Решение Верховного суда РТ, запрещающее городским властям наказывать автохамов, заезжающих на детские площадки и территории газонов, осталось в силе Решение Верховного суда РТ, запрещающее городским властям наказывать автохамов, заезжающих на детские площадки и территории газонов, осталось в силе Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗАМЕНЯТ ЛИ ОГРАЖДЕНИЯ И ЗАБОРЫ ЧИНОВНИКОВ, ВЫПИСЫВАЮЩИХ ШТРАФЫ?

На судьбоносный шаг для автовладельцев Казани пошел Верховный суд РФ. Он оставил в силе решение Верховного суда РТ, запрещающее городским властям наказывать автохамов, заезжающих на детские площадки и территории газонов. Теперь нарушители останутся один на один с сотрудниками полиции, у которых остается право их штрафовать. Правда, стражи порядка большого рвения в вопросах наказания рублем газонных автохамов до этого не проявляли.

Напомним, что судебный спор разгорелся вокруг изменений в правила благоустройства Казани, которые были приняты в 2015 году, а заработали только в 2016-м. Два новых пункта правил запрещали движение и парковку на газонах, территориях с зелеными насаждениями и детских площадках в любое время года. Но федерация автовладельцев России потребовала отмены двух пунктов действующих правил благоустройства Казани, которые ей позволяли это делать. Решение первой инстанции было вынесено 11 января текущего года Верховным судом РТ. Однако исполком, не согласившись с ним, подал апелляцию. 24 мая решение ВС РТ осталось без изменений и вступило в силу, его мотивировочная часть пока не опубликована.

«Решение суда вступает в силу с 24 мая, поэтому с этого дня мэрия уже не имеет право выписывать штрафы за парковку на газонах и детских площадках, — разъяснил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ юрист федерации автомобилистов России Владлен Копвиллем. — Представитель исполкома был в Верховном суде РФ, они осведомлены о решении и, я полагаю, больше не будут выписывать штрафы — не пойдут же они на нарушение закона». Юрист ФАР напоминает, что, несмотря на решение суда, парковаться на газонах по-прежнему нельзя. Федеральное законодательство это запрещает. Но теперь управление административно-технической инспекции исполкома не может накладывать штрафы за данные нарушения.

При этом у жителей Казани появляется возможность оспорить выписанные штрафы с 2016 года, когда были приняты изменения в правила благоустройства города, считают в региональном отделении ФАР. «Но это возможно только при одном условии: если приставы деньги со счета еще не сняли, — пояснил представитель федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин. — Мы сегодня подготовим типовое исковое заявление. Еще раз повторюсь, оспорить штраф можно будет только в том случае, если деньги еще остались на счету». При этом Хайруллин возмущается тем, что в полемике фаровцев обвинили во всех смертных грехах. «Во время обсуждения этого вопроса произошла подмена понятий. Нас начали обвинять в том, что мы чуть ли не разрешили парковаться на газонах, а суть-то в другом: не разрешение парковок на газонах, а запрет мэрии собирать за это штрафы, — пояснил он. — Мэрия должна заниматься благоустройством, чтобы на эти газоны никто не смог заехать, а административными санкциями должны заниматься федеральные органы, например полицейские. Парковаться там по-прежнему нельзя. Но мэрия это уже не контролирует».

Для начала надо определиться, что такое газон, полагает Копвиллем. «Водителей штрафовали даже в случаях, когда машины стояли в грязи. Самое элементарное — поставить заборчик перед запретной для автомобилей территорией и написать, например, „зона для газонов“, чтобы людям было понятно. В Казани был случай, когда машины парковали одним колесом на пешеходной дорожке, а другим — на дороге. Чтобы этому помешать, были установлены разноцветные дуги, которые не позволяли автомобилям заезжать на территорию для пешеходов. Кто мешает такие барьеры ставить перед зеленой зоной? Тогда ни один честный автовладелец туда не заедет».

«БИЗНЕС Online» направил запрос в мэрию Казани, однако ответ пока получен не был.

«УСТАНОВИТЬ ШТРАФ МОЖНО, НО КТО ЕГО БУДЕТ АДМИНИСТРИРОВАТЬ?»

Впрочем, своеобразная победа ФАР может оказаться временной. На территории России может быть принята законодательная норма, внедряющая единый для всех автохамов штраф. Попытку повлиять на ситуацию с запретом на парковки в зеленой зоне в феврале 2017 года предприняла Свердловская областная Дума. Уральцы внесли в Госдуму РФ законопроект, вводящий в КоАП РФ новую статью 8.23 со штрафом в 1500–5000 рублей за «проезд или стоянку механических транспортных средств по газонам или другим озелененным территориям». Правда, протоколы за эти нарушения предлагается составлять участковым полицейским.

«Законопроект находится у нас в комитете. Но скажу так: для продвижения, реализации этого законопроекта есть ряд серьезных сложностей, которые сейчас решить невозможно, — рассказал „БИЗНЕС Online“ первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству, лидер партии „Автомобильная Россия“ Вячеслав Лысаков. — Установить штраф можно, но кто его будет администрировать? Либо это относится к сфере деятельности сотрудников ГИБДД, либо это относится к виду деятельности других подразделений МВД, ведь это не нарушение правил дорожного движения — в ПДД нет запрета на такую парковку. Территория, на которой могут парковаться автомобилисты, не относится к дорогам и придорожной инфраструктуре. Та же детская площадка — это внутридворовая территория. Формально сотрудники ГИБДД к этому нарушению не будут иметь никакого отношения, не будут иметь права. Кто будет это администрировать? Участковые?»

Лысаков предлагает уточнить, в сферу ответственности каких государственных органов попадают детские площадки и газоны. «Мы сначала планировали принять законопроект в первом чтении и просить МВД внести поправки в ПДД с конкретно прописанным запретом. После того как этот гипотетический запрет будет введен на такую парковую зону, необходимо ввести поправки в КоАП, предусматривающие ответственность за нарушение этого гипотетического пункта правил, — отметил собеседник издания. — Пока такое решение не принято, законопроект находится в подвешенном состоянии. Спрогнозировать его судьбу сейчас достаточно сложно. В ближайшее время он комитетом рассматриваться не будет. Идут консультации, но движения по законопроекту нет».

По словам Лысакова, регионы, которые сейчас принимают защищающие эти территории поправки в свое законодательство, действительно превышают полномочия. «Это относится к совместному ведению субъектов и федерального центра, — пояснил депутат Госдумы. — На федеральном уровне нет федерального закона, который бы регулировал эту сферу общественных отношений. Но местная власть не вправе штрафовать водителей».

Вместе с тем в ФАР считают, что, если общий штраф для «врагов» газонов будет принят, его сумма должна быть равной на территории всей страны. «У нас одна страна, которой нужен единый тариф. А если в Москве более дорогая жизнь, эти условия надо менять, — заметил юрист федерации автомобилистов России. — Я считаю, что 500 рублей вполне достаточно для такого штрафа. Кроме того, надо разделять уровень ущерба: если ты заехал на травку и помял ее — это одно. Но другое дело, когда ты сломал дерево, например. Городские и муниципальные власти должны в таких случаях подавать иск в гражданском порядке о возмещении ущерба. Есть и другие перекосы в законодательстве, например, когда юрлица за проезд по газону штрафуют на сумму от 200 до 300 тыс. рублей. У нас у некоторых малых предприятий таких денег просто нет».

ОТ ШТРАФОВ ПАЧКАМИ ДО «НАЕЗДА» ФАР НА ЗЕЛЕНЫЕ ЗОНЫ И ОБРАЩЕНИЯ МЕТШИНА К БАБИЧУ

Напомним, право штрафовать за парковку в зеленой зоне у управления административно-технической инспекции (УАТИ) было давно, но в полную силу данная норма заработала только в 2016 году. До этого порядок применения КоАП был достаточно сложным.

«Значительное время уходит на поиск владельца, извещение его о составлении протокола, который может быть оформлен только в его присутствии», — объяснял депутатам Казгордумы начальник УАТИ казанского исполкома Альфир Шамсутдинов необходимость внесения в Госсовет РТ поправок в КоАП РТ, разрешающих использовать во дворах систему автоматической фиксации.

В апреле прошлого года Казгодума обратилась в республиканский парламент, но спустя месяц инициативу пришлось отзывать из Госсовета на доработку, в итоге поправка прошла. К тому моменту средства автофиксации уже были под рукой УАТИ. Шамсутдинов объяснил это тем, что федеральный закон уже действует, КоАП РТ надо править в соответствии с ним, но татарстанские парламентарии этой инициативы не проявили.

В итоге только с января (до принятия поправок ГС РТ) по июль 2016 года УАТИ составило 8 тыс. протоколов на 42,3 млн. рублей за парковку автомобилей на зеленых зонах. Для сравнения: это почти столько же, сколько было выписано за предыдущие два года. За нарушение гражданам грозит от 2 до 3,5 тыс. рублей. Должностным лицам определяется наказание на 15–30 тыс. рублей, юрлицам — от 200 до 500 тыс. рублей. Рекордом стал штраф, выписанный в ноябре прошлого года: за парковку авто ООО «ОТИС Лифт» вчинили штраф в 200 тыс. рублей.

В январе 2017 года Верховный суд РТ по иску ФАР запретил властям наказывать автохамов, заезжающих на детские площадки, но исполком обжаловал решение в Верховном суде РФ, а так как решение ВС РТ не вступило в законную силу, четыре автомобиля с установленными на них аппаратно-программными комплексами («Дозор») продолжали курсировать по городу. Тогда сообщалось, что претензии УАТИ носят рекомендательную силу.

Корень проблемы — в расхождении методических рекомендаций по подготовке правил благоустройства, разработанных министерством строительства и ЖКХ РФ, с федеральным законодательством, где нет четкого определения понятия зеленых зон. Министерство дает свои рекомендации, а их потом опротестовывают суды. Эту нестыковку в начале марта предложил исправить мэр Казани Ильсур Метшин в ходе заседания окружного консультативного совета по развитию местного самоуправления Приволжского федерального округа в Уфе с участием полпреда РФ в ПФО Михаила Бабича.


«КОГДА МЭРИЯ ШТРАФОВАЛА АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ, ЭТО БЫЛО ПРАВИЛЬНО»

Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что право штрафовать дворовых нарушителей у исполкома Казани отняли несправедливо, но с Верховным судом не поспоришь.

Евгений Потапов — заместитель директора УК Приволжского района Казани:

— С позиций обычного гражданина я считаю, что мэрии, конечно же, такое право следовало бы оставить. Зеленые зоны у нас везде вытоптаны... Мы стремимся к красоте наших дворов, к тому, чтобы зеленые зоны были в надлежащем виде. Поэтому мое мнение как гражданина таково, что, когда мэрия штрафовала автовладельцев, это было правильно. Поскольку решение Верховного суда уже принято, обсуждать его мы не можем, будем его исполнять.

Вообще, поребрики, которые обрамляют газоны, и так являются препятствием автомобилистам для проникновения на зеленые зоны. Но наши водители на это не смотрят и «перескакивают» через поребрики. А делать дополнительное ограждение... Каждый человек должен быть сам сознательным, чтобы парковать автомобили именно в разрешенных местах. А зеленая зона является элементом благоустройства: там и дети играют, и пожилые люди сидят на лавочках. Когда автомобиль туда въезжает, это, конечно, вызывает определенного рода недовольство среди населения. Это неправильно. Каждый человек должен понимать, где он должен парковать свой автомобиль.

Сергей Трифонов — директор ООО «ПАК» — подрядной организации райжилуправления Советского района Казани:

— Этим вопросом должны были заниматься сотрудники административно-технической инспекции исполкома города. У них было такое право. А то, что Верховный суд РФ их этого права, по сути, лишил, это, конечно, негативно скажется на благоустройстве дворов. Люди ведь все равно боялись штрафов, старались не оставлять машины на газонах. Чиновник увидел, сфотографировал, составил протокол, потом нарушителя вызывают на административную комиссию. У этого человека уже есть мысль о том, что он может потерять деньги. А то, что они благоустройство нарушают, их не волнует. Они же считают, что все, что за стеной дома, общее, можно что хочешь делать.

Как с этим бороться без штрафов? Если ставить заборы или бортики повышать — это ведь все будет делаться за счет населения. Причем и за счет тех, кто правила благоустройства не нарушает. Для этого надо проводить общее собрание дома — согласны ли они на это? А ведь эти деньги можно направить и на ремонт подъездов, и на ремонт кровли. А мы их на ограждение пустим, и не факт, что нехорошие люди, которые заезжают на газоны, эти заборы не сломают, потому, как мне кажется, с данным явлением можно бороться только штрафами. Другого у нас люди не понимают.

Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России:

— Фундаментом любого вопроса для нас является часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что любое ограничение прав граждан возможно только по федеральному закону: убил, украл — наказание по Уголовному кодексу, на красный свет проехал — по Административному кодексу. На работе бухгалтерия вычитает у вас подоходный налог 13 процентов. Не 12 и не 14 процентов, а именно 13, потому что так гласит Налоговый кодекс РФ. Поскольку санкции против водителей были введены не российским законом, а вообще подзаконным актом — положением, то это противоречит Конституции, именно поэтому сначала Верховный суд Татарстана, а потом Верховный суд Российской Федерации данные санкции отменил. Могут ли автовладельцы оспорить выписанные чиновниками мэрии штрафы? Для этого надо внимательно посмотреть решение суда Татарстана. Но в любом случае штрафы оспорить можно. Нужно начать эту эпопею.