Видные представители татарстанского истеблишмента накануне разговлялись в мечети «Аль-Марждани» Видные представители татарстанского истеблишмента накануне разговлялись в мечети Аль-Марджани Фото: tatarstan.ru

ТАТАРСТАНСКАЯ ЭЛИТА В АЛЬ-МАРДЖАНИ

Полицейское оцепление накануне вечером на очень спокойной улице Каюма Насыри возле самой древней действующей мечети России — казанской Аль-Марджани — говорило о том, что здесь происходит что-то необычное. Впрочем, попаданию в мечеть прихожан, пришедших на традиционный ифтар, никто не мешал, разве что обладателей сумок заставляли показывать их содержимое. А еще здесь ждали президента РТ Рустама Минниханова, от имени которого и проходило вчерашнее разговение в Аль-Марджани.

Согласно хадису пророка Мухаммеда священный месяц Рамадан принято делить на три части. Первая — 10-дневка милосердия, вторая — прощения, и последняя — дни избавления от мук и наказания ада. В ночь, когда на смену декаде милосердия заступила вахта прощения, мусульманский храм столицы Татарстана на авыз ачу собрал, как оказалось, многих представителей татарстанской элиты. Еще до начала мероприятия здесь можно было увидеть высшее мусульманское духовенство Татарстана — муфтия РТ Камиля Самигуллина, его заместителя Мансура Джалялетдина, главного казыя ДУМ РТ Джалиля Фазлыева.

Внутри мечети с нетерпением следили за часами — когда же зайдет солнце — министр здравоохранения Адель Вафин, который, как считается, не пропускает ни одного дня уразы, и главный налоговик республики Марат Сафиуллин, признавшийся «БИЗНЕС Online», что сегодня постился. Подошел и мэр Казани Ильсур Метшин со своим предшественником, нынешним помощником президента Татарстана Камилем Исхаковым.

Генеральный директор компании «Аудэкс» Айрат Гимадутдинов отметил, что он уже давно выполняет предписания Аллаха, а про первую декаду Рамадана-2017 сказал, что было легко: «Когда нет изнуряющей жары, когда такая погода прохладная, наверное, полегче. А в целом тяжести никакой не чувствуется, наоборот, такая особая атмосфера, праздничная, когда идешь на ифтар, встречаешься со знакомыми, близкими, за столом пообщаешься. Особая атмосфера Рамадана. Такое впечатление, что с каждым годом все легче и проникновеннее проходит этот месяц».

Посещение ифтара в Аль-Марджани не стояло в официальном графике Минниханова, визит был сугубо частнымФото: «БИЗНЕС Online»

Для того чтобы скоротать время, чтец Корана приступил к рецитации из Священной книги суры «Ясин», которую у татар принято произносить на поминках и похоронах. Пришедшие на ифтар в Аль-Марджани внимательно слушали. Среди них можно было видеть семью Миннахметовых (глава фонда газификации РТ Джаудат Миннахметов, его дети — гендиректор «Татспиртпрома» Ирек и директор «Казань Арены» Радик), руководителей аппарата президента РТ и кабмина Асгата Сафарова и Шамиля Гафарова. Был тут и певец Салават Фатхетдинов, а министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов пришел аккурат к намазу.

Наступило время молитвы-ахшама, которую прочитал сам Самигуллин, чтец Корана тут же произнес азан, после все поспешили разговляться, для постящихся были приготовлены пластиковые стаканы с водой и финики. Чуть позже в главную комнату мечети вошел и президент Татарстана вместе с сыном Искандером. Посещение ифтара в Аль-Марджани не стояло в официальном графике Минниханова, визит был сугубо частным, более того, один из сотрудников охраны главы республики, узнав корреспондента «БИЗНЕС Online», сказал: «Вы же знаете, что снимать нельзя?» Это предписание строго соблюдалось, а с теми, кто поднимал смартфоны, чтобы сделать фото президента, профилактические беседы проводились незамедлительно.

Чтобы скоротать время, чтец Корана приступил к рецитации из Священной книги суры «Ясин», которую у татар принято произносить на поминках и похоронахФото: Альфред Мухаметрахимов

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ: ПЕРВАЯ МЕЧЕТЬ, ПЕРВЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИФТАРЫ, ПЕРВЫЙ ШАТЕР РАМАДАНА

Кстати, Аль-Марджани — это своего рода родоначальник коллективных ифтаров в республике. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поговорил с заммуфтия РТ и одновременно имамом мечети Мансуром Джалялетдином о том, откуда же появился авыз ачу в таком формате.

— То, что ифтары проводились в мечети испокон века, — это всегда было, даже в советские времена. Что такое ифтар? Его проводили для того, чтобы успеть на таравих-намаз, потому что, если человек после работы поедет домой разговляться, он не успеет на таравих... А тогда это была единственная в Казани мечеть. Вот от этого зародилась традиция проводить коллективные ифтары в Аль-Марджани, поэтому в мечети была предоставлена площадь под авыз ачу. Давали прихожанину кипяток, он с собой приносил заварку и то, что ему жена утром завернула, например бутерброд какой-нибудь, а уже потом пошла традиция. Люди приносили как садака пироги, сахар, сухофрукты, чай и прочее для тех, кто совершает намаз-таравих. Ифтар — это было второстепенное. Основная задача была попасть на ночную молитву.

 Почему такое желание было? Можно, наверное, и дома прочитать таравих?

— Можно и дома, но коллективный намаз вознаграждается Всевышним в 27 раз выше прочитанного в одиночку. Отдельная награда идет за совершение его в мечети, которую мусульмане называют Домом Аллаха. Тем более в Рамадан. Если в священный месяц прочитать добровольный намаз, то Аллах засчитывает его как обязательный, а у обязательных награда увеличивается в 70 раз. Поэтому все стремились на таравих.

— Как проходил обряд «авыз ачу» в мечети?

— У нас здесь стояли сундуки. Матавалият (то есть члены приходского совета, наши аксакалы) складывал в эти сундуки продукты. Там были записки от тех, кто их принес. Прихожане писали, например, за кого помолиться. К гостинцам, которые приносили люди, очень щепетильно относились. Потом делали маленькие кулечки, куда складывали изюм, и раздавали эти пакетики пришедшим на ифтар. Тогда фиников особо не было, люди разговлялись именно изюмом. Потом, уже в перестроечные времена, начали первое, второе раздавать. Готовить блюда стали внутри мечети. В подвале накрывали столы, туда провели газ, воду, канализацию.

Мусульманский храм столицы Татарстана на «авыз ачу» собрал, как оказалось, многих представителей татарстанской элиты Мусульманский храм столицы Татарстана на авыз ачу собрал, как оказалось, многих представителей татарстанской элиты Фото: Альфред Мухаметрахимов

— Был ведь еще и шатер Рамадана?

— Да, первый в России шатер Рамадана появился именно в мечети Аль-Марджани. Сюда все приходили — бедные, неимущие. На территории страны это был первый шатер Рамадана, после нас уже в Москве и других городах стали их разворачивать. У нас все было первым — первая каменная мечеть России, первые ифтары, первыми стали готовить еду на авыз ачу, первый шатер...

— Почему в этом году проводите не в шатре?

— Во-первых, шатер стал ветхим, поизносился, во-вторых, погода очень холодная, поэтому решили, что лучше ифтары проводить в благоустроенном помещении.

— Все туда умещаются?

— У нас есть возможность предоставить 400 мест. Половина из них — внизу, вторая половина — на втором этаже. Женщины и мужчины отдельно разговляются. Сейчас каждый день приходят порядка 200–250 мусульман.

— Я слышал, что можно заплатить деньги и организовать разговение, что люди чуть ли не в очереди стоят, чтобы провести обряд «авыз ачу».

— В очереди не стоят, я вас разочарую. Мы их ищем, ищем спонсоров. В этом году фидия (то есть искупительная милостыня, ее платит человек, который сам не может держать уразу) составляет 200 рублей. Если находится спонсор, он 40 тысяч сразу платит. Бывает, что вскладчину проводят. Недавно 10 студентов так и сделали. Как я уже говорил, у нас 400 посадочных мест, если найдутся спонсоры, то, пожалуйста, можем и столько организовать.

— Какая-то культурная программа тоже предусмотрена?

— У нас такого, чтобы поели и ушли, нет. Имам проводит проповедь, обязательно читается Коран, после чего мулла молит Аллаха, чтобы он простил грехи, дал благодать, поминают покойных. Такого нет, чтобы люди ушли. Это тоже древняя традиция.

«У нас такого, чтобы поели и ушли, нет. Имам проводит проповедь, обязательно читается Коран, после которого мулла молит Аллаха, что бы он простил грехи, дал благодать, поминают покойных» «У нас такого, чтобы поели и ушли, нет. Имам проводит проповедь, обязательно читается Коран, после чего мулла молит Аллаха, чтобы он простил грехи, дал благодать, поминают покойных» Фото: «БИЗНЕС Online»

УДАЧНАЯ ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

Конечно, пришедшие на этот ифтар не принесли с собой заварку или бутерброды, бережно завернутые в газету. Говорят, что сам президент из собственных средств оплатил вчерашнюю трапезу. Те, кого Минниханов лично пригласил на авыз ачу, отправились на второй этаж. Но Мансур хазрат заверил, что меню там и тут было аналогичным: на первое — традиционный татарский токмач, на второе — плов. Пока все главные имамы республики были наверху, для гостей первого этажа, где уже не было препятствий для того, чтобы делать фото, молодой проповедник рассказал об особенностях уразы и второй декады Рамадана: что делать, как получить прощение у Всевышнего? Завершилась ночная трапеза чтением Корана и мольбой к Аллаху. К слову, это был не единственный ифтар в округе, сообщил «БИЗНЕС Online» префект Старо-Татарской слободы Марат Усманов: «В Апанаевской мечети идет ифтар, в других местах. Везде много народа, полные столы. По моим наблюдениям, количество постящихся с каждым годом все растет. И это радует».

Тем временем сами постящиеся, по крайней мере большинство из гостей авыз ачу, не спешили покидать Аль-Марджани. Видимо, если в прежние времена у людей на первом месте был все-таки намаз-таравих, то теперь именно общение. В любом случае можно сказать, что «генеральный прогон» республиканского ифтара прошел. Теперь Минниханова и еще порядка 10 тыс. мусульман ждут 15 июня в Казанской академии тенниса.