КАК ФОАТ ШАМСИЕВ ТРЕТИЙ РАЗ ЗА МЕСЯЦ БЫЛ ДОСТАВЛЕН В СОВЕТСКИЙ РАЙСУД

Глава поселка Нижние Вязовые, по совместительству замглавы Зеленодольского района Фоат Шамсиев накануне в третий раз поднимался по ступеням Советского районного суда. Задержанный 16 июня и отправленный под домашний арест через четыре дня лишь со второй попытки чиновник был доставлен в здание райсуда для участия в заседании, на котором рассматривался вопрос об изменении меры пресечения. Следствие наставивает на заключении под стражу.

Слово «доставлен» определенно носило условный характер. Шамсиев — в полосатом поло — прибыл в суд со своим новым, уже третьим адвокатом Игорем Афанасьевым. Никакого конвоя организовано не было, что наводит на мысль о том, что ходатайство следствия было лишь формальностью, и на водворение муниципального менеджера в камеру никто в действительности не рассчитывал. Чуть позже в суд подошли и родственники. На этот раз супруги Шамсиева не было, зато отца пришли поддержать его сыновья.

В ожидании судьи Расима Шакирьянова чиновник спокойно прохаживался по коридору. Общаться с представителями прессы ему запретил суд, так что о самочувствии обвиняемого рассказывал его адвокат. Шамсиев же все внимательно слушал, пытаясь показать, что не теряет присутствия духа. Правда, несмотря на улыбку, лицо главы поселения выдавало печаль и озабоченность.

Фоат Шамсиев: «Я никуда не скрываюсь, я законопослушный гражданин. 23 года работы в муниципальных органах, кроме благодарностей я ничего не имею» Фоат Шамсиев: «Я никуда не скрываюсь, я законопослушный гражданин. 23 года работы в муниципальных органах: кроме благодарностей я ничего не имею»

«У ШАМСИЕВА ИМЕЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ПОДТВЕРЖДАЮТ ОБВИНЕНИЯ»

В начале заседания следователь второго отдела по особо важным делам республиканского следственного комитета Вадим Максимов рассказал, что в отношении Шамсиева возбуждены два новых уголовных дела. Правда, подробностей в ходатайстве не было: ни фабулы обвинения, ни обстоятельств приобщения эпизодов к делу. Максимов, правда, озвучил, что один из новых эпизодов касается преступления по признакам ч. 2 ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») и ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»). То есть следствие удвоило число эпизодов в отношении обвиняемого, однако во время процесса сохранило тайну.

«Всего в настоящий момент он обвиняется в совершении четырех составов преступления, все из которых относятся к категории тяжких. Мы просим изменить меру пресечения в отношении Шамсиева с домашнего ареста на заключение под стражу», — резюмировал ходатайство Максимов. Прокурор Алина Сираева прошение поддержала. В полемику со следователем вступил защитник Шамсиева.

— За время нахождения под домашним арестом Шамсиев хоть раз нарушил ограничения и запреты? — поинтересовался у следователя адвокат Афанасьев.

— Следствие не обладает такой информацией, — ответил следователь Максимов. Из разговора следователя и защитника следовало, что два новых дела были возбуждены 5 июля 2017 года, а через неделю об этом узнал сам Шамсиев.

— С того момента, когда Шамсиев узнал о возбуждении уголовного дела, он совершил хотя бы одно из действий, которое дает основания, предусмотренные статьей 97 УПК РФ, на изменение меры пресечения? Ну так — воздействовал, пытался скрыться, уничтожил что-нибудь? — полюбопытствовал адвокат.

— У следствия отсутствует такая информация, — повторил Максимов. 

— Не могли бы вы суду пояснить, какие из представленных материалов подтверждают, объективно подтверждают, доказывают, что Шамсиев может совершить действия, указанные в статье 97 УПК?

— Шамсиев сейчас обвиняется в совершении четырех преступлений. Все они были совершены на территории Зеленодольского муниципального района. На территории данного района Шамсиев занимал высокую административную должность. У него есть основания и условия оказывать давление на свидетелей по делу, большинство из которых проживают в Зеленодольском районе.

Вопросы у адвоката закончились, однако в диалог со следователем вступил федеральный судья Шакирьянов. Судья отметил, что пока оснований для изменений меры пресечения в ходатайстве не видит. «У вас защитник уже вытягивает основания...», — констатировал судья. Максимов парировал: учитывая занимаемую должность, Шамсиев может повлиять на ход следствия. При этом следователь все же раскрыл некоторые обстоятельства новой ветви расследования. «Предметом одного из преступлений является квартира, в которой проживает его сын. Имеется возможность каким-то образом воздействовать на те документы, которые подтверждают обвинения», — пояснил Максимов.

Вопросы к следователю на этом закончились, и слово получил сам обвиняемый.

В начале заседания было озвучено, что в отношении Шамсиева возбуждены два новых уголовных дела В начале заседания было озвучено, что в отношении Шамсиева возбуждены два новых уголовных дела

«Я НИКУДА НЕ СКРЫВАЮСЬ, Я ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ ГРАЖДАНИН»

— Прошу меня простить. Я волнуюсь. Я некоторые пояснения хочу дать по этим всем четырем эпизодам, — начал свое выступления Шамсиев, держа в руках исписанный листок бумаги. Однако судья пресек его попытку объясниться и отметил, что вопрос виновности или невиновности сегодня не рассматривается.

— Я уже больше месяца нахожусь под домашним арестом, ваша честь. По первым требованиям следователя я являюсь. По всем четырем эпизодам уже я не прикрываюсь 51-й статьей [Конституции РФ], я дал свои показания, свое мнение по этим четырем эпизодам, — обратился к суду Шамсиев. При этом его позиция не изменилась: вину в инкриминируемых преступлениях он не признает.

— Я никуда не скрываюсь, я законопослушный гражданин. 23 года работы в муниципальных органах: кроме благодарностей я ничего не имею. Работал честно, старался честно. Потому что наша работа сопряжена с опасностью... — продолжил обвиняемый. После небольшого экскурса в историю семейного древа — родился в многодетной семье, имел пять братьев, отец и мать работали в колхозе, всего у братьев 14 детей, почти все с высшим образованием — Шамсиев выразил надежду на то, что следствие разберется до конца во всех делах.

— Ваша честь, я считаю, что сегодняшнее ходатайство следствия не имеет ничего общего с законностью, и прокурор поддерживает это отсутствие законности, — выступил Афанасьев. — Во-первых, не находится Шамсиев на свободе — он под домашним арестом. Задачей изменения меры пресечения является не обеспечение надлежащего поведения, а именно изощренное принуждение Шамсиева к признанию вины по инкриминируемым деяниям. 

На отсутствие законных оснований для заключения под стражу и следствие, и прокурор, по словам адвоката, «закрыли глаза». В заключение Афанасьев попросил суд отказать в удовлетворении ходатайства. Судья Шакирьянов согласился с его доводами и оставил Шамсиева под домашним арестом, который истекает 20 августа. 

По версии следствия, в конце зимы-начале весны 2008 года Шамсиев пообещал за вознаграждение посодействовать в получении паев земельных участков площадью 36 га По версии следствия, в конце зимы — начале весны 2008 года Шамсиев пообещал за вознаграждение посодействовать в получении паев земельных участков площадью 36 гектаров

НОВЫЕ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА ШАМСИЕВА: КАК ГЛАВА НИЖНИХ ВЯЗОВЫХ ПОЛУЧАЛ КВАРТИРУ ДЛЯ СЫНА

«БИЗНЕС Online» стали известны подробности двух новых уголовных дел в отношении Шамсиева. Как уже было сказано, они были возбуждены 5 июля. Первый эпизод касается ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, совершенное в особо крупном размере»). По версии следствия, в конце зимы — начале весны 2008 года Шамсиев пообещал за вознаграждение посодействовать в получении паев земельных участков площадью 36 га неким гражданам Манапову и Роднищеву. Земля находилась в деревне Собакино в Зеленодольском районе. За свое содействие, сообщает источник нашего издания, Шамсиев якобы попросил 1,3 млн рублей.

Однако, уверено следствие, Шамсиев и не собирался никому содействовать: сначала он получил от Манапова первый взнос в размере 500 тыс. рублей. Передача наличности проходила в Казани. Спустя время оставшиеся 800 ты. на указанный Шамсиевым банковский счет перевел Роднищев. В итоге же, по версии следствия, Манапов с Роднищевым паев не получили, а Шамсиев якобы воспользовался деньгами по собственному усмотрению.

Второй эпизод не менее интересен. Он касается ч. 2 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). Преступление, по версии следствия, было совершено в период с 2009 года. Оно касается трехкомнатной квартиры площадью около 70 кв. м в поселке Нижние Вязовые. Согласно материалам дела, в ноябре того года Шамсиев дал указание руководителю исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Турову подписать постановление об исключении жилплощади из числа служебных жилых помещений. При этом на тот момент в квартире официально проживал сын Шамсиева, с которым в итоге был заключен договор социального найма.

Спустя почти полтора года, в феврале 2011 года, Шамсиев и члены его семьи (кто конкретно — не уточняется) получил эту квартиру в бессрочное владение и пользование. При этом, как отмечают собеседники «БИЗНЕС Online», сын Шамсиева никогда не обращался с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, не состоял и в очереди на данную услугу. Следствие уверено, что законных оснований для исключения квартиры из числа служебных помещений не было.

Не безучастным в этой истории остался Александр Тыгин, который заступился за Шамсиева, написав письмо в адрес руководителя СУ СКР по РТ с просьбой не помещать его подчиненного в СИЗО Не безучастным в этой истории остался Александр Тыгин, который заступился за Шамсиева, написав письмо в адрес руководителя СУ СКР по РТ с просьбой не помещать его подчиненного в СИЗО

ДЕЛО О «БЛАТНЫХ СОТКАХ» ФОАТА ШАМСИЕВА

Глава поселка городского типа Нижние Вязовые и заместитель главы Зеленодольского района Шамсиев был задержан 18 июня. На следующий день следователи ему сообщили, что он подозревается в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями главой органа местного самоуправления») и ч. 3 ст.159 УК РФ («Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения»). В основу дела легли эпизоды, совершенные в период между 2010 и 2013 годами, когда Шамсиев якобы давал указания о переводе 23 земельных участков из муниципальной собственности в частную. По версии следствия, используя подложные документы, Шамсиев присоединил участки к садоводческому товариществу «Волжанка», после чего они отошли в частные руки. Второй эпизод касался перевода двух участков в пользу его брата и жены. Оба этих эпизода были объединены в одно уголовное производство по делу, которое возбудили 16 июня.

Советский районный суд, рассматривая материалы по первому эпизоду и избирая меру пресечения главе Нижних Вязовых, принял неожиданное на тот момент решение: судья отказал следствию в отправке Шамсиева в СИЗО, отпустив его прямо в зале суда. Однако дышал воздухом свободы чиновник не долго — сразу после этого его доставили во второй отдел СУ СКР по РТ на допрос, после которого снова задержали на 48 часов в рамках второго эпизода с мошенничеством. Через день Шамсиева снова доставили в суд на избрание меры пресечения. Следствие тогда настаивало на заключении в СИЗО, однако судья был более благосклонен к муниципальному чиновнику и отправил его под домашний арест с возможностью выходить на прогулки.

Громкое уголовное дело в отношении Шамсиева имело широкий резонанс в Зеленодольском районе. Оно привело к добровольной отставке нескольких поселковых глав, озабоченных «силовым давлением». Не безучастным в этой истории остался и сам глава Зеленодольского муниципального района Александр Тыгин, который заступился за Шамсиева, написав письмо в адрес руководителя СУ СКР по РТ Павла Николаева с просьбой не помещать его подчиненного в СИЗО. Однако письмо в поддержку гуманности к аксакалу муниципальной службы следователи расценили как попытку вмешаться в расследование и попросили аппарат президента РТ Рустама Минниханова провести антикоррупционную проверку по данному факту.

Позже источники «БИЗНЕС Online» утверждали, что следствием прорабатывается еще одна попытка отправить Шамсиева в СИЗО. С этой целью из уголовного дела готовились к выделению новые эпизоды, по которым можно было навязать арест. Эти новые эпизоды как раз и были озвучены накануне в рамках судебного заседания.