НА ЗАКУПКАХ НЕ ЭКОНОМИМ

Если верить данным портала госзакупок, то с начала года по середину июля госструктуры Татарстана «отоварились» на 56,3 млрд рублей. При этом благодаря конкурсным процедурам республика сэкономила 1,08 млрд рублей, или 1,9% от суммарной начальной цены всех заключенных контрактов. С одной стороны, по итогам первого квартала все выглядело еще хуже: выигрыш составлял жалкие 0,9%. Однако соседний Башкортостан, с которым у нас так любят меряться достижениями, к макушке лета сэкономил 2,7 из 34,4 млрд рублей — почти 8%! В Удмуртии показатель составляет 8,7%, в Марий Эл — 6,5%, в Чувашии — 5,3%, в Мордовии — 3,4%, в Ульяновской области — 6,8%, в Самарской — 2,9%, в Нижегородской — 4,3%. В общем, вынуждены вновь констатировать: сферу закупок в Татарстане во власть рыночной стихии и конкуренции никто отдавать не собирается.

Меньше всего радеют за экономию казенных средств республиканские ведомства. Лучше остальных выглядит минздрав, сэкономивший на «шопинге» 3%, но и ему далеко до некоторых муниципалов. Скажем, челнинский исполком сумел снизить цену своих закупок на 8,2%, а департамент телекоммуникационных технологий Казани — на 25,4%. На этом фоне фантастически выглядят казанские детские сады, занимающие места с 9-го по 25-е и по сбереженным суммам даже в рублях (по 20,8 млн рублей) опережающие минобрнауки РТ, минюст и вообще большинство министерств и ведомств.

Увы, погоду делают не они, а строители. Половина татарстанских госзакупок приходится на две структуры — ГКУ «Главинвестстрой» (ГИСУ) и ГКУ «Главтатдортранс», но тот же минздрав сумел сэкономить больше каждого из них (при том что закупает в разы меньше). Так что строительные подрядчики чувствуют себя весьма комфортно. Достаточно сказать, что ГИСУ сэкономило 0,51% от суммарной начальной цены заключенных контрактов, а «Главтатдортранс» — 0,49%.

чемпионом по объему госконстрактов с суммой 2,39 млрд. рублей в апреле-июне 2017 года стала компания «Татавтодор» Айрата Шаймиева Чемпионом по объему госконстрактов с суммой 2,39 млрд рублей в апреле – июне 2017 года стала компания «Татавтодор» Айрата Шаймиева Фото: prav.tatarstan.ru

«ТАТАВТОДОР» — СУБЪЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА?

Надо сказать, второй квартал стал весьма урожайным для татарстанских королей госзаказа. Без малого 50 компаний исхитрились собрать 30,8 млрд рублей! Для справки: в прошлом году лидеры апреля – июня сложили в свои портфели договоров на 18 млрд, а в 2015-м — еще на 700 млн меньше. Словом, если где-то и продолжается кризис, то отнюдь не на благодатной почве бюджетных заказов.

Резко скакнуло и число «миллиардеров» — сразу 11 компаний перешагнули эту планку. В прошлом году таковых насчитывалось четыре, в 2015 году — пять. Первая тройка вообще сумела ухватить по 2 миллиарда с гаком на каждого, а еще 8 компаний обеспечили себе фронт работ ценой от 500 млн и выше. Из всего это передового отряда выделим успехи двух казенных поставщиков — медикаментов для всей татарстанской медицины (ГУП «Таттехмедфарм», 3-е место с 2,1 млрд рублей) и съестного для столицы РТ (МУП «Департамент продовольствия и социального питания города Казани», 12-е место с 919 млн рублей).

Конец весны и начало лета — звездное время дорожников, у которых страда в самом разгаре. Как и год назад, чемпионом по объему госконстрактов с суммой 2,39 млрд рублей в апреле – июне 2017 года стала компания «Татавтодор», возглавляемая сыном первого президента Татарстана Айратом Шаймиевым. В силу государственного статуса предприятия ему не так часто уделяется серьезное внимание в обзорах «БИЗНЕС Online», но на этот раз «Татавтодор» сделал все, чтобы нас заинтересовать. Пойдем по пунктам.

Контракт стоимостью 157,3 млн рублей компания получила от ГКУ «Главтатдортранс», возглавляемого Эдуардом Даниловым. За эти деньги до 23 ноября компания должна отремонтировать участок автодороги Аксубаево – Емелькино (км 16+700 – км 24+100). Такого добра в портфеле компании за годы существования накопилось вагон и маленькая тележка, однако наш взгляд зацепился за один нюанс: в статусе «Татавтодора» как победителя тендера указано «субъект малого предпринимательства».

Интересно, как такое стало возможно. В законодательстве четко прописано, например: «Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия... субъектов РФ... не превышает 25 процентов». И это не говоря уже о предельной средней численности работников — 100 человек. У «Татавтодора» же по итогам 2016 года насчитывалось 2513 сотрудников. Кроме того, для малого предприятия существует предельно допустимый доход за последний отчетный год — 800 млн рублей (для среднего — 2 млрд рублей). В нашем случае выручка составила 7,1 млрд рублей.

Что ж, на всех уровнях власти, вплоть до высшего, не замолкают призывы развивать малый и средний бизнес, в том числе облегчая ему доступ к госзаказу. Интересно, попадет ли «Татавтодор» в бравурную статистику?

Договор с ГКУ «Главтатдортранс» под руководством Эдуарда Данилова на ремонт 7,78 км в Казани оценили в 196 млн. рублей – по 25 млн. рублей за километр Договор с ГКУ «Главтатдортранс» под руководством Эдуарда Данилова на ремонт 7,78 км в Казани оценили в 196 млн рублей — по 25 млн рублей за километр Фото: mendeleevsk.tatarstan.ru

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПО ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ 11% КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ

Среди крупнейших заказов компании слегка не дотянул до 200 млн договор с «Главтатдортрансом». Дорожникам предстоит к ноябрю реконструировать автодороги Люга – Старая Юмья – Верхний Кумор и Каркаусь – Салтык-Ерыкла в Кукморском районе. Отметим, что финансирование большей части выигранных «Татавтодром» контрактов ведется с участием субсидий из федерального бюджета в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». В данном конкретном случае это выглядит так: из бюджета РФ дорожники Шаймиева получат 79 млн рублей, из татарстанского — 114 млн рублей.

За этот контракт с «Татавтодором» в тендере спорил еще один фаворит системы татарстанского госзаказа — ООО «Волгадорстрой» Олега Иванова и Айрата Миннуллина. В прошлом году активнее других соперничество с «Татавтодором» изображал «Татнефтедор». Две якодзуны бились за серию договоров по муниципальным дорожным программам. Теперь же основным спарринг-партнером «Татавтодора» стал именно «Волгадорстрой». Он засветился в тендерах на строительство подъезда к селу Мрясево в Актанышском районе на 95 млн рублей, на реконструкцию автодороги Казань – Малмыж – Ашабаш ценой 40 млн рублей, реконструкцию дороги Муслюмово – Старое Саитово – Туруш в Муслюмовском на 25 млн рублей и др.

Среди прочих соперников компании встречались и другие завсегдатаи — «Алексеевскдорстрой», «Татнефтедор», «Каздорстрой», об успехах которых мы поговорим позже. Но общая картина оставалась неизменной: в тендерах на строительство или реконструкцию дорог в апреле – июне стабильно принимали участие по два претендента. Результатом становилось снижение цены на символические 0,5% — «золотой стандарт» для львиной доли строительных тендеров в Татарстане.

Справедливости ради — а возможно, и в качестве ориентира для других — отметим, что при 7 млрд выручки «Татавтодор» показал за прошлый год 793 млн рублей прибыли. То есть рентабельность выручки по чистой прибыли составила 11,2% — и это более похоже на реальную картину, чем те крохи, которые не стесняются демонстрировать налоговой многие (если не большинство) игроки стройотрасли. Минуло два года с памятного спича президента Татарстана Рустама Минниханова, который выразил крайнее негодование использованием схем обналички и занижения прибыли, но радикального улучшения ситуации в этой сфере не наблюдается.

Самым дорогим заказом алексеевских дорожников стал контракт от ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» ценой 906,2 млн. рублей Самым дорогим заказом алексеевских дорожников стал контракт от ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» ценой 906,2 млн рублей Фото: alekseevskiy.tatarstan.ru

ПО ДОРОГЕ В КАЗАХСТАН

«Серебро» нашего рейтинга на сей раз уходит другому старому знакомому — ОАО «Алексеевскдорстрой». Годом ранее компании, собравшей чуть более 500 млн, досталось лишь 11-е место, но теперь, во втором квартале, она заполучила заказов на 2,17 млрд рублей. По состоянию на 30 сентября 2016 года по 26% в капитале «Алексеевскдорстроя» контролировали Фоат Валиев и Алексей Демидов, 20% — бывший вице-премьер РТ Владимир Швецов, еще 14% — Рустам Закиров.

Самым дорогим заказом алексеевских дорожников стал контракт от ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» ценой 906,2 млн рублей на капремонт 16-километрового участка автомобильной дороги Р-239 «Казань – Оренбург – Акбулак – граница с Республикой Казахстан». То есть каждый километр дороги был оценен федералами в 56,6 млн рублей, или чуть менее $1 миллиона. Оговоримся, что большую часть финансирования, 897 млн рублей, компания получит лишь в 2018 году. Особенность тендера — отсутствие данных по другим участникам конкурса, которые могли бы составить конкуренцию. В результате итоговая цена логично не снизилась даже на пресловутые 0,5%.

Дороги, которые «Алексеевскдорстрой» будет приводить в порядок по заказу Татарстана, обойдутся заметно дешевле. Скажем, договор с ГКУ «Главтатдортранс» на ремонт 7,78 км в Казани оценили в 196 млн рублей — по 25 млн рублей за километр. На аналогичные цели компании выделили еще 109 млн рублей, работы должны были завершиться до 9 июня 2017 года. Впрочем, участка улицы Кул Гали от Комиссара Габишева до Центральной это не касается: его нужно отремонтировать до 10 октября, заплатят за это 161 млн рублей. И совсем недорого обойдется бюджету ремонт 19,7 км дорожно-уличной сети Чистопольского района. Цена контракта составила 139 млн рублей — по 7,2 млн рублей за километр.

Чаще всего с «Алексеевскдорстроем» во втором квартале 2017 года конкурировали уже упоминавшийся в том же контексте «Татнефтедор» и СК «Казаньдорстрой». Увы, финансовые показатели за прошлый год пока не опубликованы, но в 2015 году дорожники Швецова и Ко при 2,1 млрд рублей выручки показали 199 млн рублей прибыли. То есть рентабельность составила 9,5%, не так уж далеко от «Татавтодора».

«КАМДОРСТРОЙ» ВЪЕХАЛ НА МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ

Гораздо печальнее картина у ЗАО «Трест Камдорстрой», входящего в сферу влияния все того же Швецова, который набрал заказов на 1,65 млрд рублей. В 2015 году компания выручила 4,6 млрд рублей, а чистыми заработала всего лишь 37,8 млн рублей: рентабельность — 0,8%.

Где же одной из самых известных компаний зарабатывать, если не у себя на родине, в Набережных Челнах? Самый жирный кусок ей достался от «Главтатдортранса». Предметом контракта на 796 млн рублей стала реконструкция к 12 октября 16,2 км Московского проспекта и пересекающейся с ним улицы Нариманова. Статус проспекта как одной из главных магистралей автограда обязывает: цена 49,1 млн рублей за километр выше, чем стоимость ремонта в Казани и Чистополе, и лишь чуть ниже, чем на федеральных трассах.

От федералов «Камдорстрою» тоже кое-что перепало. Например, ФКУ «Волго-Вятскуправавтодор» выделит 310 млн рублей на капремонт автодороги М7 «Волга», точнее, подъезда к Ижевску и Перми на участке км 55+060 – км 61+000 (примерно по 52 млн рублей за километр) в Удмуртии. Любопытное требование содержит один из пунктов контракта. Подрядчик в качестве обеспечения обязан предоставить 93,1 млн рублей — 30% цены. С одной стороны, это, конечно, снимает вероятность исчезновения подрядчика и уменьшает риски косяков с его стороны, с другой — делает этот контракт практически недоступным для малого бизнеса.

При этом «Камдорстрой» — давний партнер ФКУ, которое регулярно подкидывает челнинцам заказы, и на сей раз в их портфель упало еще два подряда по все той же М7 — стоимостью 117 и 109 млн рублей.

«Каздорстрой» получил почти 870 млн рублей по нескольким «уличным» контрактам в столице РТ в преддверии Кубка Конфедераций – больше, чем кто либо другой. «Каздорстрой» получил почти 870 млн рублей по нескольким «уличным» контрактам в столице РТ в преддверии Кубка конфедераций — больше, чем кто либо другой / Фото: «БИЗНЕС Online»

ОПРАВДЫВАЯ НАЗВАНИЕ: «КАЗДОРСТРОЙ» ЗАРАБОТАЛ НА ПОДГОТОВКЕ К КУБКУ КОНФЕДЕРАЦИЙ

Впрочем, трассу «Волга» без преувеличений можно назвать кормилицей многих татарстанских дорожников — какие бы кризисы ни бушевали, тут всегда найдется место для трудового подвига. Не остался в стороне и обладатель почетного четвертого места в нашей табели о рангах — ОАО «Каздорстрой». По состоянию на 30 июня текущего года его ключевыми акционерами выступали: Эльвира Ахунова с долей 18,99%, Равиль Гарипов — 17,44%, Лилия Гарипова — 11,41%, Зайнап Фаварисова — 8,89%. При этом в топ-менеджменте компании совсем недавно произошла перестановка: Валерия Тимашева на посту генерального директора в июне сменил Ильдар Яруллин.

Крупнейший госзаказ во втором квартале у компании — конечно же, капремонт автодороги М7. Привести в порядок 11-километровый участок «Каздорстрой» взялся за 740,5 млн рублей, которые выделяет «Волго-Вятскуправтодор». Любопытно, что, как и в случае с «Алексеевскдорстроем», никаких следов конкурентов в тендерной документации нет, не была снижена и начальная цена контракта. Та же картина и с более скромной по масштабам закупкой ФКУ, доставшейся «Каздорстрою», где ремонт очередного отрезка «Волги» оценили в 104 млн рублей.

Всего же в апреле – июне «Каздорстрой» смог собрать контрактов на 1,71 млрд рублей. Это безусловный успех, ведь год назад компания вообще оказалась за бортом Топ-50 королей госзаказа. Причем решающий вклад в него внесли земляки, ведь дорожники получили почти 870 млн рублей по нескольким «уличным» контрактам в столице РТ в преддверии Кубка конфедераций — больше, чем кто-либо другой. В частности, «Каздорстрой» отвечал за реновацию участков улиц Вишневского, Карла Маркса, Право-Булачной и Лево-Булачной, проспекта Ямашева и т. д. (С более подробным списком желающие могут ознакомиться здесь, здесь, здесь и здесь.) В зоне ответственности компании оказалось более 31 км дорог, цена ремонта которых варьировалась от 22,8 млн до 32,25 млн рублей за километр. К слову, это самые дорогие километры из казанских заказов в апреле – июне. И тут, пожалуй, закончим эти подсчеты.

Казанская мэрия заключила со Сбером четыре кредитных договора , цена которых составила от 310 до 465 млн. рублей Казанская мэрия заключила со Сбером четыре кредитных договора, цена которых составила от 310 до 465 млн рублей / Фото: «БИЗНЕС Online»

РУШАН САХБИЕВ ОДОЛЖИЛ ДЕНЕГ ИЛЬСУРУ МЕТШИНУ

Одним из новичков нашего Топа неожиданно стала крупнейшая кредитная организация страны — Сбербанк, получивший заказов на 1,49 млрд рублей. Кассу Рушану Сахбиеву сделала казанская мэрия. Она заключила со Сбером четыре кредитных договора (раз, два, три и четыре) с лимитом финансирования от 310 до 465 млн рублей. Привлечение таких кредитов, в частности, предусмотрено муниципальной программой заимствований на 2018–2019 годы, направленной как на покрытие кассовых разрывов, так и на рефинансирование прежней задолженности.

Согласно документации закупки суммарный кредитный лимит для мэрии Казани составит 4,8 млрд рублей. Условия везде одинаковые — ссуды даются на срок до трех лет под 10,34% годовых (при стартовой ставке 10,5%). При этом аукцион за право финансировать исполком Сбербанк выиграл у Совкомбанка.

В этой связи можно вспомнить о дебюте АО «Связьинвестнефтехим» (СИНХ) на рынке облигаций. Как и рассчитывал его глава Валерий Сорокин, 11 июля госхолдинг привлек 20 млрд рублей сроком на 5 лет. Ориентир ставки первого купона был установлен в размере 8,8−9%, что соответствует доходности к погашению в размере 8,99−9,2% годовых. Правда, за спиной СИНХа — если не вся экономическая мощь республики, то значительная ее доля, и Ильсур Метшин в этом плане с Сорокиным тягаться не может.

ФЕЛЬДШЕРСКИЕ ПУНКТЫ ДЛЯ «ВОЛГАДОРСТРОЯ» НЕ ПОНРАВИЛИСЬ ФСБ

Критические стрелы в адрес системы госзакупок летят со всех сторон. Даже директор департамента развития контрактной системы минэкономразвития РФ Максим Чемерисов уже признал, что лишь 5% закупок госкомпаниями конкурентны (а объем неконкурентных заказов, по скромным оценкам, достигает 20 трлн рублей). Этим летом свое недовольство выразило и татарстанское УФСБ. Его глава Динар Хамитов направил письмо начальнику УФАС по РТ Александру Груничеву с просьбой разобраться в законности целого ряда госзакупок, размещенных ГИСУ. Главный вопрос: не мешает ли принцип формирования лотов (когда «оптом» предлагается несколько небольших по отдельности заказов) участию в тендерах малого и среднего бизнеса?

Одним из фигурантов этой истории стало ООО «Волгадорстрой» Айрата Миннуллина и массового учредителя Олега Иванова. Точнее, одна из фирм-близнецов — та, что приписана Казани на Ибрагимова, 89. Сомнения у чекистов вызвал заключенный с ГИСУ контракт на 121,2 млн рублей. Договор предусматривал замену фельшерско-акушерских пунктов на модульные здания ценой 2,66 млн рублей за единицу в 42 районных больницах, а также строительство еще двух ФАПов — за 2,53 млн и 1,25 млн рублей.

УФАС согласилось с выводами ФСБ, отметив в своем заключении и другую подробность: «Для участия в вышеуказанном аукционе подал свою заявку всего один участник, несмотря на то что рынок выполнения строительно-монтажных и прочих работ по строительству является конкурентным». Однако результаты этого и еще трех состоявшихся конкурсов антимонопольщики решили не отменять. Лишь в трех других случаях ведомство предписало отменить все протоколы по закупкам и внести изменения в документацию. Работы компания «Волгадорстрой» должна завершить в октябре текущего года.

Еще один принципиальный момент: говоря о доступе малого бизнеса к подобным работам и наценке за услуги победителей конкурсов, отметим такую строку договоров, как «объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков». В случае с контрактами «Волгадорстроя» этот пункт указывается в размере 40% от суммы договора. То есть никто изначально не предполагает, что генподрядчик сделает все своими силами. По факту он может нанять тех же представителей МСБ. А ведь последние могли бы сбить цену строительных работ, если бы их допустили к конкурсам напрямую. Но, увы, цена «сборных» конкурсов для них чрезмерно высока, а для ГИСУ проще нанять одного исполнителя, отвечающего сразу за все. В случае чего легче спросить.

Любопытно и то, что господин Миннуллин более известен как дорожный строитель. Например, в сентябре 2015 года «Волгадорстрой» сдал в эксплуатацию в Казани четную сторону улицы Дзержинского с новым основанием, ливневкой и велодорожкой. Прошлым летом компания активно ремонтировала в столице РТ так называемые школьные маршруты, уличную сеть городских поселков и вела ямочный ремонт. Но в этом году «Волгадорстрой» переключился на возведение зданий. Все то же ГИСУ подрядило компанию построить в Казани два детсада на 340 мест каждый для жилых комплексов по Мамадышскому тракту и улице Ершова. Цена строительства в обоих случаях составит примерно 230 млн рублей. 

Всего же компания получила контрактов на 1,46 млрд рублей. За 2015 год при выручке 1,7 млрд рублей «Волгадорстрой» показал 71,5 млн рублей прибыли: рентабельность — 4,2%.

АЙРАТ МИННУЛЛИН ПОРАБОТАЕТ НА ИВАНА ЕГОРОВА

Впрочем, от привычных дорожных работ Миннуллин отказываться также не собирается. Слегка поменялся лишь их вектор — «Волгадорстрой» сменил городскую суету на сельскую идиллию. В частности, 116 млн рублей дорожникам выделили для ремонта 18,5 км подъездных дорог к дачным товариществам. Еще по двум договорам рублей компания получила 84 млн и 49 млн на ремонт подъездов к фермерским хозяйствам. Например, СХП «Свияга» из Апастовского района может рассчитывать на ремонт стоимостью 3,1 млн рублей. Не самая большая сумма из выделенных, но предприятие интересно не этим, а тем, что через цепочку юрлиц принадлежит гендиректору холдинговой компании «Ак Барс» Ивану Егорову.

Без малого 100 млн «Волгадорстрою» принес контракт с «Главтатдортрансом» на ремонт 10,6 км дорожно-уличной сети Зеленодольского района. После тендера снижение от первоначальной цены составило не обычные 0,5%, а сразу 0,501% — настоящий прорыв. Еще на 47 млн рублей потянул договор с зеленодольским исполкомом на работы по дорогам общего пользования. Документ за подписью главы районного исполкома Айрата Сахибуллина не на шутку удивил: коэффициент снижения от первоначальной цены составил 0,5. Каким образом муниципалам удалось прогнуть «Волгадорстрой», заставив скостить сразу половину цены? К сожалению, ни одна из сторон на наши запросы не ответила.

Ларчик этот, впрочем, может открываться просто. Наиболее вероятный ответ содержит другой дорожный контракт «Волгадорстроя» с исполкомом Лаишевского района — на 23 млн рублей. Здесь понижающий коэффициент составил 0,005! Увы, лаишевские чиновники поспешили нас разочаровать, пояснив, что это банальная опечатка.

За всей этой прозой Миннуллин не забывает и о высоком. За 103 млн рублей его компания построит по заказу «Главтатдортранса» автомобильную стоянку туристско-рекреационного кластера «Свияжск» вдоль подъезда к одноименному острову-граду в Зеленодольском муниципальном районе. Деньги выделены в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)»: федералы дали 38 млн рублей, республиканский бюджет — еще 65 миллионов.

Один из фаворитов системы татарстанского госзаказа - ООО «Волгадострой» Олега Иванова и Айрата Миннулина (справа) Один из фаворитов системы татарстанского госзаказа — ООО «Волгадорстрой» Олега Иванова и Айрата Миннуллина (слева) Фото: «БИЗНЕС Online»

ВТОРОЙ «ВОЛГАДОРСТРОЙ» ПРЕДПОЧИТАЕТ КАЗАНЬ

Представительство тандема Миннуллина и Иванова в нашем обзоре разрастается до неприличия, но из песни слов не выкинешь, ведь на другое юридическое лицо — ООО «Волгадорстрой», прописанное в селе Большие Метески, — сверхудачливые подрядчики во втором квартале получили госзаказов на 1,045 млрд рублей. Причем у второго «сиамского близнеца» с рентабельностью выручки по чистой прибыли все еще хуже — она составляет 2,2%. По итогам 2015 года этот «Волгадорстрой» выручил 903 млн рублей, но официальный чистый заработок составил только 19,7 млн рублей.

Анализ портфеля компании показывает, что именно это юрлицо у компаньонов сегодня специализируется на заказах в Казани. Накануне Кубка конфедераций компания получила на ремонт местных дорог 540 млн рублей по трем контрактам (раз, два и три). В частности, «Волгадорстрою» вверили участки Горьковского шоссе, улицы Декабристов, Восстания и БКК.

От федеральной трассы «Волга» компании ничего не перепало, зато «Волго-Вятскуправавтодор» поручил ей ремонт двух отрезков автодороги А295 «Йошкар-Ола — Зеленодольск — автомобильная дорога М7». Цена вопроса — 227 млн рублей.

ООО «Ак таш», единственным учредителем которого Газинур Ахметов, на слуху в республике, но финансовыми показателями не блещет ООО «Ак таш», единственным учредителем которого является Газинур Ахметов, на слуху в республике, но финансовыми показателями не блещет Фото: metshin.ru

СТРОИТЕЛЬ ШКОЛЫ В «САЛАВАТ КУПЕРЕ» И SABA-ARENA

ООО «Ак таш», единственным учредителем которого является Газинур Ахметов, на слуху в республике, но финансовыми показателями не блещет. Так, по итогам 2015 года «Ак таш» заявил 5 млрд рублей выручки и 3,4 млн рублей прибыли — жалкие 0,07% рентабельности.

За апрель – июнь компания заключила госконтрактов на 1,25 млрд рублей. Из них 700 млн обеспечил договор с ГИСУ на строительство школы на 1224 учащихся в квартале 11-8 в «Салават Купере». Объект должен быть введен в эксплуатацию 30 августа 2018 года. Компанию «Ак ташу» при проведении тендера составил очередной завсегдатай наших обзоров — генподрядчик многих знаковых объектов «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова. Напомним, что для повышения конкуренции, в том числе для ограничения привилегированного положения «Ак таша» в сегменте соципотечного строительства, глава Госжилфонда РТ Талгат Абдуллин продвигал в 2016 году альтернативную закупочную площадку, одной из задач которой является отбор подрядчиков и поставщиков материалов для «Салават Купере».

Еще одним контрактом ГИСУ заказало «Ак ташу» строительно-монтажные работы в ЖК «Седьмое небо» для школы на тех же 1224 учащихся. Фронт работ здесь оценивается в разы скромнее — 170 млн рублей. Зато сразу 394 млн Ахметов получит от исполкома Сабинского района, возглавляемого Раисом Миннихановым. Деньги пойдут на возведение универсального спорткомплекса с монументальным названием Saba-Arena (330 мест, площадь — 6541 кв. м). Работы должны быть выполнены к 20 декабря текущего года.

Интересно, что Ахметову не всегда удается заполучить контракты с символической уступкой в 0,5%. Например, при участии в конкурсе от МКУ «УКС города Казани» в декабре 2016 года (обеспечение инженерными коммуникациями и благоустройство территории МФЦ в жилмассиве Нагорный Советского района Казани) компании пришлось подвинуться на 13,5% от первоначальной цены. Однако и снижение цены, и сразу четверо участников — скорее исключение из сложившихся в республике правил.

Челнинское ООО «Евростиль» Ильнара Гайсана на сей раз собрало на госзаказах 1,22 млрд. рублей Челнинское ООО «Евростиль» Ильнара Гайсана на сей раз собрало на госзаказах 1,22 млрд рублей / Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧЕЛНИНСКАЯ ПОЛИЦИЯ «ОТЖАЛА» У ГАЙСИНА 10%

Челнинское ООО «Евростиль» Ильнара Гайсана на сей раз собрало на госзаказах 1,22 млрд рублей. Очередной флагман строительной отрасли в 2015 году выручил 1,5 млрд рублей, но отчитался лишь о 6,6 млн рублей прибыли и рентабельности 0,4%.

«Евростиль» не слишком стремится расширить географию работ: его и в автограде неплохо кормят. Так, 764 млн рублей компании принес договор с ГИСУ на строительство в Челнах школы. Еще одним контрактом на те же цели выделен 261 млн рублей. Итого — миллиард.

Как и в случае с «Волгадорстроем», «сборные» контракты «Евростиля», а также «Ремонтстройсервиса», «РСС Инжиниринга», «Восток-С» и других местных строительных воротил стали предметом внимания ФСБ и УФАС. Так, 191 млн рублей республика выделила компании на 11 объектов. Самые значительные суммы предназначались для капремонта Черемшанской кадетской школы-интерната (51 млн рублей), здания в Азнакаево по улице Школьной, 2 (49 млн рублей) и Ново-Чутинской школы в Бавлинском районе (27 млн рублей).

Оставшиеся 8 млн Гайсину принес договор с челнинским УМВД РФ, предусматривающий, в частности, демонтаж старых ограждений и пропускных пунктов с вывозом мусора. С полицией шутки плохи: во всяком случае, компании Гайсина для победы в конкурсе пришлось подвинуться не на привычные полпроцента, а на все 10%. А может, причина кроется в личности конкурента — им выступил не заслуженный «мэтр», а казанское ООО «НордПром» Руслана Назипова. К слову, последнее при участии в тендерах на 108,5 млн рублей все же смогло выиграть госконтрактов на 14 млн рублей.

ШАФАГАТ ТАХАУТДИНОВ «ОКУЧИВАЕТ» ЮГО-ВОСТОК ТАТАРСТАНА

ООО «Татнефтедор» собрало за апрель – июнь 2017 года госконтрактов на 1,15 млрд рублей. Как известно, компанию через «ТаграС-Холдинг» контролирует бывший гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов. В 2015 году «Татнефтедор» получил 2,7 млрд рублей выручки и показал 78 млн рублей прибыли, рентабельность — 2,9%.

Мегаконтрактов в портфеле мы не обнаружили — в основном заказы ценой до 100 млн на ремонт дорог в Заинске, Альметьевском, Нурлатском и Бугульминском районах. Плюс аналогичной цены федеральный подряд на участок автодороги Р-239.

У строительного подразделения «ТаграСа» есть своя характерная особенность. В отличие от многих участников нашего обзора в карточке контрактов «Татнефтедора» изначально отсутствует параметр, регулирующий степень привлечения субподрядчиков. Похоже, компания предпочитает справляться с работами исключительно собственными силами.

Добавим, что спарринг-партнерами на тендерах «Татнефтедора» во втором квартале текущего года чаще других выступали «Волгадорстрой», СК «Казаньдорстрой» и «Мосты РТ». Однако это не мешает заказам на юго-востоке республики уходить компании Тахаутдинова с символической скидкой, а то и вовсе без нее.

Очередные успехи праздновал один из самых «возвышенных» строителей в РТ — ООО «Евростройхолдинг+» Казилова. Напомним, что выручка компании за 2015 год составила 1,3 млрд рублей, а прибыль — 18,3 млн рублей при рентабельности 1,4%.

«Евростройхолдинг+» обосновался в группе, преследующей лидеров-«миллиардеров», собрав госзаказов на 760 млн рублей. Из них 347 млн компания получит по договору с ГИСУ на возведение школы для 800 учащихся в казанском ЖК «Светлая долина».

Однако опытный реставратор Казилов себе не изменяет: его портфель пополнил контракт ценой 314 млн рублей.  Договор предусматривает ремонтно-реставрационные работы в здании присутственных мест конца XVIII – начала XIX веков. Планируется «освежить» 2200 кв. м этого объекта культурного наследия республиканского значения, а также провести сопутствующие работы.

Ранее именно компания Казилова получила заказ от ГИСУ почти на 550 млн рублей на реставрацию здания Казанского государственного цирка. О деталях реконструкции одного из символов третьей столицы мы также подробно рассказывали. Тогда речь шла о стартовой (максимальной) цене в 530 млн рублей, однако 28 февраля с фирмой Казилова было заключено дополнительное соглашение, поднимающее стоимость контракта до 549,6 млн рублей. Других претендентов на полумиллиардный подряд не оказалось.

Во втором квартале «Евростройхолдинг+» подписал еще один договор на ремонтно-реставрационные работы по Казанскому цирку стоимостью еще 99,5 млн рублей. Таким образом, стоимость работ выросла уже до 650 млн рублей. И, видимо, это не предел.

«СК Волга-Автодор» ухитрилась выиграть свой первый госконтракт, который предполагает строительство межквартальных проездов в «Салават Купере» Компания «СК Волга-Автодор» ухитрилась выиграть свой первый госконтракт, который предполагает строительство межквартальных проездов в «Салават Купере» Фото: metshin.ru

НОВИЧОК «ВЫЖАЛ» МАСТЕРСКУЮ НОРМУ

Представляем одного из новичков, которые изредка втискиваются в сплоченные ряды местных королей госзаказа. Название ООО «СК Волга-Автодор» созвучно фирме, ставшей гвоздем сегодняшнего обзора, но не имеет ничего общего с ней. Единственным учредителем здесь выступает Ильназ Валиев. Еще по итогам 2015 года выручка компании «СК Волга-Автодор» составляла всего 10,7 млн рублей, но в минувшем апреле она ухитрилась выиграть свой первый госконтракт. Да еще какой — сразу на 623,7 млн рублей: без предварительной разминки дебютанту доверили профессиональный вес.

Договор предполагает строительство межквартальных проездов в «Салават Купере», а увел его Валиев не у кого-нибудь, а у «Алексеевскдорстроя». Стартовая цена при этом снизилась на 0,5%, так что появление нового игрока на сцене не выглядит экспромтом. Интересно, что стоимость работ в тексте договора указана на 1,2 млн рублей меньше, но в дополнительном соглашении стороны (в лице Валиева и директора ГИСУ Марата Айзатуллина) изложили этот пункт в новой редакции. В итоге скидка и вовсе составила 0,3%.

«Казаньдорстрой» получил контракт на 247,6 млн. рублей, предусматривающий ремонт 91,2 тыс. квадратных метров 56 дворовых территорий Вахитовского, Приволжского и Совесткого районов Казани «Казаньдорстрой» получил контракт на 247,6 млн рублей, предусматривающий ремонт 91,2 тыс. кв. м 56 дворовых территорий Вахитовского, Приволжского и Советского районов Казани / Фото: «БИЗНЕС Online»

СК «КАЗАНЬДОРСТРОЙ»: ИДЕНТИЧНЫЕ КОНТРАКТЫ НА УКРУПНЕННЫХ ТЕНДЕРАХ

Теперь пару слов об одном из самых активных участников дорожных тендеров второго квартала 2017 года — ООО «СК «Казаньдорстрой». Единственным учредителем и директором выступает Олег Петров. С учетом Олега Иванова из «Волгадорстроя» нашему рейтингу не хватает только Олега Сидорова для классического комплекта — продолжаем с нетерпением его ждать хотя бы ради красивого заголовка «Короли татарстанского госзаказа: Иванов, Петров, Сидоров». По итогам 2015 года компания отчиталась о 789 млн рублей выручки и показала 1,1 млн рублей прибыли, и трудно подобрать эпитет для рентабельности 0,1%.

На этот раз «Казаньдорстрой» получил от «Главтатдортранса» контракт с реестровым номером «21660049283 17 000045» на 247,6 млн рублей. Он предусматривает ремонт 91,2 тыс. кв. м 56 дворовых территорий Вахитовского, Приволжского и Советского районов Казани. Кроме фирмы Петрова в тендере участвовал «Алексеевскдорстрой».

Интересно, что на сайте госзакупок мы нашли очень похожий контракт под номером «21660049283 17 000044» (разница в одну цифру) с идентичной ценой в 247,6 млн рублей. Но в него включены уже 39 территорий Авиастроительного, Ново-Савиновского, Кировского и Московского районов. В роли соперника выступил «Волгадорстрой», как и в случае с аукционом от исполкома Казани на ремонт 46,3 тыс «квадратов» дорог местного значения столицы ценой 78 млн рублей.

РОДСТВЕННИЦА ДЕПУТАТА САМАРСКОЙ ДУМЫ СКИДОК НЕ ДЕЛАЕТ

По традиции в нашем рейтинге не обошлось и без варягов — благодаря казанской прописке ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». Блеснувшее в прошлом году на татарстанской сцене ООО «Автодоринжиниринг» из Самарской области (3-е место с 1,17 млрд рублей по итогам второго квартала 2016-го) на сей раз получило контрактов на 1,04 млрд рублей. Бенефициаром компании через ООО «Центрторг» выступает София Серпер, которая также является соучредителем ООО ИПК «Константа-Капитал», ООО «Инвест-актив» и ряда других фирм, где соучредителями выступают Сергей и Александр Серпер (судя по всему, сын и отец депутата Самарской думы Евгения Серпера).

В частности, компании полагается 759 млн рублей за капремонт участка трассы М5 в Ульяновской области. Кроме «Автодоринжиниринга» в тендере был некий анонимный участник, но стартовая цена при этом не снизилась.

Что касается финансовых показателей, то «Автодоринжиниринг» в 2015 году отчитался о выручке на 1,4 млрд рублей, а показал прибыли 16 млн рублей (рентабельность — 1,1%). При этом компания с завидным постоянством выигрывает контракты на дорожно-строительные в Сызрани, где в основном зарегистрированы активы семьи Серпер и, соответственно, сосредоточены ее бизнес-интересы.

==table1668==