Назир Киреев (справа): Моя идея предусматривает строительство автомобильного моста, совмещенного с мостом для высокоскоростной железнодорожной магистрали» Назир Киреев (справа): «Моя идея предусматривает строительство автомобильного моста, совмещенного с мостом для высокоскоростной железнодорожной магистрали» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В СЕГОДНЯШНИХ ГРАНИЦАХ КАЗАНИ НИ О ЧЕМ ПОДОБНОМ НЕ ПРИХОДИТСЯ ДАЖЕ МЕЧТАТЬ»

— Назир Талипович, строительство нового моста предусматривается генпланом Казани, который будет представлен горожанам в 2018 году. Мост предполагается построить в районе Гребеней. Насколько понимаю, вы видите его в другом месте...

— Моя идея предусматривает строительство автомобильного моста, совмещенного с мостом для высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ). Она базируется на первоначальном варианте прохождения трассы ВСМ от Чебоксар — по правобережью Волги. Разница только в том, что мост проектировщики предлагали построить ниже Казани, а вокзал ВСМ разместить в районе аэропорта. После того как его решили сделать в районе Северного вокзала, я предложил построить мост в районе Печищи — Аракчино. Дальше трассу предлагаю провести по границе периметра бывшего склада боеприпасов и кратчайшим маршрутом — к Северному вокзалу.

— В чем плюсы этой схемы?

— Маршрут по правобережью Волги идет по пустынной местности, что уже прекрасно, поскольку обеспечивает полную сохранность заповедников, уникальную лесопарковую зону в районе озера Лебяжьего и Зеленодольска. Этот вариант не требует сноса уже имеющихся сооружений, не создает никакого шума в населенных пунктах между Зеленодольском и въездом в Казань. Кроме того, трасса Казань — Зеленодольск, которая сегодня перегружена, а завтра из-за строительства микрорайона «Салават Купере» грозящая вообще стать непроездной, освобождается от транзитного транспорта, выезжающего из Казани в районы республики на правом берегу, в сторону Чувашии, сокращает каждому выезжающему до 50 километров пути и, соответственно, горючего.

Мост непосредственно в Казани открывает прекрасные перспективы развития столицы республики на правом берегу Волги. Эта присоединенная территория располагается на массивной известняковой подложке, что в сочетании с западной розой ветров создает уникальные экологические преимущества. Проживание там будет, безусловно, более предпочтительным, чем в нынешних границах города. Если сейчас Казань застроена по сложившейся в далеком прошлом географии дорог и районов, то с мостом Печищи — Аракчино столица получит уникальную возможность для создания на основе современных планировочных подходов замечательных архитектурных ансамблей в виде объектов культуры, науки, спорта, правительственных и городских учреждений. В сегодняшних границах ни о чем подобном не приходится даже мечтать. Эти ансамбли, а также расположенные на ступенчато спускающихся к реке террасах скверы, парки сделают Казань уникальным городом, располагающимся на обоих берегах великой реки. Руководители, которые решат развивать столицу таким образом, безусловно, войдут в историю Казани.

КАК ТАТАРСТАНУ ИЗБЕЖАТЬ ТРАТ НА НОВЫЙ МОСТ

— Картина захватывающая, но ведь все стоит денег. Сообщается, что только на проектирование моста в районе Гребеней понадобится 80 миллионов рублей...

— Предлагаю воспользоваться необходимостью строительства моста ВСМ, на который финансирование уже заложено. Республике не придется искать средства ни на проектирование, ни на строительство. К тому же срок ввода ВСМ уже определен, и можно с высокой степенью вероятности утверждать, что мост для ВСМ через Волгу появится много раньше любого другого.

— Сообщалось, что проект ВСМ уже передан на утверждение в правительство России, и мост для нее запланирован чуть ниже Чебоксар...

— Но также появилось сообщение о том, что правительство отправило проект на доработку по очень важным причинам, в том числе экономического характера. И очевидно, что совмещение в мостовом переходе автомобильного и железнодорожного путей сделает его быстрее окупаемым.

Наконец, есть обстоятельства, диктующие особую необходимость строительства моста в районе Печищи — Аракчино, где ширина реки самая маленькая. Но вначале — небольшое отступление. В середине прошлого года на мосту через Волгу я попал в огромную пробку. Я и прежде видел огромные скопления автомобилей, например, на стоянке готовой продукции КАМАЗа, когда в сутки выпускалось 600 и более грузовиков, но столько машин, как в той пробке, видел впервые. Только большегрузных трейлеров было две сотни! Вот тогда я особо прочувствовал огромное значение моста через Волгу на трассе М7... Оказалось, причиной пробки был оставленный на мосту трактор, который перегородил одну полосу, а также ДТП (в районе слияния трасс) двух легковых машин, тоже перегородивших одну из полос. Пробка возникла всего лишь из-за двух узких мест.

Сегодня автомобильные дороги типа М7 — неотъемлемая часть поддержания непрерывного технологического процесса промышленных предприятий, не говоря уже об обеспечении товарами торговых сетей, а также о пассажирском сообщении. М7 соединяет Европейскую часть России с левобережьем Волги, Уралом и Сибирью, связывает Нижегородскую область, Мордовию, Татарстан, Чувашию на правом берегу Волги, и Марий Эл, Удмуртию, Башкортостан, а также Кировскую, Пермскую, Свердловскую и Челябинскую области — на левом. Все они насыщены предприятиями, выполняющими важные государственные заказы. Вывод этого моста из строя нарушит весь технологический процесс предприятий. Не говоря уже об особом периоде, когда нужно будет решать еще более важные мобилизационные задачи. Обязательно надо иметь мосты-дублеры! Одним из них может стать мост в районе Печищи — Аракчино.

— Но ведь на Волге еще есть мосты...

— На протяжении почти 250 километров фарватера Волги имеется всего лишь один мост, в районе поселка Займище. Ближайшие расположены в 100 километрах выше по течению, в районе Чебоксар, и в 150 километрах ниже, в Ульяновске.

ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПАУЗОЙ В ПРОЕКТЕ ВСМ

— Может ли выполнять роль дублера мост в Гребенях?

— Может, когда появится. Мост ВСМ будет построен не позже 2020 года, мост в Гребенях — это очевидно — много позже.

Теперь о синергетическом эффекте предлагаемого моста. Запланированный только железнодорожный мост ВСМ ниже Чебоксар даст экономический эффект только в составе этой магистрали. Но он имеет издержки в виде прохождения трассы по освоенным территориям, где придется освобождаться от уже построенных объектов, а также огромные экологические издержки. Совмещение моста ВСМ с автомобильным, почти при той же стоимости его строительства, позволит сэкономить средства бизнеса и граждан за счет сокращения расстояний и отсутствия пробок на трассе Зеленодольск — Казань. За счет синергетического эффекта будет ускорена окупаемость средств, вкладываемых в строительство ВСМ.

— Что бы вы предложили сейчас в свете заявления Ильсура Метшина о намерении построить мост через Волгу?

— Необходимо обсудить значение моста в районе Печищи — Аракчино. В связи с отправкой проекта ВСМ на доработку можно воспользоваться паузой и обратиться в правительство России и в инстанции, заинтересованные в стабильной работе предприятий, выполняющих государственные заказы, а также в структуры, отслеживающие готовность территорий к серьезным непредвиденным ситуациям, с обоснованием крайней необходимости дублера моста на трассе М7. Другими словами, предложить срочно доработать проект ВСМ, имея в виду строительство совмещенного (железнодорожного и автомобильного) моста в районе Печищи — Аракчино.

— А как быть с планами строительства моста в районе Гребеней?

— Продолжать работать над ними. В ведущих индустриальных странах мира почти нет разрывов в расстояниях между мостами на крупных реках более 30 - 50 километров.