Накануне в Приволжском суде Казани решался вопрос об определении меры пресечения в отношении Александра Ижмукова — водителя автобуса, попавшего в страшную аварию под ЗаинскомФото: Максим Тимофеев

«ОН НЕ ВИНОВЕН! В ЕГО СИТУАЦИИ КАЖДЫЙ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ!»

Накануне в Приволжском суде Казани решался вопрос об определении меры пресечения в отношении Александра Ижмукова — водителя автобуса, попавшего в страшную аварию с 14 погибшими под Заинском в минувшее воскресенье. Почти за час до начала судебного заседания в коридоре здания суда, перешептываясь друг с другом, маячили двое мужчин. Оказалось, что это адвокаты водителя, который был за рулем автобуса в ту злосчастную минуту. «Да, версия следствия есть о том, что, возможно, это произошло по вине водителя автобуса. Но об этом окончательно еще рано говорить, — заявил адвокат Иршат Низамов, специально приехавший на судебные слушания из Заинска. — Возможно, следствие уже располагает какими-то материалами. Но есть такое понятие, как тайна следствия. Нас пока с такими материалами не ознакомили». По его словам, он с его коллегой из Москвы Романом Майданчуком только что приехали в Казань и пока не общались даже со своим клиентом. Вместе с тем Низамов сообщил, что без его участия, то есть без присутствия защитника, в отношении Ижмукова уже проводились следственные действия. По данным источников «БИЗНЕС Online», водителя автобуса отвозили на допрос к следователю вчера утром, непосредственно после выписки из РКБ, где подозреваемый пребывал последние несколько дней.

В это время в коридоре суда в крайне подавленном настроении, едва сдерживая слезы на глазах, появилась женщина. Она представилась гражданской женой Ижмукова Любовью Григорьевой. Отвечая на вопросы «БИЗНЕС Online», она смогла сообщить только то, что еще ни разу не виделась со своим мужем и о его состоянии может только догадываться. «Он не виновен! В его ситуации каждый может оказаться!» — это единственное, что смогла произнести Григорьева.

К назначенному часу многочисленные журналисты оживились и выстроились в коридоре, чтобы сделать пару фотографий подозреваемого. Но тут возник судебный пристав. «Отойдите на 10 метров от входа в зал!» — командовал суровый сотрудник в форме. Через несколько минут Ижмукова привели в зал. Тот тяжелой поступью с перебинтованной левой рукой шел по коридору в сопровождении усиленного полицейскими и приставами конвоя. Охрана была настроена очень сурово и не подпускала к подозреваемому никого — видимо, боялись покушения или самосуда со стороны родственников погибших в ДТП.


БОЛЬНАЯ МАМА И ЗАЛОГ В 3 МЛН РУБЛЕЙ

Одетый в штаны и черную футболку 56-летний Ижмуков во время судебного заседания все время держался за поврежденную левую руку. Видимо, из-за болей он ее иногда поглаживал. Было заметно, что он еще не до конца оправился после аварии: дышал ртом, тяжело глотая воздух, и утомленно прикрывал глаза. Тройка адвокатов, представлявшая интересы Ижмукова, напротив, была весьма энергична. Компанию защитников в лице Низамова и Майданчука к началу заседания пополнил их самарский коллега Александр Ваушин. С первых минут слушаний стало понятно, что они хоть и не видели своего клиента, но линию защиты выработали. Низамов первым заявил ходатайство о приобщении справок о состоянии здоровья не своего подзащитного, как это чаще всего бывает, а его матери... Женщина — лежачая больная и нуждается в постоянном уходе. До трагедии за матерью присматривал сын. Кроме того, адвокат попросил приобщить положительную характеристику на Ижмукова от его работодателя в лице АО «Евразийская корпорация автовокзалов». Вскоре выяснилось, что начальство, не поскупившееся на адвокатов, готово и на более широкий жест — предоставить залог за своего сотрудника в размере 3 млн рублей. Председательствующий судья Ильнур Гарифуллин, который, кстати, и продлевал ранее арест на 72 часа, с документами ознакомился и приобщил их к материалам дела.

Ответный ход о приобщении справок по состоянию здоровья уже самого Ижмукова сделал следователь Раниф Сафиуллин. «На данный момент состояние Ижмукова удовлетворительное, и он может содержаться в условиях следственного изолятора», — обратился к судье Сафиуллин. После этой реплики все присутствующие поняли, какой меры пресечения будут добиваться следствие и прокуратура. Справки РКБ также были приобщены к делу. «Проведение следственных действий возможно», — гласил вердикт медиков. При этом водителю необходимо наблюдение хирурга, врача-ЛОРа и медикаменты, которые родственники заранее купили и принесли с собой на процесс для передачи в камеру. Напомним, после ДТП водитель автобуса находился в отделении реанимации РКБ с ожогом половины лица, левой верхней конечности 1-й, 2-й стадии площадью 4%, а также ожогом верхних дыхательных путей.

Далее Сафиуллин описал фабулу трагедии, произошедшей в ночь на 2 июля. 14 человек погибли, 12 причинены повреждения различной тяжести. «Ижмуков обвиняется в совершении преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ. Причастность к преступлению подтверждается показаниями свидетелей, протоколами осмотров места преступления и материалами дела», — глаголил следователь. Он обозначил, что преступление относится к преступлениям средней тяжести, и по данной статье может стоить 7 лет свободы. «С учетом собранных по делу доказательств, а также данных о личности Ижмукова, следствие полагает, что при избрании меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, он может скрыться, оказать давление на участников уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства и воспрепятствовать ходу дела», — заявил Сафиуллин и попросил заключить подозреваемого под стражу.

«На данный момент состояние Ижмукова удовлетворительное, и он может содержаться в условиях следственного изолятора»Фото: Максим Тимофеев

«ЕСЛИ ЗДЕСЬ ЕСТЬ РОДСТВЕННИКИ ПОГИБШИХ, ХОЧУ СКАЗАТЬ, ЧТО Я КАЮСЬ»

Адвоката Низамова сразу же заинтересовало, о каких свидетелях идет речь. Но Сафиуллин отказался их называть, повторяя «согласно материалам дела».

— Чем подтверждается ваше предположение, что Ижмуков может скрыться? — поинтересовался защитник.

— Данное преступление предполагает лишение свободы до 7 лет, — ответил ему следователь.

— А то, что это преступление средней тяжести?

— О том я и говорю, — не сдавался оппонент, хоть в итоге и вынужден был признаться, что попыток скрыться Ижмуков не предпринимал. В остальном следователь продолжал ссылаться на тяжесть преступления. В свою очередь Майданчук поинтересовался, а знает ли следователь, что после аварии водитель не скрылся с места ДТП. Словно предвосхитив следующий вопрос, Сафиуллин заявил:

— Знаю, более того, он трех людей вытащил из салона автобуса...

— Четверых, — тихо поправил сам Ижмуков.

— Четверых, — согласился представитель следствия.

— Можно ли считать, что таким образом он пытался изменить последствия ДТП? — давил Майданчук.

— Я не имею права оценивать, — ушел от ответа следователь.


Последнюю попытку для спасения своего клиента адвокаты предприняли, когда сослались на ст. 152 УПК РФ («Место производства предварительного расследования»), ведь авария произошла в Заинском районе. Эта статья о подсудности применительно к данному случаю гласит, что суд вчера должен был быть либо в Заинском районе (месте совершения преступления), либо в Набережных Челнах (месте, где Ижмуков был взят под стражу).

— На основании чего произошло место изменения предварительного расследования? — атаковал Майданчук.

— Уголовное дело возбуждено 2 июля, у нас есть специализированный отдел в Казани, который занимается расследованием дорожно-транспортных преступлений.

— Если следовать четко статье 152-й, то расследование должно проходить в Заинском районе, — возразил адвокат.

Позже в состязательной части процесса поучаствовал и прокурор Руслан Мубаракшин, который стал намеками помогать следователю.

— Второй водитель автобуса знаком с подозреваемым?

— Да, — отвечал Сафиуллин.

— В каком качестве?

— В качестве свидетеля. Ой, подозреваемого! — растерялся следователь.

— Они могут контактировать? — бросал коллеге спасательный круг Мубаракшин.

— Могут контактировать и препятствовать ходу дела, — нашелся Сафиуллин, но снова потерялся, когда адвокат в продолжение темы расспросил о допросе второго водителя. Он не просто не знал, допрошен ли был тот, но и засомневался, подозреваемый Геннадий Качкин или все же свидетель.

Наконец, слово получил сам Ижмуков. Встав, взявшись за решетку, он высказался довольно просто: «Я скрываться никуда не собираюсь. Если здесь есть родственники погибших, хочу сказать, что я каюсь. Неожиданно до сих пор.... 35 лет вожу автобус — и за границей, и везде водил автобус. Впервые такое. Я каюсь, я могу поклониться родственникам, извиниться. Это страшная трагедия», — проговорил мужчина.

Однако ни раскаяние в зале суда, ни спасение четверых пассажиров судья не учел и удовлетворил ходатайство следователя, посчитав его доводы законными и обоснованными. В итоге Ижмуков пробудет в СИЗО-2 до 2 сентября. Защита намерена обжаловать решение суда. По словам адвокатов, апелляция может быть рассмотрена Верховным судом РТ уже на следующей неделе.


«ОН ВЫТАЩИЛ ЧЕТВЕРЫХ ИЗ ОГНЯ, И САМ ПОГОРЕЛ, ЧЕСТНО ВЫПОЛНЯЯ СВОЙ ДОЛГ»

В перерыве судебного заседания корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось пообщаться с родственниками Ижмукова, которые до сих пор не могут сами отойти от потрясения. По словам сына водителя автобуса Евгения Ижмукова, его отец действительно всю свою жизнь проездил без каких-либо серьезных аварий. «Не было ни одного случая подобного за его карьеру. Он всегда выходил из таких ситуаций. Вся жизнь в дороге же. Там были и более опасные ситуации, но он выходил из них всегда. Никогда такого не было. Просто получается ужасное стечение независящих от него лично обстоятельств», — прокомментировал сын водителя автобуса.

«Могу сразу сказать, что версия со сном сразу отпадает. Они [водители] сменялись. У меня только одна версия — его подрезали. „КАМАЗ“ подрезал автобус, вот и все. Вы сами видели дорогу? Там же две полосы в одном направлении», — рассказал свою версию ДТП сын водителя. Его родной брат Михаил Ижмуков также склонен считать, что во всем виноват другой человек, а именно водитель большегруза. «Он шел по крайней левой полосе. Там идет сужение дороги. „КАМАЗ“ шел по правой стороне. Тот, наверное, поздно увидел знак и совершил необдуманный маневр. Ударил автобус. Откуда в темноте этот „КАМАЗ“ с бензином появился? Транспортировка на жесткой сцепке запрещена по закону. Мой брат знает маршрут наизусть, знает, что там идет сужение дороги. Поэтому он сразу перестроился и пошел на обгон. А этот „КАМАЗ“... Ему либо в кювет, либо ударить автобус. И он решил бортануть. Саша ни в чем не виноват. Он вытащил четверых из огня и сам погорел, честно выполняя свой долг!» — отметил Михаил.

Оба собеседника уверены в том, что возбужденное дело против Ижмукова полностью сфабриковано. Они недоумевают, почему водитель большегруза в настоящий момент находится на свободе, а его имени никто не называет. Кроме того, родные обращают внимание на то, что на всех фотографиях и видеосъемках никто не обращает внимания на грузовик, у которого сразу же скрутили номера. «Всем уже понятно, что сейчас просто хотят найти козла отпущения. Будем бороться. Будем свою правоту доказывать!» — обещал сын Евгений.

«Я у него спрашивала: „Саша, ты за рулем?“ Он ответил, что нет, еще не за рулем, буду меняться. В половине 11-го поменяюсь, заедем в кафе, покушаем, потом я сяду за руль, сказал он. Я говорю: ты хоть отдохнул? Он говорит, что хорошо отдохнул, отключился, поспал. А потом они покушали, и он сел за руль. Меня к нему не подпускали, он как заключенный какой-то. Узнавала о состоянии от врача. Даже до палаты не допускали, будто он преступник», — позже нашла силы в себе пообщаться с журналистами и Григорьева. Женщина, как и сын водителя, опасается, что за аварию будет отвечать лишь один Ижмуков. «Он всегда ездил аккуратно и за свой автобус переживал больше, чем все его водители. И Геннадий Качкин (напарник Ижмукова — прим.ред.), и Цветков (второй его сменщик прим.ред.). Ремонтировал автобус и следил за ним больше, чем напарники. Но напарников почему-то здесь нет», — делилась перед камерами гражданская жена.

То, что отца и мужа не выпустили под залог, очень удивило родственников. «Это уже о чем-то говорит. О том, что все хотят повесить на него», — считает Григорьева.

На 52-м километре автодороги Альметьевск — Заинск водитель автобуса Александр Ижмуков совершил столкновение с движущимся грузовиком MAN, буксируемым на жесткой сцепке автомобилем «КАМАЗ» На 52-м километре автодороги Альметьевск — Заинск водитель автобуса Александр Ижмуков совершил столкновение с движущимся грузовиком MAN, буксируемым на жесткой сцепке автомобилем «КАМАЗ» Фото: «БИЗНЕС Online»

АВАРИЯ, УНЕСШАЯ ЖИЗНИ 14 ЧЕЛОВЕК

Согласно версии МВД по РТ, трагедия под Заинском происходила следующим образом. На 52-м километре автодороги Альметьевск — Заинск водитель автобуса Ижмуков совершил столкновение с движущимся грузовиком MAN, буксируемым на жесткой сцепке автомобилем «КАМАЗ». После удара автобус опрокинулся и загорелся. Погибли 14 пассажиров автобуса, включая четверых несовершеннолетних. Еще 12 человек с различными травмами были госпитализированы, всего в автобусе было 29 человек, включая двух водителей. В больницах сейчас находятся 8 потерпевших. До сегодняшнего дня в их числе был и сам Ижмуков. Состояние второго водителя врачи оценили как удовлетворительное, и он был выписан на амбулаторный этап лечения.

По предварительным данным, причинами трагедии стали скорость автобуса 87 км/час, утомленность водителя из-за нарушения смен, невключенные габаритные огни на буксируемом «КАМАЗе» и сама конструкция немецкого автобуса с уязвимым положением топливного бака.

По данному факту 2 июля было возбуждено два уголовных дела по  ч. 5  ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц») и по ст. 238 ч. 3 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшие смерть двух и более лиц»). В состав следственной группы главного следственного департамента МВД России, которая расследует уголовное дело по факту ДТП в Заинском районе, вошли 10 сотрудников ГСУ МВД по РТ.

Водитель «КАМАЗа» и второй водитель «Неоплана» были отпущены на свободу под обязательство о явке. Такова же процессуальная мера пресечения избрана и в отношении Оксаны Никитиной, являющейся гендиректором «Евразийской корпорации автовокзалов» — компании-перевозчика, которой и принадлежал сгоревший в автокатастрофе автобус. Та как раз проходит по уголовному делу по ч. 3 ст. 238 УК РФ.