Накануне определилось ближайшее будущее двух подозреваемых по уголовным делам, возбужденным по следам автотрагедии под Заинском Накануне определилось ближайшее будущее двух подозреваемых по уголовным делам, возбужденным по следам автотрагедии под Заинском Фото: mchs.tatarstan.ru

ПРОДЛИТЬ ЗАДЕРЖАНИЕ ПАЦИЕНТУ РЕАНИМАЦИИ И ОТПУСТИТЬ ДИРЕКТОРА ФИРМЫ-ПЕРЕВОЗЧИКА

Накануне определилось ближайшее будущее двух подозреваемых по уголовным делам, возбужденным по следам автотрагедии под Заинском. Участь водителя с подачи следователя ГСУ МВД по РТ Ранифа Сафиуллина решил Приволжский райсуд Казани. Следствие ходатайствовало о продлении задержания Александру Ижмукову, водителю сгоревшего автобуса (он был заочно взят под стражу после аварии, срок задержания истекал в 8:00 4 июля — прим. ред.) на 72 часа.

По понятным причинам судебный процесс протекал в заочной форме — возможный виновник ДТП прикован к больничной койке и накануне утром еще находился в палате интенсивной терапии. «Состояние тяжелое, но стабильное, — сказал о нем министр здравоохранения РТ Адель Вафин. — Наблюдается положительная динамика, и его в последующем переведут в отделение стационара». По-видимому, следователи решили не дожидаться улучшения состояния водителя и предприняли меры.

На тяжелое состояние здоровья задержанного указал и сам следователь. По словам Сафиуллина, водитель автобуса находится в отделении реанимации РКБ с диагнозом , «ожог половины лица, левой верхней конечности 1-й, 2-й стадии площадью 4%, а также ожог верхних дыхательных путей».

«Примерно в 00:30 минут на 52-м километре автомобильно-дорожного сообщения Набережные Челны — Заинск — Альметьевск произошло столкновение автобуса марки „Неоплан“ под управлением водителя Ижмукова и автомобиля марки MAN, буксируемого на жесткой сцепке автомобилем марки „КАМАЗ“. В результате столкновения началось возгорание автобуса», — напомнил известные факты следователь.

По словам Сафиуллина, до предъявления окончательного обвинения Ижмукову следствию необходимо получить дополнительные доказательства, «потребуется дополнительное время». «В связи с состоянием пациента на данный момент допрос невозможен, в этой связи ходатайствовать об избрании меры пресечения невозможно», — резюмировал следователь.

Прокурор Руслан Мубаракшин ходатайство следователя поддержал. «В связи с необходимостью предоставления дополнительных документов в отношении подозреваемого, в том числе по состоянию его здоровья, прошу продлить срок его задержания», — высказался прокурор.

Адвокату подозреваемого Рушание Багавовой, как и следователю, пообщаться с Ижмуковым не удалось. Однако она все же предприняла попытку защитить клиента.

«Уважаемый суд, я считаю, что при такой постановке вопроса следственные действия проводить нельзя. Человек лежит в реанимации, и, наверное, целесообразно отложить», — заметила Багавова. Однако судья рассчитал иначе и продлил срок задержания на 72 часа. Следствие полагает, что к этому времени Ижмуков все-таки будет допрошен, и тогда МВД обратится в суд для избрания меры пресечения.

Ко второму подозреваемому, на этот раз по расследованию следственного комитета, судьба оказалась благосклоннее. Напомним, следком возбудил уголовное дело по ст. 238 ч.3 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшие смерть двух и более лиц»). Единственная подозреваемая в рамках расследования — пока что генеральный директор АО «Евразийская корпорация автовокзалов» Оксана Никитина. По версии следствия, ее фирма не имеет лицензии на перевозку детей. Однако вместо ожидаемой меры пресечения сотрудники следственного комитета РФ по РТ отпустили ее на свободу под обязательство о явке к следователю, впрочем, статуса подозреваемой с менеджера компании не снимали.

В роли смягчающих обстоятельств в пользу освобождения Никитиной выступили несколько факторов. Как следует из пресс-релиза следственного комитета, директор фирмы-перевозчика «незамедлительно прибыла на место автокатастрофы и изъявила желание содействовать ходу расследования уголовного дела». Вдобавок у нее двое несовершеннолетних детей, и авторы релиза указывают на то, что уже провели с ней основной объем следственных действий.

«На основании вышеизложенного в отношении подозреваемой следователем избрана мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке», — резюмируют в следкоме.

Отметим, источник, близкий к правоохранительным органам, сообщил «БИЗНЕС Online», что одна из пострадавших уже подала многомиллионный иск о возмещении морального вреда в Заинский районный суд. Кого она считает ответчиком по иску, пока неизвестно.

Одна из пострадавших уже подала многомиллионный иск о возмещении морального вреда в Заинский районный суд. Кого она считает ответчиком по иску, пока неизвестно Одна из пострадавших уже подала многомиллионный иск о возмещении морального вреда в Заинский районный суд. Кого она считает ответчиком по иску, пока неизвестно Фото: «БИЗНЕС Online»

ВЛАДЕЛИЦА КОМПАНИИ-ПЕРЕВОЗЧИКА: «АВТОБУС ДВИГАЛСЯ СО СКОРОСТЬЮ 65 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС»

Пока следствие определялось с судьбой директора АО «Евразийская корпорация автовокзалов», главный акционер компании Фэния Хакимова ответила на обвинения в интервью целому ряду информагенств.

Прежде всего самарская «королева автовокзалов» отмела вопросы о техническом состоянии автобуса и квалификации работников. «Водитель отличный. Это наш лучший экипаж, который работал на маршруте Самара — Ижевск. Никогда к ним не было никаких замечаний. На автобусах «Неоплан» у нас работают опытнейшие водители. Этот водитель у нас работал с 2006 года и отлично себя проявил», — сказала Хакимова в интервью РИА «Новости». Она подчеркнула, что автобус перед поездкой был проверен.

«Интерфаксу» она сообщила, что, по ее сведениям, водители автобуса не нарушали установленный порядок сменности. «Они сменились в Нурлате (Татарстан). Мы разговаривали с нашим водителем, со вторым. И он сказал: мы менялись в Нурлате — он как раз сменился и лег спать. В автобусе — спальное место, ведь он же вылетел из спального места, второй водитель», — сообщила Хакимова.

По ее словам, от Нурлата до места ДТП автобус ехал «два с чем-то часа», в то время как по правилам смена должна происходить раз в четыре часа. За год у экипажа, сообщила перевозчица, не было ни одного нарушения.

Но самое главное, заявила она РИА «Новости», что, по последним данным системы «ГЛОНАСС», автобус перед аварией двигался со скоростью 65 км/час. При этом видеорегистраторы, находившиеся в автобусе, сгорели.

Не согласны в компании и с основной пока что претензией следствия, связанной с отсутствием разрешения на перевозку детей. «В случае перевозки детей с родителями подобное разрешение не требуется», — утверждает Хакимова.

Также она говорит, что у нее нет собственной версии причин ДТП, но советует следствию внимательнее присмотреться к роли других его участников. «Ладно «КАМАЗ», а MAN, который он тянул? Должен быть регистратор, должен быть ГЛОНАСС, потому что они обязаны страховаться. Мы сгорели: и один, допустим, регистратор сгорел, и второй сгорел. А у них что, ни ГЛОНАССа, ни регистратора не было?» — удивляется женщина.

Близкие погибших сейчас на языке психологов находятся в шоковой стадии, которая продолжается в среднем 9 дней Близкие погибших сейчас, на языке психологов, находятся в шоковой стадии, которая продолжается в среднем 9 дней Фото: mchs.tatarstan.ru

«МНОГИЕ ДО КОНЦА НЕ ОСОЗНАЮТ ПОТЕРИ БЛИЗКОГО, ЭТО ПРИХОДИТ ПОЗЖЕ»

Тем временем родственники погибших продолжали прибывать для опознания. Обстановка рядом с центром ядерной медицины, где временно разместили приехавших на опознание родных жертв автокатастрофы, с самого раннего утра была напряженной. Через парковку из здания в республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы, куда доставили тела, то и дело сновали люди. Часть из них были в форме спасателей МЧС, часть — в специальной форме психологов, другие были следователями, но основная масса — в гражданском.

Большая часть родственников в полуобморочном состоянии в слезах под пристальным наблюдением психологов сидели на специально установленных скамейках в фойе центра ядерной медицины. Кто-то сидел в ожидании похода в кабинет следователя, кто-то ждал, когда его позовут в морг на опознание, кто-то уже с нетерпением ожидал результатов генетического анализа.

«Родственникам после потери близких приходится проходить через целый ряд процедур: оформление документов, опознание тел. Поэтому необходимо сопровождать их для эмоциональной поддержки. Нужно иметь в виду, что потеря близких — события нечастые в жизни. Нередко мы не знаем, как поддержать своих родных», — рассказывал на месте заведующий медицинской психологической службой «Сердэш 129» республиканской клинической психиатрической больницы Юрий Калмыков.

По его словам, близкие погибших сейчас, на языке психологов, находятся в шоковой стадии, которая продолжается в среднем 9 дней. «В этот момент крайне важно просто быть рядом с ними. Тут слова не имеют главного значения», — пояснял собеседник газеты. Он рассказал, что кому-то из прибывших к зданию морга требовались лекарства, остальным было достаточно внимания. Как отметил Калмыков, с 9-й по 40-й день наступает стадия душевной боли — только тогда люди начинают, как правило, говорить о своей утрате. Окончательно же люди приходят в себя только спустя год, когда «состояние горя переходит в светлую печаль». Но до следующих стадий осознания приехавшим в основном из Самары и Ижевска родственникам еще далеко.

«Многие до конца не осознают потери близкого. Это приходит позже. Сейчас же мы можем видеть отрицание и надежду в глазах», — пояснил специалист.

«Многие до конца не осознают потерю близкого. Это приходит позже. Сейчас же мы можем видеть отрицание и надежду в глазах» «Многие до конца не осознают потери близкого. Это приходит позже. Сейчас же мы можем видеть отрицание и надежду в глазах» Фото: mchs.tatarstan.ru

«ОН В АВТОБУСЕ ОКАЗАЛСЯ ПОЧТИ СЛУЧАЙНО, НЕ БЫЛО ДРУГИХ ВАРИАНТОВ»

О надежде говорили и сами родственники. Супруга погибшего декана факультета математики и естественных наук Али Алиева, чье имя стало известно одним из первых в списке погибших, до последнего момента с горечью в голосе не хотела признавать утрату. «Мне пока не сказали результаты генетической экспертизы. Очень не хочется в это верить все равно. Я понимаю, что надежды полпроцента, но все равно. Как-то все это жестоко и очень не вовремя...» — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Ольга Алиева.

По ее словам, муж отправился в Самару в командировку. Супруги долго не могли решить, как отправиться туда — самолетом или автобусом. «У нас раньше летал маленький самолет два раза в неделю. Его отменили. Мы даже рассматривали вариант, когда отправляли его в командировку, чтобы он летел в Москву, чтобы оттуда уже в Самару. Но там, к сожалению, не было рейсов, поэтому дорога до Самары заняла бы двое суток. Хотя у нас есть партнеры в Екатеринбурге, которые именно так и делают всегда, отправляясь в командировку, то есть он в автобусе оказался почти случайно. Не было других вариантов», — отметила вдова, оставшаяся одна с двумя детьми.

Накануне женщина вместе с подругой погибшего Ольгой Воеводиной прибыла в центр ядерной медицины. Их сопроводили на опознание, а потом на допрос к следователю, который продолжался около четырех часов с каждым родственником. В кабинете у следователя за это время звучали самые разные вопросы: звонил ли погибший во время движения, жаловался ли на агрессивную езду, были ли установлены детские кресла, как выглядел внешне автобус при посадке, были ли какие-то явные недостатки и прочее. «По вопросам можно сказать, что речь шла больше о требованиях к перевозчику. Они хотели понять, в каком состоянии автобус вышел на маршрут, — рассказывала Алиева. — Когда со следователем беседовали, то они говорили: «Будем еще проводить экспертизы различные, но пока у нас только один подозреваемый — водитель автобуса».

По мнению супруги погибшего, эти подозрения не лишены смысла. По пути в Самару Алиев по телефону делился с супругой: «Слушай, мы должны были приехать в 9 утра в Самару, но „прилетели“ туда в 5 утра. Автобус гнал как бешеный. Понимаю, что автобус с самарскими номерами, ему домой хочется, но приехать на четыре часа раньше положенного срока — это уже слишком». «Обгонять ночью двойную фуру на жесткой сцепке — это как минимум некомпетентно. Там же еще и сужение дороги шло... Получается, что это нелепое стечение обстоятельств стало следствием безалаберности людей», — добавляла Воеводина.

Собеседница «БИЗНЕС Online» посетовала на то, что слишком долго не было никакой информации для родственников. «Звонила на горячую линию, а там ровно 48 секунд мне говорили: „Ваш разговор записывается. Он очень важен для нас и так далее“. Извините, но я за эти 48 секунд могу и с крыши спрыгнуть и все что угодно, — возмущалась женщина, позже, однако, добавляя. — Потом уже здесь, когда мы приехали в Казань, то нас встретили, напоили, накормили. Работа пошла уже более слаженная, нас начали слушать и слышать. Но в любом случае вся эта ситуация... Ладно, мы, женщины, как-то более уравновешенны, но есть ведь и те, у кого в голове может что-то сломаться в такой момент, и ведь инсульт и всякое может быть».

В момент разговора женщины направлялись к банкомату, чтобы снять деньги, которые были необходимы на доплату за ритуальные услуги. По их словам, власти РТ предоставляют стандартный комплект услуг (перевозка тела, гроб и т. д.) совершенно бесплатно. За другие услуги, например, более дорогой гроб, нужно доплачивать. На месте родственникам выдавали памятки о том, как можно будет получить компенсацию в 1 млн рублей.

Основная версия причин трагедии — утомление и ослабление внимания водителя автобуса и не включенной аварийной сигнализации водителем буксирующего транспортного средства Основная версия причин трагедии — утомление и ослабление внимания водителя автобуса и не включенная водителем буксирующего транспортного средства аварийная сигнализация  Фото: mchs.tatarstan.ru

АВТОКАТАСТРОФА, КОТОРАЯ ПОТРЯСЛА СТРАНУ

Трагедия, которая взбудоражила всю страну, произошла в минувшее воскресенье, 2 июля, в 0:40 ночи в 9 км от Заинска — на неосвещенном участке трассы. Рейсовый пассажирский автобус «Неоплан» следовал из Самары в Ижевск с 29 людьми на борту. В какой-то момент автобус въехал в грузовой автомобиль MAN, который на жесткой сцепке буксировал «КАМАЗ». После столкновения топливный бак взорвался, а автобус опрокинулся на бок. По последним данным, в результате автокатастрофы заживо сгорели 14 человек, в том числе четверо детей. В больницах Татарстана остаются 9 пострадавших — по трое в РКБ, Альметьевске и Набережных Челнах. Состояние пятерых оценивается как тяжелое. Пассажиры в большинстве своем получили различные травмы головы, конечностей, груди, спины, ушибы позвоночника, открытые черепно-мозговые травмы, ушибы головного мозга и внутренних органов.

Следователи продолжают восстанавливать картину произошедшей трагедии. Основная версия причин трагедии — утомление и ослабление внимания водителя автобуса и не включенная водителем буксирующего транспортного средства аварийная сигнализация . Отметим также, что авария произошла совсем близко от того места, где дорога сужается и четыре полосы сходятся в две, отчего, вполне вероятно, что водитель автобуса мог пойти на обгон медленного автопоезда. Водитель же «КАМАЗа» мог в этот момент начать маневр вбок, готовясь к сужению трассы. В любом случае в результате таких маневров MAN «бортанул» автобус, топливный бак которого почти до краев залитый соляркой взорвался, что и привело к трагедии.