Начиная с декабря прошлого года, наиболее резонансные новости в Татарстане так или иначе связаны с банковским кризисом Начиная с декабря прошлого года наиболее резонансные новости в Татарстане так или иначе связаны с банковским кризисом Фото: «БИЗНЕС Online»

ЖИВОТРЕПЕЩУЩАЯ ТЕМА

Начиная с декабря прошлого года наиболее резонансные новости в Татарстане так или иначе связаны с банковским кризисом. Однако до сих пор о масштабе его социально-политических последствий ничего толком неизвестно. Понятно, что ситуация непростая, но насколько? Как много народа на самом деле пострадало, что думают об этом люди, на кого возлагают ответственность? Без обоснованных ответов на эти вопросы трактовать ситуацию каждый может так, как ему нравится. В диапазоне от «вот-вот все само уляжется» до «обманутые вкладчики здесь все разнесут».

Именно поэтому очередную серию проекта «Политические индикаторы», который «БИЗНЕС Online» уже несколько лет реализует совместно с центром аналитических исследований и разработок (ЦАИР), мы решили в этом году целиком посвятить банковскому кризису. Социологическое исследование проводилось в марте – апреле 2017 года методом телефонного опроса. В Казани были опрошено 613 респондентов старше 18 лет, в Челнах — 405. Погрешность результата не превышает 3–4%.

Первое, о чем спросили социологи горожан: «Слышали ли вы о проблемах на банковском рынке Татарстана в последние месяцы?» Как выяснилось, тема остается горячей. 20% опрошенных казанцев и 14% челнинцев заявили, что информированы очень хорошо и следят за всеми новостями. Еще 49% и 48% соответственно тоже вполне информированы и постоянно сталкиваются с новостями о банковском кризисе. Наконец, 20% респондентов в Казани и 29% в Челнах знают об этом только понаслышке. И по 9% счастливчиков в двух городах о банковском кризисе вообще ведать не ведают...

Нажмите, чтобы увеличить

Для абсолютного большинства кризис олицетворяет крушение Татфондбанка — по три четверти опрошенных в двух городах без подсказки называют его в числе лопнувших кредитных организаций. 32% казанцев и 20% челнинцев в курсе насчет другого банка из империи Роберта Мусина — ИнтехБанка. 9–11% знают о нескольких банках, но названий вспомнить не могут. Разве что каждый десятый в Казани слышал про «Анкор»...

Нажмите, чтобы увеличить

КРИЗИС ПРИШЕЛ К КАЖДОМУ ПЯТОМУ

Один из самых важных вопросов был о личной вовлеченности в банковский кризис: а вас затронули проблемы, возникшие у некоторых банков Татарстана? Некоторые числовые данные на этот счет были и раньше. Сам банк на 1 октября 2016 года оценивал количество своих розничных клиентов в 504 тыс. человек. По данным агенства по страхованию вкладов (АСВ), на момент введения моратория на выплаты могли рассчитывать 360 тыс. человек в Татарстане (включая владельцев банковских карт).

В то же время, по данным минэкономики РТ, количество «превышенцев», то есть вкладчиков, у которых на счету было свыше 1,4 млн. рублей, уже не так велико — 4,5 тыс. человек. Кроме того, есть порядка 1,8 тыс. клиентов «ТФБ Финанс», из которых порядка полутысячи, как недавно стало известно, все-таки смогут вернуть себе деньги через АСВ. Цифры кажутся уже менее масштабными, но нужно помнить, что за каждым из обманутых вкладчиков стоят семьи.

Банковский кризис так или иначе затронул 21% (каждого пятого!) семей в Казани, 15% — в Челнах Банковский кризис так или иначе затронул 21% (каждого пятого!) семей в Казани, 15% — в Челнах Фото: «БИЗНЕС Online»

Точное количество пострадавших юрлиц до сих пор не названо. Известно, что счета в ТФБ имели 35 тыс. юрлиц, но далеко не все держали там деньги. Есть минимальная оценка: за помощью и консультациями в правительство РТ обратилось свыше 3 тыс. фирм, то есть примерно 5% экономически активных юрлиц в республике.

А что говорит социология? Как оказалось, банковский кризис так или иначе затронул 21% (каждого пятого!) семей в Казани, 15% — в Челнах. Цифры более чем удвоились, когда социологи расширили вопрос: а кого-то из ваших знакомых? Увы, 44% казанцев и 37% челнинцев ответили: да.

Нажмите, чтобы увеличить

Сюда относятся все категории пострадавших: и вкладчики, и «ДУшники», и работники предприятий, у которых зависли деньги. Пострадавшими себя считают и те, кому из-за кризиса не могут заплатить партнеры, клиенты, должники, и даже те, кто сам брал кредит в лопнувшем банке и теперь испытывает определенные неудобства.

В любом случае цифры большие, серьезность проблемы нельзя недооценивать. Это люди, которые с близкого расстояния видели, что такое крах банка, поволновались, постояли в очередях и, надо полагать, сделали выводы.

Однако оптимизма прибавил вопрос о том, удалось ли решить проблему. Как оказалось, пострадали, но не полностью вернули деньги лишь 5% респондентов в Казани и 4,4% — в Челнах. Спасибо, АСВ. Однако, если экстраполировать этот процент на генеральную совокупность, ясно, что речь все рано идет о тысячах и тысячах людей.

Пострадали, но не полностью вернули деньги лишь 5% респондентов в Казани и 4,4% — в Челнах Пострадали, но не полностью вернули деньги лишь 5% респондентов в Казани и 4,4% — в Челнах Фото: «БИЗНЕС Online»

НА БАРРИКАДЫ НЕ ПОЙДЕМ

Впрочем, само по себе количество пострадавших не дает представления об их настроениях. Поэтому социологи задали дополнительный вопрос: «Какой вариант поведения в сложившейся ситуации вы считаете наиболее уместным для себя лично?»

Как оказалось, активничать, то есть ходить на митинги, на встречи с властями готовы, с их слов, 23% пострадавших в Казани и 10% — в Челнах. Хотя по численности митингов в Казани этого не видно...

Нажмите, чтобы увеличить

Среди тех, кто еще не получил полной компенсации, как ни странно, в Казани активно побороться за свои права готово даже меньшее количество — 19%, в автограде — 17%. Примерно каждый пятый среди «погорельцев» в Челнах, а в Казани 16% готовы протестовать, но, так сказать, не вставая с дивана — только подписывать обращения и оставлять комментарии в соцсетях. Треть пострадавших в Казани и почти половина в Челнах собираются пассивно ожидать компенсации хотя бы части своих средств. Махнуть на все рукой и забыть о потерях готовы 13% пострадавших казанцев и от 6% до 8% челнинцев.

Как результат, протестный потенциал в Казани несколько подрос, хотя и отнюдь не радикально. По сравнению с апрелем 2016 года число респондентов, которые выражают готовность участвовать в акциях протеста, выросло с 7% до 9%, число допускающих такую возможность увеличилось с 22% до 26%. Но вот что тревожно: эти 6% «рассерженных» добавились за счет уменьшения числа самых миролюбивых горожан — тех, кто не выйдет на митинг ни при каких условиях, стало 37% вместо 43% годом ранее. Стоит обратить внимание, что по мере развития кризиса протестный потенциал очень медленно, но все-таки нарастает — в ноябре 2009 года митинговать были готовы лишь 4% казанцев.

Нажмите, чтобы увеличить

К слову, среди пострадавших от банковского кризиса число в принципе допускающих выход на площадь ожидаемо оказалось больше — 44% вместо 32% среди тех, кого проблемы не затронули. И еще один штрих: в Челнах готовность протестовать осталась практически на прежнем, более низком, чем в Казани, уровне. Все-таки столица есть столица...

КТО ВИНОВАТ? МУСИН И ВЛАСТЬ!

Традиционный для России вопрос: кто виноват? В ходе исследования ЦАИР получил вполне конкретные ответы. Главную вину и казанские (29%), и челнинские (27%) респонденты возложили на руководство банков. Что ж, это видно и по публикациям в спецпроекте «БИЗНЕС Online» под названием «Падение ТФБ». Когда со словами «Я себя виновным не считаю!» владелец Татфондбанка Роберт Мусин все-таки отправился за решетку, девятый вал читательских комментариев отнюдь не отличался сочувствием.

Главную вину и казанские (29%), и челнинские (27%) респонденты возложили на руководство банков Главную вину и казанские (29%), и челнинские (27%) респонденты возложили на руководство банков Фото: «БИЗНЕС Online»

Впрочем, и власти республики, с точки зрения респондентов, несут немалую долю ответственности: 25% — по мнению казанцев, и 26% — челнинцев. Интересно, что больше других власти Татарстана винят «погорельцы» в Казани — 32%.

Несколько в стороне от обвинений остались федеральные власти, Москва: столицу винят всего 6% опрошенных в Казани и 10% — в Челнах. Но тут громоотводом послужил Центробанк России — гнев обрушился на него: 17% и 16% соответственно. Если суммировать цифры, получается, что примерно пятая часть респондентов вину за банковский кризис возлагают на Москву и ЦБ.

В целом, как видим, одного виновника все-таки нет — ответственность граждане готовы разделить примерно поровну между разными участниками: банкирами, московскими и республиканскими властями. Впрочем, среди опрошенных нашлись и необычайно великодушные люди — по 2% респондентов в Казани и в Челнах заявили, что никто не виноват, таковы объективные обстоятельства. Еще 2% грешат на конкурентов. Но, с другой стороны, если объединить федеральные, республиканские власти и ЦБ под одним лейблом «власть», то получится, что государство винят 47% казанцев и 52% челнинцев.

Нажмите, чтобы увеличить

В этой связи становится более понятен другой важный результат опроса. Жители Казани и Челнов оказались на редкость единодушны в ответе на вопрос, должно ли правительство Татарстана и госкомпании компенсировать потери клиентов Татфондбанка и других пострадавших банков. Вопросы отдельно задавались про вкладчиков-физлиц и организации (юрлица). Однозначно отрицательный ответ «нет, не должно» дали лишь 4–5% опрошенных.

При этом 70–72% считают, что вкладчикам-физлицам деньги следует вернуть в полном объеме, еще 19–20% говорят о частичном возмещении. Что касается юрлиц, то компенсировать им все потери считают правильным 52–56% опрошенных, еще 29% настаивают на частичных компенсациях (например, малому и среднему бизнесу). Разумеется, среди пострадавших процент тех, кто настаивает на полном возмещении, выше, но непринципиально.

Напрашивается вывод: отказ от помощи «погорельцам» был бы крайне непопулярным решением. Напротив, создание правительственного фонда поддержки пострадавших — шаг в правильном направлении, хотя источники и сроки выплаты компенсаций пока остаются в тумане.

Нажмите, чтобы увеличить

РЕЙТИНГИ МИННИХАНОВА И ПУТИНА СТОЯТ КАК СКАЛА

Весьма примечательным оказался ответ на вопрос о роли внешних сил: согласитесь ли вы с мнением, что кто-то специально дестабилизирует ситуацию в банковском секторе Татарстана? 58% в Челнах и 60% в Казани твердо ответили: скорее да, банки республики «вскрывают» целенаправленно. На фоне участившихся наездов федеральных СМИ на Татарстан и то и дело вспыхивающих СМС-атак на банки РТ такое конспирологическое на первый взгляд мнение уже не кажется неправдоподобным.

Нажмите, чтобы увеличить

Однако если кто-то и атакует Татарстан, то этим силам не удалось главного — расшатать политическую обстановку. Невзирая ни на какой банковский кризис, практически на прежнем уровне сохранился рейтинг доверия президента Татарстана Рустама Минниханова. По Казани в апреле 2016 года он составлял 61%, в сентябре — 65%, сегодня — 62%. Некоторое снижение есть, правда, в Челнах — с 62–63% в 2016 году до нынешних 56%. По-прежнему высок рейтинг доверия и президента России Владимира Путина — в Казани 72% (в прошлом году — 73%), в Челнах — 68% (73%).

Серьезные пертурбации произошли с рейтингом экс-премьера Татарстана и, напомним, теперь уже и экс-председателя совета директоров ТФБ Ильдара Халикова Серьезные пертурбации произошли с рейтингом экс-премьера Татарстана и, напомним, теперь уже и экс-председателя совета директоров ТФБ Ильдара Халикова Фото: «БИЗНЕС Online»

Серьезные пертурбации произошли с рейтингом экс-премьера Татарстана и, напомним, теперь уже и экс-председателя совета директоров ТФБ Ильдара Халикова. В Набережных Челнах, где он был мэром и немало сделал для города, рейтинг премьера в результате банковского кризиса почти рухнул: с 51–53% в 2016-м до сегодняшних 36%. В Казани ситуация сложнее: бывший глава кабинета министров РТ в 2016 году с апреля по сентябрь поднабрал рейтинг: он вырос с 36% до 47% в основном за счет сокращения доли тех, кто вообще о нем мало слышал. Как следствие, и посадка оказалась мягче: до 41%. Но при этом серьезно вырос антирейтинг — с «докризисных» 9% до 25% по Челнам и с 7% до 12% по Казани.

Очень высокий антирейтинг и у премьера РФ Дмитрия Медведева. По сравнению с сентябрем 2016 года доверие к автору мема «денег нет, но вы держитесь» снизилось с 47% до 41% по Казани и с 46% до 39% по Челнам. При этом антирейтинг вырос с 18% до 22% в Казани и до 24% в автограде. Как видим, фильм Алексея Навального «Он вам не Димон» о дворцах, виноградниках, яхтах Дмитрия Анатольевича хоть и оказал влияние на рейтинги, но они были невысоки и раньше.

Нажмите, чтобы увеличить

Самый же серьезный урон неожиданно понес никак не связанный с банковскими делами мэр Казани Ильсур Метшин. До 2016 года его рейтинг неуклонно рос — с 43% в августе 2012 года до 57% в апреле и 59% в сентябре 2016 года. И тут — обрушение до 47%! Ничем, кроме неудач возглавляемого мэром футбольного «Рубина», это не объяснишь — других крупных провалов за ним не было. Что ж, таковы превратности спортивного мира.

Впрочем, подмокла репутация и коллеги Метшина в Челнах. Доверие Наилю Магдееву выражают 42% челнинцев против 45% годом ранее. Не бог весть какое снижение, но в сентябре 2016 года у него был кажущийся теперь необъяснимым скачок рейтинга до 55%. Возможно, тогда сказалась череда открытий крупных соцобъектов — первая за 20 лет школа, бассейн, парк Победы и т. д. Теперь эффект сошел на нет. Пришло время дать народу что-то новое...

Наконец, социологи задали традиционный вопрос по поводу того, как они оценивают ситуацию в республике, что называется, по гамбургскому счету. Оказалось, что в массе своей жители Казани и Челнов далеки от крайних оценок. С сентября процент тех, кто считает положение «кризисным», даже уменьшился: с 12% до 9% — в Казани, с 11% до 9% — в Челнах. Но и благополучной, спокойной назвать обстановку готовы все меньше жителей. В итоге наибольший прирост продемонстрировал осторожный ответ: «ситуация напряженная» — с 7% до 20% по Казани и с 7% до 18% по Челнам. Абсолютное же большинство оценивают положение на троечку: в Казани «удовлетворительно» поставили 40% опрошенных, в Челнах — 39%.

Нажмите, чтобы увеличить

Словом, события в банковском секторе, бесспорно, наложили свой отпечаток на настроения. Люди внимательно следят за происходящим, жалеют пострадавших, хотели бы, чтобы они получили назад свои деньги. Но, с другой стороны, общество дало мудрый ответ на попытки раскачать на этой почве политическую обстановку: жертвовать стабильностью и отказывать в доверии власти народ не собирается. Что ж, именно сейчас — не только в радости, но и в горе — эта поддержка особенно важна.