«ИДЕОЛОГИЯ ЭТИХ ПОДРОСТКОВ ТАКОВА, ЧТО НУЖНО НЕНАВИДЕТЬ ЕВРЕЕВ, НЕГРОВ, КИТАЙЦЕВ, КАВКАЗЦЕВ, ПОТОМУ ЧТО, ПО ИХ МНЕНИЮ, ТЕ ЯВЛЯЮТСЯ БОГАЧАМИ И «ХОРОШО ЖИВУТ ЗА СЧЕТ СЛАВЯН»

В новостной ленте одной из газет нашей республики совсем недавно было написано: «Следственное управление (СУ) СКР по Татарстану и региональное МВД сообщили о раскрытии убийства 24-летнего гражданина Республики Чад Махджуба Тиджани Хассана, студента КФУ. По данным полиции, подозреваемые являются приверженцами неонацистской идеологии».

Событие вызвало массу возмущения среди населения, много страха среди молодежи, волнений руководства университета, республики, безмерного родительского горя участников произошедшего случая и оперативную реакцию сотрудников правоохранительных органов. А годом раньше Московский районный суд Казани приговорил к четырем годам колонии общего режима 18-летнего казанца, обвиняемого в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью также по мотивам идеологической ненависти. Как установили оперативники, задержанный также причислял себя к неформальному молодежному объединению скинхедов. До задержания на протяжении длительного времени подозреваемый бродяжничал, нигде не работал и не учился. Кстати, «герои» последнего события также нигде не работали и не учились. Убийство студента из Республики Чад — не последнее преступление, совершенное за недавнее время в Казани. Предположительно, на национальной или расовой почве 22 февраля на улице Чуйкова было совершено нападение на 22-летнего Ранэля Мирсаидова, который получил 18 ножевых ранений, но ему повезло — врачам удалось спасти его жизнь.

Пояснять разницу между фашизмом Муссолини, национал-социализмом Гитлера, расизмом, национализмом, традами, различными молодежными движениями, принадлежащими к определенной субкультуре, в данной статье не имеет смысла, эта информация представляет больше исторический и политико-исследовательский интерес.

Мы остановимся на представителях молодежной субкультуры, которые, по словам журналистов и сотрудников правоохранительных органов, причастны к последним нашумевшим случаям, — скинхедах.

Скинхеды, или скины (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова), — это собирательное название представителей молодежной субкультуры. Движение зародилось в Англии в конце 1960-х, и социологи считают скинов порождением экономического кризиса времен Маргарет Тэтчер. Тогда многие отчаявшиеся безработные обрили себе волосы, пополнили ряды фашистского Национального фронта и принялись устраивать погромы в кварталах, населенных выходцами из Индии. Во времена СССР их называли неформальными молодежными объединениями. Наши российские скинхеды — это такое же порождение экономических и социальных проблем. Часто это дети безработных или дети родителей, чей социальный статус за годы реформ резко понизился (например, из старшего научного сотрудника или учителя в торговцы в палатке, из ведущего инженера в челноки и т. д.). Эти подростки пропитаны, по сути, социальной ненавистью, которая окрашена из-за провозглашенной идеологии в их субкультуре в национальные и расовые цвета. Их идеология такова, что нужно ненавидеть евреев, негров, китайцев, кавказцев, потому что, по мнению скинов, те являются богачами, что они «хорошо живут за счет славян». Или могут быть другие умозаключения, например другая идеология, другой цвет кожи и т. д.

История возникновения и развития скинхедов сложная, существует несколько направлений: движение левых, правых, аполитичных и пр. Люди часто отождествляют скинхедов с нацизмом, расизмом, фашизмом, агрессией, но если рассматривать основные этапы развития формирования этой субкультуры, то можно проследить, что не все направления связаны с политикой. В России под скинхедами подразумевают асоциальные лица, агрессивно настроенные, использующие символику и, когда удобно, идеи для оправдания хулиганских действий. А иногда в рамках существующей культуры и дискурсах средств массовой информации слово «скинхед» используется в качестве ярлыка, когда скином объявляется каждый, кто совершил какое-либо преступление против иностранца или лиц так называемой «нетитульной» национальности на российской территории, т. е., напротив, иногда действия этого движения излишне политизируют. Вспомнились слова Артура Шопенгауэра: «Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой принадлежит».

Как будто в подтверждение этого афоризма мне попалась статья, где автор, руководитель исследовательского коллектива по молодежным движениям московского вуза, выложил диалог в виде интервью с представителями этой субкультуры, откуда было ясно видно, что молодежь не имела четких политических взглядов, их мнения разнились с мнениями товарищами, а политические симпатии терялись и просто были не определены. Молодые люди не разбирались в простых исторических вопросах, путались в фамилиях политических деятелей, важных исторических датах и не знали толком своих целей. И вывод был сделан такой: скинхеды или представители якобы неонацистской идеологии, считающие себя политизированными, оказались политически безграмотными молодыми людьми с низкой культурой и недостаточным образованием.

«В СТРАНЕ НЕ УСТРАНЕНЫ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ПРИВЕДШИЕ К РАСЦВЕТУ ЭТИХ ДВИЖЕНИЙ»

Так что проповедуют? Почему создаются? Почему убивают? И главное: как с этим бороться?

Хотя скинхеды и считаются представителями европейской и американской культуры, по отчетным данным за 2014 - 2015 годы МВД РФ видим, что в России насчитывается от 15 до 20 тыс. скинхедов, по другим данным, до 100 тыс. человек. Много их в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону. Так, по словам профессора Анатолия Козлова, заведующего лабораторией проблем молодежи НИИ комплексных социальных исследований Госуниверситета, в Петербурге насчитывается около 3 тыс. скинхедов и около 11 - 12 тыс. представителей неофашистских организаций. В настоящее время в Казани, по разным источникам, насчитывается примерно около 80 - 100 человек, относящих себя к скинхедам либо так называемым правым националистам. В толпе их легко узнать: лысые или коротко стриженные, широкие штаны, армейские ботинки, свастики, фашистские наколки. В Казани их можно встретить на Центральном стадионе Казани, они ярые болельщики футбольного клуба «Рубин». Чаще именно они устраивают беспорядки, столкновения с болельщиками команд-соперниц. Но их движение не имеет сплоченного и организованного характера, т. к. для их объединения характерна частая смена лидера или его отсутствие. Свою идеологию они строят как протест против общественной морали. Иногда про них говорят, что это политизированные гопники, оправдывающие свои жестокие и хулиганские действия какой-либо социально-политической и человеконенавистнической идеей.

В чем причина жизнеспособности таких проявлений?

Во-первых, в стране не устранены основные проблемы и факторы, приведшие к расцвету этих движений, — массовая бедность, не сглажен имущественный разрыв между разными слоями населения. То есть экономическая причина.

Во-вторых, не существует определяющей идеологии, которая была бы не только ведущей среди молодежи, но и воспитательной.

В-третьих, нужны планомерная работа по стратегической профилактике в учебных заведениях, законодательная бдительность и высокая правовая культура населения (например, граждане должны сообщать правоохранительным органам о сборах молодых людей в каких-то малолюдных местах или заброшенных зданиях, так как такие неафишируемые сходки молодых людей всегда являются сигналом недобрых дел).

Далее самое очевидное — это распад системы школьного образования, особенно блока гуманитарных дисциплин. Подумать только, время, отведенное на изучение Великой Отечественной войны в школе, сокращено в шесть раз и доведено до двух-трех уроков. Ксенофобия преодолевается, как известно, просвещением, воспитанием, культурой. Сегодня нужно не выяснять, кто породил в стране скинхедов, а заняться профилактикой в виде целенаправленной идеологической борьбы с расистской субкультурой, а это, еще раз повторюсь, просвещение, воспитание, занятость молодежи, увлеченность подростков полезной деятельностью и культура.

Отсутствие понимания в семье, учебном коллективе также является одной из причин, которая приводит молодого человека в такие движения (подростковый возраст 13 - 19 лет является доминирующим в таких субкультурах), где готовы принять нормы и моральные принципы, которые расходятся с общепринятыми в социально-нормальной среде.

Как себя вести, если столкнулись со скинами?

Не знаю... Видимо, так же, как с отморозками-хулиганами, моральными уродами, недоумками, насильниками. В мире существуют общепринятые советы: во-первых, не стоит вступать в перепалку, дискуссию, полемику, не нужно смотреть в глаза; во-вторых, сохранять при возможности выдержку — оказалось, что внешнее спокойствие в момент опасности дает сигнал мозгу, срабатывает инстинкт самосохранения, так называемый сигнал тревоги в опасной ситуации, такой процесс мобилизует физические силы, ускоряет мысли, концентрирует внимание, помогает найти выход из тупиковой ситуации. Если есть возможность, то нужно уйти, убежать. Если убежать невозможно, обязательно сопротивляться. Как сказали бы профессионалы в области юриспруденции: «У вас теперь есть право на сопротивление». Если не удалось уйти, то никогда не сдавайтесь, ставка в игре очень высока, чтобы уступить, не испробовав все возможные средства.

В итоге, как принято говорить, есть плохая и хорошая новость одновременно. Плохая: политических примеров в истории, когда в мире удалось бы покончить с расистскими и нацистскими движениями, нет. И если не хорошая, то хотя бы обнадеживающая: в Татарстане уровень экстремистских проявлений в молодежной среде республики ниже по сравнению с другими регионами страны. Следствие нашей республики выяснит и вникнет в детали произошедшего дела, статья «Убийство и причинение тяжкого вреда здоровью на почве национальной ненависти» — это серьезно, наказание предусматривается серьезное. Важно, чтобы таких горьких случаев в нашей республике больше не повторялось...