Три Ту-154М и один Ил-62М, которых бросили хозяева, стали декорациями для сотен фотографий, размещенных в соцсетях Три Ту-154М и один Ил-62М, которых бросили хозяева, стали декорациями для сотен фотографий, размещенных в соцсетях Фото: Максим Тимофеев

БЛЕСК НА КРЫШЕ, СМРАД И РАЗРУХА ВНУТРИ

Сексуальная брюнетка топлес, едва прикрывающая выпирающие достоинства ремнями безопасности, пара молодых людей, целующихся на фюзеляже на фоне заката, девушка на велосипеде на крыше самолета, еще две — внутри кабины с зияющими дырами вместо приборов — эти и более откровенные фото в последние дни наводнили социальные сети жителей Казани.

Кладбище самолетов, как окрестили юзеры полигон для съемок, находится за территорией аэропорта «Казань» и включает в себя только четыре «авиамогилы»: три самолета Ту-154М и один Ил-62М. На многочисленных отчетах в соцсетях заметно, как фотографы и модели протоптали к самолетам-декорациям широкую тропу, а сами машины облепили молодые люди. 

На побывавшего на месте корреспондента «БИЗНЕС Online» некогда могучие машины, распластавшиеся на заросшем по пояс травой поле, произвели грустное впечатление. В нескольких десятках метров — «колючка» аэропорта, с полосы которого то и дело взлетают «Боинги» и «Эйрбасы». Старички «Ил» и «Ту» выглядят неприятным контрастом. Вокруг валяются выдранные «с корнем» пассажирские сиденья, борта зияют варварски вскрытыми люками и взломанными аварийными выходами.

На бортах Ту-154 уже намалеваны граффити. Забраться в них проще – стойки шасси короче, чем вовсю пользуются любопытствующие На бортах Ту-154 уже намалеваны граффити. Забраться в них проще — стойки шасси короче, чем вовсю пользуются любопытствующие Фото: Максим Тимофеев

По антуражу чувствуется, что «Ил» пришел сюда укомплектованным от и до — возле шасси обнаруживается целая стопка технической документации. По свисающей до земли «оплетке» грузового отсека и через выбитый в полу пассажирского салона люк можно легко попасть внутрь некогда флагманского для «Аэрофлота» самолета. В салонах — полный погром. Полы и обшивка вскрыты. Пассажирских кресел почти не осталось. Кому и для чего они могли понадобиться? Впрочем, говорят, у любителей авиации в цене предметы интерьера и всякие приметные «деталюшки» советских самолетов. Поэтому в пилотской кабине вообще выдрано все, что только можно. Надо было запастись респиратором — салон явно превратили в отхожее место. Причем по некоей извращенно-эстетской прихоти гадили, похоже, в просторных уборных лайнера.

Удивительно, но, даже несмотря на царящий внутри хаос, в интерьерах «Ила» чувствуется былая если не роскошь, то основательность, фундаментальность, прочность — такое ощущение, будто идешь по каменному мосту. О ней напоминают, например, пара купе по типу поездных, аккуратная, но достаточно просторная для самолета кухня в хвосте и прямо-таки огромная кабина летчиков.

Несмотря на царящий внутри хаос, в интерьерах «Ила» чувствуется былая если не роскошь, то основательность, фундаментальность, прочность Несмотря на царящий внутри хаос, в интерьерах «Ила» чувствуется былая если не роскошь, то основательность, фундаментальность, прочность Фото: Максим Тимофеев

Точно такая же картина — в тройке Ту-154, только там на бортах уже намалеваны граффити. И забраться в них проще — стойки шасси короче. Этим вовсю пользуются любопытствующие. Надо сказать, что четверка самолетов уже стала чуть ли не местом паломничества. Приезжают целыми семьями — папы, мамы, дети. Совсем маленькие хнычут, что их не берут внутрь. Те, что постарше, не только гуляют по крыльям, но и выбираются на крышу лайнеров. Не дай бог, кто-нибудь решит повторить путь героя фильма «Экипаж» (не новодела, а еще советского) и полезет в воздухозаборник, ведь путь свободен — двигатели со всех машин сняты. Похоже, «авиапрогулка» стала своего рода развлечением для влюбленных парочек: парни подсаживают девушек на крыло, потом ловят их, визжащих, обратно.

К самолетам подъезжают на машинах — сквозь брешь в покосившемся ограждении из столбов с колючей проволокой. Кого-то из «экскурсантов» в поле ждало такси. Есть версия, что раньше это была (а может, и сейчас есть) территория аэропорта, но он, не желая заморачиваться с проблемным авиахламом, попросту перенес забор, оставив самолеты как бы за своими пределами: современная ограда порта — метрах в 50 от лайнеров. Впрочем, эта байка не находит подтверждения у пресс-службы МАКа...

Глядя на доживающие свой век самолеты, авиаэнтузиасты предлагают один из «Ту» спасти и поставить как памятник возле аэропорта. Хорошая идея, только вряд ли у нее найдутся влиятельные апологеты.

В пилотской кабине вообще выдрано все, что только можно В пилотской кабине вообще выдрано все, что только можно Фото: Максим Тимофеев

«ВЧЕРА У МЕНЯ БЫЛА БОМБИЧЕСКАЯ ПРОСТО ФОТОСЕССИЯ»

За обилие необычных декораций казанцы могут поблагодарить бывшего председателя правления Татфондбанка Роберта Мусина с его партнерами и ЗАО «КАПО Авиа», не поделившего самолет с заводом «Элекон». Три самолета Ту-154М стоят за оградой аэропорта «Казань» уже более 6 лет. Это стало следствием давнего раздора между Мусиным и его бывшими партнерами по Татфондбанку братьями Ринатом и Рашитом Губайдуллиными. Еще в 2010 году судебные приставы из-за долга офшора Brass Holdings, некогда близкого к Губайдуллиным, перед Татфондбанком на 11 млн рублей арестовали его единственное имущество — три самолета Ту-154М. Но за несколько месяцев до ареста офшор успел передать самолеты в доверительное управление некоей туристической компании из Москвы — ООО «Ваш туроператор». Тот не успел ни воспользоваться бортами, ни оформить затем в собственность, как планировал, и самолеты юридически повисли. Все эти годы они стояли на территории у казанского аэропорта, и, как справедливо утверждал в суде представитель Brass Holdings, от них на данный момент остались лишь рожки да ножки. Более того, компания Brass Holdings Limited потребовала от Российской Федерации в лице службы судебных приставов возмещения убытка в 180 млн рублей, причиненного трем его самолетам Ту-154М из-за ненадлежащего хранения, но не преуспела...

В пресс-службе международного аэропорта «Казань» «БИЗНЕС Online» еще год назад указывали на то, что самолеты не находятся у них на ответственном хранении и стоят на территории, которая к ним не относится. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что собственники не хотели платить за стоянку самолетов, аэропорт вынужден был вывести их за пределы режимной зоны и стоят они, по сути, без охраны.

За обилие необычных декораций казанцы могут поблагодарить Роберта Мусина, поссорившегося с партнерами За обилие необычных декораций казанцы могут поблагодарить Роберта Мусина, поссорившегося с партнерами / Фото: «БИЗНЕС Online»

Четвертый самолет — Ил-62М — также стал «памятником» судебному спору между заводом «Элекон», входящим в структуру «Ростеха», и казанской грузовой авиакомпанией «КАПО Авиа» (ЗАО). «Элекон» купил борт в 2007 году, после чего сдал его в аренду «КАПО Авиа». Ил-62М был VIP-бортом только что назначенного губернатора Амурской области, а ныне гендиректора концерна «КРЭТ» Николая Колесова, который многие годы возглавлял и контролировал «Элекон». Интересна сама по себе биография лайнера: он был выпущен в 1989 году, как и остальные машины данной модификации, в Казани на КАПО им. Горбунова. Первоначально машина эксплуатировалось узбекским авиаотрядом, но с 30 октября 1991 года «Ил» был закреплен за «Аэрофлотом». В 1993 году самолет был переоборудован под борт правительства Узбекистана. Надо отметить, что Ил-62М — самолет, который многие годы имел репутацию флагмана отечественной авиации, долгое время на нем летали первые лица страны. Он считается одним из наиболее удачных пассажирских самолетов, выпущенных советским авиапромом.

Ил-62М прекратил полеты в августе 2008 года — по всей видимости, после ухода Колесова с губернаторского поста необходимости в частых полетах на нем уже не было. Летный сертификат судна действовал до 27 февраля 2009 года, но продлен не был. Поскольку самолет надо было как-то и где-то содержать, «Элекон» оставил его на «КАПО Авиа», но уже на новых условиях. В ноябре 2008 года был изменен предмет договора, по новым условиям арендатор должен был хранить и обслуживать воздушное судно. Договорные отношения сторон прекратились 31 декабря 2010 года, однако самолет не был возвращен владельцу, что стало поводом для обращения в суд. Помимо возврата самолета, укомплектованного четырьмя авиационными двигателями, истец потребовал взыскания с «КАПО Авиа» 34,6 млн рублей в счет возмещения убытков, причиненных нарушением условий договора. В мае 2013 года состоялся осмотр воздушного судна, при котором обнаружилось отсутствие ряда блоков и агрегатов: оказалось, что двигатели с данного судна эксплуатировались на другом самолете «КАПО Авиа».

Четвертый самолет Ил-62М также стал «памятником» судебному спору между заводом «Элекон» Колесова и казанской грузовой авиакомпанией ЗАО «КАПО Авиа» Четвертый самолет Ил-62М также стал «памятником» судебному спору между заводом «Элекон» Колесова и казанской грузовой авиакомпанией ЗАО «КАПО Авиа» / Фото: «БИЗНЕС Online»

Как рассказал сегодня корреспонденту «БИЗНЕС Online» заместитель директора завода «Элекон» по развитию Валерий Поляков, судебное разбирательство между «Элеконом» и «КАПО Авиа» закончилось подписанием мирового соглашения, по результатам которого «КАПО Авиа» стало собственником этого воздушного судна. «Насчет использования данного судна ничего сказать не могу — они собственники, они вправе распоряжаться самолетом по своему усмотрению. Это их воля, они могут делать с ним все что захотят», — заключил Поляков.

Пользователи соцсетей по достоинству оценили «подарок» миллиардеров. «Советую съездить и увидеть это своими глазами. Новая тусовка #околоаэропорта», — написала пользователь «Инстаграма» bik.tm (орфография и пунктуация автора здесь и ниже сохранены прим. ред.). Немало профессиональных фотографов используют престарелых небесных птиц как декорации. «Вчера у меня была бомбическая просто фотосессия, директ просто взорвался от многочисленных вопросов! Где это я была? Так вот, отвечаю на вопрос, это недалеко от казанского аэропорта, самолеты размещены на специальной площадке где можно провести фотосессию. Кто хочет съемку с самолетами? Писать в директ», — завлекала клиентов профессиональный фотограф Photo_alsu1719. «И мы туда добрались! Думали на рассвете никого не будет) А там уже толпа) МЦ все сюда переехали) Кальянную устроили», — разместила пост пользователь abdullazyanov с фотографией девушки в одном нижнем белье, освещаемой первыми лучами восходящего солнца, на фоне самолета. 

Однако больше было тех, кто просто получал удовольствие от фотосессии, сделанной самостоятельно или руками друзей. «Даже не мог себе представить, что первые отношения с самолетом у меня начнутся с кабины пилота и прогулки по его крыльям. Очень интересное место», — заметил другой пользователь Нияз Валиев. Таким образом, пока в КАИ еще только обсуждают концепцию самолета-музея на базе сверхзвукового Ту-144, жители города уже демонстрируют горячий интерес к такого рода объектам авиации.   

АЭРОПОРТ ГРОЗИТ СОБСТВЕННИКАМ КЛАДБИЩА САМОЛЕТОВ СУДЕБНЫМИ ИСКАМИ  

Между тем сам аэропорт не намерен мириться с разрастающимся возле своей территории «кладбищем». «Нас беспокоит, что воздушные суда находятся на данной территории — это и вредит экологии нашего края, и попросту неэстетично. Мы планируем решать данный вопрос в рамках правового поля, — ответил на запрос издания пресс-секретарь аэропорта „Казань“ Адель Гатауллин и пояснил. — Мы будем воздействовать на собственников воздушных судов с тем, чтобы они убрали их с этой территории». В качестве вероятного инструмента воздействия Гатауллин назвал исковое заявление в суд «об обязании собственника освободить земельный участок от своего имущества». Пресс-секретарь аэропорта также выразил надежду на то, что после публикации «БИЗНЕС Online» собственник воздушных судов «обратит свое внимание на данную проблему».

Государственный инспектор Приволжского МТУ Росавиации Артур Бульхин в разговоре с корреспондентом издания вспомнил, что воздушные судна, которые досрочно превратились в кладбище самолетов, обладали «бешеной остаточной стоимостью» (эксперты «БИЗНЕС Online» только стоимость четырех двигателей Ил-62М оценивали в $4 миллиона). «У них ресурс — еще летать и летать, но после того, как цены на керосин стали увеличиваться, на них летать нам [авиакомпании „Татарстан“] было тяжеловато, плюс хозяевам надо платить, наш гендиректор предложил владельцу: давай подвинься, поменьше возьми, но будем летать, — вспоминает самолетное прошлое Бульхин. — Он начал спорить, в конце концов наше руководство сказало: ну тогда мы отказываемся от этих трех самолетов. Мы их поставили, а хозяин ударился в бега или куда-то...» 

Артур Бульхин вспомнил, что воздушные судна, которые досрочно превратились в кладбище самолетов, обладали «бешеной остаточной стоимостью» Артур Бульхин вспомнил, что воздушные судна, которые досрочно превратились в кладбище самолетов, обладали «бешеной остаточной стоимостью» Фото: Максим Тимофеев

По словам Бульхина, после того как авиакомпания «Татарстан» канула в Лету, дни самолетов, отогнанных на окраину аэропорта «Казань», были сочтены. «Аэропорту зачем эта головная боль? Они просто взяли и забор отодвинули, — вспоминает авиатор. — И сейчас здесь можно бешеное состояние сделать только на запчастях. Двигателей уже нет, а их просто так не снимешь, надо было заехать со специальным оборудованием. А сейчас тут фотографируются и выкладывают в интернет. Закрывать их надо и никого сюда не впускать! Из трех машин [Ту-154М] можно чудо сделать — они покрашены не так давно, качественно, один можно было бы в аэропорту поставить». 

В транспортной прокуратуре на вопросы «БИЗНЕС Online» сообщили, что не владеют информацией о фотосессиях у самолетов и жалоб в их ведомство на этой почве не поступало.


Гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев пояснил «БИЗНЕС Online», что ситуация в Казани не уникальна, в частности, благодаря действующему законодательству. «Аэропорт ничего не может сделать с этими воздушными судами, по законодательству они принадлежат частной компании, никто не имеет права что-то сделать с этими самолетами, — заметил собеседник издания. — К сожалению, у нас такое законодательство. Так они и будут стоять, пока их кто-то не выкупит, не вывезет и не разрежет. Это наша беда. В Домодедово стоит куча воздушных судов „Трансаэро“ — ничего с ними не могут сделать. Их откатили на запасные дорожки, в поле они стоят. Мы уже ставили этот вопрос, когда готовили проект закона об аэропортах, вписывали данный пункт, но юристы нам указали, что мы не правы. Это собственность, и никуда ты не денешься. Только с разрешения собственника. Например, сегодня „Трансаэро“ нет, но юридически самолеты за ней».

Угрозы в брошенных самолетах Горбачев не видит. «Ничего страшного нет, их оттащили на такое безопасное расстояние, что полетам они не мешают», — заметил гендиректор ассоциации «Аэропорт».