Турецкая компания «Гемонт» заявила о планах строительства в РТ завода по производству металлопроката стоимостью $450 миллионов Турецкая компания «Гемонт» заявила о планах строительства в РТ завода по производству металлопроката стоимостью $450 миллионов

«В ТУРЦИИ МЫ ПОСТРОИЛИ ОКОЛО 20 МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ...»

Сегодня на встрече с мэром Набережных Челнов Наилем Магдеевым о своих новых инвестиционных планах заявила турецкая компания «Гемонт». Она известна в Татарстане как генподрядчик строительства комплекса глубокой переработки тяжелых остатков для ТАИФ-НК в Нижнекамске. Гендиректор ООО «Гемонт» Акташ Мухиттин заявил, что компания намерена построить собственный металлургический комплекс, первая очередь которого оценивается в $150–200 млн., и в настоящее время определяется с локацией — местом размещения станет либо ОЭЗ «Алабуга», либо челнинский ТОСЭР.

Приветствуя гостей в мэрии, Магдеев отрекомендовал деловые связи города с турецким бизнесом как активные, а где-то и дружеские. «Мы являемся городом-побратимом турецкого города Кахраманказан, буквально месяц назад были там с рабочим визитом, встречались с руководством города и главами ряда министерств. У нас и личный контакт хороший. В ближайшее время турецкий бизнес приедет к нам, в Набережные Челны, и мы проведем татарстано-турецкий деловой форум», — сообщил мэр. Он также напомнил, что в бытность свою министром лесного хозяйства РТ тесно работал с елабужским резидентом «Кастамону Интергрейтед Вуд Индастри», так что опыт совместной работы с турками у Магдеева есть, таким гостям он всегда рад.

Мухиттин также представился: рассказал, что модернизацию производства ТАИФ-НК его компания завершила в рекордные сроки, тем самым преподнеся своеобразный подарок республике (сам комплекс до сих пор не открыт, но не по вине турок — прим. ред.), и что у «Гемонта» на родине огромный стаж в строительстве металлургических производств. «В Турции металлургический кластер очень развит, вплоть до изготовления готовой продукции, — рассказал Мухиттин. — Около 20 турецких металлургических комплексов построили мы, компания „Гемонт“. Теперь мы приняли решение инвестировать на долгосрочной основе в новый проект на территории Республики Татарстан. В России нет комплексов, подобных тем, что мы строили в Турции, и мы решили рассмотреть именно такой проект — хотим построить его на свои средства и самостоятельно эксплуатировать. В первую очередь нами рассматривается особая экономическая зона, но если в Набережных Челнах есть необходимая инфраструктура, то мы хотим сравнить возможности».


Гендиректор ООО «Гемонт» добавил, что накануне он встречался с Рустамом Миннихановым в «Алабуге» (президент РТ проводил там очередной наблюдательный совет) и поделился с ним своими мыслями. Минниханов обещал обеспечить проекту всевозможную поддержку. По словам Мухиттина, инвестировать в Челнах они хотели бы «так же, как китайская компания Haier»: вероятно, под этим сравнением он имел в виду льготы ТОСЭРа и строительство производства гринфилд (в чистом поле).

Первоначальные планы «Гемонта» включают в себя строительство комплекса холодного проката стали мощностью 400 тыс. т в год. Он включает в себя линию непрерывного травления, установку регенерации кислоты, установку двусторонней холодной прокатки мощностью 300 тыс. т, линию непрерывного горячего цинкования такой же мощности и линию покраски на 100 тыс. тонн. На выходе получается два вида готовой продукции: 200 тыс. т оцинкованного листа и 100 тыс. т — окрашенного. Основными потребителями должны стать строители и производители автокомпонентов. Под первую очередь турки просят выделить им 1,5 га земли — кусок 300 на 500 метров. Если продажи пойдут, как и ожидается, они запустят второй этап строительства, тогда площадь завода удвоится. При идеальной реализации бизнес-плана им потребуется 50 га — соответственно, именно такую площадь и нужно зарезервировать. По словам Мухиттина, аналогичный проект они уже реализуют в настоящее время в Турции.

Инвестиции в случае хорошего спроса на металлопрокат вырастут со $150–200 млн. до $450 миллионов. Согласно бизнес-плану как минимум 40% этих средств будет освоено на нашей территории, остальные — за рубежом, в автоград они приедут в виде оборудования. «Гемонт» рассчитывает с первой очереди металлургического комплекса иметь годовой оборот в пределах $300 млн., а после реализации всех планов — $700 миллионов. На производстве первого этапа турки хотят задействовать 250 человек и пригласят около 80% местных рабочих, впоследствии нарастив их долю в штате до 95%. Полное завершение проекта означает и удвоение штата. Кроме того, около 1 тыс. рабочих займутся стройкой — ее «Гемонт» рассчитывает завершить за 18 месяцев после получения всех разрешений. При идеальном раскладе еще год понадобится на запуск производства.

Первоначальные планы «Гемонта» включают в себя строительство комплекса холодного проката стали мощностью 400 тыс. т. в год

«КОНЕЧНО, У «АЛАБУГИ» ЕСТЬ ГОТОВЫЕ МОЩНОСТИ, НО МЫ НАХОДИМСЯ В ГОРОДЕ, А ОНИ — В ПОЛЕ...»

Чтобы предпочесть «Алабуге» челнинский ТОСЭР, «Гемонт» хочет гарантий не только по энергетическим мощностям, но и по логистике — металлургическому комплексу потребуется железная дорога.

«У нас все для проекта „Гемонта“ есть: и человеческий капитал, и подходящий, плоский земельный участок, — заверил журналистов после встречи замруководителя исполкома по вопросам развития ТОСЭРа Эльдар Тимергалиев. — Ровно 60 гектаров у нас имеется вдоль хороших дорог, со всей инфраструктурой в наличии. Рядом с участком проходит магистральный газопровод. Есть и железная дорога с погрузочно-разгрузочной зоной, она соответствует потребностям „Гемонта“. Это формат „гринфилд“, но у нас есть такой инструмент, как фонд развития моногородов, где мы можем запросить средства для подведения инфраструктуры. Конечно, у „Алабуги“ уже есть готовые мощности, но мы находимся в городе, а они — в поле, поэтому у нас есть все шансы побороться за этот проект».

В «Алабуге» турецкой компании были бы рады, однако никаких эмоций по поводу размышлений «Гемонта» не демонстрируют — по крайней мере внешне. «Мы ведем переговоры с „Гемонтом“, вчера они приезжали в „Алабугу“, — подтвердил „БИЗНЕС Online“ начальник отдела PR ОЭЗ „Алабуга“ Михаил Миронов. — Безусловно, это серьезная компания, и мы, конечно, заинтересованы в привлечении резидента такого уровня. Однако это вопрос переговоров, а мы не комментируем переговоры с потенциальными резидентами до их защиты на наблюдательном совете, то есть до принятия окончательного решения».

Мощностные потребности «Гемонта» велики, но выполнимы: им требуется 20 МВт электричества поначалу и 30 МВт — позже, газа нужно 16 млн. кубометров в год на первом этапе и 40 млн. кубометров в будущем. По словам Тимергалиева, нужный туркам участок ждет их недалеко от будущего китайского промпарка и улицы Моторной, по соседству с еще одним металлургическим комбинатом «ТЭМПО» из структуры «Татэлектромаша». Вопрос конкуренции с ТЭМом, который, кстати, собирается строить в ТОСЭРе второй отраслевой завод, в данном случае неактуален. Если ТЭМ выпускает строительную арматуру, то турки — листовой окрашенный металл такой марки, какая не то что в Челнах, но и во всей России не производится. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказывал еще гендиректор «Хайер Апплаенсис Рус» Ван Шоужун на брифинге в марте — китайцы не смогли отыскать подходящего предокрашенного металла для своих холодильников внутри страны и собирались вести переговоры с российскими заводами о производстве под заказ, лишь бы не возить металл из-за рубежа. Таким образом, в ТОСЭРе «Гемонт» обретет не только площадку, но и постоянного покупателя, причем с хорошими запросами. Металл «Гемонта», как выяснилось на переговорах с мэром, годится не только для холодильников, но и для стиральных машин, производство которых Haier запустит в своем промышленном парке. Логистика продаж для «Гемонта» будет практически нулевая. Когда Магдеев напомнил об этом гостям, Мухиттин ответил, что накануне ему удалось встретиться не только с президентом РТ, но и с руководством китайского завода — вопрос поставок можно считать урегулированным. Для своего же производства турки видят сырьевыми поставщиками несколько российских заводов — горячекатаный лист толщиной 1,5–6 мм могут поставлять магнитогорский или новолипецкий металлургические комбинаты либо «Северсталь». Запасным вариантом остается завод в казахстанском Темиртау.

Акташ Мухиттин заявил, что компания намерена построить собственный металлургический комплекс, первая очередь которого оценивается в $150–200 миллионов

«ВАШ ПРЕЗИДЕНТ ЧЕТКО ОТСЛЕЖИВАЕТ, КАК ВЫПОЛНЯЮТСЯ ЕГО ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ»

«Что ж, спасибо — домашнее задание, как любит шутить наш президент, мы получили. Нам понадобится совсем немного времени, чтобы предложить вам несколько вариантов размещения», — резюмировал Магдеев. Заметив некоторое замешательство гостей, мэр пояснил смысл выражения «домашнее задание»: его невыполнение сделает команду мэра двоечниками, что в Татарстане не допускается. Оценив сказанное, Мухиттин рассказал в ответ, что Минниханов в ходе строительства «Гемонтом» установки на ТАИФ-НК (КГПТО) ловил их повсюду — как в Нижнекамске, так и в Турции — и дотошно интересовался, как идет строительство. «Ваш президент четко отслеживает, как выполняются его домашние задания», — покивал гендиректор «Гемонта» с пониманием.

При идеальной реализации бизнес-плана им потребуется 50 га — соответственно, именно такую площадь и нужно зарезервировать. По словам Мухиттина, аналогичный проект они уже реализуют в настоящее время в Турции

Напомним, работой турецкой компании в Нижнекамске руководство республики осталось довольно. Перерабатывающий комплекс ТАИФ-НК стоимостью $1,8 млрд. был заложен еще в 2012 году, причем лично Миннихановым, но реально строиться начал лишь спустя два года, когда ТАИФ пригласил на генподряд «Гемонт». Оценив работу турок, в октябре 2015 года президент говорил, причем не впервые, что КГПТО может стать отправной точкой в долгосрочном сотрудничестве с турецкой компанией. Правда, уже в феврале 2016 года рабочие «Гемонта» оказались в центре неприятного для ТАИФа инцидента — строители устроили на объекте ТАИФ-НК забастовку, видеозапись которой попала в распоряжение «БИЗНЕС Online». В кадре было видно, как колонна не менее чем из 200 человек, скандируя, движется по площадке строящихся объектов, а автор записи при этом комментировал: «Турки забастовку устроили — деньги не платят. Вот молодцы!» ТАИФ тогда никак не прокомментировал этот инцидент, но позже появилась лояльная версия о том, что рабочие «Гемонта» якобы перепутали аванс с зарплатой и забастовка явилась следствием недоразумения.

В Татарстан «Гемонт» зашел за год до заключения контракта с ТАИФ-НК, зарегистрировав ООО «Гемонт» в Казани. Единственным учредителем компании, как и логистического подразделения — ООО «ГМТ Рус», является Садык Акман. Однако переговоры с мэром Челнов не случайно вел Мухиттин, являющийся в обеих компаниях генеральным директором. Под металлургию «Гемонт» уже создал в конце мая отдельное ООО «Макметалл», и Мухиттин выступил его стопроцентным собственником. Гендиректором общества стал Ильшат Мифтахов — челнинец, прежде занимавшийся бизнес-консалтингом как соучредитель ООО «Инвест Консалтинг», а также оптовыми поставками леса как индивидуальный предприниматель и других материалов в составе собственников нескольких компаний. Самое же любопытное в данных о «Макметалле» — это место прописки. Две недели назад ООО было зарегистрировано в Набережных Челнах, что уже говорит о некоторой определенности в географических планах турецкой компании с 25-летним стажем.