Камияр Байтемиров Камияр Байтемиров / Фото: Сергей Елагин

«НЕ ДУМАЮ, ЧТО С РАЗВИТИЕМ ДЕМОКРАТИИ ДОЛЖНА РАЗВИВАТЬСЯ КЛАССОВАЯ БОРЬБА»

Эта проблема имеет вселенский масштаб. Если в самом начале реформ мы говорили «земля — крестьянам», то на сегодняшний день есть отдельные проблемные моменты выполнения программы этих самых реформ. И в муниципальных районах данный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, о предоставлении земель пайщикам, к сожалению, не исполняется. Поэтому в целом идет задержка развития земельных отношений. Во-первых, это первичный и вторичный рынок земли, и, во-вторых, инфраструктура развития рыночных отношений. Нам бы хотелось иметь земельный ипотечный или кооперативный банк, где бы было ясно отношение государства, собственника и банка по развитию отношений в данной сфере.

Проблема недобросовестного использования паевых земель сельчан существует по всей республике, не только в отдельно взятых районах. Она в большей степени зависит от понимания сути реформ главами муниципальных районов. Рустам Минниханов призывает к развитию сельского и другого предпринимательства, а руководители муниципальных районов, возможно, не прислушиваются к тому, что Рустам Нургалиевич сказал в том же обращении к Государственному Совету Республики Татарстан, а там ясно и четко все сказано. Это в какой-то степени дискредитирует те изменения, которые должны происходить в земельных отношениях между государством и сельскими предпринимателями, между государством и сельчанами.

В 1920-х годах у Сталина вышла статья «Головокружение от успехов», где он писал о том, что с развитием социализма классовая борьба обостряется. Но я не думаю, что с развитием демократии должна развиваться классовая борьба. Я категорически против этого. Но убедительные факты говорят об обратном: большинство крестьян, которые живут в сельской территории, из тех, которые свои земельные паи уже потеряли, сожалеют об этом. А вторые, не утратившие, но сдавшие землю в аренду агрохолдингам, никак не могут получить ее обратно.

Почему главы муниципалитетов не прислушиваются к словам президента? Почему так происходит? Я сам себе часто задаю этот вопрос. С одной стороны, президент говорит, чтобы развивалось предпринимательство, тем более что у нас много проблем с развитием сельских территорий, а фермеры являются деревнеобразующими субъектами в селах. С другой — как можно фермерам, крестьянам или личным фермерским хозяйствам, у которых есть желание трудиться на этой земле, не представлять участки? Я не понимаю.

«НОВЫЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ПОПРОСТУ ОБЯЗАН ВМЕШАТЬСЯ В ЭТУ СИТУАЦИЮ»

Новый премьер-министр Алексей Песошин, я думаю, попросту обязан вмешаться в эту ситуацию, если он думает о развитии агропромышленного комплекса республики, и решить эту проблему. Хотя вице-премьером у нас и является Марат Ахметов, но, видимо, решение этого вопроса зависит не только от него. Слова президента должны восприниматься как руководство к действию. Мы, фермеры, стараемся об этом напоминать на встречах, которые организует уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РТ Тимур Нагуманов, да и так до него доходит. У нас в Конституции написано о праве частной собственности, а также о том, как мы должны к ней относиться с развитием демократических принципов. Если это записано в Конституции, то мы должны защищать частную собственность.

Одним из обостренных моментов является ситуация в Буинском районе — конфликт там развивается уже давно. Есть и другие районы. В суд они уже обратились, сейчас там складывается другая ситуация. Должно ли в этот процесс вмешаться правительство республики? Это принципиальный вопрос, это дело принципа государства. Вмешательство министра сельского хозяйства, премьер-министра либо президента будет чисто тактической победой для одного конкретного муниципального района или конкретного фермерского хозяйства. Мы же говорим в целом о развитии рыночных отношений, о защите прав собственников, о развитии сельского предпринимательства, о развитии сельских территорий. Поэтому здесь надо решать принципиальные задачи, когда законы есть, но они не работают. Почему не работают? Кто законы выпускает? Законодательная власть. Каким образом они должны контролироваться? Законодательной властью. Мне бы не хотелось грубо говорить, но все время вспоминается известное высказывание Фамусова, когда он говорил: «Мой удел — подписано, так с плеч долой». Такого быть не должно, каждый закон должен работать на экономику, на развитие, в данном случае сельских территорий. Мы, с одной стороны, об этом говорим, с другой — не делаем.

Эта проблема присуща не только Татарстану, но и другим регионам. Но поскольку мы живем в РТ, то должны смотреть вперед. Если мы сегодня не посмотрим вперед, то окажется, что завтра мы уже смотрим назад. Еще раз повторюсь, Конституцией России и Конституцией Татарстана провозглашена частная собственность на землю. У нас возникает законный вопрос: почему крестьяне не могут соответствующим образом оформить земельные паи по первому требованию? Это вопрос к тем исполнительным органам власти, которые непосредственно ведут эту работу. Президент РТ Минниханов постоянно говорит о развитии агропромышленного комплекса, о развитии села и сельского бизнеса, но в муниципальных районах изворачиваются так, как будто специально хотят дискредитировать земельные отношения.

«ЕСТЬ ОПЫТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ, КОГДА ЗЕМЕЛЬНЫЙ БАНК В РОССИИ ПО НАЛИЧИЮ КАПИТАЛА ЗАНИМАЛ ТРЕТЬЕ МЕСТО В СТРАНЕ»

Решение данной проблемы я вижу в создании земельно-ипотечного банка. Земля на сегодняшний день является товаром, идет ее купля-продажа. Мы можем заложить землю в банк? Нет. Есть у нас специализированный банк, который готов принять землю в залог? Таких специализированных банков, которые готовы выдавать кредиты под залог земли, нет. Есть опыт дореволюционной России, когда земельный банк в России по наличию капитала занимал третье место в стране. При этом мы не должны забывать о теневой стороне рынка купли-продажи земли. У нас первичный, вторичный рынок земли проходит мимо государственного кармана в виде налогов или каких-то поступлений. Так должно быть? Думаю, что нет. И если это происходит, значит, кто-то в этом очень заинтересован.

Необходимо наметить дорожную карту, чтобы в течение трех-пяти лет закончить земельную реформу, ввести свободную куплю-продажу, аренду и субаренду земли. У нас наконец-то должна появиться инфраструктура земельных отношений. Сейчас купля-продажа земли по большей части находится в теневом обороте, где мимо бюджета проходят колоссальные средства. Нужно создать земельный банк, который позволит получить дополнительные средства для развития всех сельхозтоваропроизводителей.

В земельный банк можно было бы закладывать соответствующим образом оформленные земельные участки и под них получать дешевые кредиты. По моим оценкам, 94 - 96 млрд. рублей мы можем дополнительно привлечь в сельское хозяйство. Сейчас банк может принять землю в залог, а может и не принять, если посчитает участок неликвидным. А почему? Потому что нет механизма возврата этих земель, какие существуют в других странах.

Народный академик Терентий Мальцев однажды сказал, что «земле нужен хозяин, и хозяин преданный». А самым преданным хозяином земли является крестьянин, который здесь живет.

Камияр Байтемиров