рассчитывая на перепродажу Daimler. Деньги для этого они, правда, взяли не из своего кармана, а в долг у ФЛК «КАМАЗ», то есть у самого же автогиганта. В 2013 году же сделку развернули обратно — консорциум вернул займ, по которому платил проценты, а КАМАЗ выкупил акции. Тем не менее, как мы уже писали, «группа товарищей», похоже, внакладе не осталась: стоимость выкупа оказалась на 79% выше рыночной цены бумаг на тот момент, а разница между ценой покупки и продажи составила 728 млн рублей.

Новым владельцем 23,54% акций КАМАЗа стало ООО «Автоинвест». Сергею Когогину принадлежат 20% этого ООО Фото: tatarstan.ru

«НАШИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЧАСТО УПРЕКАЮТ В НЕПАТРИОТИЗМЕ»

Процесс деофшоризации КАМАЗ начал после знаменитого призыва президента РФ Владимира Путина в декабре 2013 года. Путин признал, что России нужна система мер по деофшоризации, а «наших предпринимателей часто упрекают в непатриотизме». Президент отметил, что, по некоторым оценкам, 9 из 10 сделок, в том числе с госучастием, не регулируется российскими законами.

Реакция главы КАМАЗа не заставила себя ждать. «В отношении акций ОАО „КАМАЗ“ акционеры провели обсуждение и приняли решение начать юридические процедуры по переводу владения акциями в российскую юрисдикцию», — сказал Когогин через несколько дней после путинского заявления (цитата по «Интерфаксу»).

По данныи «СПАРК-Интерфакс», в октябре 2015 года было зарегистрировано ООО «Автоинвест». В нем 30% капитала напрямую принадлежит гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину, 50% — «Пирсон холдинг лимитед» из Белиза, 20% — «Ноэлия холдингс» с Британских Виргинских островов. По данным газеты «Ведомости», бенефициар «Ноэлии» — сам Варданян, а «Пирсон» принадлежит президенту «Ви холдинга» и другу Чемезова Виталию Мащицкому. И уже в 2016 году было известно, что именно российский «Автоинвест» получит от своего кипрского тезки принадлежащие ему 23,54% акций КАМАЗа. Бенефициары и их доли при этом не изменятся.

Исходя из распределения долей получается, что Мащицкий контролирует 11,77% КАМАЗа, Варданян — 4,7%, а Когогин — чуть более 7%. Доля гендиректора КАМАЗа с учетом текущего биржевого курса акций автогиганта (около 54 рублей за бумагу) стоит 2,7 млрд рублей. Впрочем, это ориентировочная цена — пример того, с какой премией может происходить бай-бэк, мы приводили выше.

В итоге сейчас структура акционеров КАМАЗа выглядит так: корпорация «Ростех» (49,9%), ООО «Автоинвест» (23,54%), германский Daimler AG (15%), американская KAMAZ International Management (4,25%, аффилирована с американским инвестфондом KKR), а также ООО «Финансово-лизинговая компания „КАМАЗ“» (3,72%).

. Владеющая 50% «Автоинвеста» «Пирсон холдинг лимитед» принадлежит президенту «Ви холдинга» и другу Сергея Чемезова Виталию Мащицкому (слева)
Фото: ©Валерий Левитин, РИА «Новости»

СЛЕД ВИОЛОНЧЕЛИСТА И ДРУГА ПУТИНА

Отметим, что компания Avtoinvest Ltd упоминается в панамском досье — базе данных юридической компании Mossack Fonseca, доступ к которой получил журналистский консорциум ICIJ. Из него следует, что компания друга детства Путина — виолончелиста Сергея Ролдугина — тоже пыталась участвовать в скупке акций КАМАЗа.

Sonnette Overseas в 2008 году за $1,5 млн купила 15% акций компании Avto Holdings и заключила с четырьмя остальными ее совладельцами акционерное соглашение. Партнеры уполномочили Avto Holdings управлять кипрской Avtoinvest (на 100% принадлежала Troika Dialog Avto Holdings), которой тогда принадлежало 27% акций КАМАЗа. Кроме того, Avto Holdings получила опцион на выкуп Avtoinvest. Но цель в итоге выполнена не была, а в 2014 году соглашение акционеров было расторгнуто. Имен бенефициаров Avtoinvest в панамском досье нет. Хотя близкий к Варданяну человек утверждал «Ведомостям», что на самом деле их всегда было трое, причем Ролдугина в их списке нет и никогда не было.

КАМАЗ начиная с момента акционирования практически никогда не платил дивиденды. Исключением стали выплаты по итогам 2012 и 2013 годовФото: tatarstan.ru

ДИВИДЕНДЫ КОГОГИНУ ИЗ ПРИБЫЛИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ВНУШИТЕЛЬНОЙ ГОСПОДДЕРЖКОЙ

Примечательно, что КАМАЗ начиная с момента акционирования практически никогда не платил дивиденды. Исключением стали выплаты по итогам 2012 года в объеме около 500 млн рублей и 206 млн рублей по итогам 2013-го. Но 24 мая текущего года совет директоров КАМАЗа, возглавляемый Сергеем Чемезовым, обнародовал решение по распределению 297 млн рублей из прошлогодней прибыли. Годовому общему собранию акционеров завода рекомендовано утвердить дивиденды из расчета 42 копейки на одну акцию. Получается, что около 21 млн рублей из прибыли полагается лично Когогину. Тут остается только порадоваться за автогигант: в практике бонусов для топ-менеджеров ничего зазорного нет, это общемировая практика. Радует то, что теперь это будет хотя бы отчасти прозрачно.

Пожалуй, стоит напомнить, за счет чего у КАМАЗа появилась возможность порадовать акционеров. По итогам 2016 года автогигант заработал 1,2 млрд рублей чистой прибыли против 3,3 млрд рублей чистого убытка, полученного годом ранее (то есть на выплаты предполагается направить около четверти прибыли). Сдвиг к лучшему очевиден, хотя, в отличие от выручки (без малого 120 млрд рублей), чистая прибыль далека от рекорда. Максимум был достигнут в другом «дивидендном» году, 2012-м, когда завод заработал 4,15 млрд рублей.

Впрочем, выйти в плюс у концерна без посторонней помощи не получилось бы. Это становится очевидным, если вспомнить, что, несмотря на бурный рост основных издержек, валовая прибыль крупнейшего производителя грузовиков в РФ увеличилась на 6,9 млрд рублей до 10,9 млрд рублей. За это спасибо следует сказать государству. Прежде всего сразу на 74% до 17 млрд выросли субсидии, относящиеся к себестоимости производства. Во-вторых, КАМАЗ получил 983 млн рублей госсубсидий, относящихся к выручке, чего просто не было годом ранее. Также КАМАЗ отразил получение «бюджетных средств, которые в установленном порядке признаны в качестве дохода», — всего 3,3 млрд рублей, что на 1,6 млрд рублей больше, чем годом ранее. Добавим и прочие каналы субсидирования, с учетом которых объем госпомощи вырос на 9,8 млрд рублей, или 82%, до 21,7 млрд рублей.