Свое недовольство политикой ректора КФУ Ильшата Гафурова публично высказал министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов Свое недовольство политикой ректора КФУ Ильшата Гафурова публично высказал министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов

«ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРИДЕТ С СЕРТИФИКАТОМ, У НАС ПРЕДУСМОТРЕНА НАДБАВКА К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ ДО 10 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»

Казалось бы, сошедшая на нет полемика о постепенном исчезновении татарской науки и татарского языка из стен Казанского федерального университета стала главной темой выездного заседания комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, посвященного теме подготовки педагогических кадров в системе профессионального образования, прошедшего накануне на базе Арского педагогического колледжа имени Тукая. На этот раз свое недовольство политикой ректора КФУ Ильшата Гафурова публично высказал вице-премьер, министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов. Впрочем, самого Гафурова на встрече не было: по словам председателя комитета Разиля Валеева, ректор КФУ отсутствовал по уважительной причине — находился в командировке. Как сообщает сайт вуза, он выступал в научной библиотеке МГУ им. Ломоносова на расширенном заседании совета Евразийской ассоциации университетов.

Начиная заседание комитета, Валеев отметил, что президент Татарстана в своем ежегодном послании не остановился бы на вопросе подготовки педагогических кадров, если бы это не было настолько важным. «Невозможно надеяться на хорошее будущее народа, если у этого народа нет своих национальных школ и национального образования», — отметил депутат. Первым слово на правах хозяина дали главе Арского района Ильшату Нуриеву. Представляя его, председатель комитета Госсовета произнес эпитет «знатный». «Знатный глава Арского района или глава знатного Арского района?» — разразился своим фирменным заразительным смехом Фаттахов. Однако это был единственный момент, когда министр был весел — во время своего выступления он был более чем серьезен и суров.

«Мой долг как министра образования — подготовка педагогических кадров, повышение их квалификации», — начал свой спич Фаттахов. Говоря о качестве подготовки педагогов, министр образования остановился на международном опыте, когда выпускники педагогических вузов, прежде чем приступить к работе в школе, проходят обязательную сертификацию — то есть внешнюю, а не внутривузовскую оценку качества образования. Однако инициатива Татарстана внедрить передовые технологии у себя разбивается о непробиваемую броню сопротивления руководства КФУ. В прошлом году сертификация была добровольной. Из 329 выпускников КФУ соответствующих специальностей ее не побоялись пройти только 43 человека, то есть всего 13%. В Татарстане же в целом охват составил 54%.

Рияз Минзарипов (справа): «На следующий год попробуем госэкзамен провести в виде сертификации. Но молодежь сейчас грамотная, сразу в прокуратуру пишут» Рияз Минзарипов (справа): «На следующий год попробуем госэкзамен провести в виде сертификации. Но молодежь сейчас грамотная, сразу в прокуратуру пишут»

— Поэтому у нас есть претензии к КФУ в этом плане, но это было добровольно. В этом году мы хотим сделать сертификацию выпускников педагогических направлений обязательной, да, Рияз Гатауллович? — обратился Фаттахов к первому проректору КФУ Риязу Минзарипову, предложив заменить сертификацией госэкзамен.

— В этом году не получается, уже сроки прошли все, — ответил проректор.

— Вот, в штате Калифорния, да и не только в США, в Финляндии, в Сингапуре без сертификации не допускают выпускников к работе в школе. Это везде так, — вспомнив свою недавнюю поездку в числе делегации от Татарстана в США, отметил Фаттахов.

— В Туркменистане не допускают, — поддержала его ректор Набережночелнинского педагогического университета Файруза Мустафина.

— Основной заказчик — министерство, сертификацию проводит министерство, а здесь у нас мы не можем этого добиться. Я считаю это неправильным, Разиль Исмагилович, — обратился к Валееву министр образования.

— Сертификацию должно проводить министерство образования уже при приеме на работу. На следующий год попробуем госэкзамен провести в виде сертификации. Но молодежь сейчас грамотная, сразу в прокуратуру пишут, — ответил министру Минзарипов.

— Все от вас зависит, от руководства, — не сдавался Фаттахов.

— Нет, волюнтаризм все не решает, все будем делать на законодательной основе, — парировал проректор КФУ.

— Я хочу, чтобы вы все эти моменты фиксировали. Я не зря приехал сюда сегодня — у меня есть много вопросов по подготовке и повышению квалификации кадров. Я хочу вашей поддержки в этом плане, — обратился к председателю комитета Госсовета руководитель минобрнауки. — Я хочу, чтобы учителя приходили в школы только с сертификатами, потому что заказчики-то мы, мы отвечаем за качество обучения. Не только диплом — у выпускника должен быть и сертификат. Тем более для тех, кто придет с сертификатом в школы, у нас предусмотрен грант — ежемесячная надбавка к заработной плате в размере до 10 тысяч рублей. Ну как может выпускник, который хочет работать в школе, отказаться от сертификации? Тогда он не пойдет в школу или не готов работать в школе.

Марат Лотфуллин: «Есть кадровая потребность в системе образования. Для развития национальных кадров нужны билингвальные кадры» Марат Лотфуллин (четвертый слева): «Есть кадровая потребность в системе образования. Для развития национальных кадров нужны билингвальные кадры»

«ПОДГОТОВКУ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ НА ТАТАРСКОМ ЗАКРЫЛИ. ЭТО СТЫД И ПОЗОР»

«В количественном плане мы покрываем дефицит, основной вопрос — это качественная подготовка наших педагогических кадров. Самое важное для нас — это качество и подготовка национальных кадров», — остановился еще на одной большой проблеме министр образования.

«К сожалению, в течение нескольких лет мы наблюдаем снижение бюджетных мест, выделяемых федеральным центром для подготовки кадров, в связи с этим происходит закрытие приема подготовки специалистов для билингвальной образовательной среды. Есть проблема — в стенах КФУ уже не готовят учителей по биологии, музыке, ОБЖ. По ряду предметов в КФУ уже не готовим наших учителей. Да, в Елабуге готовят, но мы считаем это неправильной тенденцией. Казань — это наша столица, основная подготовка учителей должна вестись в Казани! Я не говорю еще о кадрах для национального образования. Несмотря на то что спрос есть!» — возмущался Фаттахов.

По словам министра, ежегодно в республике возникает потребность в 20% педагогов, способных работать в билингвальной образовательной среде и обучать на татарском языке.

— При этом сегодня прием на обучение по программе преподавания школьных предметов вузами РТ фактически не осуществляется. Так, с 2014 прекращен прием педагогов по двойному профилю по математике, информатике. В настоящее время в КФУ обучаются 3 - 5 курсы по данному профилю, — бросил еще один камень в огород КФУ министр образования.

— Подготовка кадров для национальных школ — в условиях критики в этой области, нужно исходить из реалий — выделение бюджетных мест, кроме татарской филологии, федеральным минобром невозможно законодательно. А для республиканского бюджета это весьма значительные суммы. Поэтому наша модель строится на переподготовке студентов, обучающихся на русском языке. Физики, химики, биологи после освоения основного предмета могут освоить его на татарском языке, — дал свой ответ проректор КФУ.

Эту же стратегию выдвигал в прошлом году и ректор Гафуров, после того как Рустам Минниханов выдал ему «желтую карточку», а общественность всерьез обеспокоилась тенденцией планомерного вымывания национального образования из университета. Как оказалось, для этих целей в университете даже успели создать центр национальной татарской педагогики, который возглавил профессор Анвар Хузиахметов. Однако участники заседания не согласились с таким решением.

— Вы говорите, что нет бюджетных мест. А почему вы до сих пор продолжаете набирать группу немецкого языка как иностранного? Вместо немецкого нельзя ли было набрать татарскую группу? — поинтересовался Фаттахов.

— У нас богатая школа преподавания немецкого языка. Мы должны отказаться от нее? — вопросом на вопрос ответил Минзарипов.

— Ситуация не очень хорошая. Есть кадровая потребность в системе образования. Для развития национальных кадров нужны билингвальные кадры. Вопрос о том, а куда же они пойдут, не должен стоять. Они смогут преподавать и на русском, и на татарском языке. Они ничье место не занимают!.. За 20 лет мы подготовим 1200 учителей татарского языка — это 10 процентов татар-детей. Мы что, только 10 процентов татар собираемся учить на родном языке?.. И Казанский университет далеко не ушел. Подготовку учителей математики и физики на татарском закрыли. Это стыд и позор! — поддержал министра старший научный сотрудник Института истории АН РТ Марат Лотфуллин.

Как оказалось, в деле подготовки национальных кадров министерство образования республики все-таки выработало свой механизм. При поддержке президента республики начата программа по целевому обучению по заказу муниципалитетов со стипендиальной поддержкой 15 тыс. ежемесячно. По данной программе в КФУ сегодня обучаются 183 таких стипендиата, 57 из них получают образование в группах с татарским языком обучения. Их целенаправленно готовят к работе в билингвальной языковой среде. Однако и здесь между республиканским минобром и КФУ отношения не сложились.

«В стенах КФУ должен быть центр ответственности, хотя бы проректор, ответственный за педагогическое образование! Мы хотели включить это в решение попечительского совета, но его убрали, не включили. У нас 183 целевика, они рассредоточены в разных институтах, мы сами звоним, созваниваемся и находим каждого целевика, потому что в КФУ нет центра ответственности, не можем через кого-то выйти на этих студентов. Но так же не бывает! Мы же не можем с каждым студентом отдельно работать, Рияз Гатауллович? — в очередной раз обратился к представителю КФУ Фаттахов. — Среди них есть еще 23 троечника, а троечников быть не должно! Мы хотим их исключить. Мы им стипендию по 15 тысяч платим, а они еще и троечники, это нас не устраивает! Эта работа должна идти согласованно. Мы считаем, что они должны составить педагогическую элиту. Мы и так потеряли среду педагогического образования, а тут вообще нет центра ответственности».

Энгель Фаттахов: «В стенах КФУ должен быть центр ответственности, хотя бы проректор, ответственный за педагогическое образование» Энгель Фаттахов (справа): «В стенах КФУ должен быть центр ответственности, хотя бы проректор, ответственный за педагогическое образование»

«Я, КОНЕЧНО, ДУМАЛ, ЧТО СЕГОДНЯ ЗДЕСЬ БУДЕТ САМ ГАФУРОВ, ПОЭТОМУ Я ГОТОВИЛСЯ»

«Учителя не могут и без повышения квалификации, они должны проходить ее не менее одного раза в три года», — продолжил министр. В 2017 году для этих целей из бюджета РТ будет потрачено более 100 млн. рублей, 37% из которых будет передано КФУ. При этом учителя, как оказалось, сами выбирали место, где бы они хотели пройти курсы повышения квалификации.

— Ильшат Рафкатович обвинил нас в коррупционной составляющей и говорил, что все 100 миллионов мы должны отдать КФУ. Если бы нас это устраивало, мы бы 100 процентов отдавали Казанскому университету. Но то, как повышают квалификацию педагогов в КФУ, нас не устраивает! — разразился очередной гневной тирадой в адрес университета министр образования. — Квалификация проходит в общежитии на Роторной. Педагоги не видят ни лабораторий, ни базы КФУ. Мы дали уж вам 30 процентов, это было политическое решение, несмотря на то, что только 25 процентов учителей выбрало КФУ. А во время попечительского совета Гафуров преподнес по-другому. Либо у него нет этой информации, либо вы до него ее не доводите, Раяз Гатауллович? Вы сначала у себя разберитесь, как у вас проходит повышение квалификации, потом мы вам в полном объеме эти средства будем отдавать.

— Если такие факты есть, мы будем их устранять, — не стал отпираться Минзарипов.

По словам Фаттахова, по поручению Минниханова рассматривается вариант создания нового центра повышения квалификации учителей в здании бывшего педагогического университета. «Нужен мощный центр. Мы должны использовать потенциал КФУ, но все должно проходить в другом формате. Мы заказчики, как может этот процесс проходить без нашего участия? Нужны немалые средства, президентом поддержано. Нужно вместе работать, мы должны проработать этот вопрос совместно с вами».

— Мы через себя пропустили 600 директоров школ. У меня есть вся информация, кто лучший директор, кто в красной зоне, у меня есть рейтинг директоров. В этом году я пропускаю через себя 600 завучей, потому что они потенциальные директора, поэтому нам нужен мощный центр. Если мы не будем системно работать с директорским корпусом, с завучами и учителями, у нас никогда не будет результата в улучшении качества образования. Мы должны эти вопросы с руководством КФУ нормально урегулировать. Я, конечно, думал, что сегодня здесь будет сам Гафуров, поэтому я готовился. У меня есть еще вопросы.

— Я ему передам, — пообещал Минзарипов.

Ринат Закиров: «Татары 100 лет не могли зайти в КФУ, через 100 лет после того, как отстояли право учиться там, зашли наконец, и вы их вновь выдавили» Ринат Закиров (справа): «Татары 100 лет не могли зайти в КФУ, через 100 лет после того, как отстояли право учиться там, зашли наконец, и вы их вновь выдавили»

«НАМ НУЖНЫ КАДРЫ, А КФУ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ»

— Самая слабая подготовка учителей в Елабуге. Нельзя ли сосредоточить подготовку педагогических кадров в Казани и Набережных Челнах, а Елабугу отдать другим направлениям? — спросил уже в конце встречи у проректора КФУ Фаттахов.

— Может быть, в этом и есть целесообразность, но мнение ректората — Елабуга должна пока работать в этом направлении. Это на усмотрение Гафурова.

Тут уже не выдержал председатель исполкома всемирного конгресса татар и депутат Госсовета Ринат Закиров.

— Когда объединяли университеты, перед общественностью ректоратом было дано слово, что ничего не изменится, педагогическое направление останется, как работало, так и будет работать. Минтимер Шарипович [Шаймиев] это подтвердил, он сказал: останутся все направления педагогического образования, просто все будет под одной крышей. А сейчас вы говорите: «Гафуров», «на усмотрение Гафурова». Почему он скинул все педагогическое направление в Елабугу? — глава ВКТ был не на шутку рассержен. — Какое у него есть право решать все на свое усмотрение? Пора уже встретиться и прийти к общему знаменателю. Передайте ему, хватит прятаться! Это крик души Энгеля Наваповича. Вся культурная жизнь, инфраструктура в Казани, педагоги должны воспитываться здесь.

— КФУ готовит педагогов, приходите, все увидите, — пригласил в университет депутата Минзарипов.

— Экскурсия не нужна нам, мы и так все знаем — не только то, что вы делаете, но и о чем думаете. Татары 100 лет не могли зайти в КФУ, через 100 лет после того, как отстояли право учиться там, зашли наконец, и вы их вновь выдавили, — продолжил Закиров.

— Мы готовили и будем готовить национальные кадры, — не сдавался Минзарипов.

— На словах — да, а на практике? Невозможно готовить педагогов вместе с юристами и международниками, — парировал Закиров.

Разиль Валеев: «КФУ должен работать не только на всю страну, но и на республику» Разиль Валеев (второй слева): «КФУ должен работать не только на всю страну, но и на республику»

— Проблем действительно очень много. Я считаю, что КФУ должен работать не только на всю страну, но и на республику, — подвел итоги заседания Валеев. — Важнее вопроса, чем подготовка педагогов, нет. Эти вопросы возникли не сегодня, мы их обсуждаем. Это вопрос республиканской важности. И президент этим озабочен. Федеральный университет должен быть универсальным университетом, он должен готовить всех специалистов. Как это нет педагогов по биологии? — возмутился он.

— Что меня больше всего беспокоит: у минобра есть четкие задачи, определенные нашим президентом, законами и программами, у КФУ — свои задачи. Мы очень хотим, чтобы эти задачи были едины. Наш самый главный критерий — потребности нашей республики! Разные задачи быть не должны. Нам нужны кадры, а КФУ — международный рейтинг. Надо найти общий язык. Мы никогда не достигнем поставленных целей, если КФУ и минобр не будут двигаться в одном направлении. Если не будет достигнуто взаимосогласие, сколько бы мы ни обсуждали, ни к чему хорошему это не приведет, — резюмировал председатель комитета Госсовета.

Фото: Андрей Данилов, gossov.tatarstan.ru