IV театральная лаборатория «Свияжск АРТель» прошла в минувшие выходные на легендарном острове-граде, собрав под свои знамена ярких и несхожих по своему почерку художников

НИКОГДА ТАКОГО НЕ БЫЛО — И ВОТ ОПЯТЬ

Не успели еще отгреметь споры вокруг июньского фестиваля «Город АРТ-подготовка», а фонд «Живой город» вновь зашел с козыря — завершившаяся в минувшие выходные лаборатория «Свияжск АРТель» окончательно утвердила за Татарстаном статус одного из главных в России форпостов актуального театра.

Поэтика открытых и закрытых пространств, ограниченность социума и свобода природы, конфликт парадного фасада и потаенной изнанки — такими разными были темы спектаклей этого года

Театральный десант высадился на острове-граде уже в четвертый раз — и все признаки роста, причем как количественного, так и качественного, что называется, налицо: двухдневная афиша лаборатории буквально трещала по швам от количества событий, а наплыв публики даже подвигнул организаторов разбить на берегу Свияги палаточный лагерь для тех, кому после насыщенного фестивального дня хотелось выдохнуть и не тратить силы на дорогу домой.

Резюмируя тему «АРТели» чеканной формулой «монастырь — тюрьма — психушка», куратор Олег Лоевский, конечно, имел в виду не только историю Свияжска. Предлагаемые обстоятельства его драматического прошлого учитывались в работах каждого без исключения участника лаборатории, но осмыслялись отнюдь не публицистически-прямолинейно. Поэтика открытых и закрытых пространств, ограниченность социума и свобода природы, конфликт парадного фасада и потаенной изнанки — такими разными были темы спектаклей этого года.

Снятие надуманного противоречия между разными типами театра, представителей которого сегодня то и дело пытаются столкнуть лбами, — пожалуй, ключевой итог нынешней «АРТели»

Сверхсюжетом всего фестиваля стал стилистический плюрализм: первая и главная черта Свияжска-2017 — абсолютная, программная несхожесть почерков приглашенных Лоевским художников. Где, казалось бы, радикальные опыты Дмитрия Волкострелова и Всеволода Лисовского, а где умеренный традиционализм «Палаты № 6» Михаила Бычкова — но вот поди ж ты, в афише фестиваля они сосуществовали бок о бок столь же гармонично и плодотворно, как и в сложносочиненной системе современного театрального процесса. Снятие надуманного противоречия между разными типами театра, представителей которого сегодня то и дело пытаются столкнуть лбами, — пожалуй, ключевой итог нынешней «АРТели».

Показ эскиза спектакля по чеховской повести, сыгранного с эффектным видом на купола Собора Успения Пресвятой Богородицы, стал во всех смыслах самым статусным событием Свияжска-2017

ОТ ЗАБОРА ДО МЕЙНСТРИМА

Показ эскиза спектакля по чеховской повести, сыгранного с эффектным видом на купола Собора Успения Пресвятой Богородицы, стал во всех смыслах самым статусным событием Свияжска-2017: режиссер Бычков — одна из наиболее влиятельных фигур российского театра, а среди зрителей был замечен руководитель аппарата президента Республики Татарстан Асгат Сафаров. Фактически «Палата №6» оказалась совместным проектом «АРТели» и воронежского Камерного театра: вместе со сборной командой актеров из казанских театров на импровизированную сцену, ограниченную с одной стороны старинной кирпичной стеной, а с другой — живописным деревянным забором, в роли чеховского протагониста Рагина вышел премьер Камерного Камиль Тукаев.

В роли чеховского протагониста Рагина вышел премьер Камерного Камиль Тукаев

Сотрудничество с основателем знаменитого воронежского театра и худруком самого осмысленного культурного форума страны, Платоновского фестиваля, — репутационно важная инициатива: работая с Бычковым, «Живой город» продолжает выстраивать сеть взаимоотношений с ключевыми театральными регионами России, начатую в прошлом году в Свияжске постановкой худрука красноярского ТЮЗа Романа Феодори.

Фактически «Палата №6» оказалась совместным проектом «АРТели» и воронежского Камерного театра

Другой важнейший вектор «АРТели» — импорт самых актуальных феноменов сцены Москвы и Петербурга: в прошлом году хедлайнером лаборатории был Волкострелов, этим летом триумфатором фестиваля оказался Лисовский. Хорошо знакомый казанской публике по выпущенному месяц назад в «Углу» спектаклю «Индивиды и атомарные предложения», этот резидент «Театра.doc» в последние годы превратился в одного из главных героев столичной сцены. За парадоксальностью формы его проектов всегда кроется глубокое художественное содержание: каждый проект Лисовского — это фундаментальный разговор о таких базовых для театра категориях, как «актер», «роль» и взаимоотношения между сценой и зрительным залом.

МОЛЧАТЬ И НАКАЗЫВАТЬ

Убедиться в этом можно было в первый день «АРТели» на показе спектакля «Молчания на заданную тему», в котором актеры и публика на протяжении часа безмолвно размышляют на тему, предложенную режиссером перед началом представления. Действие этого проекта разворачивается не столько на крошечном пятачке камерной сцены, сколько в сознании публики — именно там, как часто бывает в сегодняшнем театре и современном искусстве вообще, происходит конечная сборка разомкнутой открытой формы, превращающей зрителя из пассивного наблюдателя в активного соучастника. Изначально «Молчание» задумывалось как моноспектакль, но кураторы Анастасия Коцарь и Анна-Мария Апостолова предложили усложнить структуру представления: в Свияжске на разные темы квартетом молчали ведущие артисты петербургского «театра post» Алена Старостина и Иван Николаев, его худрук Волкострелов и казанская актриса Настя Радвогина.

Вершиной основной программы фестиваля стала еще одна работа Лисовского, осуществленная в соавторстве с художником Ксенией Шачневой

В выставочном зале «Старая водонапорная башня» «Молчание» играли на фоне экспозиции работ фотографа Сергея Литовца, работавшего в начале 1990-х санитаром в Свияжской психиатрической больнице и фиксировавшего жизнь ее обитателей и жителей острова-града. Выдающийся документ жизни «старого» Свияжска, генерирующий вокруг себя сильнейшее эмоциональное поле, по идее должен был активно мешать показу медитативного спектакля Лисовского, но, вопреки опасениям авторов и исполнителей, сработал эффект остранения: в заряженном работами Литовца пространстве «Молчание» резонировало с особой интенсивностью, прозвучав тихой кульминацией офф-программы «АРТели»-2017.

Казалось бы, нет более сложного театрального жанра, чем «бродилка» под открытым небом — естественные декорации, как известно, почти всегда переигрывают и актеров, и драматурга, и режиссера

Вершиной основной программы фестиваля стала еще одна работа Лисовского, осуществленная в соавторстве с художником Ксенией Шачневой, — квест по мотивам книги «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» французского философа Мишеля Фуко. Казалось бы, нет более сложного театрального жанра, чем «бродилка» под открытым небом — естественные декорации, как известно, почти всегда переигрывают и актеров, и драматурга, и режиссера. Но тандем Лисовского и Шачневой нашел для своего спектакля очень точную точку отсчета — акции художников-концептуалистов из культовой московской группы «Коллективные действия», об опытах которых напоминали гигантские транспаранты, натянутые между деревьями.

Лисовский помещает в экстремальные условия актеров, становящихся в буквальном смысле частью ландшафта: фрагменты текста Фуко они зачитывают, сидя в зарослях камыша посередине реки, из кустарника на вершине отвесного пригорка и в буквальном смысле из-под земли

Фуко в своей книге исследовал разные модели наказаний в истории человечества, Лисовский помещает в экстремальные условия актеров, становящихся в буквальном смысле частью ландшафта: фрагменты текста Фуко они зачитывают, сидя в зарослях камыша посередине реки, из кустарника на вершине отвесного пригорка и в буквальном смысле из-под земли. Отобранные Лисовским на кастинге казанские артисты работают в «Надзирать и наказывать» безукоризненно — дело, конечно, не только в недюжинном мужестве и стойкости, а в образцово-показательном для современного театра способе актерского существования — скупом, рафинированном, осмысленном в каждом микрожесте.

Дискуссию о мастерстве актера и вызовах, бросаемых ему сегодняшним днем и современной художественной реальностью, продолжили эксклюзивный показ фильма «Аритмия» и встреча с режиссером Борисом Хлебниковым. До Свияжска едва ли не самую ожидаемую премьеру будущего киносезона — в прокат лента выйдет только в октябре —  видели, кажется, только на фестивалях в Карловых Варах и в Сочи (на «Кинотавре» «Аритмия», напомним, получила разом Гран-при, приз за лучшую мужскую роль и приз зрительских симпатий).

Статус ключевой премьеры «АРТели»-2017 еще заочно был закреплен за спектаклем Массимо Фурлана — при поддержке фонда Pro Helvetia «Живому городу» удалось заманить в Свияжск настоящую звезду европейской сцены

ПОКАЗАТЬ ВСЕ ЧТО СКРЫТО

Статус ключевой премьеры «АРТели»-2017 еще заочно был закреплен за спектаклем Массимо Фурлана — при поддержке фонда Pro Helvetia «Живому городу» удалось заманить в Свияжск настоящую звезду европейской сцены. Резидент легендарного Авиньонского фестиваля и один из самых известных швейцарских режиссеров и художников известен уникальной способностью разглядеть потенциал для театрального высказывания в самых, казалось бы, далеких от театра сюжетах: скажем, европейскую славу Фурлану принес разыгрывавшийся на настоящем футбольном поле спектакль-реконструкция полуфинального матча на кубок мира 1982 года между Францией и Германией.

В Свияжске Фурлан работал со своей излюбленной темой — детства и детских воспоминаний, определяющих, по мысли швейцарца, всю нашу последующую жизнь. Работая над проектом на пару с драматургом Клэр де Рибопьер, режиссер для начала проинтервьюировал местных школьников — их рассказы в итоге составили литературную основу спектакля, а сами дети оказались заняты в постановке наравне с профессиональными актерами из Казани. «В глубокой воде» — выдающийся культуртрегерский проект, значение которого, что называется, невозможно переоценить: трудно даже предположить, сколь важным оказался для свияжских подростков опыт встречи с актуальным театром.

Спектакль играется в здании свияжской школы, на входе зрителей делят на четыре группы, следующие разными маршрутами — от кабинета начальных классов до кабинета математики, от кабинета иностранных языков до спортзала

Спектакль играется в здании свияжской школы, на входе зрителей делят на четыре группы, следующие разными маршрутами — от кабинета начальных классов до кабинета математики, от кабинета иностранных языков до спортзала. Но от привычной школьной благостности Фурлан не оставляет камня на камне: коридоры заполняют густые клубы белого дыма, со всех сторон бьет ослепительно белый свет, нервы и без того дезориентированных зрителей треплет электронный бит. Тревожная, мистическая атмосфера «В глубокой воде» больше всего напоминает «Твин Пикс» Дэвида Линча — когда реальность то и дело двоится, дрожит и норовит исчезнуть, когда все не то, чем кажется на первый взгляд, — и когда самые обыденные места и сюжеты скрывают сокровеннейшие тайны.

Схожий механизм лежит в основе «Музея мест которые» Волкострелова — интерактивный спектакль-променад, чей эскиз был представлен на прошлогодней «АРТели», с нынешнего лета показывается ежедневно: директор Свияжска Артем Силкин справедливо усмотрел в этой работе небанальную альтернативу традиционным экскурсиям и включил ее, так сказать, в постоянный репертуар острова-града.

В Свияжске Фурлан работал со своей излюбленной темой — детства и детских воспоминаний, определяющих, по мысли швейцарца, всю нашу последующую жизнь

За Волкостреловым, адептом нонспектакулярного искусства, отвергающего зрелищность и презирающего броскую театральность, закрепилась устойчивая слава главного формалиста отечественной сцены, но мало кто сумел разглядеть в нем выдающегося лирика. Именно таким режиссер предстает в двух лучших — и самых недооцененных — своих сочинениях: «Любовной истории» по Хайнеру Мюллеру в петербургском «Приюте комедианта» и «Парках и садах» по Павлу Пряжко в «театре post». Поэтическая, чуть элегическая интонация этих спектаклей безошибочно опознается и в «Музее мест которые».

Его посетителям, снабженным картами и вооруженным аудиогидами, для начала предлагается отыскать 15 локаций, расположенных, разумеется, вдалеке от проторенных экскурсоводами туристических троп Свияжска, чтобы затем погрузиться в созерцание красоты повседневности, мимо которой мы обычно проходим мимо и которую  Волкострелов помещает в изящную концептуальную раму. Скучающая лодка, волнистая река, звук тишины, затопленные острова памяти: «Музей мест» — спектакль о том, что изнанка способна сказать о месте больше, чем фасад, о конечности и хрупкости нашего мира, а еще больше о том, что все самое главное либо говорится шепотом, либо невнятно пробалтывается, либо вообще не произносится вслух.

Дмитрий Ренанский