Фото: БИЗНЕС Online»

«НАНЕСУТ СЕРЬЕЗНЫЙ УДАР ПО АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ»

Сегодня татарстанских авиаторов проинформировали о том, что на время Кубка конфедераций вокруг Казани вводится запрет полетов в 30-километровой зоне и ограничение полетов в 100-километровой зоне. О соответствующем проекте приказа ранее писали «Известия», а сегодня — «Коммерсант». По документу, на срок с 1 июня по 4 июля вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и Казани планируется установить зону ограничения полетов радиусом в 110 километров. В московской зоне под ограничения не будут попадать полеты на высоте от 1500 м, в Санкт-Петербурге — от 4550 м, в Казани — от 2150 м, в Сочи — от земли до 6400 м. При этом ограничения устанавливаются более чем на месяц, хотя Кубок конфедераций пройдет с 17 июня по 2 июля. По данным «Коммерсанта», инициаторами запрета выступили ФСО и ФСБ.

Ограничения не будут распространяться на литерные рейсы, поисково-спасательные полеты и полеты силовых структур. К исключениям предлагается отнести полеты государственной и экспериментальной авиации. Словом, в документе речь идет об ограничениях для воздушных судов малой авиации. Председатель правления общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов «АОПА-Россия» Владимир Тюрин направил письма председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву и помощнику президента РФ Игорю Левитину с предложением найти другие пути обеспечения безопасности игр Кубка. «Мы понимаем, что ограничения при проведении подобных массовых мероприятий необходимы, но считаем предложенные меры избыточными, — цитируют Тюрина „Известия“. — Подобные тотальные ограничения нанесут серьезный удар по авиации общего назначения и приведут к серьезным убыткам всех, кто прямо или косвенно связан с этой отраслью».

По подсчетам АОПА, эти временные меры остановят работу 156 вертодромов и 42 аэродромов. Ограничения также затронут авиационные учебные центры, авиационные технические центры, клубы парашютистов, топливные компании и частных корпоративных перевозчиков. Ущерб от запрета оценивается организацией в 2 млрд. рублей.

«БИЗНЕС Online» направил запрос с предложением разъяснить причины ограничений в Росавиацию и минтранс РТ, но на момент выхода статьи ответов не получил.

КОГО ПОПРОСЯТ ПОСИДЕТЬ НА ЗЕМЛЕ

Для татарстанского бизнеса закрытие неба — вопрос немаловажный, ведь республика считается одним из ведущих регионов по использованию предпринимателями легких воздушных судов. Предположительно, на вертолетах Bell, Airbus Helicopters и Robinson у нас летают, например, менеджмент «Татнефти», «АК БАРС» Банка, группы компаний «Профит», депутат Госдумы РФ, владелец холдинга «Красный Восток Агро» Айрат Хайруллин, генеральный директор ЗАО «Кулон», депутат Госсовета РТ Альберт Фахрутдинов, правительство Татарстана наконец. И потом, у нас есть учебный центр, аэродром «Вишневка» почти в черте Казани (там базируется компания «Вектор»), аэроклуб ДОСААФ РТ. Отметим, что такого же рода ограничения вводились и во время Универсиады, а также чемпионата мира по водным видам спорта, и, по некоторым данным, отдельным VIP'ам все же удалось получить разрешение на передвижение собственных вертолетов, хотя и с немалым трудом.

К слову, в Татарстане в 2016 году прошло совещание по проблемам авиации общего назначения, председательствовал на нем упомянутый Левитин. Тогда помощник президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов предложил создать в республике ассоциацию авиации общего назначения: «Крупная авиация у нас представлена — Объединенная авиастроительная корпорация, „Вертолеты России“, а вот по малой авиации ничего нет. Пытался я раза два-три сделать, чтобы мы собрались, но... Я к вам обращаюсь, коллеги... Надо объединиться, создать ассоциацию или еще что-то, чтобы все эти вопросы обсудить и выносить их не по одному, а подготовить». А тогдашний премьер-министр правительства РТ Ильдар Халиков напомнил, что, когда случилась трагедия с «Булгарией», частные авиаторы одними из первых пришли на помощь тревожным службам. «Это не просто пропагандистская работа, а важная государственная задача», — сказал тогда Халиков о необходимости внимательного отношения к проблемам АОН. Но, выходит, защитников у «маленькой» авиации по-прежнему нет.


НЕ ТОЛЬКО ВОЗДУХ, НО И ВОДА

Отметим, что ограничения коснутся и водного транспорта. Как сообщила пресс-служба МЧС РТ, движение по Казанке будет частично закрыто во время проведения в Казани Кубка конфедераций и чемпионата мира по воздушным гонкам Red Bull Air Race. Движение будет остановлено на участке Казанки от Кремлевской дамбы до перекрестка улиц Чуйкова — Гаврилова. Там будет запрещено использовать маломерные суда, а также парусные, прогулочные, спортивные суда, включая гидроциклы, байдарки, гребные лодки. Однако эти ограничения будут все-таки относительно краткосрочными. По словам сотрудников МЧС РТ, запрет будет распространяться 18 и 24 июня с 13:00 до 23:00 часов, 22−23 июня и 28−29 июня с 16:00 до 02:00 часов, а также с 08:00 часов 20 июля до 14:00 часов 24 июля. На перекрытых участках будут дежурить сотрудники Госинспекции по маломерным судам, сотрудники МВД и Росгвардии.

Как известно, Кубок конфедераций пройдет с 17 июня по 2 июля в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи. Казанский этап Red Bull Air Race в этом году пройдет 22 и 23 июля в акватории Казанки. По данным пресс-службы турнира, пилоты прибудут в Казань в начале июля, а первые тренировки начнутся 21-го числа.

. Для татарстанского бизнеса закрытие неба — вопрос немаловажный, ведь республика считается одним из ведущих регионов по использованию предпринимателями легких воздушных судов
Фото: «БИЗНЕС Online»

В США И ЕВРОПЕ МАЛАЯ АВИАЦИЯ ЗАСТАВИЛА СЕБЯ УВАЖАТЬ, А У НАС...

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить необходимость предстоящего «закрытия неба».

Марат Фазлеев — директор авиакомпании «Вектор»

— Мы просто останавливаемся, месяц сидим на земле — ни демонстрационных, ни ознакомительных, ни туристических полетов. А, казалось бы, должно быть наоборот: приезжают гости, хорошо бы показать им с воздуха город, окрестности, Свияжск, Болгар. Причем июнь один из самых плодотворных месяцев для нас (пик — в июле)... Думаю, опять перестрахуются и закроют небо. На Универсиаду так было. Но вообще-то странный срок — месяц: разве столько будут мяч гонять? Всего же пару дней. Могли бы просто над городом ограничения ввести, и все... Но... мы ничему не удивляемся. Поначалу малой авиации свободу дали, а теперь потихонечку ее забирают обратно.

Азат Хаким — председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп»:

— Нашу компанию ограничения напрямую не затронут, только будут сложности с согласованиями полетов. На такое время мы стараемся ограничивать полеты, заранее все предусмотреть. Опыт Универсиады показал, что все решаемо. Но я говорю о бизнес-джетах, а не о малой авиации, которой у нас сегодня почти не осталось, только легкие вертолеты, которые запрет, конечно, затронет. Считаю, что такое закрытие неба не совсем нормально, перегиб, но он присущ российским авиационным структурам, а точнее, другим структурам, которые побуждают делать это. За границей есть только временные небольшие ограничения, но чтобы тотально закрывали — такого не слышал.

Магомед Закаржаев — генеральный директор АО «Казанское авиапредприятие»:

— Сегодня нас проинформировали о вводимом запрете полетов в 30-километровой зоне вокруг Казани и ограничении полетов в 100-километровой зоне с 1 июня 2017 года. Подобного же рода запреты вводились и при проведении Универсиады, и чемпионата мира по водным видам спорта.

Для меня удивительно то, что с инициативой ограничений выступает министерство транспорта России, которое должно защищать интересы транспортников, а не ограничивать их работу. Запретить проще всего, и при этом никто не может объяснить, чем опасна авиация, если она под контролем, известно, кто летит на конкретном воздушном судне, куда, зачем. Думаю, что надо изучить современный международный опыт. Я сам ярый футбольный болельщик, был на чемпионате мира в Париже и Ницце в прошлом году — вертолеты и самолеты летали и над Парижем, и над Ниццей. Был на Эль-Класико в Мадриде и Барселоне, эти матчи по представительности и вместимости стадионов ничуть не уступают Кубку конфедерации — и там не видел ничего подобного. Любое дело при желании можно довести до абсурда. В последнее время стали часто таранить людей на грузовиках, может, и их за 30-й километр?

Беда малой авиации в России в том, что она слабо развита и организована. Вся работа госструктур в этой области — ограничения, ужесточения и запреты. А там, где малая авиация, — серьезная часть экономики, как в США и развитых европейских странах, она может и заставляет себя уважать. Попробуйте, к примеру, ограничить полеты вертолетов в Нью-Йорке, а ведь там каждый день проходят ассамблеи, саммиты, симпозиумы и какие только чины не приезжают.

Правда, в последнее время наметилось взаимопонимание с контролирующими органами, и на водный чемпионат полеты по обслуживанию нефте- и газопроводов, санитарной авиации согласовывались без проволочек. Страдали учебный центр, аэроклуб и частники, купившие вертолеты и самолеты для личных целей и бизнеса. Хотелось бы, чтобы стали более внимательно относиться к людям, которые за приличные деньги купили авиатехнику и в самый нужный момент вынуждены ставить ее на «прикол».

Обращение АОПА-Россия, конечно, поддерживаю — я принципиальный противник таких запретов.