Петр Трубаев: «Проработав два года, ощутив определенный результат, мы видим, что нам уже по силам посмотреть и на другие, более вместительные самолеты. Мы ведем эту работу, хотя и не афишируем ее» Петр Трубаев: «Проработав два года, ощутив определенный результат, мы видим, что нам уже по силам посмотреть и на другие, более вместительные самолеты» Фото: Сергей Елагин

EMBRAER, BOEING, AIRBUS?

Единственному коммерческому авиаперевозчику Татарстана — авиакомпании «ЮВТ Аэро» — на днях исполнилось два года — хороший срок, чтобы подвести некоторые итоги бизнес-старта. Тем более вопросам собственных авиаперевозок в республике всегда уделялось повышенное внимание, а руководство компании все это время работало в режиме «радиомолчания» — вовне просачивались только полурекламные новости. Генеральный директор ЮВТ Петр Трубаев решил нарушить «обет молчания» и рассказал «БИЗНЕС Online» о том, что происходит в компании и каковы ее ближайшие планы.

Пожалуй, главная новость в том, что ЮВТ стоит на пороге серьезного обновления. «Проработав два года, ощутив определенный результат, мы видим, что нам уже по силам посмотреть и на другие, более вместительные самолеты (CRJ200, семеркой которых сегодня оперирует компания, вмещает 50 пассажиров — прим. ред.), — сообщил гендиректор. — Мы ведем эту работу, хотя и не афишируем ее».

Рассматриваются три типа иностранных воздушных судов: Embraer-190 или 195, Boeing-737-700, Airbus-319. Машины будут подержанными, примерно 8 лет — лизинг новых бортов слишком дорог. В том числе по этой же причине не рассматривается и продукция «родной» для ЮВТ канадской компании Bombardier с ее новой С-серией лайнеров. «В Монреале нам предлагали такие машины — прекрасный новый самолет, — констатирует Трубаев. — Но ставка лизинга будет ой какая, да и не сертифицирован он в России».

Также рассматривается вариант с «Суперджетом». «Не можем обойти вниманием эту машину, поскольку это все-таки отечественный производитель, — отметил гендиректор. — Нет, я бы не сказал, что из патриотических чувств. Правительство России приняло решение, что авиакомпаниям, эксплуатирующим отечественную авиатехнику, будут — и уже есть — преференции. Это и приоритет в выстраивании маршрутной сети и в получении допусков, и более льготные ставки по лизингу. Добавлю, что проблемы (поломки, задержки с поставкой запчастей, недостаток грамотных специалистов по техобслуживанию), которые были на первом этапе эксплуатации „Суперджетов“, сейчас устранены. К тому же казанский „Тулпар Техник“ освоил техобслуживание данного судна, у них много заказов, и с точки зрения кооперации в этом плане нам было бы удобно».

НЕФТЯНИКИ — ТОЛЬКО АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА?

Трубаев поделился мнением и о перспективной российской авиатехнике. По его словам, серьезно рассматривался вариант с Ту-324, проектирование которого в свое время просто забросили: «Мы наводили справки, но, узнав, в какой стадии находится проектирование, и видя серьезные проблемы с точки зрения вывода этой машины на рынок, сделали вывод, что только потеряем время, лучше сосредоточиться на машинах, которые уже летают. Мы даже МС-21 пока не имеем в планах, хотя я вижу перспективы этой машины. Будучи на выкатке первого самолета в Иркутске, я почувствовал, что это действительно самолет будущего. Мне кажется, что он пойдет, причем, в отличие от „Суперджета“, легко».

На первом этапе ЮВТ намерена приобрести три новых самолета, а дальше наращивать их количество. Впрочем, окончательное решение о том, будут у компании новые суда или нет, — за «вышестоящим руководством, вплоть до руководства республики». Насколько можно понять, многое будет зависеть и от боссов «Татнефти». Кстати, какую роль она играет в жизни компании? Трубаев опроверг слухи о том, что нефтяники — акционеры ЮВТ. По его словам, речь идет о партнерских отношениях: «Глупо говорить, что „Татнефть“ вообще не участвовала в делах компании... Мы не могли без стартового капитала, но сегодня нефтяники — наша административная поддержка. Есть определенные вещи, где нашего влияния иной раз не хватает. Поэтому иногда такой помощью пользуемся. В общем, лоббируют».

Новые самолеты понадобятся и для международных полетов, допуск к которым ЮВТ надеется получить в ближайшее время: 10 июля компания подала соответствующую заявку в Росавиацию, сейчас началась проверка перевозчика. Трубаев уверен, что все будет хорошо. Более того, уже сегодня компания получила допуск на квазимеждународное направление Казань — Калининград. Рейс стартует в октябре и будет выполняться раз в неделю, стоимость билета — в пределах 6 тыс. рублей. Также в ближайших международных планах ЮВТ — Минск, Тбилиси, Ереван, Баку.

«ПОМНИ, ЧТО У ВАС В ТАТАРСТАНЕ ВСЕ НЕПРОСТО!»

Но компания мечтает не только о дальних странах, но и о совсем ближних направлениях, например Бугульма — Казань. «В „Ак Барс Аэро“ мы открывали такой рейс, — напомнил Трубаев, — делали за свой счет льготнейший тариф — 750 рублей, это цена билета на маршрутку! Но народ не пошел — тогда был провал в перевозках, люди попросту отучились летать. Между тем рейс этот обязательно нужен. Однако надо провести серьезную рекламную работу, а также условиться о компенсации компании за льготный билет — 7 миллионов рублей в месяц. Расчеты мы представили. Рейс важный, нужный. Мы думаем над этим, но, может, пока недостаточно активно, да и массовых обращений нет...»

К слову, об упомянутой «Ак Барс Аэро», гендиректором которой был Трубаев. Конечно, читатели «БИЗНЕС Online» не могли не вспомнить об этом. Какие выводы были сделаны из минорно окончившейся истории данной авиакомпании? «Тема для нас непростая, — отметил Трубаев. — Но мы для себя сделали упор — мы работаем в новой компании. Да, гендиректор тот же, люди в большинстве — тоже. Серьезный осадок остался, и каждый, имеющий отношение к «Ак Барс Аэро», будет жить с ним всегда. В чем причина неудачи?.. Некоторые вещи носят закрытый характер, о них до сих пор нельзя говорить. Не буду останавливаться на трагических событиях (катастрофа «Боинга» в Казани — прим. ред.), напомню лишь, что в 2014 году произошел резкий скачок курса доллара, что, естественно, сказалось на экономике, ведь все лизинговые платежи мы платили в валюте. Тем не менее разработали план по спасению компании — нужно было сделать капитализацию в размере 2 миллиардов рублей. На завершающем этапе мы могли работать без вливаний, надо было только решить вопрос с долговыми обязательствами. Но данная идея не нашла поддержки. Какие извлекли уроки? Сегодня все по-другому — начиная с кадров и заканчивая более тщательной проработкой экономики. И подчеркну, что с момента создания ЮВТ к ней пристальный интерес. Когда я получал сертификат эксплуатанта, думал, меня сейчас руководитель Росавиации Александр Нерадько поздравит, а он — наоборот: «Если у тебя там что-то будет, смотри! Помни, что у вас в Татарстане все непросто. Одна компания ушла, другая...»

МОЖЕТ ЛИ ЖЕНЩИНА БЫТЬ ЛЕТЧИКОМ И СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ ПИЛОТЫ

Страну в последнее время будоражили новости о нехватке гражданских пилотов. Трубаев заверил, что ЮВТ этого не чувствует: «У нас даже линейка ожидания — 10 и более пилотов, которых можем в любой момент пригласить». То же самое — со стюардессами. Тут речь зашла о женщинах в летной профессии в целом. «Вызову на себя много критики, но я не сторонник того, чтобы женщины были пилотами, — вдруг огорошил наш собеседник. — Эта профессия — для мужчин. Да, женщины могут летать, но пусть летают в аэроклубах, и в России есть такие высокопрофессиональные уникумы. Они молодцы! Но, зная не понаслышке непростую работу пилота, отмечу, что удел женщин — заниматься другими делами. Не хочу сказать, что они в трудный момент не так поведут себя за штурвалом, просто природа так распорядилась — женщина должна заниматься женскими делами. Я был бы категорически против того, чтобы в моем экипаже была женщина».

А какова зарплата пилотов? Сегодня командир самолета CRJ200 в ЮВТ получает 177 тыс. рублей (стюардесса — 53 тыс.), но на самолетах большей вместительности, которые, как надеется глава «ЮВТ Аэро», будут у компании уже в первой половине 2018 года, пилот в левом кресле станет получать в два раза больше. К слову, Трубаев высказался за то, чтобы увековечить имена известных татарстанских авиаторов — присваивать их самолетам. Этот вопрос он пообещал продвигать. Среди первых кандидатов — легендарные для Казани Василий Нестеров и Владимир Хусаинов. Впрочем, по мнению гендиректора ЮВТ, в республике достаточно достойных имен и в других отраслях, например в нефтедобыче.