Госкомитет РТ по тарифам вчера принял решение установить единый тариф на перевозки пассажиров общественным транспортом в Набережных Челнах Госкомитет РТ по тарифам вчера принял решение установить единый тариф на перевозки пассажиров общественным транспортом в Набережных Челнах / Фото: tatarstan.ru

«МЫ ТЕМ САМЫМ УСТАНОВИЛИ ТАРИФ НА УРОВНЕ НИЖНЕКАМСКА»

Госкомитет РТ по тарифам вчера принял решение установить единый тариф на перевозки пассажиров общественным транспортом в Набережных Челнах. Любопытно, что заседание комиссии прошло без перевозчиков или представителей челнинского исполкома. Уполномоченный по данному тарифному делу пояснила, что в госкомитет обратились и те, и другие — челнинцы просили увеличить стоимость проезда на все виды транспорта: за наличный расчет — с 20 до 23 рублей, по проездному — с 18 до 21 рубля, а при оплате билетом длительного пользования оставить цены на прежнем уровне (15 рублей) — в данном случае подразумевается тариф для льготников. Свои аргументы бизнесмены и чиновники высказали на согласительной комиссии 18 апреля — поэтому, видимо, никто и не поехал сегодня в столицу ради охраны стула на заседании правления.

Уполномоченная по тарифному делу также сообщила, что в 2017 году челнинский МУП «Электротранспорт» должен перевезти на трамваях 22,5 млн. пассажиров. Анализ экономического обоснования затрат на трамвайные перевозки показал рост расходов на 44,2 млн. рублей. Увеличение связано с необходимостью обновления трамвайного парка, износ которого составляет 80%, а также с ростом цен на энергоносители.

«Анализ экономического обоснования затрат на трамвайные перевозки показал рост расходов на 44,2 млн. рублей» Анализ экономического обоснования затрат на трамвайные перевозки показал рост расходов на 44,2 млн. рублей / Фото: «БИЗНЕС Online»

По автобусам объем перевезенных пассажиров в 2017 году принят в объеме 27,8 млн. человек, затраты выросли на 292,6 млн. рублей. По информации исполкома Челнов, убытки формируются в основном за счет роста цен на топливо и лизинговых платежей, которые в итоге будут погашены из дополнительных доходов муниципального бюджета. С учетом вышесказанного члены госкомитета предложили повысить стоимость билета как на автобус, так и на трамвай до 22 рублей наличными и до 20 рублей — по проездному. Впоследствии за эти цифры и проголосовали.

«То есть у нас получается наполняемость в среднем 22 процента?» — уточнил председатель госкомитета РТ по тарифам Марат Зарипов. Вместе с утвердительным ответом ему доложили, что исполком Челнов предоставил гарантийные письма с обязательством возить льготников.

Зарипов во время заседания комиссии ответил на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, почему стоимость проезда была повышена до 22 рублей, а не до 23, как просили перевозчики. «Мы тем самым установили тариф на уровне Нижнекамска. Там одна ценовая зона. Тем более мы рекомендовали [перевозчикам и исполкому Челнов], чтобы они посмотрели по оптимизации маршрута своей сети, чтобы уменьшить свои убытки, сделать наибольшую наполняемость автобусов. Потому что, действительно, автобусы новые, соответственно, большая сумма лизинговых платежей. Все равно надо подтягивать потихонечку», — прокомментировал председатель. При этом другие члены комиссии отметили, что в городах соседних регионов с населением в 500 тыс. человек проезд тоже стоит в районе 20 - 22 рублей.

Рашид Шамсудинов не смог прокомментировать компромиссное решение госкомитета Рашид Шамсудинов не смог прокомментировать компромиссное решение госкомитета Фото: nabchelny.ru

«НАШИ МИНУСЫ ПОКРЫВАЮТ 23 РУБЛЯ. ВЕРНЕЕ, ПОКРЫВАЛИ НЕДЕЛЮ НАЗАД...»

До населения новый тариф дойдет ориентировочно к началу мая. Сегодня правление тарифного комитета его утвердило — теперь официальная информация о новой стоимости должна появиться на портале правовой информации РТ, и только через 10 дней после публикации тариф предложат к оплате челнинцам.

Отметим, что «просьбу» перевозчиков оставить льготный тариф на уровне 15 рублей, как о том заявила уполномоченная по тарифному делу, просьбой можно считать лишь условно. Самому льготному пассажиру проезд по социальной карте обходится сегодня в 8 рублей — такая сумма выходит, если поделить уплаченные льготниками деньги на их поездки. Минфин добавляет перевозчикам еще по 7 рублей, и таким образом предприниматель имеет 15 в общей сложности, что на 7 рублей меньше, чем утвержденный общий тариф.

В Челнах за последние 10 лет тариф на проезд в автобусе повышался четыре раза, считая новый. В 2008 году билет на автобус стоил 12 рублей, затем проходил отметки в 15, 17 рублей, в прошлом году вырос до 20 рублей. Осенью прошлого года местные перевозчики направили в госкомитет по тарифам обоснование повышения тарифа до 23 рублей — именно эта сумма покрыла бы растущие затраты на содержание автопарков и обслуживание пассажиров.

Напомним, последний тендер оставил на челнинском автобусном рынке только два предприятия — это муниципальный «Электротранспорт» и частное ООО «Пассажирские перевозки», объединившее победителей конкурса под управлением директора Николая Тятюшкина — председателя некоммерческого партнерства камских перевозчиков. Именно эти предприятия занимались обоснованием 23 рублей, но, очевидно, не смогли убедить комитетчиков. Гендиректор «Электротранспорта» Рашид Шамсудинов не смог прокомментировать «БИЗНЕС Online» компромиссное решение госкомитета, а Тятюшкин пояснил, что за короткий период с подачи документов даже планка в 23 рубля устарела.

«Когда я ездил в тарифный комитет сдавать декларации, они говорили, что мы и так на плаву держимся, без повышения, — рассказал Тятюшкин. — А мы ничего и не просим — мы даем обоснование тарифа, и он по экономике составляет 23 рубля, эта сумма покрывает наши минусы. Вернее покрывала, пока солярка стоила дешевле — то есть еще неделю назад. Перевозчики знают, что „зимняя“ солярка дороже „летней“ — плотность у нее другая. Раньше при переходе на лето стоимость горючего оставалась на зимнем уровне, а сейчас — еще на лето не перешли, солярка уже на 3 рубля подорожала. Конечно, в комитете правы, на рентабельность мы выходим, раз работаем. Но работа ради работы — это же не жизнь. На ГСМ мы собираем, а технику обновлять разве не нужно? Мои машины ходят с 2008 года, и я должен откладывать средства на новые, но не могу, потому что не успеваю за всеми наценками».

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ «ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ» ЕЩЕ НЕ СТАЛКИВАЛСЯ С ЭКОНОМИКОЙ СТАРЫХ АВТОБУСОВ

По расчетам Тятюшкина, за те же 10 лет, в течение которых проезд подорожал на 10 рублей с 12 до 22, цена солярки выросла на все 20 рублей. Перечислять же все статьи расходов, которые регулярно растут, перевозчик не взялся — их слишком много. В качестве примера он привел покрышки и двигатели. «Резина полтора года назад стоила 2 - 2,5 тысячи рублей, сейчас самая дешевая стоит 3 тысячи, и на ней можно только летом ездить, как на велосипеде, — пояснил Тятюшкин. — Двигатели мы еще два года назад просто меняли за 100 - 105 тысяч, сейчас они стоят далеко за 200, и мы отдаем свои на капремонт, это обходится в 150 - 160 тысяч».

Интересно в данном случае, что муниципальное ООО «Электротранспорт», которое так и не вышло на рентабельность, с аналогичными проблемами вплотную еще не сталкивалось — предприятие возит сравнительно новыми «НЕФАЗами» большой вместимости, закупленными городом в 2014 году. Те же двигатели в «НЕФАЗах» стоят импортные, от Mercedes. Частники из «Пассажирских перевозок», если капремонтом не обойтись, заказывают двигатели для Ford, по словам Тятюшкина, в Китае и Турции — это сравнительно дешевые поставщики. Двигатели для «НЕФАЗов» сегодня можно заказать только в Европе. КАМАЗ, конечно, строит сейчас завод двигателей совместно с Daimler, но если на нем и будут выпускать автобусные моторы, то машины «Электротранспорта» их не дождутся — рассыплются. Тот же Ford-Sollers запустил завод двигателей в «Алабуге» в сентябре 2015 года, но моторы для микроавтобусов не локализованы — только для легковых автомобилей. Словом, когда «Электротранспорту» придет время всерьез заняться обслуживанием своей техники, убыточное предприятие столкнется с финансовыми сложностями, перед которыми нынешние покажутся цветочками.

По мнению частных перевозчиков, как работающих, так и формально покинувших рынок после крайнего тендера, социальной справедливости в нынешней корректировке тарифов немного: по сути, платежеспособное население платит за льготников, так как минфин, признавая обоснованность удорожания, тем не менее отказывается компенсировать его для льготных категорий населения.