Один из первых резидентов ТОСЭР «Набережные Челны» — компания «Техноанод» — запустит первую в России линию твердого анодирования алюминиевых сплавов в промышленном масштабе

ПЛАН-МИНИМУМ К КОНЦУ ГОДА: ПЛЮС 10 РЕЗИДЕНТОВ, ПЛЮС 5–6 МЛРД. РУБЛЕЙ

Один из первых резидентов ТОСЭР «Набережные Челны» — компания «Техноанод» Геннадия Гусакова — в ближайшее время запустит в рабочем режиме первую в России линию твердого анодирования алюминиевых сплавов в промышленном масштабе. За год существования в статусе резидента «Техноанод» подготовил производство и накануне презентовал его журналистам. Пресс-тур на завод организовало управление информационной политики челнинского исполкома совместно с отделом по вопросам развития ТОСЭРа в рамках проекта «Город. Предприятие. Люди».

За минувший год компания инвестировала в производство 69 млн рублей, не считая текущего контракта на новую чешскую дробеструйную линию для подготовки поверхности деталей — она обойдется «Техноаноду» еще в 7 миллионов. По проекту общая сумма инвестиций резидента была утверждена на уровне 62 млн рублей. Гусаков сегодня заявил и о дополнительных будущих инвестициях: в планах компании — производство собственной продукции, которое потребует высокоточного оборудования для механической обработки деталей. Пока же журналистам показали свежеустановленную итальянскую линию твердого анодирования от компании Italtechno: ее настройкой в Челнах занимается один из трех соучредителей — Рафаэлле Финесси. Вместе с ней на производстве будет работать четыре технологические линии. Проектная мощность завода — 25 тыс. кв. м анодированных поверхностей в год.

Напомним, в общей сложности объем заявленных инвестиций в челнинский ТОСЭР на сегодня достиг 18 млрд рублей, 70% из которых уже освоено 11 действующими резидентами. Этими данными поделился Эльдар Тимергалиев — замруководителя исполкома Челнов по вопросам развития ТОСЭРа. На социально-экономических показателях автограда по итогам прошлого года данные инвестиции пока отразились мало, что вполне объясняется как раз примером «Техноанода»: первый год работы с момента получения статуса резидента прибыли не дал и дать не мог в силу самого регламента ТОСЭРа. Как пояснил Тимергалиев, все капитальные вложения должны делаться предприятием только после получения статуса резидента, иначе в зачет они не идут. Соответственно, контракты на поставку оборудования, собственно строительство, если речь идет о проекте гринфилд, — все это можно начинать только после отмашки из Москвы. По словам замруководителя исполкома, случались прецеденты, когда желающие шагнуть в налоговый рай свершали роковую ошибку и закупались под новый инвестпроект преждевременно, а потом уже не могли перешагнуть минимальный порог инвестиций. А год подготовки с момента получения статуса — достаточно быстрый старт для высокотехнологичного производства вроде «Техноанода», учитывая, что только изготовление оборудования заняло у итальянцев 9 месяцев.

Настройкой итальянской линии твердого анодирования от компании Italtechno в Челнах занимается один из трех соучредителей Рафаэлле Финесси Настройкой итальянской линии твердого анодирования от компании Italtechno в Челнах занимается один из трех соучредителей — Рафаэлле Финесси

На первую отдачу для города от первых резидентов, зашедших в ТОСЭР год назад, можно рассчитывать, вероятно, по итогам текущего года — хотя бы в качестве НДФЛ с их работников. На сегодня из 3 тыс. заявленных рабочих мест создано порядка 2 тыс., хотя многие из них, возможно, оплачиваются пока по минимальной ставке — по условиям ТОСЭРа она равняется официальной средней зарплате по городу, это в районе 29 тыс. рублей. Если исходить из минимально возможной зарплаты на предприятиях-резидентах и иметь в виду только 11 действующих на сегодня компаний, то за год городской бюджет соберет в виде НДФЛ порядка 90 млн рублей. Фактически же и зарплаты побольше, и резидентов к концу года власти обещают собрать не менее 20.

«План-минимум до конца года — это 20 резидентов, хотя на данный момент у нас в высокой степени проработки имеется 10 заявок, то есть можно рассчитывать на 21 компанию к концу года, — рассказал Тимергалиев. — Планируется привлечь с ними 5–6 миллиардов рублей новых инвестиций и создать еще тысячу рабочих мест. Заявок на самом деле намного больше. Есть заявки в области химии, пищевой промышленности, бытовой техники, две — в области переработки. В среднем 80 процентов заявок — челнинские. Мы этому рады. Есть заявки и от иностранных компаний. Мы поддерживаем все, которые соответствуют требованиям. Единственно — мы должны четко смотреть, чтобы не было перевода действующих компаний в новые. Такие идеи были, но не от злого умысла, а по незнанию. Мы информируем».

На данный момент, по словам Тимергалиева, общее количество резидентов российских ТОСЭРов, созданных в 18 моногородах, Челны формируют на 30%. «Нужно понимать, что мы не гонимся за количеством резидентов, — подчеркнул зам по ТОСЭРу. — Важнее досконально подготовить заявки и проработать бизнес-планы, определить поставщиков оборудования и потенциального потребителя, чтобы трудности не начались в процессе реализации. Если бы мы относились к этим вопросам поверхностно, то могли бы собрать на сегодня и 30, и 40 резидентов, но к цели диверсификации экономики не приблизились бы».


П
ЕРВЫЕ КЛИЕНТЫ — КАМАЗ И ОБОРОННЫЙ «АСТЕЙС»

Химическое анодирование алюминия, которым со дня на день в рабочем режиме займется «Техноанод», — это метод обработки алюминиевых сплавов, который позволяет окрасить изделие с нужной глубиной проникновения краски и повышает его прочность примерно в 20 раз. Благодаря анодированию алюминий становится пригодным для использования в высокотехнологичных отраслях, таких как авиа-, машино- и станкостроение, мебельное производство, строительство. Как сообщил Гусаков, кроме перечисленных отраслей «Техноанод» планирует работать и с товарами народного потребления, и с электротехнической промышленностью. Настоящим же прорывом для челнинского резидента могло бы стать сотрудничество с производителями смартфонов в алюминиевых корпусах. «Мы уже ведем переговоры на эту тему, — поделился новостями собственник «Техноанода». — Возможного партнера назвать пока не можем, но итальянская компания, которая установила нам оборудование, выполняла несколько заказов по поставке аналогичной технологии для производства корпусов телефонов Apple. Мы ориентируемся на их опыт, а также ждем, когда отечественная промышленность подтянется к выпуску такой продукции».

Сейчас соглашения о поставках заключены пока с двумя компаниями — на камазовское СП «Кнорр Бремзе Кама» ушла первая партия из 500 штук анодированных деталей, вторым потребителем стал челнинский производитель техники военного назначения «Астейс». Кроме того, в цеху были замечены готовые рейлинги для верхних багажников тольяттинских «ВАЗов». Что касается поставок для «Кнорр Бремзе Кама», то СП, напомним, производит тормозные системы и компоненты для грузовиков. Детали, обработанные «Техноанодом», будут использоваться в новом модельном ряде КАМАЗа. По словам Гусакова, гендиректор «Кнорр Бремзе Кама» Манфред Киндерман посещает цеха «Техноанода» регулярно и ждет не дождется старта производства. «Он знает эти технологии по Германии и очень обрадовался, что они появились здесь. Он настроился работать только с нами. Потребности „Кнорр Бремзе Кама“ на первом этапе — это обработка четырех наименований деталей по 1,5–2 тысячи штук в месяц каждая. Но они говорят, что потребность будет расти. Они рассчитывают поставлять свою продукцию и в Германию, поэтому качество наших услуг должно соответствовать входным параметрам германских производств».

Гусаков (слева) видит производство собственной продукции главным направлением работы «Техноанода», наравне с услугами по обработке деталей от заказчиков Гусаков (слева) видит производство собственной продукции главным направлением работы «Техноанода» наравне с услугами по обработке деталей от заказчиков

Кроме «Кнорр Бремзе Кама» и «Астейса» других четких соглашений о поставках у «Техноанода» пока нет — для этого нужны готовые образцы продукции. Часть мощностей Гусаков сможет загрузить и самостоятельно: для своего первого бизнеса — производства мебельной фурнитуры «Росла». Анодированную фурнитуру, произведенную «Рослой», готов, в частности, покупать «Леруа Мерлен». На сегодня Гусаков видит производство собственной продукции главным направлением работы «Техноанода» наравне с услугами по обработке деталей от заказчиков. Отметим, что «Росла», из капитала которой, по сути, и вырос «Техноанод», — компания довольно крупная, но подверженная кризисным явлениям. В прошлом году ее оборот упал вслед за спросом на мебель, в этом году роста тоже нет. Если три года назад оборот, по словам Гусакова, достигал почти миллиарда рублей, то по итогам прошлого года зафиксировался на уровне в 600 млн рублей. В таких условиях собственник «Техноанода» диверсифицирует и первый свой бизнес: наряду с мебельной фурнитурой «Росла» начала выпускать весла, светодиодные светильники и прочую мелочевку.

Он также рассказал о потребности «Техноанода» в зарубежном партнере, которого предприятие активно ищет. «Нам нужен партнер, в том числе для более глубокой переработки алюминиевых изделий, — поделился учредитель. — Мы предлагали работать совместно не только итальянцам — составляли протокол о намерениях и с турками, сейчас ведем переговоры с немецкой компанией, чтобы заниматься поставками в другие страны. Предлагаем и новое совместное предприятие, и просто свои площади в аренду или в выкуп. Сейчас мы, например, строим еще 10 тысяч квадратных метров дополнительных площадей. Нам нужны надежные партнеры, потому что для дальнейшего развития необходим не просто кредит в банке — нужен зарубежный опыт и для рынка сбыта, в том числе экспорта, и для технологий. Самостоятельное решение технологических вопросов занимает слишком много времени».

Отметим, что одна только итальянская линия обошлась Гусакову в 715 тыс. евро, не считая пошлин и транспортных расходов, — возможно, поэтому он и предпочитает искать для дальнейшего развития партнера, а не кредит, хотя срок окупаемости конвейера по прогнозу не слишком велик — около трех лет. При этом отечественный рынок анодированного алюминия нельзя назвать сформированным, в этом отношении «Техноанод», возможно, несколько опережает события.

«Наш рынок зависит от общего развития промышленности, — пояснил Гусаков. — На прошлой неделе я был на выставке „Иннопром“ в Екатеринбурге и пришел к мнению, что ориентир на технический прогресс, который задается правительством, медленно, но последовательно осуществляется. Производители, которые выставлялись на „Иннопроме“, нуждаются в новых технологиях. Если тенденция будет продолжаться, то и востребованность нашей продукции будет расти, и в этом случае мы на каком-то этапе будем претендовать на статус одного из основных российских игроков рынка — до тех пор, пока аналогичные производства не появятся в регионах».

Перед резидентами ТОСЭРа замаячила новая проблема, обусловленная законодательством, — избыточные кадры

ЧТО ДЕЛАТЬ С ИЗБЫТОЧНЫМИ КАДРАМИ

Как выяснилось на пресс-конференции в «Техноаноде», сегодня перед резидентами ТОСЭРа замаячила новая проблема, обусловленная законодательством, — избыточные кадры. Отчасти это может коснуться ультрасовременных роботизированных предприятий, где для обслуживания автоматической линии требуются два-три человека, а регламент обязывает резидента трудоустроить не менее 20. В большей степени проблема актуальна для компаний первого года работы в период строительства и установки оборудования, когда вместо специалистов заявленного профиля резиденту нужны только монтажники — их не впишешь в штатное расписание вместо технологов. Вероятно, «Техноанод» об этой дилемме уже задумался — по словам соучредителя Italtechno Финесси, их конвейер требует порядка 10 рабочих. Если реальная загрузка мощностей позволит организовать две смены, то это 20 человек, но по проекту компания заявила 34 рабочих места. Тимергалиев заверил, что пока резидентов этот вопрос всерьез не беспокоит, но челнинские идеологи ТОСЭРа смотрят в будущее и поднимают его сами, авансом.

«Насколько необходимо, исходя из КПД, каждому предприятию выполнять кадровые показатели — по 20–30 рабочих мест, это отдельный вопрос, — отметил на пресс-конференции Тимергалиев. — Есть современные технологические линии, которые не требуют такого количества рабочих. Данный вопрос по инициативе правительства Татарстана депутаты Госдумы неоднократно поднимали на заседаниях Совета Федерации, но пока дискуссии продолжаются. Мы ведь первый ТОСЭР и со всеми шероховатостями тоже сталкиваемся первыми. Вопрос кадрового обеспечения роботизированных производств так же актуален, как и комплектование штатного расписания в первый год работы, когда производство еще строится и отлаживается и когда резиденту просто не нужны рабочие места».

Второй не столь давний вопрос функционирования ТОСЭРа, напомним, касался снижения стоимости «входного билета» в налоговый рай — с нынешних 5 млн рублей. По словам Тимергалиева, конкретно для Челнов эта тема не слишком актуальна, поскольку все заявки перекрывают минимальную сумму инвестиций, в отличие от ТОСЭРов малых городов.