... Рустам Минниханов: «Надо как-то найти формы работы, чтобы предприятие продолжало работать. Понятно, что имущественный комплекс кому-то [будет передан], но это второй вопрос. Будущий собственник должен быть заинтересован...»

«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ЗАВОД НЕ ОСТАНОВИЛИ»

На сенсационное, хотя и ожидавшееся с некоторых пор, решение судьбы ОАО «Казанский завод синтетического каучука» (КЗСК) прозрачно намекнул вчера на заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» (ТНХИХ) президент РТ Рустам Минниханов. Выслушав информацию генерального директора ТНХИХ Рафината Яруллина о том, что КЗСК сократил производство более чем наполовину, глава республики, обращаясь к руководству завода, задумчиво произнес: «Понятно, что у вас связано с банком (чуть ранее гендиректор КЗСК Алексей Контуров сообщил, что были проблемы с оборотными средствамиприм. ред.)... Надо как-то найти формы работы, чтобы предприятие продолжало работать. Понятно, что имущественный комплекс кому-то [будет передан], но это второй вопрос. Главное, чтобы завод не остановили. Будущий собственник должен быть заинтересован... Нефтехимические предприятия останавливать нельзя — потом запускать их очень сложно. Альберт (Альберт Каримов — вице-премьер РТ — министр промышленности и торговли РТприм. ред.), я Песошину (Алексей Песошин — премьер-министр РТприм. ред.) говорил, с Сорокиным (Валерий Сорокин — гендиректор АО „Связьинвестнефтехим“прим. ред.) тоже встречались: на время неопределенности — найти форму, чтобы предприятие работало». «Есть», — по-военному отреагировал Каримов.

Таким образом, возможно, мы становимся свидетелями одной из главных частей драмы вокруг Спурт Банка. Напомним, 30% уставного капитала КЗСК принадлежат председателю правления банка Евгении Даутовой (это самый крупный пакет, остальное принадлежит группе татарстанских бизнесменов). С начала марта банк испытывает колоссальный отток средств вкладчиков — причиной, по версии самого банка, стала информационная атака в соцсетях, поддержанная некоторыми СМИ. Распродав активы и раздав только за март свыше 5 млрд. рублей, банк 21 апреля остановил все операции по счетам клиентов, частично сворачивается филиальная сеть. Если так пойдет и дальше, Центробанк может ввести в «Спурте» мораторий на движение средств, а также отозвать лицензию. По данным «БИЗНЕС Online», Даутова срочно ищет порядка 2 млрд. рублей. Предположительно, помочь может готовящаяся сделка с «Ростехом» по продаже промышленных активов Даутовой, в первую очередь недостроенного «КЗСК-Силикона». Есть информация, что доля предпринимательницы в нем оценена примерно в 1,5 млрд. рублей. Не исключалось, что дело в той или иной форме дойдет и до действующего КЗСК, который оценивается в 6 млрд. рублей. Напомним, КЗСК владеет 51,05% акций «КЗСК-Силикон» (остальное — у Росимущества). Наши источники сообщали, что Даутова готова заложить для привлечения спасительного кредита свою долю в КЗСК. По всей видимости, вопрос так или иначе решился, иначе бы Минниханов не говорил о «будущем собственнике». Но означает ли это, что Спурт Банк спасен?

... Рафинат Яруллин

...И ОТСТАЕМ ПО УРОВНЮ ЗАРПЛАТЫ

Впрочем, не КЗСК единым жив нефтегазохимический (НГХК) сектор республики. Как рассказал вчера Яруллин, по итогам первого квартала 2017 года предприятиями НГХК Татарстана отгружено продукции на 304 млрд. рублей, производство резиновых и пластмассовых изделий выросло на 7,1%, химических продуктов — на 6,7%, добыча нефти поднялась на 3,1%. Базовые предприятия увеличили производство продукции на 2,2%, выручку — на 25%, основной прирост обеспечили компании нефтедобычи и нефтепереработки. Отчисления в республиканский и местные бюджеты выросли на треть и превысили 14,5 млрд. рублей. Однако при этом выпуск нефтепродуктов упал на 7,3%. Объемы переработки нефти и газового конденсата уменьшились, сократился выпуск автомобильного бензина и дизельного топлива. Впрочем, рост цен на нефтепродукты позволил предприятиям увеличить выручку после прошлогоднего снижения и тем самым компенсировать сокращение выпуска.

Далее Яруллин прошелся по конкретным предприятиям. ТАИФ-НК снизил объемы переработки сырья на 6%, в основном из-за снижения переработки газового конденсата. Выросло производство печного топлива, но сократился выпуск моторных. Завод автобензинов работал с неполной загрузкой, так как ограничены возможности по сероочистке для выпуска бензина стандарта «Евро-5», сообщил Яруллин, это привело к тому, что индекс объема производства составил всего 89%.

«Казаньоргсинтез» увеличил производство на 5,4%, в том числе полиэтилена на 8%. Экспорт полиэтилена увеличился в 1,7 раза. Однако из-за низкого уровня цен выручка предприятия сократилась на 4%.

«Нижнекамскнефтехим» увеличил производство продукции на 5,3%. Выпуск каучуков вырос на 8%. На мировом и российском рынках выросли цены на синтетический каучук, чему способствовал дефицит натурального каучука и политика Китая по стимулированию спроса на автомобили. Это позволило НКНХ увеличить выручку на 4%. Здесь Яруллин сделал одно из своих традиционных лирических отступлений: «В мире сохраняется интерес к технологиям получения каучуков из натурального сырья. Некоторые производители планируют инвестировать 35 миллионов евро в изучение процесса получения каучука из одуванчиков». Почти по Рэю Брэдбери.

Казанский «Нэфис» увеличил выпуск на 7%, по итогам квартала снизилось производство чистящих и моющих средств, мыла, а выпуск синтетических моющих средств, напротив, вырос на 15%. Запланировано обновление оборудования для производства бытовой химии и косметических средств.

«Аммоний» снизил выпуск аммиачной селитры на 15% (причина — проведение ремонтных работ), а вот производство метанола увеличилось вдвое, карбамида — осталось на прошлогоднем уровне, при этом наблюдается резкое падение цен на него.

КЗСК, как уже было сказано, сократил производство более чем наполовину. «Высокая цена на бутадиен стала причиной низкой загрузки мощностей, — сообщил Яруллин. — По итогам первого квартала цифры очень плохие — 47 процентов. Ухудшились показатели работы Дзержинской площадки — снизилась выручка и численность работников».

Шинный комплекс «Татнефти» выпустил порядка 2 млн. 800 штук шин. Рост отмечен по всем видам шин. Выручка увеличилась на 28%, в том числе от продаж в Татарстане — более чем в два раза.

Резидентами «Химграда» получено более 5 млрд. рублей выручки, численность работников превысила 7,5 тыс. человек.

«Сохраняется отставание татарстанских компаний от российских и мировых лидеров по уровню зарплаты и производительности труда», — констатировал под занавес доклада Яруллин. Одна из ключевых проблем — в необходимости технического перевооружения производства. Среди предприятий НГХК РТ высокая степень износа отмечена в нефтедобыче — 62%, производстве резиновых и пластмассовых изделий — 45%, в химическом секторе показатель улучшился — 38%. Для сравнения, в США и запанной Европе износ основных средств производства составляет не более 20%.

Роман Попроцкий Роман Попроцкий

«К СОЖАЛЕНИЮ, СССР ПРЕКРАТИЛ СУЩЕСТВОВАНИЕ»

Интересное предложение Татарстану вчера было сделано израильским бизнесом. Директор департамента стратегического развития компании Isco Group Роман Попроцкий предложил организовать в РТ производство пектина — одной из самых популярных в мире и полезных пищевых добавок.

Как рассказал Попроцкий, в СССР было 7 производств пектина (в Молдавии, Беларуси и в среднеазиатских республиках). «К сожалению, Союз Советских Социалистических Республик прекратил существование, — грустно напомнил израильский бизнесмен, и в начале 90-х эти производства в течение года-двух исчезли». Сегодня пектин в России не производится, а импортируется из Китая (главный игрок), США, Германии и Дании. Между тем нашей стране ежегодно требуется 600 тыс. т в год этой пищевой добавки. Объем российского рынка пектина — $100 миллионов.

Попроцкий предлагает организовать в РТ соответствующее производство, причем крайне продвинутое. По его словам иностранная технология производства пектина — «абсолютная коммерческая тайна». Но точно известно, что основа классического пектинового производства — применение сильных кислот, реагентов и спиртов различной концентрации. Производственный процесс протекает при повышенных температурах и в агрессивной среде. Словом, те еще производства. Израильская технология кардинально иная, заверил Попроцкий. Преимущества: оборудование значительно дешевле, не более 20 человек в смене, экологичность, из «топлива» используется только электричество.

— Чем ваша технология отличается от классической? — заинтересовался Минниханов.

— Технология инновационная. Мы получаем пектин ультразвуковым способом в сухой среде, без применения реагентов, сточных вод. Кардинально новая технология.

— Кто у нас крупный потребитель? Кондитерские фабрики?

— Пищевая и фармацевтическая промышленность.

— Вы разработчики или производители?

— Разработчики-производители.

— А у вас желание есть в России организовать производство?

— У нас очень большое желание организовать его в Татарстане.

— Что нужно для этого — вода, газ, земля?

— Помещение, коммуникации, электроэнергия, вода.

— Тогда... Министры промышленности и экономики здесь. После совещания взвесим наши позиции. Мы вас услышали.

Фото: president.tatarstan.ru